Белая башня в Александровском парке г. Пушкин. Основные сведения и режим работы Белой башни. Виртуальная экскурсия по паркам Пушкина. Павильон «Белая башня Ты очень спокойно об этом рассказываешь…

Александровский парк расположен в городе Пушкин, в 30 километрах от центра Санкт-Петербурга. Он входит в состав музея-заповедника Царское село, частью которого также являются и Екатерининский дворец. Вход в Александровский парк свободный, поэтому потратиться придется только на дорогу. Территория парка занимает 200 гектар, поэтому если вы любите гулять и наслаждаться природными красотами и уникальными ландшафтными решениями зодчих XVIII века, лучше запастись бутербродами и зонтиком, на случай переменчивой петербургской погоды. Если же встать пораньше и приехать в Царское село утром, то вы сможете за один день объять необъятное посетив Александровский сад, Екатерининский парк и Екатерининский дворец. На такую прогулку вам потребуется целый день, а может быть его и вовсе не хватит.

Александровского парк и его достопримечательности

Вход в Александровский парк расположен ровно напротив парадного входа в Екатерининский дворец. До Царского села можно добраться на маршрутках № 287, 342, 545, конечная остановка которых находится недалеко от станции метро «Московская» в Санкт-Петербурге. Если вы взяли экскурсию в Санкт-Петербурге, то скорее всего в нее будет включен Екатерининский дворец и будет отведено немного свободного времени на Екатерининский парк. Поэтому если вы хотите насладиться Екатерининским парком и Александровским парком в полной мере, лучше приехать в Царское село самостоятельно.

Большой китайский мост

У входа в Александровский парк нас встречает Большой китайский мост. Мост был построен в 1785 году по проекту Камерона, шотландского архитектора, построившего Камеронову галерею в Екатириненском парке строительстве Екатерининского дворца. Особенность Большого китайского моста состоит в том, что сооружен он из розового гранита. Парапет же украшен китайскими вазами, из которых свисают красные кораллы, выполненные из кованного железа. Скульптуры же четырех китайцев, украшающие мост восстанавливали два раза. Сначала из-за обветшания в XIX веке, а потом в 2010 году их воссоздали на смену утраченных во времена Великой Отечественной войны.

Новый сад

Александровский парк условно делится на два парка — это Новый сад и Пейзажный сад. Территория нового сада ограничена каналом в форме квадрата. Через канал в нескольких местах переброшены небольшие мостики, один из которых даже имеет название Трясучий мостик. Почему он так называется вы узнаете сами, когда окажетесь на нем.







В большой квадрат Нового парка вписаны еще четыре одинаковых квадрата. Каждый из квадратов являет собой какую-то особенность. В зоне справа от входа расположен небольшой пруд Озерки.



Вторая зона Нового сада полностью занята горой «Парнас», ее видно за зарослями.

В третьей зоне расположен Китайский театр, а точнее его руины. Здание было возведено по проекту Антонио Ринальди под руководством Неелова. И в 1779 году для Екатерины II здесь состоялось первое представление. Здание сгорело в ходе обстрела города Пушкин в 1941 году.







Четвертая зона Нового сада занимает куртина «Грибок». Дословно куртина обозначает театральный занавес, а в средневековье так называлась часть вала оборонительных сооружений бастиона. Конкретно эта куртина представляет собой небольшую возвышенность в центре, от которой лучами отходит восемь аллей, отгороженных друг от друга высоким подстриженным кустарником.

Драконов мост

Также к достопримечательностям Нового сада Александровского парка можно отнести несколько мостов, объединенных одной тематикой древнего Китая.









Самый выделяющийся из таких мостов называется Драконовым мостом.



Драконов мост был построен одновременно с Большим китайским мостом, который находится у входа в парк. Украшающие мост крылатые драконы, первоначально были изготовлены из известняка, как и фигуры китайцев на большом мосту. Драконы, которые украшают мост в настоящее время являются чугунными и вылиты в 1860 году.

Пейзажный сад

Территория парка, находящаяся вне квадрата ограниченного каналом называется пейзажным садом, его территория гораздо больше Нового сада. Здесь хорошо просто гулять по нескончаемым тропкам и дорожкам, но и в пейзажном парке найдется несколько достопримечательностей, обязательных для посещения.





Арсенал

Чтобы дойти до Арсенала придется пройти весь новый сад и еще столько же по пейзажному парку. Проще всего сюда попасть от главного входа в парк, для этого понадобиться просто идти прямо. Дальше этого сооружения мы не заходили. Дело в том, что большинство тропинок Александровского парка гравийные или вовсе протоптанные, а погода в Санкт-Петербурге почти всегда сырая. Поэтому готовясь к продолжительной прогулке по парку, лучше всего одевать непромокаемую удобную обувь. Мы же были обуты в летние кеды, да плюс ко всему возникли трудности с предметным ориентированием, поэтому было принято решение дальше Арсенала не заходить. Построенное в 1834 году здание Арсенала было разрушено в ходе Великой Отечественной войны и восстановлено совсем недавно в 2015 году.

Белая башня

От Арсенала мы двинулись в восточную часть парка, где расположена главная достопримечательность Александровского парка, но сначала мы пройдем к Белой башне.



Белая башня построена в 1827 году. Ее вид навеян средневековыми замками. А построена Белая башня была для сыновей императора Николая I, где они занимались гимнастикой и военными искусствами. Как и прочие павильоны Александровского парка, Белая башня почти полностью была разрушена, сохранился лишь первый этаж.





Александровский дворец

Главная достопримечательность Александровского парка это Александровский дворец. До него от Белой башни совсем недалеко. Расположен он справа от центрального входа в парк. Кроме того, недалеко от дворца находится еще один вход в парк. Но сначала мы пройдем вдоль прудов, расположенных недалеко от дворца.



В центре одного из прудов находится Детский домик. Дороги к нему нет, разве что вплавь, поэтому и выглядит это сооружение таинственно и заброшено.





А вот и главная достопримечательность Александровского парка — Александровский дворец. Построен он в стиле голландского классицизма в 1796 году. Александровский дворец это двухэтажное вытянутое здание с двойными флигелями по бокам. Построено оно еще при Екатерине II, но основной резиденцией правящей царской семьи дворец стал только при Николае II. В этом дворце проходили празднования 300-летия дома Романовых. Именно а Александровском дворце подписал отречение от престола последний император Российской империи Николай II. В Александровском дворце вся царская семья содержалась под стражей и именно отсюда арестованная царская семья была отправлена в Тобольск. К большому сожалению, в Александровский дворец в настоящее время попасть нельзя, здание находится на реконструкции.



Кроме всего показанного в Александровском парке есть еще несколько достопримечательностей, к которым мы не смогли подобраться или просто упустили из виду. Чтобы вы не совершили наших ошибок, вот список этих достопримечательностей: Шапель, Теплицы, Китайская деревня и Большой каприз. Все эти достопримечательности находятся слева от центрального входа в парк. Есть еще несколько достопримечательностей, посмотреть на которые можно только углубившись в парк — Пенсионерная конюшня, Павильон лам и Красносельские ворота. Все достопримечательности, как и планировка парка нанесены на карту, которую выдают в кассах Екатерининского парка, если вы купите билет в Екатерининский парк. Поэтому если вы решили погулять только по Александровскому парку, вам придется руководствоваться только своим чутьем. Александровский парк обладает внушительной территорией, но гулять по ней приятно и удобно, нет переходов ни в горку, ни под горку. Гулять здесь можно хоть целый день, главное запастись бутербродами, а уж скамеек и лавочек в парке хоть отбавляй.

1821-1827, архитектор А. А. Менелас.

Белая башня возвышается вблизи правого крыла Александровского дворца на территории так называемого "зверинца". Сооружение спроектировал и построил архитектор Адам Адамович Менелас (Adam Menelaws) в 1821-1827 годах в псевдоготическом стиле. Первоначально здесь, на восточном бастионе Зверинца, находился люстгауз - небольшой парковый павильон с куполом, созданный в 1750-1752 годах по проекту архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Бастион, ров и часть сохранённых конструкций люстгауза были включены Менеласом в новый комплекс Белой башни.

Высота башни - донжона (главной башни средневекового замка) 37,8 метра. Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила своё название. Вокруг башни разбили садик, и весь комплекс огородили чугунной решёткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка. Кроме того, по проекту выдающегося русского поэта Василия Жуковского (воспитателя наследника Александра Николаевича), рядом с воротами-руиной возвели предмостное укрепление - земляную крепость, в плане повторяющую восьмиконечную звезду (согласно фортификационному учению известного французского инженера XVII столетия, маршала Франции Себастиана де Вобана).

Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проёмы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проёмов располагаются ниши со статуями. Над вторым ярусом поднимается высокий четырёхгранный столп, скупо прорезанный оконными проёмами и завершённый зубчатым парапетом.

В декоре фасадов башни строгость гладких белых стен оттенена богатством пластического убранства. Чугунные скульптуры рыцарей отлиты на Александровском заводе по моделям Василия Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва fotki.yandex.ru/next/users/amskhalaya/album/228011/view... на террасе изготовлены по модели К. Ландини. Облик рыцарей с национальными чертами англичанина, немца, француза, а также древнерусского витязя напоминал о странах-участницах Священного союза, основанного по идее Александра I по окончании наполеоновских войн.

В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: росписи исполнили Джованни-Батист Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс, паркеты выполнил мастер Михаил Знаменский.

Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности, а в конце XIX - начале XX века отсюда снимались панорамные виды Царского Села для почтовых открыток. Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге.

Стоящая рядом декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жильё. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.

Башня использовалась детьми императора Николая I - великими князьями Александром, Николаем, Михаилом и Константином. И в дальнейшем, на протяжении всего своего исторического существования павильон оставался местом игр, воспитания и образования царских детей. Здесь они брали уроки рисования, занимались гимнастическими упражнениями, обучались фортификации. Установленный на обзорной площадке телескоп служил для практических занятий по астрономии.

В 1830-е годы на семи площадках вокруг башни были размещены характерные для своего времени гимнастические снаряды и спортивные игры: кегельбан, дорожка для бегания в виде лабиринта, гигантские шаги ("столб с вертлюгом для бегания вокруг"), различные виды качелей и каруселей, бревно для эквилибрирования, снаряды для прыжков и подтягивания, мачта с полным корабельным оснащением и верёвочными лестницами, окружённая "сеткой для прыгания" (аналог батута). Когда императорская семьи отсутствовала, Белая башня была доступна для публики.

Высота сооружения сыграла отрицательную роль в её судьбе в военное время: она использовалась фашистами в качестве наблюдательного пункта для корректировки обстрела местности, и поэтому сама стала мишенью. В 1941-1944 годах верхний этаж был полностью разбит советской артиллерией, сильно повреждённые стены постепенно обрушились до террасы.

Решение о восстановлении было принято лишь в 1980-е годы, тогда же институт "Спецпроектреставрация" и архитектор Ирина Павлова подготовили проект воссоздания павильона. Спустя ещё десятилетие, в 1990-е, было воссоздано историческое объёмно-пространственное решение башни; архитектура фасадов, включая балконы и террасы, столярные заполнения, элементы металлического декора и скульптуры рыцарей и львов; выполнена черновая отделка интерьеров. При реконструкции здания в соответствии с противопожарными нормами вместо единственной винтовой лестницы, соединявшей ярусы, была устроена двухмаршевая с деревянными ступенями на металлических косоурах. Восстановлены ворота-руина и мост через ров. В 2000-ом реставрационные работы были снова приостановлены и окончательно завершены в 2012 году. Башня открыта после ремонтно-реставрационных работ 10 октября 2012 года

В процессе ремонта была восстановлена система водоотведения, в цокольном этаже произведена консервация исторической кирпичной кладки стен, сводов, включая фрагменты, сохранившиеся от люстгауза Зверинца и узкого коридора в толще стены (так называемой потерны); отреставрирована сохранившаяся часть кованой винтовой лестницы, по замыслу Адама Менеласа объединявшей все ярусы башни; отремонтированы подлинные металлические печи.

Воссоздание элементов декора помещений выполнено по фотографиям начала ХХ века. В Гостиной восстановлен лепной плафон, мраморный камин, наборный паркет из берёзы, дуба и ореха и резной дубовый плинтус. В Кабинете - лепной декор плафона и наборный паркет. В помещениях, изображений которых не сохранилось, восстановлена штукатурная облицовка стен, лепные карнизы, установлен щитовой дубовый паркет.

Также воссоздана историческая планировка участка внутри бастиона. На специально распланированных площадках в 2013 году предполагается разместить аналоги спортивных снарядов, использовавшихся великими князьями в XIX веке. На бруствере появятся реплики 12 пушек XIX века, неподалеку от бастиона - в планах восстановление земляной крепости - кронверк "Звезда", очертания которой сохранились за воротами-руиной.

Саша Лунев широко прославился 5 лет назад, когда залез в долги, чтобы купить старую водонапорную башню и кучу проблем вместе с ней. Теперь он со своей башней - живая всероссийская и даже всемирно известная достопримечательность Томска. Во сколько обошлась такая популярность, что потерял и приобрел радиодиджей, а также зачем мечте бизнес-план - расспрашивал Андрей Остров.

У всех есть странные желания, но не все их реализуют. Жить в башне из 6 этажей, конечно, интересно, но довольно неудобно. Откуда взялась эта идея? Из детства?

Все мы родом из детства, это правда. Я вырос рядом, за железнодорожным переездом на улице Мокрушина, в обычном многоквартирном доме. Это мой район, но башня все-таки возникла в моей жизни случайно в 2012 году, когда мэрия Томска в очередной раз попыталась сдать в аренду свое имущество хотя бы за 20 тысяч рублей в месяц. Это сооружение строилось вместе с Транссибом: паровозы должны были подходить сюда по железнодорожной ветке и заправляться водой.

Башня давно стала не нужна железнодорожникам и ее передали городу. Путей к ней так и не проложили, насколько я знаю, так что она осталась стоять одна на берегу Томи: вид с шестого этажа просто шикарен.

Какое-то ИЧП «Голубой огонек» в 90-е взяло башню в аренду и построило на месте угольного склада рядом с ней чебуречно-шашлычную, но «Огонек» потух и башня оказалась никому не нужна. А я тогда как раз искал себе жилье. Надо еще понимать, каким юным и сильным я был в то время…

Синдром Бени Крика? «Если бы к небу и к земле были приделаны кольца, вы схватили бы эти кольца и притянули бы небо к земле»?

Да! В 23 года я, выпускник никому не нужной и потому исчезнувшей специальности «Государственное регулирование национальной экономики», купил себе свою мечту - красную Audi TT - и гонял на ней по Томску. Я был уверен, что могу всё! Мои бизнес-проекты были успешны, к концу нулевых я продал TOMTEL созданную на Телецентре домашнюю компьютерную сеть DаNеt за очень вменяемые деньги.

Скажем так, мой партнер смог купить две хороших квартиры после выхода из бизнеса. А я поехал в Италию, куда-то еще. Рассчитывались с нами поэтапно, в течение года, но я все равно чувствовал себя богатым человеком, начинал новые проекты, все получалось, и вот в этом состоянии всемогущества я нашел башню или она нашла меня… Мне казалось, я все посчитал: надо вложить в башню миллион рублей и можно начинать жить. Но вкладывать такие деньги в арендуемое имущество было бессмысленно. Я захотел стать собственником.

Вложился в мечту

- Выяснилось, что это долгая дорога: требовалось решение Городской думы, потом аукцион… Но я же был всемогущ и очень торопился. Мне казалось, что охотников на такой лакомый объект будет очень много… В конце концов чтобы провести аукцион, мне пришлось договориться со своим товарищем, чтобы он тоже в нем поучаствовал. Он поднял цену, я перебил - и всё! Башня моя! 1 января 2013 года я пришел к ней с лопатой и потратил день, чтобы откопать ее от снега…

- Нашел «мое сокровище»…

Почти. Я, конечно, понимал, что башня в не очень хорошем состоянии, но действительность оказалась еще хуже. Памятник регионального значения «ремонтировался» один раз - в 1982 году застеклили окна. За прошедшие годы провалился один из 8 сегментов шатровой кровли. Труха вместо досок, грибок на гниющих балках, разруха полная. Денег к тому времени у меня уже было не так много.

Но я ничего не боялся. В молодости мы же часто говорим себе: я что-нибудь придумаю! Иногда придумывается, иногда нет… В общем, тогда я начал занимать деньги. Теперь рассказываю, как не надо поступать ни в коем случае. Полтора миллиона рублей для покупки башни были полностью заемными.

К тому времени я уже закрыл в банках порядка 7-8 кредитов, у меня была безупречная кредитная история и мне с удовольствием давали в долг. К тому же у меня было словесное обещание одного из томских банков открыть мне кредитную линию под залог башни: если в ходе ремонта растет стоимость башни - растет объем кредитования. Я был полон самых радужных надежд и даже не задумывался иногда, где и на каких условиях беру потребительские кредиты: 30 %, 40 %...

Уже осенью 2013-го «что-то пошло не так». Все мои доходы уходили на выплаты по кредитам, а ремонт в башне резко затормозился. Я много чего делал сам: выгреб отсюда 8 тонн мусора, поднимал наверх двухтавровые балки, бетон для перекрытий, кирпичи для стен… Я был худой, сильный, но и затраты росли как снежный ком: только стоимость проекта восстановления выросла в 10 раз, не говоря уже об инструментах и материалах.

Я прибежал в банк, который обещал дать мне кредит под залог собственности, но кредитный специалист банка потребовала документы. «Памятник? - спрашивала она. - Подписывали обязательство восстановить? Ну… Нам, конечно, надо его посмотреть… Тысяч 400 сможем вам дать». Я надеялся как минимум на 2 миллиона.




В 2014 году я заистерил и стал брать кредиты на погашение кредитов: так нельзя делать абсолютно точно. В 2015-м состоялся мой личный дефолт: отказ платить по обязательствам. Это очень сложно пережить.







- То есть никакого бизнес-плана не было. Но расходы же ты считал?

У меня все записано: в компьютере висит такой огромный чудо-файл. За 5 лет расходы на восстановление башни и пристройки к ней на месте угольного склада и бывшей шашлычной составили около 3,5 миллионов рублей. А в 2014 году я заистерил и стал брать кредиты на погашение кредитов: так нельзя делать абсолютно точно. В 2015-м состоялся мой личный дефолт: отказ платить по обязательствам. Это очень сложно пережить. Тяжело сказать себе накануне возраста Христа: ты не платежеспособен и загнал себя в такую ситуацию, из которой надо выбираться годами. Хорошо, что нашелся частный кредитор, который выдал мне 2 миллиона рублей под 12 % годовых под залог башни. Фактически он меня спас. Потому что башню могли отобрать в любой момент, и тогда все пошло бы прахом.

Моя цель делает меня счастливым

- Возможно, стоило бросить эту затею и жить дальше? Нельзя же быть рабом башни и положить на нее жизнь.

Я так не могу. Прежде всего потому, что не могу подвести людей, которые меня спасли. Но главное - оглядываясь на свою 35-летнюю жизнь, я понимаю, что башня - это самое значительное, что я сделал и делаю до сих пор, и бросить ее - означает лишиться цели, каких-то ориентиров по жизни. Когда занимался провайдингом в «нулевые», я немало видел людей, которые начинали успешный бизнес и на каком-то этапе им казалось, что жизнь уже удалась, можно ею наслаждаться и в этом и заключается смысл существования. Они переставали работать над собой, просто переставали работать, а рынок стал меняться, трансформироваться, и сегодня эти люди смотрят на себя, как ослик Иа: жалкое зрелище. Они употребляют алкоголь каждый день на осколках империи, их еще пока зовут старые заказчики, но и они заканчиваются.

У меня есть коллега, у которой сбылись все девичьи мечты: она вышла замуж за обеспеченного москвича, живет в столице, родила ребенка, у ребенка няня, она ездит по морям-волнам, а счастья нет. Вон идет мой сосед снизу - глубоко несчастный человек. Он бесцельный алкоголик, и некоторое время назад мы спасали его от тюрьмы, потому что он нашел чужие кредитные карточки и за три дня пропил 120 тысяч рублей. Причем не помнит, как он это сделал. Я не хочу туда, вниз, к нему. На самом деле я богатый и счастливый человек, потому что у меня есть цель, мечта.

То есть ты поддерживаешь мысль о том, что богатый человек не тот, у которого много денег, а тот, у кого много долгов?

У меня действительно нет денег, это сильно облегчает мое общение с кредиторами, банками, коллекторами. Когда они приходили, звонили, пугали, писали ужасы с фейковых аккаунтов - я просто разводил руками. Все, что у меня есть, - это башня, и она в залоге до 2023 года. Меня пугали уголовным преследованием за финансовое мошенничество: якобы я нарочно брал кредиты, зная, что не смогу их отдать. Я отвечал: ок, посадите меня, но быстрее деньги к вам от этого не вернутся.

- Но ты же не банкрот официально?

Нет, я не банкрот. Мой личный дефолт наступил раньше, чем было узаконено банкротство физических лиц. В один ужасный день я не смог платить банкам и честно им признался в этом. Они подали в суд и, естественно, выиграли иски ко мне. Как только решения судов о взыскании с меня долгов вступили в силу, я сам пришел к своему районному приставу. С тех пор у меня нет своей машины, нет кредитных карт, закрыт выезд за границу, а многие банки вообще отказываются открывать мне счета. Башня к тому времени уже была в залоге у частного лица и осталась со мной.

- Ты очень спокойно об этом рассказываешь…

Если ты честно признался себе в собственной несостоятельности, проговорил это вслух, становишься спокойнее. Правда, если бы у меня была заначка, я бы прятал ее, думал, не отдать ли часть особо настырным коллекторам, - я бы с ума сошел. Я знаю таких несгибаемых людей, которые рассыпались в один миг. Они, как ежик в анекдоте, были сильные, но хрупкие. Однажды коллекторы поняли, что у меня правда ничего нет. После всех наездов, угроз позвонила очень вежливая женщина и спросила, не хочу ли я купить свой собственный долг за 10 % от его величины. Я сказал, что это великолепное предложение, но денег у меня, правда, нет. Тогда она сказала, что у меня, возможно, есть друзья, которые могут купить мой долг и сочтут это инвестицией. Такие друзья нашлись. Но даже после таких дружественных инвестиций мой суммарный долг - около 4,5 миллионов рублей. При оптимистичном сценарии я, работая фактически завхозом в фирме, выкручусь года за 3-4.

Кто, если не я?

- Расскажи, каким будет твой первый день без долгов?

Вряд ли такой день вообще теперь наступит, чтобы я проснулся и подумал: ха! Я никому и ничего не должен. Когда я закончу с башней, начну заниматься улицей 19-й Гвардейской Дивизии, потому что рядом со мной переполненная мусорка, водоколонка без канализации и грунтовая дорога в непросыхающих лужах. Никто кроме меня этим заниматься не будет - окрестные жители атомизированы: один живет за 3-метровым забором, дальше - метеостанция, вокруг которой ничего делать нельзя, и детская спортивная школа. Никому, по большому счету, этот участок улицы не нужен. А мне нужен. Я продолжаю ходить по кабинетам.

Мне сейчас предлагают замостить улицу плиткой, снятой во время реконструкции площади Ново-Соборной. Но плитку надо на что-то класть, нужна спецтехника и бордюры по 300 рублей за погонный метр, а это минимум 90 тысяч рублей… Кроме того, история с башней стала катализатором совершенно других вещей. Я начинаю новый проект на радио «Сибирь». Ко мне приезжают люди из других городов и стран и иногда не просто посмотреть. Сейчас вызревает проект с Екатеринбургом, и уж там точно будет бизнес-план, а кредитов не будет.

- Все-таки я так и не понял: жизнь взаймы - это зло или добро?

Пистолетом и добрым словом можно добиться, как известно, гораздо большего, чем одним добрым словом. Вот кредиты - это пистолет. Можно убить себя, а можно пса, который нападает на твою девушку. Каждый решает сам, и это решение должно быть взвешенным. Нельзя брать кредит просто потому, что банк прислал вам СМС-ку.

Комплекс "Белая башня" - памятник культурного наследия федерального значения в ГМЗ «Царское Село». В комплекс входят: павильон «Ворота-руина», павильон «Белая башня», Бастион Зверинца юго-восточный со рвом (остатки), ограда комплекса, земляная крепость-кронверк "Звезда".

История строительства комплекса

К концу XVIII века, когда пышность придворного быта уже отходит к прошлому, прекращаются и царские охоты. постепенно приходит в запустение, слезает позолота с и люстгаузов, постепенно вымирают звери… С по год ломаются стены и бастионы . Были сломаны все бастионы, кроме восточного. Бастион, на котором была построена башня, был сохранен по воле Императора и подновлен в году

Люстгауз - (нем. Lusthaus) парковый павильон в виде крупной беседки, обычно с богатым фасадным декором.

От старого расстрелиевского люстгауза сохранились фундамент и старинная потерна, Адам Менелас включил их в основу павильона.

Поте́рна (фр. poterne) - подземный коридор (галерея) для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Вид потерны изнутри - длинный коридор с переборками на входе и выходе. Потерны часто находились в скрытом месте, что позволяло оккупированным приходить и уходить незаметно.

Прототипом пятиярусной Белой башни со стрельчатыми окнами, по мнению Е. Ренне, явился английский замок Кэрис-брук. Вопрос о прототипах Белой башни и нуждается в дальнейших исследованиях историков архитектуры. Готический стиль в архитектуре характеризуется выгнутостью форм - поднимающиеся ввысь мощные стрельчатые арки, высокие башни, шпили и т. п. В построении зданий главную роль играет система столбов и подпорок, с перекинутыми между нами остроконечными стрельчатыми арками. Наиболее яркое выражение готический стиль нашел в co6opaх Франции, Англии и Германии.

Готические павильоны Александровского парка построены одновременно с перепланировкой значительней части парка по типу английских пейзажных парков. Распространение этих парков также связано с увлечением романтизмом. Их особенностью является такое подражание естественному пейзажу, в котором не чувствовалась бы рука человека. Павильоны и искусственные развалины должны были являться художественным дополнением к пейзажу и подчеркивать его романтичность. Среди всех готических павильонов Царского Сел Белая башня наиболее любопытна по своему содержанию. Она чрезвычайно ярко отражает увлечение рыцарством.

Башня-замок возвышается внутри бастиона на просторной площадке. Бастион был подновлен в году

Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила свое название. Вокруг башни разбили садик, и опоясали по внешнему периметру бастиона рвом с водой. Весь комплекс огородили .

Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися к верху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проемы и арка главного входа прорезают стены, причем количество окон с каждым этажом становится больше.

Это архитектурное соружение было связано с актуальной политической ситуацией. На тот момент это был Священный Союз . Лучше всего это отражено в скульптурном убранстве Белой башни. В ее основании стояли сделанные скульптуры рыцарей, представляющие англичанина, француза, немца и русского - представителей союзных государств. Часть фигур одета в средневековые доспехи французских рыцарей, другие - в латы и кольчуги русских воинов XI - XIII веков.

Существует предположение, что доспехи рыцарей Белой башни для В. И. Демут-Малиновского были выполнены по эскизам , а русские витязи были вооружены по образцам, предоставленными Олениным».

У подножия террасы Белой башни установлены четыре чугунные скульптуры львов, отлитые по модели К.Ландини в 1825 г. и установлены по углам террасы у Белой башни, три из них утрачены в 1941-1944 гг.

Следующим ярусом поднимается высокий четырехгранный столп, скупо прорезанный оконными проемами и завершенный зубчатым парапетом.

Большую сложность вызвала необходимость изменения винтовой лестницы башни - по современным требованиям противопожарной безопасности ее оставить было нельзя. Реставраторы сохранили на первом этаже фрагмент старинной металлической винтовой лестницы, а дальше была возведена новая металлическая маршевая лестница с деревянными проступями:


При этом лестничное помещение было выгорожено из исторических объемов. Это .

Интерьеры Белой башни

  1. В стилобате башни, на первом этаже находились столовая и буфетная, в них лепные потолки, на стенах живописное изображение букетов цветов и фруктов, работы худ. Додонова, мебель ясеневая, тут же хранились бумажные ширмы, на которых наклеены рисунки мужских и женских мод, вырезанные их можного журнала 20-х годов XIX в.

После реставрации на первом ярусе башни находятся и помещения для персонала, и зал, в котором демонстрируются старинные отопительные системы-


В комнате четыре окна и одна дверь выхода на балкон, откосы дверей и окон из светлого дерева с богатой резьбой, лепные потолки, по стенам .

Предназначением для игр и учебных занятий детей объясняется и несколько театрализованный характер отделки и убранства интерьеров, и всеми отмечавшаяся «курьезность живописи».

Откосы, двери и окна сделаны также из дуба и украшены богатой резьбой, изображающей фрукты и цветы. Стены комнаты покрыты росписью работы худ. Бернаскони, посвященной темам крестовых походов. Изображения средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами, перемежаются с орнаментами, состоящими из щитов и крестов. Такая тематика росписи, напоминающая о средневековых военних экспедициях на Восток для установления торговых путей, была особенно близка Николаю I, проводившему в то время захватническую политику на Ближнем Востоке (война с Турцией за Босфор и Дарданеллы).

Два старинных зеркала в резных рамах и два камина из белого мрамора (мастерская А. Трискорни) с зеркалами, тоже в богатых рамах. Зеркала имели по-готически заостренную формы, мебель дубовая с плетенкой. С лепного потолка спускались декоративные фонари, заканчивающиеся дубовыми резными чехлами. Ярким акцентом в интерьере были желтые с малиновым шторы.

  1. Далее винтовая лестница вела на 4 этаж в комнату, называвшуюся .


Дубовые наличники и откосы дверей украшены резьбой из виноградных и дубовых листьев к желудей. По углам - две резные колоссальные тумбы-колонны с разными рыцарскими бюстами наверху.

Руина представляет из себя разбитую ядрами часть стены замка около его главных ворот. Ворота иммитируют крепостной въезд с подъемной Над аркой помещалась лепная композиция с геральдическим щитом. В ней были устроены квартиры для прислуги Его Величества и конюшня.

Декоративная руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Они стилизованы под крепостные ворота с имитацией опускающейся решетки. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жилье. Здесь до 1941 года жили сотрудники пушкинских дворцов-музеев.

Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.

В ансамбль Белой башни входит и и перекинутые, окаймляющий бастион ров с водой, которую Менелас провел подземными трубами из Детского пруда.

Фортификационная земляная крепость - кронверк "Звезда"

За воротами, насколько видно, видны остатки земляного укрепления, на постройке которого наглядно обучались фортификации августейшие сыновья Императора Николая Павловича - великие князья , и . Они занимались на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. В качестве предмостного укрепления по проекту воспитателя наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II), согласно учению знаменитого военного инженера Франции XVII столетиямаршала Вобана , была и возведена эта земляная крепость, в - шанец с зубчатыми откосами, покрытый дерном, которую они строили на протяжении 1841-1845 гг. под руководством учителя фортификации Ф. Ф. Ласковского.

По составленным на уроках чертежам и измерениям, они сами рыли рвы, строили укрепления, мосты, расставляли орудия и учились стрелять из пушек. Здесь же часто проходили у мальчиков уроки ручного ремесла: «долбил доску для ворот нашей крепости в Царском Селе», «пилил ворота», «долбил мост», «работал на крепости и штурмовал ее с нашими мальчиками», - частые записи в дневниках великих князей. В день рождения у наследника сына Николая 8 сентября 1843 г. великие князья Николай и Михаил собственноручно салютовали в честь племянника: «Сегодня у Саши родился сын Никса, очень миленький. После молебна мы стреляли с нашей крепости из двух орудий 101 выстрел».

Спортивный городок у стен башни

Внутри бастиона на площадке летом ставилась , вокруг нея натягивается сетка для прыгания. - высокая корабельная мачта со всеми снастями и веревочными лестницами, окруженная у основания натянутой на столбы сеткой для прыжков. На ней великие князья Николай и Михаил под руководством учителя гимнастики Л. И. Линдена упражнялись в лазании, а великий князь Константин вместе со своим дядькой Ф. С. Лутковским учился выполнять необходимые моряку приемы.

«Были на сетке и примеряли марсель, великий князь сам привязывал парус и продевал все снасти, что, как казалось, очень его занимало, и он усердно работал», - отмечал Ф. С. Лутковский. Возле гимнастической площадки для детей был разбит небольшой огород, на котором они сами сажали рожь, деревья, рыли маленькие водоемы для поливки саженцев, учились варить картофель под руководством роты Дворцовых гренадер. Эти заслуженные георгиевские кавалеры были приставлены к императорским детям для присмотра и содержания в порядке игровых площадок, обучения детей столярному мастерству, ружейным приемам, искусству барабанного боя. Он и устраивали для детей фейерверки, ухаживали за собаками, рассказывали истории из военной жизни и нередко позировали для портретов на уроках рисования. «В Царском Селе живет унтер-офицер, который не должен делать ничего иного, кроме как обучать маршировке маленьких великих князей. Он точно также пожизненно на казенном счету. У мачты в саду, на которую карабкаются великие князья, всегда стоит на посту матрос. И он тоже пожизненно зачислен на казенный счет», - отмечал приехавший в Россию в 1839 г.

Здесь летом, во время отсутствия Высочайшего двора, парк был открыт для публики, собиралось множество детворы.

Очень часто по воскресеньям мы ходили «на сетку» в Александровский парк. Сетка представляла из себя большой квадрат из прочной рамы, на которой туго была натянута сетка из веревок, с такими ячейками, чтобы не могла провалиться нога ребенка. На сетке можно было прыгать, валяться, но тебя только подбрасывало. По середине сетки стояла настоящая мачта с настоящим такелажем и рангоутом…

Мы любили лазать по вантам, спускаться на руках, и я однажды обжег себе ладони, слишком стремительно спускаясь вниз. Множество ребят ходило на сетку, но никогда не было слышно, чтобы там случилось какое-нибудь несчастье. Присматривали за ребятами «на сетке» несколько матросов Гвардейского экипажа.

Целые дни мы проводили на воздухе и, только вечером, усталые, перед ужином, приходили домой. Если вечер был хороший, то и после ужина мы долго играли на дворе, не обращая внимания на комаров. Заслышав звуки пения: «Отче наш…», доносившееся из 2-го стрелкового батальона, и музыку «зари», мы отправлялись на покой, кто на сено, кто в караулку. (Андреев И. Детство дворцового мальчика. Воспоминания церковного старосты . Литературная обработка текста и подготовка к публикации Николая и Марины Коняевых)

Башня-телеграф

«В 4 ч. мы пошли обедать к сестрицам и после бегали в горелки и ходили на башню, где устроили телескоп, чтобы смотреть на комету. После чая в залах и чтения в 9 ч. мы с сестрицами отправились на башню смотреть комету, но ничего не видели», - писал в своем дневнике цесаревич Александр Николаевич. С 1839 г. для астрономических наблюдений дети императора стали ездить в новую .

Режим работы

Часы работы: 10 – 18; касса до 17

Выходные дни: понедельник, вторник

Для посетителей без предварительной записи павильон открыт в среду, четверг и пятницу с 10:30 до 17:00 (без творческой мастерской по изготовлению гравюр); в субботу с 13:00 до 17:00 и в воскресенье с 10:30 до 14:00 (с творческой мастерской по изготовлению гравюр).

Интерактивная программа «В гости к рыцарю» для посетителей с детьми (без предварительной записи) проводится по субботам в 10:30 и воскресеньям в 14:30.

Cтоимость

Взрослые - 120 руб.
Студенты (кроме студентов ВУЗов РФ), члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, курсанты, военносл. ср. службы, пенсионеры по возрасту (граждане РФ и Республики Беларусь) - 60 руб.
Учащиеся (без посещения гравюрной мастерской, со среды по пятницу) - 50 руб.
Учащиеся (с посещением гравюрной мастерской, суббота-воскресенье) - 150 руб.

Билет на интерактивную программу «В гости к рыцарю» (без предварительной записи только по субботам в 10:30 и воскресеньям в 14:30):
Школьник - 200 руб.

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

На территории Царского села некогда был Зверинец - место для царской охоты, которое было обнесено высокой стеной с бастионами. Но со временем каменные стены были снесены, а территория Зверинца была оформлена под традиционный парковый стиль. Такие изменения произошли в конце 18 века, в то время, когда вся пышность придворного быта постепенно оставалась в прошлом. Из всех великих бастионов, которые некогда окружали место царской охоты, был сохранен волей императора Александра только Восточный бастион. Внутри этого бастиона, на просторной площадке и была построена Белая башня .


Прототипом этого пятиярусного строения стал замок Кэрис-брук, который находится в Англии. Хотя многие историки и не соглашаются с этим фактом. Но среди разнообразия павильонов Александровского парка, которые построены в соответствии с готическим стилем, Белая башня является наиболее интересным и ярким примером эпохи рыцарей и средневековых королей.

Стены этого здания окрашены в благородный белый цвет. От этого, вероятно, башня и получила свое название. Вокруг башни находился красивый садик, а по всему внешнему периметру Восточного бастиона был выкопан ров наполненный водой. А весь комплекс был огражден чугунной оградой.

В период Великой Отечественной войны Белая башня была разрушена. Но сегодня она полностью восстановлена.

Белая башня - это, наверное, единственное сооружение в Царском селе, на возведение которой повлияла политическая ситуация - Священный союз. Влияние политики на сооружение наиболее четко проявляется в скульптуре Белой башни. В основании сооружения стояли скульптуры рыцарей - работы известного скульптора Демут-Малиновским. Эти фигуры символизировали союзные государства - Англию, Францию, Германию и Россию.

У самого подножья трассы башни были установлены скульптуры чугунных львов. Три скульптуры из четырех этих львов, к сожалению, были утрачены во время Великой Отечественной войны. Сохранился только один чугунный лев, который там находится и ныне. Скульптуры были отлиты и установлены в 1825 году по моделям Ландини.

На первом этаже Белой башни когда-то находились столовая и буфет. Потолки в этих комнатах были щедро украшены лепниной, а стены богато украшены росписью. После проведения реставрации здания на первом этаже разместился гардероб и помещение для обслуживающего персонала музея. Также на этом этаже теперь находится зал с музейной экспозицией старинных отопительных систем (железных печей).

На втором этаже находись комнаты для камердинеров. Стены были оформлены в приятный зеленый цвет. Но на сегодняшний день здесь находится выставочный зал.

Третий этаж Белой башни - это гостиная в готическом стиле. Стены были украшены живописью, которая изображала средневековые битвы, потолки декорированы лепниной. Откосы дверей гостиной щедро украшены замысловатыми резными узорами. В комнате четыре окна и одна дверь, которая ведет на балкон.

Чтобы попасть на четвертый этаж этого здания надо подняться по винтовой лестнице. Здесь находился «кабинет рыцаря». По углам этой комнаты расположены колоны-тумбы с бюстами средневековых рыцарей. Изюминкой интерьера кабинета является чугунный камин, который украшен красивым литым орнаментом. Вторая комната на этом этаже - спальня.

На пятом этаже Белой башни находится только одна комната. В этом помещении девять полуовальных оконных проема. Сама же комната служит своеобразным складом детской мебели и игрушек, которые, по легенде, принадлежали самому Императору Александру. На сегодняшний день в этой комнате находится сборная детская мебель, стол для детского бильярда, а также модель водопада.

Шестой этаж этого строения - это маленькая комнатка без окон. Сегодня в этом помещении расположен детский интерактивный центр, который оснащен самым современным мультимедиа оборудованием.