Ученых и путешественников античности дальние. Путешественники древней греции Отец современной истории - Геродот

Введение

1.Великие путешественники античности

1.1 Путешественники Древней Греции

1.1 Геродот

1.3 Евдокс

1.4 Александр Македонский

1.5 Страбон

1.2 Путешественники Древнего Рима

1.2.1 Энэй (мифология)

2.2 Апостол Павел

2.3 Павсаний

2.4 Гиппал

Заключение


Введение

Люди путешествовали во все времена. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий.

Без путешествий невозможно представить себе развития человеческой цивилизации. Благодаря путешествиям появлялась возможность вступить в контакт с другими народами, преодолеть изолированность своей культуры. Другими словами, путешествия - основное средство распространения и взаимопроникновения культур.

Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей. Эти ученые считают, что история мировой культуры зависит от "человека путешествующего".

Именно поэтому большое значение имеет изучение истории древних путешествий.

Цель данной работы - изучить самых известных путешественников античной эпохи.

В рамках цели поставлены следующие задачи:

.Изучить материал по теме исследования

.Раскрыть тему исследования на основе изученного материала.

1.Великие путешественники античности

В самом общем значении слово "античный" означает "древний". Но есть и более узкий и одновременно более широко принятый смысл: когда говорят об античности, то подразумевают принадлежность к древнегреческой или древнеримской культуре (цивилизации), которые имеют многовековую историю: с первых столетий I тыс. до н.э. и до V в.н.э. Географические знания у греков и римлян находились на весьма высоком уровне. Для современных историков географии чрезвычайно важно и то, что среди всех древних цивилизаций античные предлагают наиболее полный комплекс источников, по которым можно судить о географических знаниях как о настоящей системе, а не просто наборе разрозненных сведений.

1.1 Путешественники Древней Греции

Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). Само слово "античность" в переводе с латинского означает "древность", "старина".

Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII - XVI вв. до н.э. В это время критский флот доминировал в Восточном Средиземноморье. XIV - XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют "темным периодом" развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре. Ни Фукидит, ни Геродот, ни Аристотель даже не упоминают о ней в своих сочинениях. И лишь Гомер в VII в. до н.э. в своих поэмах смутно намекал о какой-то загадочной культуре прошлого. Гомер описал историю Троянской войны, которая велась в XII в. до н.э. Благодаря открытиям Генриха Шлимана и Артура Эванса, человечество с удивлением обнаружило, что осада Илиона ахейским войском под предводительством микенского царя Агамемнона это не плод гомеровской выдумки, а реальный исторический факт.

Греческие ученые называют "отцом географии" Гомера, жившего в IX-VIII вв. до н.э.

Согласно традиции, первым, кто познакомил греков с поэмами Гомера, был спартанский царь Ликург. Их запись и окончательная редакция были сделаны в Афинах специальной комиссией, назначенной тираном Писистратом (VI в. до н. э.). Также было установлено и их обязательное всенародное чтение во время празднеств в честь богини Афины - Панафиней. Эти произведения входили во все школьные программы многочисленных древнегреческих полисов: городов-государств. Платон высказал даже такую мысль: "Гомер воспитал всю Грецию". Данте Алигьери назвал Гомера "царем поэтов". Художественная культура всех последующих эпох, начиная с античности и до современности, насыщена образами гомеровских героев.

"Илиада" посвящена Троянской войне (ок. 1200 г. до н.э.), а "Одиссея" рассказывает о возвращении на родину после окончания этой войны царя Итаки Одиссея.

Есть все основания предполагать, что в "Одиссее" описано реальное путешествие моряков по Средиземному и Черному морям.

Очень много схожего в странствиях аргонавтов и Одиссея. В них описывается известная, но еще не изученная до конца ойкумена, окраины которой "населены" всевозможными чудовищами и волшебниками. Поэтому только такие герои, как Ясон, Одиссей, могут побывать там (даже посетив Аид, как аргонавт Орфей или Одиссей) и возвратиться на родину. Путешествия подобного ранга воспринимались греками как героические подвиги.

В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V - IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города - Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения знаний побывал философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу. Ксенофан из Колофона был странствующим поэтом-рапсодом.

Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. Столь древние, что Пифагор по сравнению с ними воспринимается как наш современник. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи - "граффити", что в переводе с итальянского означает "нацарапанные". Только у гробниц фараонов в Фивах египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч подобных надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима.

1.1.1 Геродот

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является "отцом истории". Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. В молодом возрасте из-за политических неурядиц он покинул родной город и жил на острове Самос. Разочаровавшись в политике, Геродот начал интересоваться историей своего народа и, прежде всего мифологией. Многие исследователи считают, что именно желание побывать в тех местах, где Геракл совершал свои подвиги, побудило Геродота к совершению путешествий. Будучи выходцем из состоятельной семьи, Геродот не испытывал нужды в деньгах.

Он объехал всю Грецию и Малую Азию, затем отплыл в финикийский город Тир. Более всего Геродота привлекал Восток и его богатое культурное наследие. Геродот путешествовал по Ливии, посетил Вавилон, но особенно его поразил Египет, где он пробыл три месяца. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, производя конкретные математические расчеты. Вернувшись в Грецию, Геродот делился со своими соотечественниками полученными знаниями. Это было его первое путешествие.

Второе путешествие Геродота проходило через Малую Азию, откуда он прибыл на корабле в Северное Причерноморье, через Гелеспонт до милетской колонии Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана. Там он встретился с кочевыми племенами скифов, наблюдал за их обычаями, обрядами, изучал их общественный строй.

Свое третье путешествие Геродот посвятил изучению Балканского полуострова. Он объездил Пелопоннес, острова Эгейского моря (Делос, Фарос, Закиф и другие), затем путешествовал по Южной Италии и северу Балканского полуострова.

Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде "История" Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п.

В "Истории" Геродота причудливо сочетаются его личные наблюдения, реальные сведения о дальних странах, добытые в странствиях, с пересказом мифологических событий. Геродот с недоверием относится к рассказам о людях с козьими ногами или оборотнях из племени невров, но вполне серьезно описывает гигантских муравьев-золотодобытчиков из пустыни Индии. Не поверил Геродот и свидетельству финикийцев, обогнувших африканский континент, что во время плавания солнце оказалось у них на правой стороне.

Несмотря на имеющиеся неточности, трудно переоценить значение работы Геродота. Он собрал немало древних представлений о мире, описал географию многих стран, жизнь разных народов.

До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста, так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

Геродот считал, что ярчайший пример народа-путешественника являют собой этруски, или, как их называли греки, тиррены или тирсены - выходцы из государства Лидия, находившегося на территории Малой Азии. Имя легендарного этрусского царевича Тирсена сохранилось в названии Тирренского моря.

Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер около 425 года до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

путешественник туризм география страноведение

1.1.2 Пифей

В VII-VI вв. до н. э. этрусская цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская и Карфаген.

В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея. Обострение конкурентной борьбы между греческими полисами, с одной стороны, и Финикией и Карфагеном, с другой, за доминирование в торговле в бассейне Западного Средиземноморья, которое вело к локальным военным конфликтам, и вынудило Пифея отправиться на самостоятельные поиски новых западноевропейских рынков.

Финикийцы не пропускали чужих купцов за Гибралтарский пролив, движение через который контролировалось специальными гарнизонами, расположенными в Гадисе (Кадисе) и Тингисе (Танжере) по обеим сторонам пролива. Финикийцы были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, ряд разновидностей дорогих мехов, которые они поставляли в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы.

В 325 г. (по другим данным в 320 г.) до н.э. Пифей отплыл на одном корабле из своего родного города Мессалии (ныне Марсель), в Средиземное море. Проплыл через Гибралтар и, обогнув Пиренейский полуостров, вышел в Бискайский залив. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там он пристал к острову Альбион, что в переводе означает "Белый", названный из-за частых туманов. На этом острове Пифей узнал от жителей, что к северу от них лежит земля "Туле", что в переводе с местного наречия означает "край", "предел".

Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли "Туле" (ныне остров Исландия). Он проплыл Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Ферерских островов, пошел дальше, до 61° северной широты. Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Но дальнейшему плаванию Пифея препятствовали непроницаемые туманы, которые образуются от попадания северных льдов в полосу теплого Гольфстрима. Пифей вынужден был повернуть на юг к берегам Скандинавского полуострова.

Позже, в своих записках, Пифей назовет землю Туле "последний предел", что по латински звучит как "ultima tule".

Но путешествие Пифея на этом не закончилось. Пифей поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а дальше - германцы. Оттуда приплыл к устью Эльбы и вернулся в Мессалию.

Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Некоторые древние авторы полагают, что Пифей на обратном пути проплыл дальше на восток, вошел в Балтийское море и далее по Днестру спустился в Черное море (Понт Эвксинский) и через Босфор и Дарданел вошел в Средиземное море и вернулся домой. Однако у многих древнегреческих историков подобные описания вызывают недоверие. Но северное путешествие Пифея и его достижения - бесспорны.

1.3 Евдокс

Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников.

Так, например, греческий мореплаватель Евдокс Кизикский по приказу фараона Птолемея III предпринял плавание к берегам Индии, отплыв из Египта в сопровождении индийского проводника. Мореплаватели благополучно достигли желаемой цели.

Вторую экспедицию в Индию Евдокс совершил по заданию царицы Клеопатры за грузом благовоний. Но на обратном пути ветры отнесли корабль к югу от Эфиопии, и Евдокс вынужден был двигаться вдоль берегов Африки.

Во время своего третьего путешествия (120 - 115 гг. до н.э.) он проплыл вокруг Африки, как это делали финикийцы, но погиб в конце пути.

1.4 Александр Македонский

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского, длившиеся в течение 10 лет. В античном мире эти походы считались неслыханным, почти легендарным подвигом. Слава о блестящих военных победах великого Александра нашла отражение в народных преданиях всего средневековья.

В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского, разгромив Персидское царство, дошли до Южного Афганистана. Затем, через современный Кандагар и Газни, они отравились в Кабкл. Оттуда, пройдя перевал Хавак (3 548 м) в горной системе Гиндукуша, прибыли в Северный Афганистан. После этого македонский царь совершил свой поход к Сырдарье и достиг современного Худженда (до 1991 года - г. Ленинабад). Затем войско повернуло на юг и вторглось в Пенджаб, где из-за недовольства воинов, жары и болезней Александр был вынужден отправиться в обратный путь, во время которого его настигла смерть.

Не вдаваясь в военные подробности этого похода, можно смело сказать, что завершился он для греков, а затем и для римлян, открытием пути в Индию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого, народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.

Этим походом было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю деньги. На эти деньги Аристотель основал естественно-научный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра.

Во время плавания Неарха не только составлялась карта побережья, но и велось изучение природных явлений, в частности муссонных ветров, расширялись знания по ботанике и зоологии. Неарх знакомился со многими племенами и народами, узнавал их обычаи и законы.

Таким образом, поход Александра Македонского может считаться и "научной экспедицией", так как завоеватель окружал себя естествоиспытателями, математиками, историками, философами, ботаниками и художниками.

1.1.5 Страбон

Географические представления Геродота расширены древнегреческим ученым и путешественником Страбоном, родившемся в I в. до н.э. в юго-восточной части малоазиатского полуострова. Страбон, происходя из знатной и богатой семьи, получил прекрасное образование и имел возможность путешествовать по различным частям Римской империи. Он побывал в Италии, Малой Азии, Египте, в самом Риме; в своих дальних странствиях Страбон добирался до Армении и до границ Эфиопии.

В результате этих путешествий он собрал обширный историко-географический материал, который впоследствии был использован в двух капитальных трудах: "Исторических записках" и "Географии", состоящей из 17 книг. Судьбы этих двух творений Страбона совершенно противоположны: если первое почти полностью утрачено, то второе дошло до наших дней почти целиком и принесло этому ученому славу, имеющую уже тысячилетнюю историю.

В "Географии" рассказывается об Испании, Италии, Греции, Индии, Египте, Центральной и Восточной Европе, Средней, Центральной и Малой Азии. Страбон не только описывает природу и население, но и делает исторические экскурсы, упоминая некоторые факты, не известные более никаким источникам.

Географию Страбон считал частью философии, трактуя ее с позиции стоических представлений Посидония. Гомера он считал вполне достоверным источником географических сведений. Страбон не имел представления о математической географии, ограничиваясь описательной, отсюда его, часто несправедливая критика предшественников, в частности Эратосфена. Описания Страбона точны, а некоторые и по сей день представляются основным источником наших знаний, например, описания дельты Нила и Александрии. Страбон уделял внимание также истории, а в особенности, истории культуры описываемых стран. Сочинение свое он адресовал широкому кругу читателей; в нем он также высказал своего рода восхищение мощью Рима. Согласно Страбону, Земля была островом, омываемым Океаном, который создал 4 залива: Каспийское море, Черное море, Средиземное море и Персидский залив. Он первым высказал мысль о постепенном расчленении суши. Населенный мир он разделил на Европу, Азию и Ливию, то есть, Африку. "География" Страбона является самым крупным географическим сочинением, какое дошло до нас из античности. Наряду с произведением Клавдия Птолемея оно представляет источник наших сведений об античной географии. Страбон писал просто и лаконично, без риторических украшений. Сочинение Страбона было мало известно вплоть до V в. н.э. Потом оно стало классическим произведением по географии, а Страбона называли просто Географом.

Древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окружающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления, но говорить о начальных этапах индустрии туризма можно с эпохи Древнего Рима.

1.2 Путешественники Древнего Рима

2.1 Энэй (мифология)

В основе цивилизации Древнего Рима лежит путешествие. Родоначальником Рима считается один из главных защитников Трои во время Троянской войны - Эней. После поражения Эней вынужден был, спасая семью, бежать из захваченного ахейцами города.

Этому путешествию Вергилий посвятил поэму "Энеида". Путь небольшого флота Энея лежал через Эгейское море, затем, обогнув Пелопоннес через Адриатическое море, путешественники прибыли в Эпир, расположенный на западном побережье Балкан, откуда проследовали на Сицилию. Внезапно налетевший шторм отбросил их корабли к северному побережью Африки, причем только вмешательство самого Нептуна спасло их от неминуемой гибели.

В Карфагене Эней был сражен любовными чарами и гостеприимством вдовствующей царицы Дидоны. Но верховный бог римлян Юпитер послал к Энею Меркурия (в дальнейшем покровителя странников), чтобы напомнить о необходимости продолжить путешествие.

Эней возобновляет свое странствие. Троянцы прибывают на Апеннинский полуостров, где первоначально останавливаются у города Кумы, а затем, после того как пророчица Сивилла устроила Энею "экскурсию" в Царство мертвых, где призрак умершего отца поведал ему о будущем великом предназначении Рима, они продолжают свой путь, который завершается на берегах Тибра. А спустя пять веков там был заложен Рим.

Троянцам предстояли еще многие испытания. Местное население - латиняне - начинают против них войны. И только брак Энея с дочерью царя латинян Лавинией прекратил этот кровавый конфликт. Но, чтобы умилостивить местных богов, в частности Юнону, они обязались перенять язык и традиции латинян.

Большую роль в редактировании и распространении мифа об Энее сыграл император Октавиан Август. Это позволило римским аристократам вести свою родословную от троянцев.

История становления и распространения христианства непосредственно связана со странствием как самого Иисуса, так и его апостолов.

2.2 Апостол Павел

Самым выдающимся проповедником новой религии был апостол Павел. Он принял новую веру после того, как во время путешествия в Дамаск ему было видение, в котором с ним говорил Иисус. Павел очень много путешествовал во время своей миссионерской деятельности. Он побывал в Малой Азии, Греции, Сирии, Палестине. Павел возвратился в Иерусалим после трех продолжительных путешествий в восточную часть Римской империи, где его ждал арест и отправка в Рим. Это было последнее путешествие апостола: в 64 г. н. э. Павла казнили в предместьях Рима за его активную миссионерскую деятельность и развитие христианской теологии. Христианское вероучение в Римской империи подвергалось гонениям до ІV в. н. э.

2.3 Павсаний

Первым путешественником нашей эры, имя которого сохранилось в истории, был греческий писатель Павсаний. Он жил в Риме и много путешествовал по греческим и римским провинциям. Описание своих путешествий, составленное в форме путеводителя ("Описание Эллады"), он опубликовал в десяти книгах около 180 г. н.э. Особенно подробно Павсаний описал Аттику (юго-восточную часть средней Греции) и Афины. От Аттики он перешел к Коринфу и исследовал острова Эгейского моря. Затем он дал описание Лаконии и Спарты, перечислив названия всех дорог и провинций.

2.4 Гиппал

Огромное значение для развития торговли имело путешествие купца Гиппала в 14 -37 гг. н.э. Он отправился из Восточной Африки и достиг дельты Инда. Он установил закономерность движения муссонов в Индийском океане, совершил плавание от мыса Фартак к дельте Инда. Гиппал написал книгу "Плавание вокруг Эритрейского моря". В этом сочинении описан берег Африки от мыса Гвардафуй до острова Занзибар. Описаны также южное побережье Аравии и большая часть западного побережья Индии.

"Описание путешествия по Понту Евксинскому" (Черному морю) принадлежит перу греческого историка Арриана, жившего во II в. н. э. В своем труде Арриан пытается дать характеристику странам и народам, живущим по берегам этого моря. Поистине энциклопедическими трудами были "Всемирная история" Полибия и "География" Клавдия Птолемея.

Путешественниками были в Древнем Риме апостолы и императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. Военные походы римлян, такие как Цезаря в Галлию, Клавдия в Британию, Сципиона в Африку, привели к расширению достоверных географических знаний. Римляне строят дороги, закладывают крепости, некоторым из них со временем предстоит стать столицами европейских государств: Сингидункум (Белград); Аквинкум (Буда, впоследствии слилась с левобережным Пештом); Виндобона (Вена).

Появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека в "Письмах к Луцилию" обосновывает идею о том, что для туризма необходимо "выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов". Потому что, считает Сенека, "и местность, без сомнения, не лишена способности развращать". В качестве притонов всех пороков им приводятся такие известные курорты, как Каноп и Байи.

Но в то же время философ утверждает, что "менять надо не небо, а душу", потому что "за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки". В подтверждение этого тезиса Сенека приводит высказывание Сократа: "Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?". Путешествовать, чтобы получить максимум пользы и удовольствия, надо с чистой душой - считали античные ученые.

Заключение

Путешественники античности внесли огромный вклад как в историю развития туризма, географии и культуры, страноведения, этнографии, различных наук и учений, так и в мировую историю в целом.

Путешественники на протяжении всей истории человечества добывали важные сведения, которые служили ценным источником знаний различных наук. На основе собранных материалов учеными выстраивались различные концепции, объясняющие историческое развитие той или иной страны. К их помощи прибегали, когда пытались доказать или опровергнуть какие-либо гипотезы и представления.

Таким образом, благодаря путешественникам античности были открыты новые земли и народы, накоплен богатый географический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и открытиям.

Список использованной литературы

1.М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь "Античные писатели". Режим доступа:

Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. Режим доступа:

Соколова М.В. История туризма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

Энциклопедия для детей: Т. 3(География). - Сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1994.

Введение

1.1 Геродот

1.3 Евдокс

1.4 Александр Македонский

1.5 Страбон

1.2 Путешественники Древнего Рима

1.2.1 Энэй (мифология)

2.2 Апостол Павел

2.3 Павсаний

2.4 Гиппал

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Люди путешествовали во все времена. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий.

Без путешествий невозможно представить себе развития человеческой цивилизации. Благодаря путешествиям появлялась возможность вступить в контакт с другими народами, преодолеть изолированность своей культуры. Другими словами, путешествия - основное средство распространения и взаимопроникновения культур.

Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей. Эти ученые считают, что история мировой культуры зависит от "человека путешествующего".

Именно поэтому большое значение имеет изучение истории древних путешествий.

Цель данной работы - изучить самых известных путешественников античной эпохи.

В рамках цели поставлены следующие задачи:

Изучить материал по теме исследования

Раскрыть тему исследования на основе изученного материала.

1.Великие путешественники античности

В самом общем значении слово "античный" означает "древний". Но есть и более узкий и одновременно более широко принятый смысл: когда говорят об античности, то подразумевают принадлежность к древнегреческой или древнеримской культуре (цивилизации), которые имеют многовековую историю: с первых столетий I тыс. до н.э. и до V в.н.э. Географические знания у греков и римлян находились на весьма высоком уровне. Для современных историков географии чрезвычайно важно и то, что среди всех древних цивилизаций античные предлагают наиболее полный комплекс источников, по которым можно судить о географических знаниях как о настоящей системе, а не просто наборе разрозненных сведений.

1.1 Путешественники Древней Греции

Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). Само слово "античность" в переводе с латинского означает "древность", "старина".

Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII - XVI вв. до н.э. В это время критский флот доминировал в Восточном Средиземноморье. XIV - XII в. до н.э. были расцветом микенской культуры. Из египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги на Египет, Малую Азию и другие страны. Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, пришедшие с севера Балканского полуострова. Они и заложили основы древнегреческой цивилизации. А Крито-Микенская культура исчезла. Лишь ее осколки дошли до наших дней.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют "темным периодом" развития этой эпохи. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре. Ни Фукидит, ни Геродот, ни Аристотель даже не упоминают о ней в своих сочинениях. И лишь Гомер в VII в. до н.э. в своих поэмах смутно намекал о какой-то загадочной культуре прошлого. Гомер описал историю Троянской войны, которая велась в XII в. до н.э. Благодаря открытиям Генриха Шлимана и Артура Эванса, человечество с удивлением обнаружило, что осада Илиона ахейским войском под предводительством микенского царя Агамемнона это не плод гомеровской выдумки, а реальный исторический факт.

Греческие ученые называют "отцом географии" Гомера, жившего в IX-VIII вв. до н.э.

Согласно традиции, первым, кто познакомил греков с поэмами Гомера, был спартанский царь Ликург. Их запись и окончательная редакция были сделаны в Афинах специальной комиссией, назначенной тираном Писистратом (VI в. до н. э.). Также было установлено и их обязательное всенародное чтение во время празднеств в честь богини Афины - Панафиней. Эти произведения входили во все школьные программы многочисленных древнегреческих полисов: городов-государств. Платон высказал даже такую мысль: "Гомер воспитал всю Грецию". Данте Алигьери назвал Гомера "царем поэтов". Художественная культура всех последующих эпох, начиная с античности и до современности, насыщена образами гомеровских героев.

"Илиада" посвящена Троянской войне (ок. 1200 г. до н.э.), а "Одиссея" рассказывает о возвращении на родину после окончания этой войны царя Итаки Одиссея.

Есть все основания предполагать, что в "Одиссее" описано реальное путешествие моряков по Средиземному и Черному морям.

Очень много схожего в странствиях аргонавтов и Одиссея. В них описывается известная, но еще не изученная до конца ойкумена, окраины которой "населены" всевозможными чудовищами и волшебниками. Поэтому только такие герои, как Ясон, Одиссей, могут побывать там (даже посетив Аид, как аргонавт Орфей или Одиссей) и возвратиться на родину. Путешествия подобного ранга воспринимались греками как героические подвиги.

В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V - IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города - Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения знаний побывал философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу. Ксенофан из Колофона был странствующим поэтом-рапсодом.

Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры. Столь древние, что Пифагор по сравнению с ними воспринимается как наш современник. При посещении египетских памятников путешественники нередко оставляли на их стенах короткие записи - "граффити", что в переводе с итальянского означает "нацарапанные". Только у гробниц фараонов в Фивах египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч подобных надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима.

1.1.1 Геродот

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению Цицерона является "отцом истории". Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. В молодом возрасте из-за политических неурядиц он покинул родной город и жил на острове Самос. Разочаровавшись в политике, Геродот начал интересоваться историей своего народа и, прежде всего мифологией. Многие исследователи считают, что именно желание побывать в тех местах, где Геракл совершал свои подвиги, побудило Геродота к совершению путешествий. Будучи выходцем из состоятельной семьи, Геродот не испытывал нужды в деньгах.

Он объехал всю Грецию и Малую Азию, затем отплыл в финикийский город Тир. Более всего Геродота привлекал Восток и его богатое культурное наследие. Геродот путешествовал по Ливии, посетил Вавилон, но особенно его поразил Египет, где он пробыл три месяца. В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, производя конкретные математические расчеты. Вернувшись в Грецию, Геродот делился со своими соотечественниками полученными знаниями. Это было его первое путешествие.

Второе путешествие Геродота проходило через Малую Азию, откуда он прибыл на корабле в Северное Причерноморье, через Гелеспонт до милетской колонии Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана. Там он встретился с кочевыми племенами скифов, наблюдал за их обычаями, обрядами, изучал их общественный строй.

Свое третье путешествие Геродот посвятил изучению Балканского полуострова. Он объездил Пелопоннес, острова Эгейского моря (Делос, Фарос, Закиф и другие), затем путешествовал по Южной Италии и северу Балканского полуострова.

Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени одной из муз. В своем знаменитом труде "История" Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п.

В "Истории" Геродота причудливо сочетаются его личные наблюдения, реальные сведения о дальних странах, добытые в странствиях, с пересказом мифологических событий. Геродот с недоверием относится к рассказам о людях с козьими ногами или оборотнях из племени невров, но вполне серьезно описывает гигантских муравьев-золотодобытчиков из пустыни Индии. Не поверил Геродот и свидетельству финикийцев, обогнувших африканский континент, что во время плавания солнце оказалось у них на правой стороне.

Несмотря на имеющиеся неточности, трудно пере

1. ЗНАМЕНИТЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ДРЕВНИХ BPЕMEH

Ганнон (505) - Геродот (484) - Пифей (340) - Евдокс (146) - Страбон (63)

Ганнон Карфагенский - Острова Счастливые (Канарские), Вечерний Рог, Южный Рог, залив Рио-де-Оро - Геродот посещает Египет, Ливию, Эфиопию, Финикию, Аравию, Вавилонию, Персию, Мидию, Колхиду, Каспийское море, Скифию и Фракию - Пифей обследует берега Иберии и Кельтиш, Ла-Манш, остров Альбион, Оркадские (Оркнейские) острова, землю Туле - Неарх объезжает азиатское побережье от Инда до Персидского залива - Евдокс знакомится с западным берегом Африки - Страбон путешествует по Внутренней Азии, Египту, Греции и Италии

Первым путешественником, о котором сохранились упоминания в исторических источниках, был Ганнон , посланный карфагенским 1(цифры-см прим.в конце) сенатом для колонизации новых территорий на западном берегу Африки. Сообщение об этой экспедиции было написано на пуническом 2 языке и переведено на греческий; оно известно под названием «Морское кругосветное путешествие Ганнона». В какую эпоху жил этот исследователь? Историки придерживаются разных мнений. Но наиболее достоверной считается версия, согласно которой посещение им африканских берегов относится к 505 году до нашей эры 3 .

Карта плавания аргонавтов

Южный Рог был, без сомнения, конечной точкой, достигнутой пунической экспедицией. Некоторые историки утверждают, что карфагенский флот не заходил дальше мыса Бохадор, расположенного двумя градусами севернее тропика, но первая точка зрения кажется нам более вероятной.

Достигнув Южного Рога, Ганнон начал испытывать недостаток в съестных припасах. Тогда он повернул на север и возвратился в Карфаген, где по его распоряжению в храме Ваала Молоха была поставлена мраморная плита с высеченным на ней описанием путешествия «вокруг света».

После карфагенского мореплавателя самым знаменитым из древних путешественников во времена исторические был греческий ученый Геродот , прозванный «отцом истории». Для нашей цели мы отделим путешественника от историка и последуем за ним в страны, в которых он побывал.


Греческая галера. 500 г. до н.э.

Геродот родился около 484 года до нашей эры 9 в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи с обширными торговыми связями, которые могли способствовать развитию инстинктов путешественника-исследователя, пробудившихся в мальчике.

В ту эпоху не существовало единого мнения относительно формы Земли. Школа Пифагора начала уже распространять учение о том, что Земля шарообразна. Но Геродот не принимал никакого участия в этих спорах, волновавших ученых его времени. В ранней молодости он покинул родину с намерением тщательно изучить далекие страны, о которых доходили весьма скудные и противоречивые сведения.

В 464 году, двадцатилетним юношей, он оставил Галикарнас. По-видимому, Геродот сначала направился в Египет, где посетил города Мемфис, Гелиополис и Фивы. Во время путешествия ему удалось получить много ценных сведений о разливах Нила. В своих записках он приводит различные мнения относительно истоков этой великой реки, которую египтяне почитали как божество.

«Когда Нил разливается, - говорит Геродот, - не видно ничего, кроме городов; они кажутся построенными поверх воды и напоминают острова Эгейского моря».

Геродот рассказывает о религиозных обрядах египтян, о том, как они приносят жертвы своим богам и как торжественно справляют праздники в честь богини Изиды в городе Бузирисе, развалины которого видны еще и теперь. Геродот сообщает также, как египтяне почитают диких и домашних животных, считая их священными, и воздают им погребальные почести. С точностью настоящего натуралиста он описывает нильского крокодила и его повадки; описывает способы, с помощью которых ловят крокодилов. Мы узнаём, какие там еще водятся звери и что представляет собою египетский гиппопотам, птица ибис, различные змеи.

Геродот рисует домашнюю жизнь египтян, их обычаи, игры, рассказывает об искусстве бальзамирования умерших, которым египтяне владели в совершенстве. Далее он сообщает, какие сооружения были воздвигнуты при фараоне Хеопсе: построенный у озера Мериса лабиринт, остатки которого были открыты в 1799 году; озеро Мерис, созданное руками человека, и две пирамиды, поднимавшиеся над поверхностью его вод; с удивлением рассказывает Геродот о храмах, воздвигнутых в Мемфисе, о знаменитом колоссе из целого камня, над перевозкой которого из Элефантины 10 в Саис трудились две тысячи человек в продолжение трех лет.

Тщательно изучив Египет, Геродот направился в другие страны Ливии, то есть Африки, но при этом молодой путешественник даже не предполагал, что Африка простирается далеко на юг, за тропик Рака; он верил, что финикияне могли огибать этот материк и возвращаться в Египет через Гибралтарский пролив 11 .


Египетский корабль. 1600 г. до н.э

Перечисляя народы, обитающие в Ливии, Геродот упоминает пастушеские племена, кочующие вдоль берегов Африки, и называет еще аммонийцев, которые живут в глубине страны, в местах, изобилующих хищными зверями. Аммонийцы построили знаменитый храм Зевса Аммонского, развалины которого были открыты на северо-востоке Ливийской пустыни, в 500 километрах от города Каира 12 . Он подробно описывает также обычаи и нравы ливийцев и сообщает, какие в этой стране водятся животные: змеи страшной величины, львы, слоны, рогатые ослы (вероятно, носороги), обезьяны-павианы - «звери без головы, с глазами на груди», лисицы, гиены, дикобразы, дикие бараны, пантеры и т. д.

По Геродоту, Ливия населена двумя народами: ливийцами и эфиопами. Но действительно ли он путешествовал по этой стране? Историки в этом сомневаются. Скорее всего, многие подробности он записал со слов египтян. Но нет сомнения, что он действительно плавал к городу Тиру, в Финикии, так как здесь он дает вполне точные описания. Кроме того, Геродот собрал сведения, по которым составил краткое описание Сирии и Палестины.

Вслед за тем Геродот спускается на юг - в Аравию, страну, называемую им Азиатской Эфиопией, то есть в ту часть Южной Аравии, которую он считает последней обитаемой землей. Арабы, живущие на Аравийском полуострове, по его словам, народ строго религиозный. В их стране в изобилии произрастают ценные растения, из которых получают ладан и мирру. Путешественник сообщает интересные подробности о том, как из этих растений добывают благовонные вещества.

Затем мы встречаем Геродота в странах, называемых им неопределенно то Ассирией, то Вавилонией. Рассказ об этих странах он начинает тщательным описанием Вавилона, в котором жили цари со времени разрушения древней столицы Ниневии. Развалины Ниневии сохранились и поныне, в виде холмиков, разбросанных по обоим берегам Евфрата, на расстоянии 78 километров к юго-востоку от Багдада. Большая, быстрая и глубокая река Евфрат разделяла тогда город Ниневию на две части. В одной возвышался укрепленный царский дворец, в другой - храм Зевса. Далее Геродот говорит о двух царицах Вавилона - Семирамиде и Нитокриде; потом переходит к описанию ремесел и земледелия, сообщая, как возделывают в этой стране пшеницу, ячмень, просо, кунжут, виноград, смоковницу и пальмовые деревья.

Изучив Вавилон, Геродот отправился в Персию и, так как целью его путешествия было собрать точные сведения о продолжительных греко-персидских войнах, то он посетил те места, где происходили эти войны, чтобы получить на месте все необходимые ему подробности. Эту часть своей истории Геродот начинает с описания обычаев персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, довольствуясь исполнением религиозных обрядов на вершинах гор.

Далее Геродот говорит о быте и нравах персов. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; они проявляют интерес к чужестранным обычаям, любят удовольствия, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба; они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для них доказательством, что «несчастный согрешил против Солнца».

Брак сопровождался всенародной оглаской

Индия Геродота, по словам Вивьена де Сен-Мартена 13 , ограничивается странами, орошаемыми пятью притоками теперешнего Панджнада, и территорией Афганистана. Туда и направил свой путь молодой путешественник, покинув Персидское царство 14 . Индийцы, по его мнению, являются самым многочисленным из известных народов. Одни из них ведут оседлый образ жизни, другие постоянно кочуют. Племена, обитающие на востоке этой страны, как утверждает Геродот, не только убивают больных и стариков, но якобы даже и поедают их. Племена, живущие на севере, отличаются храбростью и искусством в ремеслах. Их земля богата золотым песком.

Геродот полагает, что Индия есть последняя обитаемая страна на Востоке. В ней сохраняется во все времена года такой же благодатный климат, как и в Греции, находящейся на противоположном конце земли.

Затем неутомимый Геродот отправился в Мидию 15 , где составил историю мидян, первого народа, свергнувшего иго ассириян. Мидяне основали огромный город Экбатаны (Хамадан), который был окружен семью рядами стен. Перевалив через горы, отделявшие Мидию от Колхиды, греческий путешественник проник в страну, прославленную подвигами Ясона 16 , и изучил со свойственной ему добросовестностью ее нравы и обычаи.


Афинский купеческий корабль. 500 г. до н.э

Геродот, по-видимому, был хорошо знаком с очертаниями Каспийского моря. Он говорит, что «это море - само по себе, и не имеет никакого сообщения с другим». Каспийское море, по его словам, ограничено на западе Кавказскими горами, а на востоке обширною равниной, населенной массагетами, которые, вероятно, принадлежали к скифскому племени. Массагеты поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Геродот говорит также о большой реке Араке, впадающей в Каспийское море.

Потом путешественник попадает в Скифию. Скифы - по определению Геродота - различные племена, населяющие обширное пространство между Дунаем и Доном, то есть значительную часть Европейской России. Наиболее многочисленным и сильным Геродот называет племя «княжеских скифов», занимавших берега реки Танаис (Дона). Кроме того, Геродот упоминает о племенах скифов-кочевников и скифов-хлебопашцев.

Хотя Геродот и перечисляет различные скифские племена, но неизвестно, посетил ли он лично страны, расположенные к северу от Понта Евксинского 17 . Он подробно описывает обычаи этих племен и приходит в искренний восторг от Понта Евксинского - этого «гостеприимного моря». Геродот определяет размеры Черного моря, Босфора, Пропонтиды 18 и Азовского моря, и его определения почти верны. Он перечисляет большие реки, впадающие в Черное море: Истр, или Дунай; Борисфен, или Днепр; Танаис, или Дон.

Путешественник передает много мифов о происхождении скифского народа; в этих мифах большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага.

Из Скифии Геродот прибыл во Фракию. Там он узнал о хетах - самом мужественном народе, населявшем эту страну 19 . Затем он совершил путешествие по Греции, где хотел собрать недостающие сведения для своей истории. Он посетил местности, в которых происходили главные события греко-персидских войн, в том числе Фермопильский проход, Марафонское поле и Платею. Затем он возвратился в Малую Азию и объехал ее побережье, исследуя многочисленные колонии, основанные там греками.

Вернувшись 28 лет от роду на свою родину, в Галикарнас, знаменитый путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий энтузиазм. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где и умер в 426 году до нашей эры, оставив по себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

После Геродота мы перешагнем через полтора столетия, упомянув о враче, по имени Ктесий , современнике Ксенофонта 20 . Ктесий написал отчет о своем путешествии по Индии, хотя и нет достоверных сведений о том, что он его действительно совершил.

Придерживаясь хронологического порядка, перейдем теперь к Пифею из Массилии - путешественнику, географу и астроному, одному из ученейших мужей своего времени. В 340 году до нашей эры Пифей отважился пуститься в плавание по Атлантическому океану на одном-единственном корабле. Вместо того чтобы следовать вдоль берегов Африки к югу, как это делали обычно его карфагенские предшественники, Пифей отправился на север, где занялся исследованием берегов Иберийского полуострова 21 и побережья страны кельтов, вплоть до гранитного мыса Финистерре. Затем Пифей вошел в пролив Ла-Манш и пристал к острову Альбиону 22 . Он познакомился с жителями этого острова, которые, по его словам, отличались добродушием, честностью, умеренностью и изобретательностью. Они вели торговлю оловом, за которым сюда приезжали торговцы из отдаленных стран.

Продолжая путь к северу, Пифей миновал Оркнейские острова, расположенные у северной оконечности Шотландии, и поднялся на такую широту, где «летом ночь не превышала двух часов». После шестидневного плавания по Северному морю Пифей достиг земли, известной с тех пор под названием Крайнее Туле (Ultima Thule). По-видимому, это был полуостров Скандинавия. Но продвинуться дальше на север Пифей уже не смог. «Дальше, - говорит он, - не было ни моря, ни земли, ни воздуха».

Пифей вынужден был повернуть обратно, но путешествие его на этом не закончилось: он поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а еще далее германцы. Оттуда он приплыл к устью большой реки, которую он называет Таисом (вероятно, это была Эльба), а затем отплыл обратно в Массилию и вернулся в свой родной город через год после того, как его покинул.

Замечательный путешественник Пифей был не менее замечательным ученым; он первый доказал влияние Луны на морские приливы и отливы и заметил, что Полярная звезда не занимает в небесном пространстве точки, которая находится над самым земным полюсом, что и было впоследствии подтверждено наукой.

Спустя несколько лет после Пифея, около 326 года до нашей эры, прославился своими исследованиями еще один греческий путешественник - Неархс острова Крита. В качестве командующего флотом Александра Македонского он получил приказание объехать все побережье Азии от Инда до Евфрата.

Матросы Неарха пугают китов

Мысль о такой экспедиции была вызвана необходимостью установить сообщение между Индией и Египтом, в чем Александр был крайне заинтересован, находясь в это время со своей армией в 800 милях от берега, в верховьях Инда. Полководец снарядил для Неарха флот, состоявший из тридцати трех двухпалубных галер и большого числа транспортных судов, на которых разместились две тысячи человек. В то время как Неарх плыл со своим флотом вниз по Инду, армия Александра шла за ним по обоим берегам. Достигнув через четыре месяца Индийского океана, Неарх поплыл вдоль берега, составляющего ныне границу Белуджистана.

Неарх пустился в море второго октября, не дождавшись зимнего попутного муссона, который мог бы благоприятствовать его плаванию. Поэтому за сорок дней путешествия Неарху едва удалось проплыть 80 миль к западу. Первые его стоянки были сделаны в Стуре и в Кореестисе; названия эти не соответствуют ни одному из нынешних селений, расположенных в тех местах. Далее он приплыл к острову Крокала, лежащему неподалеку от современной Карантийской бухты. Разбитый бурями флот укрылся в естественной гавани, которую Неарх вынужден был укрепить «для защиты от нападения дикарей».

Двадцать четыре дня спустя флотоводец Александра Македонского опять поднял паруса и пустился в море. Сильные бури заставили его делать частые остановки в различных местах побережья и защищаться от нападений арабитов, которых восточные историки характеризовали как «варварский народ, носящий длинные волосы, отпускающий бороды и похожий на фавнов или медведей».

После многих приключений и стычек с прибрежными племенами Неарх пристал к земле оритов, носящей в современной географии название: мыс Моран. «В этой области, - замечает Неарх, описывая свое путешествие, - солнце в полдень освещало все предметы вертикально, и они не отбрасывали тени». Но Неарх, по-видимому, ошибается, так как в это время года дневное светило находилось в южном полушарии, на тропике Козерога, а не в северном полушарии; кроме того, корабли Неарха плыли всегда на расстоянии нескольких градусов от тропика Рака; следовательно, даже летом в этих областях солнце в полдень не могло освещать предметы вертикально.

Когда установился северо-восточный муссон, плавание продолжалось в благоприятных условиях. Неарх следовал вдоль берегов страны ихтиофагов, то есть «людей, питающихся рыбой» - довольно жалкого племени, которое, за недостатком пастбищ, вынуждено было кормить своих овец дарами моря. Здесь флот Неарха начал испытывать недостаток в съестных припасах. Обогнув мыс Посми, Неарх взял к себе на галеру туземного кормчего. Подгоняемые береговыми ветрами, корабли Неарха успешно продвигались вперед. Берег становился менее бесплодным. Там и сям попадались деревья. Неарх причалил к городу ихтиофагов, названия которого он не указывает, и, внезапно напав на жителей, силой захватил у них припасы, в которых так нуждался его флот.

Затем корабли прибыли в Каназиду, иначе говоря, город Чурбар. Развалины этого города и теперь еще можно видеть возле залива того же названия. К тому времени хлеб у македонцев был уже на исходе. Напрасно Неарх останавливался в Канате, в Трое и в Дагазире, - ему ничего не удалось добыть у этих нищих народов. У мореплавателей не было больше ни мяса, ни хлеба, и все же они не решались есть черепах, которыми изобилуют эти страны.

Почти у входа в Персидский залив флоту встретилось большое стадо китов. Испуганные матросы хотели повернуть галеры вспять, но Неарх смело пошел на своем корабле вперед, навстречу морским чудовищам, которых удалось разогнать.

Достигнув Кармании 23 , корабли отклонились к северо-западу. Берега здесь были плодородны; всюду попадались хлебные поля, обширные пастбища, фруктовые деревья. Неарх бросил якорь у Бадиса, нынешнего Яска. Затем, обогнув мыс Масета или Муссендон, мореплаватели оказались у входа в Персидский залив, которому Неарх так же, как и арабские географы, дает несвойственное ему название Красного моря.

В гавани Гармосия (Ормуз) Неарх узнал, что армия Александра находится на расстоянии пяти дней пути. Высадившись на берег, он поспешил присоединиться к завоевателю. Александр, не получая в течение двадцати одной недели никаких известий о своем флоте, уже больше не надеялся его увидеть. Можно представить себе радость полководца, когда до неузнаваемости исхудавший Неарх предстал перед ним целым и невредимым! Чтобы отпраздновать его возвращение, Александр велел устроить гимнастические игры и принести богам обильные жертвы. Затем Неарх снова отправился в Гармосию, где оставил свой флот, чтобы оттуда плыть в устье Евфрата.

Плывя по Персидскому заливу, флот македонцев приставал ко многим островам, а затем, обогнув мыс Бестион, приплыл к острову Кейшу, на границе Кармании. Дальше уже начиналась Персия. Корабли Неарха, следуя вдоль персидского побережья, останавливались в разных местах, чтобы запастись хлебом, который посылал сюда Александр.

После нескольких дней плавания Неарх прибыл к устью реки Эндиана, затем достиг реки, вытекающей из большого, кишащего рыбой озера Катадербис, и наконец бросил якорь близ вавилонского селения Дегела, недалеко от устья Евфрата, проплыв, таким образом, вдоль всего персидского побережья. Здесь Неарх вторично соединился с армией Александра Македонского, который щедро его наградил и назначил начальником над всем своим флотом. Александр хотел еще предпринять исследование арабского берега Персидского залива, вплоть до Красного моря, и установить морской путь из Персии и Вавилона в Египет, но смерть помешала ему осуществить этот план.

Неарх составил описание своего путешествия, к сожалению, не сохранившееся. Подробный отчет о его плаваниях содержится в книге греческого историка Флавия Арриана 24 «История Индии», которая дошла до нас в отрывках.

Неарх, как полагают, был убит в битве при Ипсе. Он оставил по себе славу искусного морехода, а его путешествие составляет важное событие в истории мореплавания.

Теперь следует еще упомянуть о смелом предприятии греческого географа Евдокса , жившего во II веке до нашей эры. Посетив Египет и берега Индии, этот отважный путешественник возымел намерение объехать вокруг Африки, что в действительности удалось осуществить только шестнадцать столетий спустя португальскому мореплавателю Васко да Гаме.

Евдокс нанял большой корабль и два баркаса и пустился по незнакомым водам Атлантического океана. Как далеко он довел свои суда? Это трудно определить. Как бы то ни было, познакомившись с туземцами, которых он принял за эфиопов, он возвратился в Мавританию , а оттуда переправился в Иберию и занялся приготовлениями к новому обширному путешествию вокруг Африки. Было ли совершено это путешествие? Сомнительно. Нужно сказать, что этот Евдокс, человек, безусловно, отважный, большого доверия не заслуживает. Во всяком случае, ученые его не принимают всерьез.


Римская галера. 110 г. до н.э.

Среди древних путешественников нам остается упомянуть еще имена Цезаря и Страбона. Юлий Цезарь 26 , родившийся в 100 году до нашей эры, был прежде всего завоевателем и не ставил своей целью исследование новых стран. Напомним только, что в 58 году до нашей эры он начал завоевывать Галлию и через десять лет довел свои легионы до берегов Великобритании, которую населяли народы германского происхождения.

Что касается , родившегося в Каппадокии 27 около 63 года нашей эры, то он известен, скорее, как географ, чем путешественник. Однако он проехал Малую Азию, Египет, Грецию, Италию и долго жил в Риме, где и умер в последние годы царствования Тиберия. Страбон оставил «Географию», разделенную на семнадцать книг, большая часть которой сохранилась до нашего времени. Это сочинение, вместе с сочинениями Птолемея, составляет наиболее важный памятник древнегреческой географии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Карфаген был основан финикиянами около 850 года до нашей эры на северном побережье Африки, в Тунисском заливе.

2 Римляне называли карфагенян пунами; отсюда название языка – пунический .

3 Точную дату экспедиции Ганнона установить невозможно. Современные ученые относят ее к V или VI веку до нашей эры. Описание этого плавания дошло до нас в форме «приключенческого романа», в котором достоверные факты переплетаются с вымышленными. Однако географическое описание западного побережья Африки, рассказ о степных пожарах внутри страны не оставляют сомнений в подлинности путешествия, которое впоследствии обросло различными баснями.

Ганнон был первым мореплавателем, посетившим западное побережье Африки. Он проплыл вдоль этого побережья от Гибралтарского пролива на юг около 4500 километров. Девятнадцать столетий спустя португальским мореплавателям понадобилось пятьдесят лет для того, чтобы исследовать побережье, которое обошел Ганнон.

4 Геркулесовы столпы – две горы на европейском и африканском берегах Гибралтарского пролива, якобы воздвигнутые мифическим героем Геркулесом. По представлению древних греков, Геркулесовы столпы являлись западным краем известного мира.

5 Вероятно, река Сенегал.

6 Кимвалы – древний музыкальный инструмент в виде медных тарелок. Тамбурин – ударный музыкальный инструмент, напоминающий бубен.

7 Южный Рог – теперь залив Шерборо в государстве Сьерра-Леоне (бывш. английская колония), расположенном на берегу Гвинейского залива.

8 Надо полагать, что это были не гориллы, а шимпанзе.

9 Биографические сведения о Геродоте чрезвычайно скудны. Годы жизни его точно не известны; полагают, что он родился около 484 года до нашей эры и умер в 424 или 426 году до нашей эры. Геродот является автором первого дошедшего до нас большого исторического труда – знаменитой «Истории», в которую он включил богатый географический материал, собранный им во время длительных путешествий. Нельзя точно сказать, какие именно страны посетил Геродот во время своих путешествий. Несомненно, что он побывал в Египте и на северном побережье Черного моря. На востоке он доходил, вероятно, до Вавилона. Геродот говорит и о путешествии в Индию, но это описание не имеет исторического основания.

10 Остров Элефантина (Слоновой кости) находится на реке Нил, у первых порогов, на границе Египта и Судана.

11 Здесь автор имеет в виду рассказ Геродота, услышанный им в Египте, о путешествии финикийских мореплавателей вокруг Африки, предпринятом по приказанию египетского фараона Нехао около 600 года до нашей эры. Это предприятие не имеет себе равных в истории географических открытий, поэтому мы приведем целиком краткий рассказ Геродота: «Ливия, оказывается, кругом омывается водою, за исключением той части, где она граничит с Азией; первый доказал это, насколько мы знаем, египетский фараон Нехао. Приостановивши прорытие канала из Нила в Аравийский залив [Красное море], он отправил финикиян на судах в море с приказанием плыть обратно через Геракловы Столпы [Гибралтарский пролив], пока не войдут в Северное [Средиземное] море и не прибудут в Египет.

Финикияне отплыли из Эритрейского [Красного] моря и вошли в Южное море [Индийский океан]. При наступлении осени они приставали к берегу и, в каком бы месте Ливии ни высаживались, засевали землю и дожидались жатвы; после уборки хлеба плыли дальше. Так прошло в плавании два года, и только на третий год они обогнули Геракловы Столпы и возвратились в Египет.

Рассказывали также, чему я не верю, а другой кто-нибудь, может быть, и поверит, что во время плавания кругом Ливии финикияне имели солнце с правой стороны. Так Ливия стала известна впервые».

12 Аммон (Сива) – оазис в Ливийской пустыне.

13 Вивьен де Сен-Мартен (1802–1897) – французский географ, автор известного труда «Очерк всеобщей географии» и других работ.

14 По Афганистану и Индии Геродот не путешествовал; сведения об этих странах он собрал в Вавилоне.

15 Мидия была расположена к югу от Каспийского моря. При персидском царе Кире (ок. 558–529 г. до нашей эры) вошла в состав Персии. Главный город – Экбатана.

16 Ясон – в греческой мифологии предводитель похода аргонавтов за золотым руном. По одному варианту мифа,– погиб под обломками корабля «Арго», по другому – покончил самоубийством. Миф об аргонавтах, предпринявших плавание из Греции в Колхиду (восточное побережье Черного моря), является отражением истории ранней греческой колонизации (VIII–VII вв. до нашей эры).

17 Черное море древние греки первоначально называли Понтом Аксинским (негостеприимным) из-за сильных и частых бурь. Впоследствии, когда греки колонизовали черноморские берега, море было переименовано в Понт Евксинский (гостеприимное).

18 Пропонтида (буквально: «лежащая перед Понтом») – Мраморное море.

19 Фракия – страна, находившаяся на севере Балканского полуострова; ее берега с востока омывались Черным морем, с юга – Эгейским.

20 Ксенофонт – греческий историк конца V – первой половины IV века до нашей эры, автор «Греческой истории», «Анабасиса» и других произведений.

21 Иберия – древнее название Испании.

22 Альбион – древнее название острова Великобритания, что в переводе значит «Белый остров» (название дано Пифеем из-за меловых скал, возвышающихся над Ла-Маншем).

23 Кармания – область на юге Ирана; по представлению древних, была населена кочевниками, питающимися рыбой (ихтиофаги).

24 Арриан Флавий (около 95–175 г. нашей эры) – греческий писатель римского периода, историк и географ. Главные сочинения: «Анабасис Александра» (История походов Александра Македонского) и «История Индии».

25 Мавритания – область на северозападном побережье Африки. В начале I века нашей эры стала римской провинцией.

26 Цезарь Юлий (полное имя Гай Юлий Цезарь) – римский император,

27 Каппадокия – название местности, расположенной в юговосточной части полуострова Малая Азия.

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Комментарий. Задания 1 — 3 выполняются на основе текста публицистического стиля небольшого объёма.

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3

(1) Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2) _____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3) Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.


1 В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты — завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

Комментарий. Задание 1 требует внимательного прочтения текста два раза. При первом чтении вникаете в смысл, при втором находите главную информацию. Она должна быть достаточно полной и точной. Такая информация содержится в предложениях 3 и 5: именно в них сообщается обо всех целях путешествий в античные времена.

Ответ: 35

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

2. Однако

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

Комментарий. Задание 2 требует установить средство связи между предложениями 1, 2. Отношения между ними противопоставительные. Значит, следует использовать противительный союз «однако».

Если сомневаетесь в выборе слова, попробуйте на месте пропуска поставить другие из предлагаемых слов. Вы увидите, что ни одно из них не подходит для соединения этих предложений.

Ответ: однако

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ́, -и, вин. зе́млю, мн. зе́мли, земе́ль, зе́млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. — планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на

землю. Аренда земли.

Комментарий. Задание 3 требует знания лексики, а именно — многозначных слов, каким и является слово «земля». Чтобы определить, в каком именно значении оно употреблено, обратитесь к тексту, уясните смысл выражения: «завоёвывать новые земли». Какие земли завоёвывают? Чужие. Посмотрите на варианты ответа: в одном из них (5) есть подсказка.

Ответ: 5

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бралАсь

углубИть

прИданое

досУг

корЫсть

Комментарий. Идём дальше. Задание 4 относится к орфоэпии — правилам произношения. В данном случае требуется знание норм ударения. Если затрудняетесь сразу определить слово с ошибкой, попробуйте отметить и исключить те, произношение которых точно знаете. Вы выберете то, что является ответом. Кажется, задание совсем простое, но многие делают в нём ошибки. Нормы нужно просто знать.

Ответ: прида́ное

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

Комментарий. Задание 5 относится к стилистике. Предлагается выбрать пример с ошибкой: использование слова в несвойственном ему значении. Путаница возникает из-за наличия в языке паронимов, которые близки по произношению и написанию, но имеют абсолютно разные значения. Если затрудняетесь сразу определить, где ошибка, попробуйте заменить это слово синонимом (синонимами) и посмотрите, как оно себя ведёт. Если синоним подходит, то и данное слово употреблено верно, а если нет, здесь ошибка. Пройдёмся по заданным предложениям.

1. ЖИТЕЙСКИХ — бытовых, будничных. Синонимы подходят, значит, слово употреблено верно.

2. (Лес) ОДЕВАЕТ (горы) — покрывает — верно.

3. ЭСТЕТИЧНЫ — изысканны, нежны — верно.

4. АРТИСТИЧНАЯ — игривая, одарённая (карьера)? Неверно. Правильно: артистическая.

5. ЛАКОВЫЕ (ботинки) — блестящие, покрытые лаком — верно.

Ответ: артистическая

6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

Комментарий. Задание 6 на знание грамматики, правил соединения слов.

Ответ: счемпионата

7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.

9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

А) Предложение с деепричастным оборотом, построенное с нарушением грамматических норм. Нам предлагаются 2 предложения с деепричастными оборотами (2, 3). Мы знаем, что деепричастный оборот обозначает добавочное действие, относится к действующему предмету. В 3 м предложении действующий предмет — это «мы». Мы попали в архив и искали. Здесь всё верно. Во 2 м предложении грибница собирала грибы и не должна быть повреждена. Абракадабра какая-то. Ошибка в предложении 2.

Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Мы имеем 2 предложения с названиями изданий (1, 7). Знаем, что слова «журнал», «газета», «роман», «книга», «фильм»... в такой ситуации изменяются по падежам, а названия их употребляются в именительном падеже. Это правило соблюдается в 1 м предложении, а в 7 м — нет. Должно быть так: о журналах «Звезда» и «Ленинград». Ошибка в предложении 7.

В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Они должны употребляться в одних грамматических формах. Чтобы упростить работу, исключаем предложения 1, 2, 3, 7: мы уже поработали с ними. Идём по порядку: В 5 м предложении: открыт благодаря поддержки (чего? родительный падеж). Это неверно. Правильно: благодаря поддержке (чему? дательный падеж). С производным предлогом «благодаря» употребляется только дательный падеж. Ошибка в предложении 5.

Д) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм. Глаголы в предложении употребляются в зависимости от описываемой ситуации. Одновременные действия могут быть названы глаголами одного вида и времени.

Значит, мы должны найти среди оставшихся предложение с несколькими глаголами. Это предложение 9. Глаголы: (учитель) выслушал (прошедшее время, совершенный вид) , смотрел (прошедшее время, несовершенный вид) , захохотал (прошедшее время, совершенный вид) . Ошибка: 2 глагола употреблены в форме прошедшего времени, совершенного вида, а 1 глагол в форме прошедшего времени, несовершенного вида.


Ответ: 27659