«Приют одиннадцати» на Эльбрусе — один из самых «исторических» высокогорных отелей мира. «Приют одиннадцати» на Эльбрусе — один из самых «исторических» высокогорных отелей мира Военные действия в районе Приюта Одиннадцати

Приэльбрусье, часть 5. «Бочки», «Приют 11» и попытка восхождения May 27th, 2014

В пятой части отчёта мы пойдём выше. Ночёвка на «Бочках», визит – в жуткую пургу – на «Приют 11», а также попытка взойти на вершину, прерванная погодой. В общем, есть что вспомнить.

В районе 3700 метров на Эльбрусе есть целых три приюта – «Бочки», «Мария» и Leaprus. «Мария» - это несколько вагончиков на 50 метров выше бочек; Leaprus – это новый крутой приют, построенный итальянцами буквально в 2013 году (мы его видели издалека) тоже чуть выше «Бочек». Но нас интересовали именно «Бочки», потому что они – часть легенды Эльбруса. Просто в 1980-х годах на высоту 3780 метров заволокли девять жилых модулей (вагонов-бытовок) ЦУБ-2М, расширили до 6 мест и сделали из них домики.

Подняться к «Бочкам» можно на кресельной канатке. Она работает не всегда, нам приходилось и на ней ездить, и пешком ходить от «Мира».

Дорога пешком выглядит так:

Сами по себе «Бочки» - это комплекс, в который, помимо цистерн-домиков входят разные вагончики, палаточные городки (очень странно в снегу выглядят), технические сооружения, раскиданные по плоской площадке на горе.

Мы провели на «Бочках» две ночи. Первую ночевали в вагончике вот такого типа:

Внутри вагончика.

Вот вид почти от нашего вагончика на «Бочки». Справа вагончик-столовая. Кормят очень вкусно, мы прямо в полном были восторге и радости.

В столовой висят рисованные карандашом портреты всяких гидов и альпинистов. Особенно доставляет второй слева портрет.

Храм экстремальной дефекации.

Дорога к «Приюту 11».

В первый вечер была удивительно хорошая погода, сменившаяся лютым нечеловеческим бураном с заносами.

Вид на кафе «Бочек».

Современное блочное кафе стоит на фундаменте явно довоенного происхождения – из неровных камней и деревянных балок. Так же построена бывшая дизель-станция 1939 года при «Приюте 11». Происхождения этого фундамента я в сети не нашёл. Это фото сделано во второй наше пребывание в «Бочках», уже буран, видимость метров 50.

Но в хорошую погоду отсюда великолепные виды.

Мы выше виденной нами в первом отчёте обсерватории Пик Терскол.

Минутка самолюбования.

Как сделать селфи в горах: краткая инструкция от Дины Б.

Вторую ночь мы жили непосредственно в бочке. Снег у входа.

Отдельно стоящая цистерна.

Второй храм экстремальной дефекации. За ним – какой-то вечный недострой.

Я у цистерн.

Внутри каждой цистерны есть тамбур и 6 спальных мест.

Когда одна опора падает, её так и оставляют.

Какая-то адская хижина – кто-то когда-то построил, и ничего, эксплуатируется.

На второй день в целях акклиматизации мы пошли смотреть на то, что осталось от легендарного «Приюта 11», сожжённого долбоёбами в 1998. Была метель, видимость была так себе.

Это наш гид Антон. Очень прикольный персонаж, альпинист и гид в третьем поколении. Когда Антон идёт, он в голос поёт (а нам, простым, даже говорить тяжко на таких высотах) всякие ритмичные песни, причём в основном клёвые, свой человек. Очень хотелось подпевать песням Олега Медведева, но не получалось. И e_vin , привет тебе, «Корсары» там тоже были.

Тем временем погода ухудшалась, а видимость скатывалась к нулю.

Камраден стали похожи на зомби во время химической войны.

Где-то в районе 4000 метров мы растянули флаг «Популярной механики».

А потом пришли, наконец, к «Приюту 11» (4130 м). Собственно, самого приюта, построенного в 1939 году, уже нет. Зато сохранилось новоперекрытое здание, которое некогда было при нём дизель-станцией. Сейчас там какая-то администрация сидит, и переночевать можно.

Ратрак стоит.

Очередной храм экстремальной дефекации.

Делаешь такой своё дело, а рядом – бездна.

Кладка 1930-х годов.

Сам приют бы чуть выше. Там, где фундамент 2001 года постройки виден, там он и был.

Если кто не знает, то «Приют 11» выглядел вот так – очень была стильная штука в стиле то ли авангарда, то ли конструктивизма.

Вид сверху на бывшую дизель-станцию.

В 2001 году начали строить новый «Приют 11». Но это, как известно, Россия. Поэтому деньги распилили и ничего, кроме фундамента, не построили.

Помимо фундамента, тут есть скала памяти павших альпинистов.

Таблички очень разные, повешены в разное время. Вот соседствует мемориальная доска защитникам Кавказа и доска в память об инструкторе Сане Трофимове, погибшем на спуске в 1995 году.

Слегка безумные люди раскладывают около «Приюта 11» палаточный лагерь. Видимости никакой, метель, жесть. Антон радостно рассказывает о том, что снежная пещера безопаснее палатки, разве что по ней может, не заметив, проехать ратрак.

По ледяным наростам на камнях можно понять направление ветра.

Напоследок мы ещё разок сфотографировали флаг «ПМ» на фоне станции.

По дороге назад к «Бочкам» мы нашли замёрзшую бабочку. Впоследствии мы находили ещё много таких – их заносит сюда восходящими потоками, и они уже не могут спуститься вниз, погибают тут.

Идём вниз. Встречаем идущих вверх.

По дороге я снял классическую трещину-трупосборник. Ледник подтаивает, обнажается. Провалиться в такую трещину – и всё, бай. Чтобы вы представляли себе масштабы, скажу, что человек может вот в эту трещинку посередине провалиться, не коснувшись краёв. Это снято на максимальном зуме.

Вид снизу на приют (сделан в другой день, когда было чуть яснее).

Последняя часть нашей эпопеи – это восхождение. Оно, прямо скажем, не задалось, потому то 9 мая был лютым днём, когда МЧСники всех разворачивали на 5200 и дальше не пускали. И немудрено, потому что во время восхождения я сделал самую гениальную фотографию в своей жизни. Итак, вид на Эльбрус 9 мая 2014 года.

Камраден.

Когда ветер чуть сдувал метель и туман, в течение секунд что-то было видно. Ёрл вот поднимается. Это где-то на 5000.

Шли от вешки до вешки, в молоке. Когда спускались обратно, вешек от одной до другой видно не было, мы растягивались в цепочку и кричали друг другу: «Вижу! Ко мне!»

А это поднимаются спортсмены-скайраннеры. Они от поляны Азау до вершины доходят за 3,5 часа – но в тот день их тоже на 5200 разворачивали.

Судейский чекпойнт. Тут мы отдыхали перед спуском.

В общем, все окрестности я изучил и в следующий раз буду готов. Пойду в сезон (июль-август), никакого больше мая с его переменчивой погодой. Потому что горы, чёрт бы их побрал, не отпускают. Надо взойти.

На склоне Эльбруса, чуть выше последней станции канатной дороги – Гарабаши, расположены несколько вагончиков круглой формы – бочки.

Здесь туристы проходят адаптацию перед восхождением на Эльбрус. Иногда проживание затягивается на несколько дней. Все зависит от погоды и физического состояния человека.

Приют Бочки на Эльбрусе. Справа столовая (красная бочка). Слева туалет.

Обзор помещений приюта.

Мы будем говорить про один из таких приютов. Он состоит из четырех бочек. В одной из них оборудована столовая. В трех – спальные места и кухня.


Бочка внутри. Обита деревом, кухня и спальня. Готова к новым гостям.

Внутри все обито деревом, чисто, как дома, не смотря на большое количество «квартирантов».

Вагончик разделен на три части. Две крайних – спальни, посередине кухня. В спальне одна большая кровать для дружной горной компании из пяти человек. Спать, конечно, придется в спальных мешках. Есть подушки и теплые одеяла.


Кухня в бочке. Есть все необходимое.

На кухне есть вся необходимая посуда и газовая плитка. Газ привозной в баллонах.


Бочка-столовая внутри. Как везде, чистота и порядок.

Есть отдельная столовая. Для больших групп туристов.

Туалет, естественно, без удобств, зато с видом на Кавказский хребет.

Расположение виды.


Высота бочек 3800 метров над уровнем моря.

Бочки находятся на высоте 3800 метров над уровнем моря.

Дополнительные услуги. Ратрак.

В распоряжении гостей бочек – ратрак. Большой вездеход с огромными гусеницами специально создан для передвижения по снегу и льду.


Ратраки возле приюта. Машины, приспособленные для передвижения по снегу и льду.

Ратрак вмещает десять человек. Самый распространенный маршрут – подъем до Приюта 11. Цену вам озвучат за всю машину полностью. Поэтому выгодно – когда вы едете группой. В любом случае, попутчиков вы найдете на месте.


Первая остановка-сгоревший Приют-11. Высота 4100 метров над уровнем моря. Многие поднимаются пешком, тренируются перед восхождением.

Первый этап подъема на ратраках – на высоту около 4100 метров. Максимальная высота подъема – около 5000 метров.

Напомним, что высота Эльбруса 5642 метра. То есть до вершины останется всего 400-450 метров высоты. Все зависит от вашего желания.


Вершины Эльбруса. Справа видно дорогу, по которой поднимаются ратраки.

Мы можем предложить вам тур на Эльбрус на два – три дня с проживанием на «Бочках», катанием на ратраке.


Едем на ратраке.

Вы будете завтракать с видом на Кавказский хребет и ужинать при закате солнца на высоте 4000 метров над уровнем моря.

Лучше три дня, особенно для людей с равнинных районов. Нужно немного времени, чтобы организм привык к высоте.

Примерная программа трехдневного тура.

  • Встреча в городе Минеральные Воды, трансфер до поселка Терскол.
  • Ночевка в одной из гостиниц Терскола или поляны Азау.
  • Подъем на канатной дороге до ледника Гарабаши.
  • Прогулка по склону Эльбруса.
  • Подъем на ратраках.
  • Ночевка в приюте «Бочки».
  • Спуск в Азау, прогулки в окрестностях поселка.
  • Трансфер в Минеральные Воды.

Хотим заострить внимание, что программа примерная. Возможно запланировать и большее количество дней, все зависит от вашего желания и финансовых возможностей.

Трансфер до Терскола вы можете заказать самостоятельно через , как вам удобно, на любое время. Цена видна сразу до оформления заказа. А можете воспользоваться услугами местных водителей, за вами пришлют машину из Терскола. Цена будет примерно одинаковая.

Отель вы тоже можете выбрать на свое усмотрение и забронировать заранее на сайте hotellook.ru можете обратиться к нам, мы вам его забронируем сами. Цена не будет отличаться.

Стоимость тура рассчитывается индивидуально. Все зависит от цен на (в зависимости от сезона), количества человек, маршрута ратрака, куда вы решите подняться и так далее.

Неизменной пока остается цена на канатную дорогу – 1150 рублей за подъем и спуск, цена за проживание в Бочках – 1000 рублей в сутки.

Если вы планируете туристические походы или восхождение на Эльбрус, мы можем порекомендовать вам местных гидов. Цена тоже будет зависеть от маршрутов. В этом случае вам придется заплатить экологический сбор в районе 1000 рублей.

Забронировать места в приюте Бочки вы можете через наш сайт, оставив заявку или по телефонам указанных на сайте.

Многие о слышали о Приюте 11 , рассматривали на фотографиях, некоторые поднимались к нему как туристы и альпинисты. И лишь немногие использовали его как ночёвку на пути к вершинам Эльбруса. Но мало кто знает, как возник Приют 11? Кто авторы проекта?

Летопись Приюта начинается с удивительнейшего человека, швейцарца Рудольфа Рудольфовича ЛЕЙЦИНГЕРА (1843-1910).

В 1863 году из небольшого швейцарского городка Нетшталь в Россию приехал 19-летний юноша по имени Рудольф Лейцингер. Он много слышал о Кавказе и мечтал побывать в этих прекрасных горах. Приезд в Россию считал первым этапом на пути к Кавказу. Новую страну он полюбил настолько, что не помышлял о возвращении на Родину. Работать начал в Тамбове, завел собственное вполне успешное дело. Среди местных предпринимателей он очень скоро завоевал репутацию человека энергичного, надежного в делах, сторонника всего нового и прогрессивного.

Страстный любитель природы, альпинист-самоучка после первого же путешествия по Кавказу, Рудольф Лейцингер становится еще более горячим поклонником его красот. В 1883 переезжает на постоянное жительство в Пятигорск и покупает не малый участок земли под собственный дом-усадьбу. Начинает активно заниматься благоустройством города, на что тратит большую часть собственных средств. Рудольф Рудольфович был основателем и членом товарищества Пивоваренных заводов Пятигорска. За первые полтора года жизни в Пятигорске он открыл завод по обработке солода и небольшую кофейную фабрику.

Его Пятигорские предприятия были оснащены самой современной (для того времени) техникой. Все это занимало не мало времени, но наряду с постановкой промышленных предприятий, он активно и не безуспешно развивал сельскохозяйственное производство. Обладая непоседливым характером, Лейцингер внутри всех своих дел умел находить время для личных путешествий по Кавказу. Он прекрасно понимал, что дикий и загадочный край с природой фантастической красоты, буйной растительностью и, главное, огромным числом минеральных источников, мог стать приманкой для любителей путешествий, не только из России, но и Европы. Он лелеял мысль о превращении Пятигорья (так тогда называлось это место) в курорт мирового значения!

На рубеже XIX-ХХ вв. Лейцингер поставил вопрос о создании Кавказского Горного Общества (КГО), ссылаясь на опыт Швейцарии, процветающей за счет туризма. В конце июня месяца 1899 года в Николаевском цветнике Пятигорска, собралось 50 человек представителей местной и столичной интеллигенции для выработки положения и определения конкретных действий по созданию Общества. Р.Р. Лейцингер был избран председателем рабочей группы, которая в конце года направила в Москву проект Устава «Кавказского Горного Общества в Пятигорске». Лишь 14 декабря (старого стиля) 1901 года Министром Земледелия и Государственных Имуществ А. Ермоловым Устав КГО был утвержден.

Весь свой талант организатора Р. Лейцингер вложил в осуществление идеи регулярных экскурсий (путешествий) по родному краю. При неустанном внимании и активном его участии разрабатывались проекты создания туристских троп и хижин на интересных маршрутах. Для экономии средств он в собственном доме размещает канцелярию КГО, справочное бюро и зал для экскурсантов. Здесь же были размещены первые коллекции, собранные членами Общества во время своих путешествий.

Для созданного при Обществе бюро по альпинизму и краеведению по просьбе неутомимого Лейцингера, командующий войсками Кавказского округа генерал от инфантерии Фреде выделяет 212 листов топографических карт Кавказа.

Третий год своей деятельности Общество начало выпуск Ежегодника «Кавказского Горного Общества», на страницах которого стали появляться материалы исследовательской деятельности членов Общества, результаты организационной работы, путевые очерки – страницы путешествий. В летний сезон по 2-3 раза в месяц выпускался «Вестник КГО», отражавший его текущую деятельность. Сам Лейцингер часто публиковался в сборниках английских, французских, немецких, швейцарских Обществ. Он состоял почетным членом ряда зарубежных Горных Обществ и альпийских Клубов.

1903 год – новое подвижническое дело. В ознаменование 100-летия со дня официального утверждения Александром Первым курортного значения региона Кавказских Минеральных Вод, Р. Р. Лейцингер предложил и активно включился в осуществление проекта – строительство и пуск в Пятигорске электрического трамвая. Он же наметил и первую трассу: от железнодорожного вокзала, мимо «Цветника» к Провалу(тот самый, где незабвенный О.Бендер обилечивал простодушную публику).

К сезону 1905 года Лейцингер приходит к мысли, что для широкого развития туризма, экскурсий, исследования гор были привлечены сотни увлеченных последователей, нужно начинать подготовку молодого поколения.

«Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом…» – такую позицию занимал и отстаивал Рудольф Рудольфович.

Министерство Народного Просвещения поддерживало предложения и начинания Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву, т.е. шло создание общенациональной культурно-патриотической (краеведческой) программы.
«Ежегодник КГО» (№5, 1911-1912 гг.) вот как описывал предоставляемые Р.Р. Лейцингером условия для групп прибывающих в Пятигорск:
«Экскурсионным группам учащихся предоставлялось …бесплатное помещение на 3-4 дня, срок совершенно достаточный для осмотра городов и посещения таких популярных вершин, как Машук и Бештау.»
(О лаколитах Машук, Бык, Бештау, я ещё буду писать отдельный пост.)

Весной 1909 года началась реализация самого грандиозного проекта Рудольфа Рудольфовича – прокладка пешеходной тропы от поляны Азау к Восточной и Западной вершинам Эльбруса. С этой целью была организована экспедиция на Эльбрус, на юго-восточном склоне которого, на «Кругозоре», был сооружен каменный приют, который получил название «Лейцингеровский». Летом того же года, 11 человек из 18 участвовавших в экспедиции добрались до скал на высоте 4130 метров. Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены, участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку, с западной стороны:

«Нас осталось одиннадцать. Два проводника, один учитель, четыре экскурсанта Р.Р. Лейцингера и четверо нас. Довольно крутым подъёмом, слегка свернув влево, мы поднялись к левому краю большого ущелья со снежными склонами, на дне которого зияли огромные трещины. Прошли немного по краю и, перейдя крохотный перевалец, свернули опять вправо к последней группе камней в этой местности. В 2 ч. 30 м. дня мы достигли середины этой группы, где и решили расположиться на ночлег. К этому побуждало нас как то, что выше не было уже камней, настолько удобных, как и то, что всем хотелось отдохнуть и собрать силы для предстоявших трудностей.

Анероид показывал 4320 м. Мы выбрали место, где камни были несколько крупнее и образовывали площадку в несколько квадратных сажень, защищённую с севера и востока естественными стенами. Немного отдохнув, мы принялись за работу и в короткое время расчистили место для «постели» и соорудили ещё одну невысокую стенку с запада. На этом диком каменном островке, затерянном посреди моря снегов, на высоте, несколькими сотнями метров превосходящей высоту Юнгфрау, — предстояло нам провести ночь, быть может, самую необычную в нашей жизни.

Мы назвали это место Приютом одиннадцати . Это название было одобрено впоследствии Рудольфом Рудольфовичем Лейцингером, который, между прочим, нашёл это место вполне пригодным для второй хижины. Я думаю, что она должна быть построена именно здесь, ибо выше нет уже скал, на которых можно было бы её основать, не опасаясь снежных завалов».
Ф. Дунаевский. Пешком по Главному Хребту. Попытка восхождения на Эльбрус 1909 г.

Так появилось место ночёвок названное Приют-11.

22 января 1910 г. Р. Лейцингер умер… На следующий день в газете «Пятигорское Эхо» был помещен некролог на смерть Рудольфа Рудольфовича Лейцингера. На венке от Кавказского Горного Общества было написано: «Дедушке русского альпинизма».

В 1929 г. на этих скалах была установлена деревянная будка, обшитая железом. В 1932 – здание барачного типа на 40 человек. Из-за недостатка мест палатки иногда ставили прямо на плоской крыше барака. «Плечом к плечу» там помещалось ровно четыре «памирки».

В сезон 1937-1938 годов начались геодезические, взрывные и строительные работы «Приюта одиннадцати», в котором давно нуждались многочисленные альпинистские группы.

«…Первыми на будущую строительную площадку (4200) поднялись архитектор-альпинист Н.М.Попов и альпинист-шуцбундовец Ф.А.Кропф. Попов имел широкие полномочия от ТЭУ ВЦСПС для окончательного выбора места под строительство отеля. Кропф был приглашен как специалист в вопросах горной безопасности. Разгоревшиеся страсти постепенно улеглись, и большинство спорщиков согласилось с выбранным местом на скалах чуть выше существующего здания Приюта 11-ти. Все мы, конечно, приняли в этом самое деятельное участие. Много спорили о преимуществе того или иного места. Каждый доказывал правильность своего выбора. В дружеских беседах Попов ознакомил «эльбрусцев» с планами постройки трехэтажной гостиницы, рассчитанной на максимум удобств, возможных в сложных и суровых условиях высокогорья. По его предположению строительство должно полностью развернуться в недалеком будущем. С понятным нетерпением ожидали мы начала этого события.

На Эльбрусе вместо «карточных домиков», которые строились до сих пор, будет воздвигнуто большое трехэтажное здание современного типа. Долгожданный момент, наконец, наступил: в середине 1937 года с «Кругозора» потянулись караваны ослов, нагруженные ящиками со взрывчаткой и разными геодезическими инструментами. Осенью, после ухода с Эльбруса последних летних туристов, начались геодезические работы и пробное бурение. И вот в один прекрасный день склоны седого великана огласились раскатами мощных взрывов, потрясавших окружающую местность. Веками не пуганные альпийские галки, в шутку прозванные «эльбрусскими соловьями», с громкими, тревожными криками тучей поднимались в воздух и спешили убраться подальше от внезапно оживших скал. Взрывы поднимали вверх фонтаны вечномерзлой земли и камней. Наконец все затихло.

Взрывники ушли, оставив после себя ровную площадку и котлованы под фундамент будущих зданий. Повсюду воцарилась привычная тишина, нарушаемая лишь свистом ветра. Еще во время перевозки взрывчатки руководители стройки пришли к выводу, что при таких темпах транспортировки понадобится не менее пяти лет, чтобы доставить все необходимые грузы на строительную площадку. А ведь гостиницу необходимо полностью закончить к летнему сезону 1939 года. Возник вопрос - как быть? Выход нашли. По смелому решению инженера Попова одновременно со взрывными работами приступили к сооружению тракторной дороги от Терскола по склонам массива Гарабаши через «Новый Кругозор» (так, в отличие от существующего «Кругозора», была названа поляна, находившаяся приблизительно на одной высоте), до средней части Терскольского ледника. На высоте около 3800 метров дорога кончалась, и дальнейший путь на «Приют одиннадцати» проходил по эльбрусским ледникам и фирновым полям. Он имел протяженность всего четыре километра, вместо семи (через «Старый Кругозор») и более доступный, сравнительно пологий рельеф. В 1938 году началось строительство гостиницы. Между «Ледовой базой» (так назвали место окончания дороги) и «Приютом одиннадцати» навели надежные мосты через ледниковые трещины, и вот по вечным снегам потянулись караваны с различным строительным грузом.

Здесь можно было встретить и обычные русские сани с подсанками, на которых лошади перевозили длинные детали, и быков, тащивших волоком тяжелые бревна, и юрких ишачков, мелко семенивших ножками по хорошо укатанной дороге, и, наконец, людей, переносивших тот груз, который по разным причинам нельзя было доставить иначе. Перевозили в ночные и утренние часы. Днем отдыхали, дожидаясь ночных заморозков, которые надежно сковывали «раскисшую» за день на палящем солнце необычную дорогу. Незабываемая картина тех лет стоит перед глазами! Ночью и ранним утром непрерывным потоком идут санные караваны. Подъем крутой и путь тяжелый. Идут караваны среди ледяных просторов Эльбруса, который сурово смотрит на людей, осмелившихся нарушить его вечный покой! Идут по белоснежному покрову, спрятавшему бездонные трещины ледников многометровым слоем слежавшегося фирна! Эта необычная ледовая дорога тех лет очень напоминала зимнюю дорогу где-нибудь в Подмосковье. Так же понурив головы, устало идут лошади по наезженной колее со следами навоза и сена. Возчики в полушубках с кнутом за голенищем сапога или валенка покрикивают на них, похлопывают рукавицами рука об руку, чтобы согреться. И только двуглавый Эльбрус да зияющие невдалеке трещины в леднике заставляют непрерывно думать об опасностях, ежечасно подстерегающих на этой необычной ледниковой трассе.

Однажды для ускорения транспортировки попытались использовать гусеничный трактор с санями, но на фирновых полях он обрушил своей тяжестью мост и провалился носом в трещину. Только после многодневного труда удалось извлечь оттуда «чугунного коня». Трактор ушел вниз и больше не появлялся на склонах Эльбруса. На место будущей гостиницы прибыли строители. Работали дружно, и на скалах быстро поднимался остов будущего здания.

Каждого посещавшего Эльбрус осенью 1938 года поражал необычайный вид гостиницы, выросшей за короткое время на его склоне. Доживавший последние дни старый убогий «Приют одиннадцати» сиротливо стоял рядом с новым соседом и напоминал скорее сарай для дров, чем жилое помещение. Санная дорога просуществовала до глубокой осени, пока ее не засыпали осенне-зимние снегопады. Но все это не пугало строителей, основное было уже перевезено. Отделка здания внутри продолжалась до декабря, и только наступившие суровые морозы и отсутствие отопления заставили отделочников прерваться до будущего года. Еще летом в самый разгар стройки, когда остов здания только начал вырисовываться, на «Приют одиннадцати» для восхождения на Эльбрус пришла группа иностранцев, сопровождаемая Сеидом Хаджиевым. Все свободное время он проводил среди строителей, ведя с ними задушевные беседы. «Мне уже шестой десяток, - говорил он, - с 1902 года я являюсь эльбрусским проводником, тридцать пять раз я был на Эльбрусе, сейчас иду в тридцать шестой, и с гордостью могу сказать - больше меня никто не поднимался на наш Минги-тау!.. Строя эту гостиницу,- продолжал он, - вы делаете большое и нужное дело, ведь Эльбрус станет доступнее, и на него ежегодно будут подниматься тысячи альпинистов. Вот приеду в Нальчик и расскажу Калмыкову о стройке, ведь он ее еще не видел. А осенью обязательно приведу его сюда и он увидит все собственными глазами». Не знал тогда старейший проводник, что на Эльбрусе он в последний раз… В июне 1939 года после предварительной подготовки вновь начал действовать «эльбрусский тракт» (так называли дорогу между «Ледовой базой» и «Приютом одиннадцати»).

Снова потянулись караваны, перевозившие последние грузы. В новом здании посетители получали полноценный отдых. Отпала необходимость тратить силы и время на установку палаток, на такое кропотливое Занятие, как приготовление пищи и воды. По комфортабельности гостиница напоминала первоклассный отель большого города. Один из его первых посетителей в шутку назвал его «отель над облаками». В дальнейшем это меткое название привилось.»

«…К осени здания жилого корпуса, дизельной и котельной были практически готовы. Их формы вызывали у строителей не простое недоумение и восхищение одновременно. Их формы напоминали не полностью надутый дирижабль (сказывался опыт Н.М.Попова в строительстве дирижаблей) или походили на кузов огромных автобусов. Их верхняя часть была скруглена, чтобы надежно противостоять мощным зимним (да и не только зимним) ветрам и штормам. Для их ветронепроницаемости они были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа. Первый из дикого камня, второй и третий каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру зданий под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты.

Первый этаж (там разместились кухня, душевые комнаты и складские помещения) был сложен из камня. Второй и третий этажи – деревянные, утепленные специальными теплоизоляционными плитами, здесь были комнаты на 2-8 человек, столовая на 50 мест и «элитные» номера. Комнаты-каюты, рассчитанные на проживание от двух до восьми человек, оборудовали двухъярусными откидными полками вагонного типа. В каждой имелись рундуки для вещей и столики. Два верхних этажа и крыша были обиты оцинкованным железом. Радовали глаз натертые до блеска паркетные полы и отделанные линкрустом стены и потолки. При гостинице была котельная и электростанция, работали центральное отопление, в водопроводе – холодная и горячая вода, канализация.

«…Первыми жильцами нового «Приюта одиннадцати» были сотрудники Эльбрусской экспедиции, занявшие половину третьего этажа. Там они оборудовали прекрасные лаборатории, мало похожие на прежние - в палатках, разбитых на снегу. Теперь сотрудники не беспокоились, что приборы неожиданно занесет снегом и проделанная работа пойдет насмарку. Они ходили именинниками, потирая руки от удовольствия и поминая добрым словом строителей. На том же этаже были комнаты для иностранных альпинистов. Туристы и альпинисты о новой гостинице отзывались с теплотой, нередко восторгались ее отделкой и благоустройством. Москвич Леонид Коротков в книге отзывов написал: «Еще в столице я слышал о том, что на Эльбрусе строится гостиница. Но то, что мне довелось увидеть, превзошло ожидания. Пожалуй, не в каждом городе найдешь подобную гостиницу. Комната, в которой я живу, обращена к Эльбрусу, и он стоит передо мной во всей своей красоте. Из коридорного окна видны многие вершины Кавказа и знаменитая Ушба, о которой я столько слышал. Часами любуюсь горами.

Такого зрелища нигде, кроме «Приюта одиннадцати», не увидишь. Разве что в кино! Я сам строитель и поражен тем, что вся работа производилась вручную, без применения механизмов. Удивляет, каким образом удалось доставить вверх все необходимое для строительства гостиницы? Ведь сюда даже налегке не каждый сможет дойти, здесь очень трудно дышать. Как же строители за короткое время сумели соорудить такой дворец? Преклоняюсь перед ними и думаю что выражу общее мнение сердечной благодарностью. Спасибо, товарищи! Спасибо и тем, кому принадлежала идея постройки гостиницы!»
«…Некоторые из иностранных альпинистов, не вдумываясь в трудности строительства на Эльбрусе, требовали такие вещи, как рояль, джаз и даже… чистильщика обуви! А один француз выразил возмущение отсутствием лифта.»

В.Кудинов «Эльбрусская летопись «

Выстояв в войну как и те, кто его строил, израненный осколками бомб и пулями, разоренный внутри, стоял Приют 11 бесхозным до 1957 года. И вновь исправно принимал странствующих путешественников и альпинистов. Насчитав 59 лет своей истории и сгорев как дирижабль, на который он так был похож.

По свидетельству спортсменов из альпклуба «Северная столица», пожар случился из-за пренебрежения к мерам пожарной безопасности. Но это следствие, а не причина:

«…Группа В. Панасюка и С. Бодрова в 14 часов спустилась с вершины Эльбруса и занималась приготовлением пищи. Около 16 часов Сергей Бодров находился на кухне: «Я стоял в полушаге от вспыхнувшей канистры. Когда загорелось, автоматически выплеснул воду из своей кастрюли на огонь. Мне показалось, что почти сразу появился Вася Панасюк с огнетушителем в руках. Помня, что где-то неподалеку есть еще один огнетушитель, я отправился на его поиски. Честно говоря, я был в шоке. Когда нашел огнетушитель и пошел обратно к столовой, то не смог пробиться сквозь толпу, ломанувшую на выход. Венгры на кухне были, но они не при чем. Фокус с канистрой сделал кто-то из наших, по-моему, даже местных». Его рассказ продолжает Василий Панасюк: «Огонь моментально охватил столовую и попер по коридору. Уже через пять минут французы не могли спуститься с третьего этажа, и им снизу бросили веревку для спуска. Один из них здорово ударился о каменный парапет между первым и вторым этажом.

Мы стали эвакуироваться: взяли только то, что сгребли руками. Пока будили нашего немецкого камарада – Дирхофа, который после спуска с вершины принял снотворное и спал крепким сном, времени собирать шмотки уже не осталось. Жаль, не допили французский коньяк — кайфовали перед обедом. Известный Юра Соловьев так вообще вышел в одних трусах. Венгры были без сопровождающего, вот на них и хотели все свалить…»
http://www.alpklubspb.ru/ass/a286.htm

ВИДЕО: пожар на Приюте 11

Нынешнее убежище расположено в бывшей дизельной Приюта (Дизельхат), хижине Валерия Шувалова и «Озоне». Убогое и жалкое зрелище. Кто не вместился, ставят палатки за каменными стенами сгоревшего здания. Как символ короткого, мутного времени либеральной демократии Ельцина.

А вот местные власти республики, живущие за счет многомиллиардных федеральных субсидий по программе «Юг России», предпочитают тратить эти деньги на другие отели. Например гостиннично-офисный центр «Милан» на Каширском шоссе в Москве, купленный «для поднятия престижа» республики.

Постройку нового Приюта взял на себя частный московский инвестор и добровольцы. Используя современные материалы, но постаравшись сохранить внешнее сходство с погибшим зданием Приюта.

В 1987 году власти Пятигорска решили снести дом Лейцингера, он мешал элитной застройке, портил вид. Только заступничество всех Пятигорцев спасло дом. Спасибо им. Сейчас в нём, как и раньше располагается возрожденное Кавказское Горное Общество и Школа Детского Туризма.

Для истинных поклонников альпинизма в целом и горы Эльбрус в частности «Приют одиннадцати» — это не просто красивые слова, а целая эпоха в развитии отечественного восхождения. «Приют 11» — не только удобная высокогорная гостиница или база, на протяжении более чем полувека принимавшая постояльцев и дарившая кров во время сложных переходов, а скорее ключевая точка для русского альпиниста, связывающего свое настоящее с Кавказскими горами.

Дедушка русского альпинизма

Как ни странно, но столь знаменательное для отечественного альпинизма понятие «Приют 11» связано с иностранцем – уроженцем Швейцарии Рудольфом Лейцингером (1843-1910). Страстный альпинист и поклонник горных вершин, а как иначе мог относиться к горам рожденный в Швейцарии молодой человек, был беззаветно влюблен в горный Кавказ. Возможно, именно эта страсть и стала причиной его переезда в Россию в 1863 году. Добившись колоссального успеха в промышленной и финансовой деятельности, уже в 1888 году он переезжает в Пятигорск – поближе к столь желанному Эльбрусу. Для города Лейцингер делал так много, как мог: основал Цветник, заложил трамвайную линию, отдал свою усадьбу под штаб Кавказского Горного общества, всячески поощрял увлечения молодежи альпинизмом.

Уроженцу живущей туризмом Швейцарии Пятигорье представлялось подобной же туристической меккой. Именно поэтому Лейцингер столь активно занимался развитием края, прокладыванием туристских троп, строительством хижин для восходителей, выпуском Ежегодника КГО со статьями известных ученых и топографов.

Именно группой экскурсантов, состоящей из одиннадцати человек, в 1909 году во время восхождения по тропе от поляны Азау к Восточным склонам Эльбруса был заложен будущий «Приют одиннадцати». Вряд ли кто-то из 11 восходителей того похода подозревал, сколь символичной окажется их шутливая надпись на камнях возле разбитых палаток. Сам Лейцингер одобрил это место для будущей стоянки, столь же положительно он отнесся и к названию – «Приют 11». Символично, что такой важный шаг в истории развития альпинистского движения Кавказа был сделан при жизни «Дедушки русского альпинизма», как после смерти в 1910 году стали именовать господина Лейцингера.

Приют одиннадцати: от времянки для монументального строения

В 1929 году на Эльбрусе, на месте, отмеченном как «Приют 11», была возведена обшитая железом деревянная будка, которой, впрочем, оказалось недостаточно для большого количества желающих подняться на вершину по этому маршруту.

На стены этого некрепкого на вид здания также была перенесена символичная надпись «Приют одиннадцати». Но уже в 1932 году будка была заменена бараком, вмещавшим не более 40 туристов, с плоской крышей, на которой размещали палатки из-за невозможности разместить всех желающих в самом здании. Но строительство полноценного здания базы для альпинистов началось только в 1937-38 годах, когда необходимость в большом и вместительном помещении стала наиболее остро.

Всемирно известный «Приют одиннадцати» был спроектирован известным альпинистом, архитектором и строителем дирижаблей Николаем Поповым. Видимо, именно поэтому здание напоминало этот воздушный транспорт своей формой.

Трудно осознать, с какими сложностями и проблемами столкнулись строители в процессе возведения новой базы. До начала подготовки площадки и собственно возведения максимально комфортабельного в подобных условиях убежища необходимо было доставить к месту строительства взрывчатку, геодезические инструменты и прочее. Груженые караваны ослов потянулись по опасным тропам только после ухода последних туристов. Середина 1937 года оглушила Восточный склон великой горы мощными взрывами подготовительных работ, активность которых позволила достаточно быстро расчистить площадку для будущего строения. Очередная сложность состояла в том, что доставить материалы для возведения здания по тому же пути было практически невозможно, а если и возможно, то это отняло бы не менее пяти лет.

Исследователями было принято решение о возведении надежных мостов между трещинами в леднике на другой стороне склона, где рельеф был более пологим. Быки, лошади, ишаки, сани, повозки и прочие средства – все использовалось для того, чтобы как можно быстрее доставить необходимые материалы. Особенности погоды заставляли работать только ночью и утром, когда дорога была скована морозом.

Уже к концу осени 1938 года на склоне вырисовывался силуэт жилого здания, который был оснащен и котельной, и дизельной. Сами строители не уставали восхищаться чудом инженерной мысли великого Попова, который смог создать нечто столь великое, полезное и рациональное для будущих поколений альпинистов. Монументальный первый этаж был возведен из дикого камня, а второй и третий, формой напоминавшие не то надутый дирижабль, не то кабину автобуса, представляли собой деревянный каркас, наполненный плитами-утеплителями и оббитый оцинкованным железом.

Удобные комнаты на 2-8 человек, рундуки для личных вещей, душевые, кухня, водоснабжение, канализация и отопление – выстроенная база ничем не напоминала первый «Приют 11», а скорее походила на первоклассную гостиницу с уникальным видом из окна.

Трагедия приюта 11

Просуществовал «Приют 11» не столь долго, как планировали его создатели. Оставшись невредимым во время Великой Отечественной войны, простояв заброшенным вплоть до 1957 года, он принимал туристов вплоть до трагических событий 16 августа 1998 года. Трагическая случайность (по одной из версий на огонь вместо кастрюли с водой была поставлена емкость с бензином) привела к практически полному разрушению здания из-за огня.

К счастью, человеческих жертв удалось избежать, равно как и серьезных травм. Потерю вещей и снаряжения альпинисты восприняли стоически, а вот гибель самого здания оказалась для многих серьезным ударом.

Нарушения техники безопасности приписывают как венграм, путешествующим без сопровождения, так и чешским туристам с российским гидом. Однако официальные обвинения никому не были предъявлены, поскольку весомых доказательств нет.

Сегодня на Эльбрусе «Приют одиннадцати» ничем не напоминает то великолепное и монументальное здание, которым оно было задумано. Руины и обгоревшие обломки былой славы хоть и защищают туристические палатки от урагана и снега, но не могут подарить им былого тепла и уюта. В настоящее время строительство новой гостиницы, проект которой отдаленно напоминает осовремененный «Приют», продолжается достаточно медленными темпами. Альпинисты России и всего мира не теряют надежды вновь увидеть расцвет этого региона, а новенькая база должна стать финальной точкой, которая ознаменует верность идеалам Лейценгера, Попова и сотен других сподвижников русского и мирового альпинизма.

Все кто имеет хоть малейшее отношение к понятиям горы, альпинизм и вершина Эльбрус - знают значение словосочетания - «Приют 11-ти». На протяжении многих десятилетий (1939-1998) на склоне Эльбруса на высоте 4200 м. стояло здание гостиницы, приюта, убежища для восходителей планирующих восхождение на Эльбрус или спасающихся от «крутых» непогод Эльбруса. История строительства здания бывшего в свое время самым высокогорным отелем, и особенно с автором его проекта, как и многое другое в истории отечественного альпинизма покрыта находилось в неизвестности, опутано загадками и просто выдумками. Целью данной публикации является попытка снятия отдельных темных пятен этой истории и главное – по мере сил и возможностей показать, кто и как был связан с этим неординарным строительством. История освоения Эльбруса тесно связана с мало знакомой даже сегодня фамилией Председателя Кавказского Горного Общества (КГО) Лейцингера Рудольфа Рудольфовича. Урожденный горной страны Швейцарии, в раннем юношеском возрасте Лейцингер страстно заболел Кавказскими горами. В 19-летнем возрасте (1863) он уезжает в Россию и через несколько лет становится видной фигурой в промышленных и финансовых кругах. Получив основательную базу, Лейцингерв 1888 году уезжает на Северный Кавказ и обосновывается в Пятигорске. Его жизнь в Пятигорске постоянно тесным образом будет связана с понятиями горы и альпинизм. Он являлся инициатором создания КГО (вскоре А.К.фон Мекк – председатель РГО) предоставляет для КГО статут филиала Российского Горного Общества. Кроме активной и плодотворной деятельности на благо ставшего родным города Пятигорска – он обустроил знаменитый Цветник, проложил первую линию трамвая, являлся основателем товарищества пивоваров Пятигорска, а построенную усадьбу по сути дела отдал под штаб-квартиру (учебные классы, методический кабинет и пр.) созданному его усилиями Кавказскому Горному Обществу. На территории усадьбы был впервые в России открыт туристический лагерь для детей приезжавших из разных губерний страны. По его инициативе, Общество стало обустраивать пешеходную тропу Пятигорск-Эльбрус, было построено несколько небольших, но столь необходимых горных приютов-хижин, появились указатели и разметка пройденного и оставшегося пути. Одним из самых удивительных дел которое нашло полную поддержку, как от местных, так и от центральных Российских властей, стало введение в практику Общества, а затем и во все учебные заведения Сев. Кавказа и России в целом – т.н. ученических экскурсий. Так в те времена назывался местный туризм, очень похожий на краеведение. В практику сдачи выпускных экзаменов в военных училищах в приказном порядке были введены предметы ориентирования на местности, правила проведения походов и т.д. В 1909 году одна из групп экскурсантов КГО (11 человек) совершая плановый поход на Эльбрус в районе скальной гряды, где впоследствии будет возведено здание «Приюта 11-ти», устроила временный лагерь, а на скалах сделали надпись – «Приют 11-ти». Группа имела небольшой запас краски для того, чтобы на вершине Эльбруса сделать памятную надпись на камнях. Через 20 лет, летом 1929 года известный российский альпинист В.А.Раковский построил на этих скалах деревянную обитую железом хижину и переносит на нее надпись – «Приют 11-ти». А на «Кругозоре», усилиями Пятигорского КГО появилось первое сооружение - каменная хижина полуземлянка. В 1932 году на месте хижины Раковского встает новое сооружение – хижина-отель с тем же названием. Это уже было довольно просторное здание на 40 человек. В хорошую погоду разрешалось на плоской крыше отеля ставить походные палатки. (См. фото). Автором проекта и руководителем строительства хижины-отеля стал инженер, строитель первых отечественных дирижаблей, архитектор и альпинист Николай Михайлович Попов. К этому времени Н.М.Попов уже имел некоторый горный опыт, накопленный во время горных походов и не сложных восхождений в различных районах Кавказа. Этому активно способствовал его отец Попов, профессор МГУ и страстный путешественник.

Так выглядела хижина-отель на Кругозоре в 1932 г.

Но даже появление нескольких небольших хижин-приютов не могло решить проблемы решения постоянно увеличивающегося спроса на «жилые помещения» со стороны экскурсантов и восходителей на Эльбрус. В соответствующих инстанциях стало обсуждаться предложение о строительстве нового, современного отеля на склонах Эльбруса, способного единовременно принять более 100 человек. При обсуждении кандидатуры автора проекта будущего строительства большинство высказалось за утверждение Альпиниста Попова Н.М. Он к этому времени имел солидный инженерный стаж, приниамл участие в строительстве первых советских дирижаблей, да и в горах он был не новичок. Была установлена дата ввода комплекса в строй – летний сезон 1939 года. Это был жесткий срок, а принимая во внимание отсутствие путей снабжения и проблем с подъемом грузов на высоту более 4000 метров – все это ставила серьезнейшие вопросы перед проектантами. Первыми на будущую строительную площадку (4200) поднялись архитектор-альпинист Н.М.Попов и альпинист-шуцбундовец Ф.А.Кропф. Попов имел широкие полномочия от ТЭУ ВЦСПС для окончательного выбора места под строительство отеля. Кропф был приглашен как специалист в вопросах горной безопасности. Разгоревшиеся страсти постепенно улеглись, и большинство спорщиков согласилось с выбранным местом на скалах чуть выше существующего здания «Приюта 11-ти». В середине 1937 года от площадок «Кругозора» в сторону скальной гряды потянулись караваны ишачков груженых ящиками со взрывчаткой и необходимыми геодезическими приборами. После ухода со склонов Эльбруса последних восходителей началось бурение скважин и геодезические съемки местности. А вскоре окрестности огласились мощными взрывами – это взрывники начали работы по подготовке колованов под фундаменты будущих зданий. В процессе транспортировочных работ перед руководителями строительства встала серьезная проблема, чтобы обеспечить стройку всем необходимым только на доставку грузов понадобиться порядка пяти лет. Установленные сроки этого не предусматривали. Выход нашел инженер Н.М.Попов. Одновременно с началом подготовительных работ на стрпойплощадке,было решено немедленно приступить к строительству тракторной дороги от поселка Терскол по склонам массива Гарабаши, через «Новый Кругозор» (так была названа поляна находившаяся приблизительно на одной высоте с «Кругозором») и пройти через среднюю часть Терскольского ледника. Дорога кончалась на высоте примерно на высоте 3800 м. Дальше ее путь продолжался по ледникам и фирновым склонам. Этот участок имел протяженность всего в 4 км, против 7 км, если бы ее повели через «Старый Кругозор». Да и рельеф здесь был намного ровнее и положе.


Теперь к «Кругозору» легко и быстро можно подняться в кабинке канатной дороги.

Ранней весной 1938 года началось строительство гостиницы. Между «Ледовой базой» (так назвали место окончания дороги) и старым «Приютом 11-ти» навели надежные мосты через ледниковые трещины, и по вечным снегам потянулись караваны с различным строительным грузом. На чем только не везли грузы, здесь были обычные русские сани с подсанками, на которых лошади перевозили длинные детали, быки тащили волоком тяжелые бревна и маленькие ишачки под вьюком и люди несшие грузы, которые по разным причинам нельзя было иначе доставить наверх. График движения был выбран необычным – начиная с самого раннего утра все что могло двигаться устремлялось наверх до тех пор пока утреннее солнце на распустит накатанную снежную дорогу. Днем все отдыхали, принимали пищу, дожидаясь ночных морозов которые быстро сковывали «раскисшую» за день дорогу и все, что могло двигаться – снова устремлялось наверх в сторону стройплощадки. Этот график оказался самым надежным, что позволило очень скоро приступить к возведению самих зданий. Для перевозки грузов была попытка применения трактора, но первый же железный «конь» автобусов. Их верхняя часть была скруглена, чтобы надежно противостоять мощным зимним (да и не только – зимним) ветрам и штормам. Для их ветронепроницаемости они были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа. Первый из дикого камня, второй и третий - каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру зданий под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты. Санная дорога прекратила свое существование глубокой осенью после того как ее засыпали осенние снегопады. Отделка внутренних помещений продолжалась до глубокой зимы, и только суровые морозы заставили прекратить работы и увести вниз всех рабочих. На следующий год работы возобновились, как только была восстановлена снежная дорога. Осень 1939 года стала радостным событием для всех работников, принимавших участие в строительстве комплекса – гостиница приняла первых посетителей. На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На 2 и 3 этажах были жилые помещения. Комнаты своими формами и оборудованием очень напоминали каюты кораблей, это подчеркивали и откидные двух ярусные полки вагонного типа. Комнаты были рассчитаны на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись рундуки. Стены и потолки отделаны линкрустом, паркетные полы покрыты лаком. Под потолком светили люстры, работал водопровод, центральное отопление и канализация. На 2-м этаже была оборудована просторная столовая, одновременно принимавшая 50 человек. Одним словом, по мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель большого города. А один из его первых посетителей в шутку назвал его «Отель над облаками». В дальнейшем это меткое название так и прижилось. провалился в трещину и пришлось отказаться от такого варианта транспортировки грузов. К осени здания жилого корпуса, дизельной и котельной были практически готовы. Их формы вызывали у строителей не простое недоумение и восхищение одновременно. Их формы напоминали не полностью надутый дирижабль (сказывался опыт Н.М.Попова в строительстве дирижаблей) или походили на кузов огромных


Так выглядел «Приют 11-ти» со склонов, по которым поднимаются в направлении скал Пастухова.

Первыми жильцами нового «Приюта 11-ти» стали сотрудники Эльбрусской экспедиции АН СССР, занимавшие почти половину 3-го этажа. Там же были оборудованы и научные лаборатории. На этом же этаже были комнаты для иностранных альпинистов. С 1939 года подъем на «Приют 11-ти» производился уже через «Новый Кругозор», где построили временную турбазу и наметили строительство основной, а также по «эльбрусскому тракту», более короткому и с меньшей протяженностью ледникового пути, очень утомительного для путников. Прежним маршрутом пользовались лишь любители снежных просторов да иностранцы, имевшие на «Старом Кругозоре» свою гостиницу. В 1998 – 16 августа «Приют 11-ти» полностью уничтожен пожаром.


Горит «Приют 11-ти»

Николай Михайлович Попов - автор проекта и руководитель строительства «Приюта 11-ти» и автодороги «Терскол-Ледовая база» на Эльбрусе. Любовь к горам ему привил отец, профессор МГУ М.Н.Попов. Младший Попов впервые попадает в горы в 16-летнем возрасте. В 1932 г. на ЮЗ склонах Эльбруса работал специальный высокогорный отряд Кубанской гляциологической экспедиции II Международного полярного года (МПГ). Эта экспедиция была организована ячейкой ОПТЭ Московского дома ученых. В верховьях реки Кубани работал отряд, которым руководил проф. М.Н.Попов, а высокогорное подразделение этого отряда возглавлял его сын – Н.М.Попов. К этому времени он уже стал вполне подготовленным альпинистом. Он стал автором карты Эльбруса, вошедшей в справочник-путеводитель «Перевалы Кавказа» (Издательство «Физкультура и туризм», Москва, 1935).

На гребне пика Сталинской Конституции.(Фото Н.М.Попова)

Для более детальной разведки высокогорных областей оледенения Эльбруса, отряд Н.М.Попова в том же году на скалах барьера Уллукамского кратера Эльбруса (4047) создал «Западный Приют». После тщательной разведки южных склонов Зап. Плеча Эльбруса отряд совершил восхождение на это плечо (4911) и отсюда Н.М.Попов со своим другом Б.И.Рукавишниковым впервые с этой стороны поднялись на Зап. Вершину Эльбруса (5642). В 1935 г. Н.М.Попов в сборнике «Исследования ледников СССР. Выпуск 2-3» публикует статью - «Оледенение ЮЗ склонов Эльбруса». В 1937 г. Н.М.Попов стал участником экспедиции ВЦСПС и Всесоюзного Комитета по делам физкультуры и спорта организованной для определения альпинистских возможностей горных районов Киргизии и оказания помощи местным физкультурным организациям в налаживании учебно-спортивной работы по альпинизму. Основной спортивной задачей экспедиции (руководитель - известный ученый и альпинист А.А.Летавет) было совершение первого восхождения на пик Сталинской Конституции. 7 сентября на вершину поднялись: рук. группы И.Черепов, В.Рацек, Н.Попов и В.Мухин Выполняя вторую часть заданий по работе экспедиции, группа фрунзенских альпинистов под рук. Н. М. Попова (уч-ки: И. Оксенич, В. Рацек, Овценова, Г.И. Белоглазов) совершили первое восхождение по Зап. гребню на безымянную вершину (4370) в верховьях Ала-Арчинского ущелья Киргизского хр. Безымянной вершине группа дала название - пик Манас. В ходе работы экспедиции Н.М. Попов в качестве руководителя (участники группы Г.И. Белоглазов и В.И. Рацек), совершил восхождение на пик Караколькский (5251) по СВ гребню 4Б к.с. и в группе И.А. Черепова - п/в на пик Нансена (5700) по ЮЗ гребню 4Б к.с. Работы на ледниках Эльбруса показали Н.М.Попову новое направление его деятельности в горах – с 1940 года он начал систематическое изучение Аксаутского района (Зап.Кавказ) и продолжил свои изыскания в 1945-1947 и 1949 гг. По результатам этих походов и восхождений была опубликована статья Н.М. Попова «Аксаут (1940-1949)» в ежегоднике «Побежденные вершины» за 1950 г. В ряду совершенных восхождений Н.М.Поповым выделяются: Кулак-тау (4060) п/по Вост. гребню.3Б к.с. в связке с Л.Гутманом Уллу-кара (4302) 3А к.с. с пер. Кашкаташ с Чекмаревым и Скорняковым Тихтенген – Гл. вершина с Гутманом Джайлык-баши (4537) 4А к.с. с Л. Надеждиным, В. Назаровым. Замок в Гвандре (3930) траверс с СВ на ЮЗ (4А к.с.) в связке с Н. Веревкиным Кара-кая в Аксауте (3896) по Сев. ребру 3Б к.с. в связке с Н. Булгаковым. 1937 г. Н.М.Попову было присвоено звание «Мастер советского альпинизма». В послевоенное время НМ Попов активно взялся за восстановление альпинистской секции МГУ (родного университета отца), уделяя основное внимание подготовке новых инструкторских и тренерских кадров. Он принимал участие в организации и проведении четырех Альпиниад МГУ.