Животноводство в дании. Экономика дании. Сельское хозяйство в Дании

Подобно соседним скандинавским странам, Дания полностью ощутила влияние промышленной революции только в конце 19 в., главным образом из-за отсутствия угольных месторождений. Возможности для развития промышленности в Дании были гораздо более ограничены, чем в любой другой стране Северной Европы. В отличие от Швеции и Норвегии, в Дании нет крупных рек и значительных запасов гидроэнергии. Запасов нефти и газа в датском секторе Северного моря меньше, чем в норвежском и британском. Леса занимают менее 10% площади страны.

Структура промышленности Дании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на ресурсах известняков и глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличие квалифицированной рабочей силы.

В 1990-е годы Дания располагала разнообразной промышленностью, причем ни одна из отраслей не занимала господствующего положения в экономике. В 1996 численность занятых в промышленности составляла 485 тыс. человек и фактически мало изменилась с 1985. Примерно четверть занятых сконцентрированы в металлургии и машиностроении. Тем не менее в 1996 промышленные предприятия производили примерно 27% ВВП Дании и поставляли ок. 75% экспорта. В стране действуют как крупные заводы по производству чугуна и стали (крупнейший из них - сталелитейный комбинат в Фредериксверке), так и многочисленные мелкие предприятия по производству доильных аппаратов и электронного оборудования. Промышленные предприятия размещены во многих районах страны и обеспечивают рабочие места почти в каждом городе. Однако крупнейшие и самые известные промышленные центры - Копенгаген, Орхус и Оденсе. Судостроение было важнейшей отраслью промышленности Дании, но из-за иностранной конкуренции была свернута или полностью прекратилась деятельность многих крупных судоверфей в Копенгагене, Хельсингёре и Ольборге. Однако функционируют судоверфи в Оденсе и Фредериксхавне. В 1912 на судоверфях в Копенгагене было впервые спущено на воду большое двухпалубное дизельное судно "Зеландия". Датские судоверфи специализируются также на выпуске судов-рефрижераторов, железнодорожных и автомобильных паромов.

Два других важных сектора промышленности Дании - это сельскохозяйственное машиностроение (свеклоуборочные комбайны, доильные агрегаты и др.) и производство электротехнических товаров (от кабелей до телевизоров и холодильников). Дания внедрилась на международный рынок, специализируясь по некоторым видам товаров. Здесь выделяется цементная промышленность, возникшая на базе залежей известняка в районе Ольборга. Производство цемента расширялось с 1945 до 1970-х годов, но затем сократилось в связи с уменьшением масштабов строительства в самой Дании. Развитие этой отрасли стимулировало производство соответствующих машин, и Дания экспортировала готовые цементные заводы более, чем в 70 стран. Еще один вид полезных ископаемых Дании - глина - используется как сырье для производства кирпича и черепицы. Основной район этого производства - северо-восточная Зеландия, расположенная поблизости от развитого производства строительных материалов в Большом Копенгагене.

Некоторые отрасли датской промышленности работают на местном сельскохозяйственном сырье. Сахарные заводы сконцентрированы на островах, в основном на Лолланне и Фальстере, где выращивают сахарную свеклу. Отходы этого производства - важный источник кормов для скота; налажено производство промышленного спирта, алкогольных напитков и дрожжей из картофеля, патоки (побочный продукт сахарного производства), зерновых и сахарной свеклы. Бльшая часть этих предприятий находится в Копенгагене, Ольборге и Раннерсе, некоторые - в Хобро и Слагельсе. Пивоваренные заводы используют часть сбора ячменя. Около 90% датского пива вырабатывается в Копенгагене; крупные пивоваренные заводы находятся также в Оденсе, Орхусе и Раннерсе.

Транспорт. Судостроение

Почти две трети ВВП создается в частном секторе. Территориально промышленный потенциал Дании перемещается в западные регионы страны (о. Фюн и Ютландия), что вызвано растущим интересом датчан к рынкам Центральной Европы. В настоящее время две трети производственных компаний сосредоточены в этих регионах.

После непродолжительной стагнации промышленности в 1995 и 1996 годах, связанной с падением датской кроны по отношению к европейским валютам и американскому доллару, 1997 год показал рост производства и объема экспорта. Эта тенденция вызвана повышением спроса на европейских рынках и усилением экспортного потенциала Дании.

Общая стоимость произведенной в Дании в 1997 году промышленной продукции составляет около 400 млрд. крон. Две трети производимой продукции экспортируется.

Ведущими отраслями датской индустрии являются металлообработка, машиностроение и приборостроение. Здесь создается около 34% всего объема промышленного производства. Важное место занимает пищевая - 26%, химическая - 16,5%, целлюлозно-бумажная и полиграфическая - 8,5%, а также деревообрабатывающая и мебельная - 7,8% промышленность. Все эти отрасли имеют устойчивую тенденцию к росту производства и экспорта своей продукции. После нескольких лет застоя наметился подъем текстильной и швейной промышленности. В настоящее время эти отрасли дают около 3,5% от общего объема промышленного производства. Кожевенная промышленность находится в кризисе.

Итоги 1997 года, положение в экономике Дании в начале 1998 года, позволяют сделать вывод о том, что экономика страны находится в стадии подъема. Прогнозы датских и международных экспертов уверенно предвещают для экономики Дании на ближайший период умеренный рост ВВП, дальнейший подъем сельскохозяйственного и промышленного производства, умеренный рост экспорта и укрепление валютно-финансового положения страны.

По оценкам экспертов Международного валютного фонда и Организации экономического сотрудничества и развития темпы экономического роста в Дании несколько снизятся и приблизятся к среднеевропейским (2,7%), темпы инфляции, попрежнему, будут превышать среднеевропейские (на 0,5%), а уровень безработицы еще более снизится до рекордно низкой отметки в 6,9% к 1999 году.

14 апреля 1998 года правительство Дании официльно объявило о планах достижения стратегических целей на период до 2005 года: снизить уровень безработицы до 5%; снизить государственный долг до 40% ВВП; ликвидировать иностранную задолженность Дании к 2005 году.

Вместе с тем, и датские (Национальный Банк Дании), и междунардные эксперты (МВФ) неоднократно высказывали опасения по поводу возможности перегрева экономики Дании и необходимости принятия жестких мер для ограничения роста заработной платы и частного потребления в стране. Подъем экономики Дании, тем не менее, не привел к существенному росту датского экспорта, что объясняется, главным образом, неблагоприятным соотношением датской кроны к доллару США.

Наиболее динамично развивающиеся отрасли промышленности, производящие мебель, фармацевтические товары, медицинское, природоохранное и ветроэнергетическое оборудование, а также агропромышленный комплекс (производство мяса свинины и мяса говядины, сливочного масла, сыров и сухого молока) имеют хорошие шансы на продолжение роста. В промышленности и сельском хозяйстве еще сильнее будет сделан упор на приоритет экологически чистых технологий.

Продолжится развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь сети скоростных автодорог и переправ через проливы, а также модернизация и электрификация железнодорожного транспорта, строительства миниметро в Копенгагене.

Вместе с тем, в сфере транспортных услуг заметный рост объема грузооборота ожидался в 1998 году лишь в морском транспорте за счет дальнейшего развития контейнерных перевозок. Капиталовложения в развитие датских морских портов должны принести положительные результаты в плане увеличения грузооборота в последующие годы.

В 1998 году ожидался дальнейший рост в таких отраслях, как телекоммуникации и информатика. Продолжены работы по развитию единой компьютерной сети в Дании.

Транспорт

Транспортная промышленность Дании традиционно считается одной из важнейших отраслей экономики и является третьей по объему экспорта в стране. Она остается значительным источником поступлений иностранной валюты (около 90% поступлений).

Морской транспорт. На его долю приходится примерно 75% всех внешнеторговых перевозок.

Торговый флот под датским флагом сегодня включает в себя более 1656 судов общим тоннажем 5,9 млн. тонн, из которых половина занята в линейном, около 20% в трамповом судоходстве, треть используется для перевозки танкерных грузов. Датчане покрывают 5% мирового рынка грузоперевозок.

Активность торгового флота Дании концентрируется преимущественно на международных линиях. Внутренние перевозки занимают только 10% товарооборота судоходных компаний. Транспортировка грузов в Европе - составляет 25% оборота. Крупнейшим рынком морских перевозок для Дании является североамериканский континент. На его долю приходится 50% всего товарооборота датского флота. Внутри стран Северной Европы датчане выполняют только 5% морских перевозок. В Россию датские судоходные компании в 1997 г. перевезли около 360 тыс. тонн грузов.

Датские судовладельцы управляют одним их самых современных флотов со средним возрастом судов менее 8 лет, что почти в два раза ниже среднего возраста мирового торгового флота. В 1997 году чистый доход от эксплуатации торгового флота, который, главным образом, используется для перевозки внешнеторговых грузов, составил 8 млрд. долларов. В торговом флоте занято 20 тыс. человек.

В Дании более 300 судоходных компаний, крупнейшими из которых владеют концерны "А. П. Мюллер" и "Лауритцен". Первому принадлежит ведущее место в мире по перевозкам стандартных 20-футовых контейнеров. Если в 1990 году эта компания уже владела двумя крупнейшими в мире контейнеровозами "Зеландия" и "Ютландия", способных одновременно перевозить по 3600 стандартных 20-футовых контейнеров каждый, то в 1996 году "А. П. Мюллер" получил первый из 12 заказанных гигантских судов-контейнеровозов, каждое из которых способно перевозить до 6000 стандартных 20-футовых контейнеров, что делает такие суда самыми большими в мире на сегодняшний день.

Дания - высокоразвитая промышленная страна , уровень жизни и социальных гарантий ее населения один из самых высоких в мире. В экономике преобладает частный сектор, но государство оказывает значительное влияние посредством денежно-кредитной, финансовой и налоговой политики, предоставления субсидий сельскому хозяйству. Государство владеет многими коммунальными предприятиями и большой частью средств воздушного и железнодорожного транспорта.

Господствующие позиции в экономике Дании во второй половине XX века завоевала сфера услуг. Основные отрасли, в которыхраспространены частные услуги - банковское дело, страхование и финансы, туризм, транспорт и торговля.

В 1990-е годы Дания располагала разнообразной промышленностью, причем ни одна из отраслей не занимала господствующего положения в экономике. Структура промышленности Дании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на запасах нефти и газа в Северном море, на ресурсах известняков и глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличие квалифицированной рабочей силы.

Располагая ограниченными запасами гидроэнергии и бурого угля, Дания до 1980 была вынуждена импортировать почти все энергоносители. В 1966 в датском секторе Северного моря были обнаружены запасы нефти и природного газа, эксплуатация которых началась в 1972 году.

Сельское хозяйство Дании специализируется на животноводстве; значительная часть продукции растениеводства используется на корм животным. В целом роль сельского хозяйства в Дании уменьшается.

Ведущими внешнеторговыми партнерами Дании в 1995 были Германия, Швеция, Великобритания, Нидерланды и Норвегия. На долю стран, входящих в ЕЭС приходилось 68,8% внешнеторгового оборота, а на долю США - ок. 4%.

Сельское хозяйство Дании

География. Дания расположена на полуострове Ютландия и островах Фюн, Зеландия, Фальстер, Лолланн, Борнхольм, части Северо-Фризских и др. Формально в состав Дании входит самый крупный в мире остров - Гренландия, а также Фарерские острова, однако эти территории пользуются самоуправлением, делающим их практически независимыми. Страна омывается Балтийским и Северным морями и проливами Скагеррак и Каттегат. Площадь территории - 43094 км 2 . Климат. Умеренный морской, с мягкой неустойчивой зимой, прохладным летом и растянутыми переходными сезонами, влажный и пасмурный, с относительно сильным влиянием океана, а именно теплого течения Гольфстрим. Средняя температура января 0 о C, июля +15...+17 о C. Осадков за год выпадает от 600 мм на востоке и до 800 мм на западе. В среднем 120 дней в году в Дании льет дождь. Наибольшее количество осадков приходится на осень. Бoльшую часть года преобладают сильные ветры, преимущественно западных румбов. Зимой держится облачная погода, а весной - солнечная. Весна наступает поздно. Летом стоит ясная теплая погода. Максимальное количество осадков приходится на осенне-зимний период, а минимальное - на весну и начало лета. Осадки в основном выпадают в виде дождя. Рельеф. Ландшафт страны низменный, практически вся территория расположена ниже 100 м над уровнем моря. Для срединной Ютландии характерны вересковые пустоши, озера, холмы до 170 м над уровнем моря. Берега изрезаны фьордами. Самая высокая точка страны, гора Идинг-Сковхой (173 м), находится в восточной Ютландии, а самая низкая точка (12 м ниже уровня моря) – на западном побережье этого полуострова. Восточные берега Дании сильно изрезаны и изобилуют бухтами, западные и северные – преимущественно выровнены и окаймлены песчаными дюнами. На юго-западе Ютландии представлены ваттовые берега, испытывающие влияние морских приливов. Вдоль этих низменных берегов возведены дамбы, защищающие сельскохозяйственные угодья от наводнений. Поверхность Фарерских островов в основном скалистая. Гидрография. Поверхностные воды. Поверхность страны покрыта сетью коротких рек с небольшими уклонами и медленным спокойным течением. Самая крупная река – Гудено в восточной Ютландии длиной 158 км. Озера Дании невелики и не имеют большого хозяйственного значения. Наибольшее их количество сосредоточено в холмистых местностях Центральной Ютландии. Подземные воды. Водные биоресурсы. Растительность. На Фарерских островах встречаются в основном луговые растения. Почвы. Почвы Дании сформировались преимущественно на моренных глинистых отложениях, а также на песчаных прибрежно-морских осадках. В Западной Ютландии распространены почвы подзолистого типа, в Восточной Ютландии и на Датских о-вах - бурые лесные почвы.

Исторические основы

Исторически так сложилось, что Дания никогда не имела славы промышленной державы. Скорее она была сельскохозяйственной окраиной Европы. На протяжении XVI-XIX веков основной статьёй датского экспорта было зерно. Это кажется несколько удивительным, т.к. страна достаточно северная. Однако на самом деле климат здесь, благодаря Гольфстриму, мягкий. Сочетание его с удобным для земледелия плоским рельефом и относительно плодородными почвами давало возможность получать неплохие урожаи, особенно по сравнению с северными соседями.

Но в конце XIX века из-за поступления на мировые рынки большого количества дешёвого зерна из России и США датчане больше не смогли конкурировать. Поэтому датское сельское хозяйство перешло в основном на выращивание скота и свиней, и основными вывозимыми из страны товарами стали свинина и сливочное масло. Именно ими Дания славилась на протяжении всего XX века. Эта же специализация сохранилась во многом и до сегодняшнего дня. Сейчас Дания отправляет на убой почти 30 миллионов свиней ежегодно. То есть примерно по 5 голов на каждого датчанина. Это позволяет ей быть единственной страной в мире, где количество свиней превышает количество людей. :-)

Основные отрасли сейчас

Конечно, в наше время Дания это уже не только сельское хозяйство. Уже с конца XIX века с общим развитием европейской промышленности стали появляться заводы и фабрики и в Дании. Но они были обычно небольшого или среднего размера. Из-за этого к настоящему времени они в основном или вошли в крупные европейские концерны или являются их поставщиками, и поэтому малоизвестны рядовому потребителю. Показательна, например, судьба знаменитой копенгагенской верфи Бурмейстер ог Вайн (Burmeister & Wain), которая в 1980-е годы вошла в состав немецкой MAN AG, став частью его подразделения по производству судовых двигателей. А так из датских машиностроителей некоторую известность имеет разве что производитель насосов Grundfos.

Наиболее же известными в мире датскими компаниями являются Maersk - крупнейший контейнерный перевозчик, и Carlsberg - одна из крупнейший пивоваренных компаний. Хотя, конечно, эти компании действуют по всему миру. Carlsberg, например, является лидером пивного рынка России. Но пиво для нас он не привозит из Дании, а производит здесь. В том числе на принадлежащем ему заводе Балтика. В Дании теперь находится только управление этих компаний. Но прибыль то идёт в Данию:-).

Определённую известность имеет также компания Lego. Хотя промышленное значение её не очень велико, но она является "законодателем мод" в области производства детских конструкторов и поэтому её знают по всему миру. Что является предметом гордости датчан.

Развитие продолжается

Как известно, в последние десятилетия определяющим в экономике стал не вал производства, а уровень развития технологий. Для развития же передовых технологий необходимы развитая наука и образование. Конечно, когда в XIX веке в Европе произошёл резкий скачок развития науки, сельскохозяйственная Дания не могла быть на переднем крае. Но и отстающей её тоже нельзя было назвать. Достаточно вспомнить имена Эрстеда и Бора.

Хотя представления о том, что является высокотехнологичным, меняются со временем, но если смотреть с сегодняшней точки зрения, то одними из первых высокотехнологичных компаний были фармацевтические. Благодаря развитию медицинской науки в Дании в начале XX века, здесь был основан целый ряд таких компаний. Крупнейшей из них сейчас является Novo Nordisk, известная своими лекарствами против диабета. В настоящее время в ней работает более 30000 сотрудников и в списке Форбс 2013 года она находится на 16-м месте среди фармацевтических компаний мира. В 1990-х в мире начался бум биотехнологий, это направление стало одним из передовых и быстроразвивающихся. На этой волне в последние 20 лет и в Дании возникло несколько заметных биотехнологических компаний, в том числе занимающихся разработкой новых лекарств.

Если говорить о современных высоких технологиях, то невозможно не вспомнить про компьютеры и вообще электронику. Но вот с этим в Дании, как и вообще в Европе, не очень хорошо, похвастаться Дания может разве только производством слуховых аппаратов. Лучше дело обстоит в области разработки программного обеспечения. Здесь положение похоже на таковое в датском машиностроении - в стране нет собственных крупных софтверных компаний, вместо этого немалое количество средних и малых предприятий и подразделений мировых гигантов, начиная с Майкрософт и Гугл. Но лучшим подтверждением уровня развития программирования в стране является даже не это, а имена известных датских программистов, начиная с Бьёрна Страуструпа, разработчика языка C++.

"Вечные" ценности:-)

Да, и я совсем забыл про нефть и газ:-). Оказывается, что в Дании они тоже есть, точнее не в самой Дании, а в датской части Северного моря. Добываемого хватает не только для покрытия собственных нужд, но и для того чтобы продавать. Тем более, что около половины электроэнергии в Дании в настоящее время уже получается из в основном от ветра. Ещё около половины вырабатывается из привозного угля. Да, и как уже писалось на этом сайте, в Дании ограничивается потребление бензина, внедряется велотранспорт и т.п. То есть мы видим довольно странный подход - имея топлива столько, что можно было бы нисколько не отказывать себе в его потреблении, страна, наоборот, прилагает все усилия, чтобы его сократить. При этом никакого сбережения углеводородных ресурсов не происходит, они добываются и отправляются на продажу.

Сельское хозяйство издавна было предметом международной специализации Дании. Датские фермеры, которые составили в 2008 году менее 3 % от числа занятых (датская статистика объединяет фермеров с рыболовами и занятыми в горнорудной промышленности), производят объем продукции, достаточный, чтобы прокормить 15 миллионов человек. Несмотря на то что доля АПК в ВВП в настоящий момент очень мала, сельскохозяйственные угодья до сих пор занимают 65 % территории страны. Дания является крупным мировым поставщиком продуктов питания (особенно свинины и изделий из неё), причём в статистике экспорта они учитываются как продукция обрабатывающей (пищевой) промышленности.

Особенностью датской экономики является то, что большинство предприятий относится к малым и средним. Аналогичную картину можно наблюдать и в других развитых странах. Доля предприятий с числом занятых более 100 человек в Дании составляет не более 30 %, из которых лишь незначительная часть относится к действительно крупным. Это делает экономику Дании очень гибкой и способной быстро реагировать на различные рыночные импульсы, однако сдерживает развитие многих секторов из-за невозможности использовать эффекты расширения масштабов производства.

Государство в Дании играет значительную роль, особенно в социальной сфере: в системе здравоохранения, образования, в регулировании трудовой сферы. Правительство принимает также активное участие в поддержке конкурентоспособности экономики и проведении промышленной политики.

Датское государство в своё время заложило основы промышленного развития страны путём создания эффективной транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, однако государственная собственность почти не использовалась непосредственно в производственном секторе или в финансово-банковской сфере. В конце XIX века в государственной собственности оказались все железные дороги страны, после чего государство сосредоточило в своих руках владение морскими, а позднее и воздушными портами. В 1970-е году, когда началось освоение нефтегазовых месторождений Северного моря, была создана государственная компания «Донг» (Dortg), обладающая монополией на транспортировку, хранение и продажу природного газа в Дании.

В настоящее время многие датские государственные компании полностью или частично приватизированы. В основном государственная собственность по-прежнему представлена инфраструктурой, а также энергетикой. В собственности государства полностью или частично находятся морской и воздушный порты Копенгагена, почтовая служба, ряд компаний, занимающихся авиаперевозками, компания по торговле недвижимостью, выставочный центр, лотерея, железные дороги. Государству принадлежит примерно треть акций, котируемых на фондовой бирже Копенгагена.

Доля занятых в общественном секторе Дании выросла с 8 % в 1950 году до 35,4 % в 2007 году, что сыграло свою роль в поддержании занятости. Государство обеспечивает бесплатное медицинское обслуживание всех граждан Дании (исключение составляют услуги дантиста; есть также некоторые ограничения на оплату лекарств). Больницы, в которые могут обращаться датчане, также являются государственными, хотя в отдельных случаях разрешается посещение частных клиник при условии компенсации расходов. Затраты на поддержание этой системы покрываются налогами. Многие специалисты считают, что государственный характер системы здравоохранения не мешает ей быть эффективной, потому что руководство и ответственность за качество услуг переданы на нижний уровень власти, непосредственно соприкасающийся с нуждами датчан.

Образовательная система также предполагает полностью бесплатное образование для граждан Дании. Плата взимается только за некоторые формы обучения для взрослых (к примеру, второе высшее образование). Датские студенты и даже школьники старших классов имеют возможность воспользоваться льготными государственными кредитами, если таковые необходимы для продолжения образования выше законодательно закреплённого минимума.

Пенсионная система тоже финансируется преимущественно из бюджета страны. По достижении 65 лет гражданин Дании получает гарантированную государственную пенсию, которая одинакова для всех. Вторая часть пенсии зависит от размера получаемого в течение жизни дохода. Третью часть получают лишь те пенсионеры, которые в годы трудовой деятельности самостоятельно делали пенсионные сбережения или заключали коллективный договор на формирование пенсии с работодателем.

Правительство Дании активно регулирует рынок труда, воздействует на рынок недвижимости, осуществляет меры по стимулированию экономики, особенно в сфере научных исследований, а также содействует экспансии бизнеса на внешние рынки. Важнейшим каналом воздействия служит законодательная деятельность.

Датская модель управления рынком труда получила название «флексикьюрити» (flexicurity; смысл английского названия можно передать словосочетанием «гибкая безопасность»). В соответствии с ней при увольнении или найме персонала предприятия не встречают никаких законодательных препятствий, однако государство осуществляет щедрую программу поддержки безработных, которая заключается не только в выделении пособий, но и в создании условий и стимулов для поиска работы и получения новой квалификации, если этого требует рынок. Система обходится налогоплательщикам достаточно дорого, однако позволяет бизнесу эффективно управлять персоналом. Вместе с тем она не позволяет решить проблему долгосрочной безработицы.

Основными внешнеторговыми партнёрами Дании являются страны ЕС (в особенности Германия, Швеция, Великобритания, Норвегия), США, Китай (2006 год).