Статуи на карловом мосту в праге. Карлов мост в Праге: история, легенды, как загадать желание. Единственный мост с молоком, творогом, вином и яйцами

Карлов мост в Праге перекинут через реку Влтаву. Опирается он на шестнадцать мощных арок, каждая из которых облицована тесаными блоками, изготовленными из песчаника. Изначально мост назывался Пражским, но позже он был переименован в честь короля Чехии Карла IV.

Карлов мост в Чехии – всемирно известный памятник истории и архитектуры. Этот пешеходный мост – самое популярное место встреч в Праге. Этот символ Праги любят музыканты, художники, продавцы сувениров и, конечно же, туристы.

История

В древние времена жители пражских городов использовали для пересечения реки Влтавы броды и переправы. В 10 веке был построен первый деревянный, а затем и каменный мост – предшественники Карлова моста. Впоследствии оба они были снесены в результате наводнений.

Строительством нового моста занимался пражский архитектор Петр Парлерж. Время и дата постройки были тщательно просчитаны придворными астрологами – закладка произошла в 1357 году 9 июля ровно в 5 часов 31 минуту. Солнце и Сатурн в это время находились на одной линии, что сулило благополучие.

Во времена строительства пражского моста сложно было найти хорошие компоненты раствора, которые бы придали конструкции необходимую устойчивость. Главным строительным веществом был яичный белок. Со всей страны к будущему мосту свозились тысячи яиц. Строение возводили более пятидесяти лет.

Окончательно мост был построен и открыт только к началу пятнадцатого века. С этого момента он стал центром общественной жизни, главным путем сообщения между двумя районами города. Здесь работали торговые точки, проводились турниры и общественные суды.

Современность

В 1890 году Карлов мост был подтоплен: в результате наводнения плоты оторвались от берега и заблокировали воду между опорами. Из-за этого две из них были разрушены. После восстановления мост еще несколько веков оставался единственной переправой через Влтаву.

В тридцатые годы девятнадцатого века на мосту были установлены скульптуры. Он стал настоящей художественной галереей, работающей под открытым небом.

В настоящее время мост требует реконструкции. Воды Влтавы подмывают его снизу и угрожают разрушением. Урон наносят и туристы – каждый день по Карлову мосту проходят несколько тысяч людей. Реставрация уже началась.

Стратегическое значение

Сооружение имело важное стратегическое значение. Башни Карлова моста выполняли защитные функции. В конце тридцатилетней войны, которая велась за гегемонию в Европе и Священной Римской империи, благодаря мосту Старая часть города была спасена от разрушения. Пушки шведов с моста обстреливали город, и почти все ядра попадали в Староместскую башню моста.

Башни Карлова Моста

На мосту установлены башни, выполненные в готическом стиле. Они составляют единое гармоничное целое с самим мостом. Каждая из них привлекает внимание своими архитектурными особенностями и воплощает в себе важные исторические моменты для Праги.

Староместская башня

Староместская башня на Карловом мосту – мощное сооружение, выполняющее защитные функции. Она украшена скульптурой, изображением Святого Вита, портретами Карла IV и его сына Вацлава IV. Внутри – обзорная площадка. Башня опирается на первый пилон между пролетами моста, то есть находится прямо над водой. Ее начали строить в 1357 году вместе с мостом, строительство продолжалось более двадцати лет.

Восточная сторона Староместской мостовой башни сохранилась практически в первозданном виде и карнизами разделена на ярусы, каждый из которых символизирует подземную, солнечную, лунную и звездную сферы. Первый ярус украшен гербом Старе-Место, над ним расположились гербы земель и городов Чехии. Второй ярус декорирован скульптурными изображениями – на троне по бокам восседают Карл IV и Вацлав IV, а в центре – Святой Вит, патрон Карлова моста, со знаками Чешского королевства и Римской империи. Скульптурные изображения уникальны тем, что очень похожи на прототипов. Над головой Святого Вита можно видеть барельеф герба с моравской орлицей, а выше скульптура чешского льва. На третьем ярусе можно видеть скульптуры Святого Сигизмунда и Святого Войтеха — покровителей чешской земли.

В восточной части Староместской башни – четыре барельефа птицы зимородок в венце из полотенца, завязанного в узел. Пятый зимородок — с другой стороны башни. Зимородок – символ вечности и бессмертия, личный знак короля Вацлава IV. Также он олицетворяет душу человека. В народе говорят, что он может уберечь от молнии и утихомирить шторм. Четвертый ярус башни – смотровая галерея.

Малостранские башни

Малостранские башни Карлова моста построены в разное время и различаются по высоте, стилю, внешнему виду, архитектурному облику, размеру и истории происхождения. В одно целое они соединены мощной двойной аркой, по которой из одной башни можно попасть в другую.

Самая низкая башня первоначально была романской, первые упоминания о ней появились в 1249 году. После 1591 года она была перестроена в стиле Ренессанс. Во время правления короля Йиржи в 1464 году была заложена вторая, более высокая башня. По архитектурному стилю она похожа на Староместскую. При Вацлаве IV между башнями были возведены ворота. До появления других скульптур на Карловом мосту Малостранские башни были главным его украшением.

Скульптуры Карлова моста

Скульптуры Карлова моста создавались несколько веков. Свой вклад в их становление внесли известные мастера – Михаил Ян Йозеф Брокофф, Майер и Фердинант Максимилиан.

Самый старый монумент – Распятие и статуя Святого Яна Непомуцкого – мученика, утопленного по приказу короля. С этой историй связана одна из легенд Карлова моста. Ян Непомуцкий был исповедником королевы. Из-за ревности король велел наемным убийцам утопить его в реке. Когда тело Яна вытащили из воды, вокруг его головы сияло пять звездочек. На месте, где он был сброшен, установлен крест, а чуть дальше — его фигура. Если загадать желание и прикоснуться рукой к статуе, оно непременно исполнится.

Карлов мост (Karlův most) - мост в Праге через реку Влтава, одна из самых узнаваемых достопримечательностей Праги.

Строительство Карлового Моста началось в 1357 году. Первый камень при строительстве заложил Карл IV, впоследствии мост был назван в честь него.

История Карлова моста в Праге

Карлов мост - самый старый мост в Праге и тех, что соединяют берега реки Влтавы - был построен на месте Юдитиного моста, разрушенного в 1342 году в результате наводнения. Задумка принадлежала королю Карлу IV, поэтому мост и называют Карловым. Строительство началось в 1357 году и завершилось только в начале XV века под руководством известного чешского архитектора Петра Парлежа. Им же возведена и украшена скульптурами и мостовая башня со стороны старого города.

Существует предание о том, что время для начала возведения моста было избрано астрологами. Историк Зденек Горский утверждает, что первый камень был положен самим Карлом IV 9 июля 1357 года в 5:31. Если выписать в ряд цифры выбранной даты, получается палиндром: 1 3 5 7 (год) 9 (день) 7(месяц) 5 3 1 (время). Тогда магия чисел играла важную роль в принятии любых решений. Положить начало строительства именно в этот момент пророчило Карлову мосту пережить много веков.

Если верить легенде, то известного католического мученика и святого Яна Помуцкого сбросили в реку с Карлового моста. Когда тело священника в мешке скрылось под водой, в том же месте очевидцы заметили мерцание 5 звезд. Поэтому с тех пор образ Яна Непомуцкого всегда изображают с 5 звездами над головою. Место, где это произошло, можно узнать по кресту, прикрепленного медными гвоздями прямо к перилам.

Долгий период времени мост использовали короли, чтобы проезжать из Кролевского двора в Град. А с простых людей за проход требовали плату.

С 1974 года Карлов мост в Праге стал полностью пешеходным.

В сентябре 1890 года в Праге случилось ужасное наводнение, которое причинило сильный вред Карловому мосту. В пролетах застряло много мусора, деревьев, снесенных водой, и возникла плотина. Под влиянием давления некоторые опоры моста рухнули. Два года ушло, чтобы устранить все последствия и поломки, вызванные стихией. Долгое время мост был закрыт, открыли его 19 ноября 1892 года.

До 1908 года через мост проходила конно-железная городская дорога, а с 1883 года - электрический трамвай. Но через некоторое время, беспокоясь о сохранности моста, его запретили.

Скульптуры на Карловом мосту

На мосту установлены 30 скульптур, которые были изготовлены в разное время. Список скульптур на Карловом мосту:

  1. Святой Иво (1711, М. Б. Браун);
  2. Мадонна со святым Бернардом (1708 - 1709, М. В. Якель);
  3. Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707, Ф. М. Брокофф);
  4. Мадонна со святым Домиником и Фомой Аквинским (1708, М. В. Якель);
  5. Пьета (1859, Й. Макс);
  6. Распятие - самая первая скульптура, установленная в 1629, (Х. Хиллингер);
  7. Святой Иосиф (1854, Й. Макс);
  8. Святая Анна (1707, М. В. Якель);
  9. Святой Франциск Ксаверий (1711, Ф. М. Брокофф);
  10. Святые Кирилл и Мефодий (1928, К. Дворжак);
  11. Святой Христофор (1857, Э. Макс);
  12. Святой Иоанн Креститель (1857, Й. Макс);
  13. Святой Франциск Борджиа (1710, Ф. М. Брокофф);
  14. Святые Норберт, Вацлав и Сигизмунд (1853, Й. Макс);
  15. Святая Людмила (1720, М. Б. Браун);
  16. Святой Ян Непомуцкий (1683, Я. Брокофф);
  17. Святой Франциск Асизсский (1855, Э Макс);
  18. Святой Антоний Падуанский (1707, Я. О. Майер);
  19. Святой Винсент Феррарский и святой Прокопий (1712, Ф. М. Брокофф);
  20. Святой апостол Иуда Фаддей (1708, Я. О. Майер);
  21. Святой Николай Толентийский (1708, И. Коль);
  22. Святой Августи8 (1709, И. Коль);
  23. Святая Лютгарда (1710, М. В. Браун);
  24. Святой Каэтан (1709, Ф. М. Брокофф);
  25. Святой Войтех (1709, Й. М. Брокофф);
  26. Святой Филипп Беницкий (1714, М. Б. Мандл);
  27. Святые Жан де Мата, Феликс де Валуа и Иван Чешский (1714, Ф. М. Брокофф);
  28. Святой Вит (1714, м. Б. Мандл);
  29. Святой Вацлав (1859, Й. К. Бем);
  30. Христос Спаситель со святыми Космой и Дамианом (1709, Я. О. Майер).

В настоящее время на мосту установлены 28 из 31-й статуи - точные копии оригиналов, которые в XX веке перенесли в Национальный музей. Это сделано потому, что скульптуры были изготовлены из недолговечного песчаника и разрушались.

Возле одной из опор из моста также установлена скульптура Брунсвика - работа неустановленного скульптора начала 16 века.

Башни Карлова моста

С обеих сторон Карлова моста установлены башни:

  • (высота 47 метров) - построена в готическом стиле по проекту Петра Парлера в середине 14 века и была задумана как триумфальная арка для коронующихся королей;
  • Малостранские мостовые башни - это две разных по высоте и стилистике башни, построены в начале 15 века на места старой романской башни;

Загадать желание на Карловом мосту

На мосту находятся два места, где туристы загадывают желания:

  • возле статуи Яна Непомуцкого;
  • возле решётки с изображением Яна, где по преданию он был сброшен в Влтаву.

Помните, что желание должно быть реальным и исполняемым.

Где находится Карлов мост?

Карлов мост находится в центре Праги - столице страны Чехии и соединяет районы Малая Страна и Старе Место.

Как добраться до Моста?

Возле Карлова моста находятся трамвайные остановки:

  • Karlovy lázně - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Staroměstská - трамваи №№2, 17, 18, 53. (Старе-Место)
  • Malostranské náměstí - трамваи №1, 12, 15, 20, 22, 25, 57. (Мала-Страна)

Либо на метро линии А до станция Staroměstská или Malostranská.

Адрес: Чехия, Прага
Дата постройки: 1380 год
Длина: 520 м.
Ширина: 9,5 м.
Координаты: 50°05"11.4"N 14°24"40.5"E

Содержание:

Чтобы попасть из исторической части Праги – Старо Места в один из лучших в Европе заповедников барочного зодчества – Малу Страну, достаточно просто перейти Влтаву по Карлову мосту. Его 16 выразительных каменных арок давно стали одной из визитных карточек столицы Чехии. Об этом средневековом мосте и установленных на нем скульптурах часто говорят в превосходных степенях - самый старый, самый живописный и самый известный.

Общий вид на мост

Предшественник старого моста

Вначале на месте, где теперь стоит Карлов мост, построили мостовое сооружение, названное в честь чешской королевы Ютты Тюрингской. Она приходилась супругой королю Владиславу III. Это произошло в 1172 году.

Первый мост оказался достаточно крепким и простоял почти до середины XIV века – времени, когда страной правил король Карл IV. Юдитин мост разрушил крупный паводок, случившийся на Влтаве в 1342 году. В наши дни посмотреть на его сохранившуюся арку можно в подвале дома № 82, который стоит по улице Лужицкая семинария, на левобережье Влтавы.

История строительства и эксплуатации моста

Первый камень в основание нового моста заложил король Карл IV. Любопытно, что время для проведения этой церемонии – в начале июля 1357 года рассчитали королю его придворные астрологи. Такое огромное значение в Средневековье придавали магическим числам!

Вид на северную сторону моста

Руководил возведением моста один из известнейших представителей потомственной немецко-шведской династии архитекторов – Петер Парлер. Стройка заняла долгое время и закончилась только в начале 15 века, хотя первых пешеходов и повозки пустили здесь еще 1380 году.

Мостовую конструкцию, шириной более 9 и длиной 520 м, первоначально называли просто – «Пражский мост». В честь короля Карла IV мост переименовали только в 1870 году. Полотно, по которому можно пересечь реку, лежит на 16 массивных каменных арках, построенных из тесаных блоков песчаника.

Раньше через мост пролегал Королевский путь – церемониальная дорога, по которой властители Чехии ехали для коронации. Он брал начало в Старо Место у Королевского двора и до моста через реку шел возле Староместской ратуши и через площадь Крестоносцев. После Карлова Моста Королевский путь выходил мимо Градчанской площади к собору Святого Вита. Чешские короли ездили по этой дороге с 1438 по 1836 год.

Вид на северную сторону моста с реки Влтава

Обычные граждане, чтобы проехать или пройти по мосту, вносили плату. В праздничные дни здесь организовывали ярмарки и проводили пышные рыцарские турниры.

До начала прошлого века по мостовому полотну проезжали конки. Потом здесь провели электричество, и с 1905 по 1908 год мост можно было пересечь на трамвае. Живописный средневековый мост не раз снимали в художественных кинолентах.

Мостовые башни и скульпторы

Стоящую на восточном берегу Влтавы Староместскую башню выстроили в 1380-1390 годах в традициях готики. Над ее проездной аркой можно увидеть изображение зимородка. Каменное здание декорировано гербами государств, земли которых охватывала Священная Римская империя. На втором этаже помещены скульптурные изображения почитаемых в Чехии королей, а также памятник Святому Виту.

Вид на южную сторону моста

Наверху башни можно увидеть скульптуры святых, имеющих статус покровителей Чехии – Сигизмунда и Войтеха, а проездная арка оформлена изящными сетчатым сводом. За великолепно выполненный декор и изящество пропорций эту башню считают одной из самых красивых барочных построек Европы.

Наверху Староместской башни существует популярная у туристов смотровая площадка. Она открыта для посещений с июня по сентябрь с 10.00 до 22.00; в октябре и с марта по май с 10.00 до 19.00. А в зимние месяцы площадка работает до 17.00.

Башни, стоящие на противоположном, западном берегу реки, возведены в разное время. Более старой является приземистая башня. Первоначально ее построили в романском стиле, но во время проведенной в 1591 году реконструкции здание переделали в традициях Ренессанса.

Вид на мост со смотровой площадки Староместской башни

Высокую башню заложили в 1464 году. Она очень похожа на Староместскую башню, поэтому считают, что ее строительством занимались зодчие из мастерской архитектора Петера Парлера. Во время правления короля Вацлава IV между этими двумя башнями соорудили проездные ворота. В наши дни наверху высокой башни существует смотровая площадка. Кроме того, здесь выставлена экспозиция, рассказывающая об истории Карлова моста.

Чуть позже, в период расцвета барокко, мост украсили галереей скульптур, которые создали лучшие скульпторы и резчики по дереву своего времени - Матиаш Б. Браун, Матей Вацлав Еккель, Ян Брокоф, а также сыновья Брокофа. Сегодня мост украшает около 30 скульптурных изображений. Большая часть из них появилась в конце XVII – начале XVIII века. Все скульптуры глубоко символичны. Сюжетами для них стали библейские темы, а также религиозные предания, связанные с городом и Чешским государством. Часть стоящих здесь скульптур – копии, а их подлинники тщательно хранятся в коллекции Национального музея.

Вид на Староместскую башню

В архитектурном комплексе средневекового моста есть любопытная деталь - небольшая лестница, которая спускается на остров Кампа, расположенный на реке Влтава. Первоначально она была сделана из дерева, но в 1844 году на остров выстроили неоготическую лестницу в камне.

Средневековый мост сегодня

В наши дни возле моста всегда работают уличные художники, актеры и музыканты. Здесь круглый день торгуют ремесленными поделками и сувенирами. К этому месту традиционно приезжает много туристов, потому что старый мост – удобный пешеходный путь, соединяющий две исторические части Праги, по которым проложено большинство экскурсионных маршрутов.

Вид на каменные арки моста

Ежегодно через средневековый мост пробегают участники популярного Пражского марафона. Эти соревнования по бегу впервые провели в 1995 году, и теперь они имеют очень высокий международный рейтинг и входят в состав самых престижных марафонов мира. Любопытно, что за более чем 20-летнюю историю хозяева марафона - чешские спортсмены ни разу не поднимались на высшую ступеньку пьедестала почета. Самое большое количество побед в Пражском марафоне завоевали бегуны из России и Кении.

Как и любые исторические достопримечательности, старый мост имеет собственные поверья и традиции. Считается, что если, стоя на нем, влюбленные поцелуются и вместе загадают желание, оно обязательно сбудется. Другая местная традиция – загадывать желание, дотрагиваясь до двух горельефов, которые расположены под памятником чешскому святому – Яну Непомуцкому.

Одна из арок моста

Найти этот монумент не сложно. Памятник изображает мужчину, стоящего в рост. Святой держит в руках Распятие и пальмовую ветвь, а над головой у него помещен тонкий нимб, на котором видны пять звезд.

Святому была уготована мученическая смерть. В 1393 году его по распоряжению короля Вацлава IV в мешке сбросили с моста в воды Влтавы. По церковному преданию, над местом, где река поглотила мученика, появилось пять звезд. Именно поэтому пять звезд всегда изображают над головой Яна Непомуцкого. Место, откуда святого сбрасывали в воду, отмечено поминальным крестом с ажурной кованной решеткой.

Карлов мост в Праге - подробное описание с фото. Все скульптуры Карлова моста и расположение его на карте.

Карлов мост - Karlův most

Карлов мост - одна из главных достопримечательностей Праги и ее главный символ. Это старейший каменный мост города, построенный через Влтаву на месте старого Юдитина моста из блоков песчаника. С каждой из его сторон возвышаются укрепленные готические башни. Знаменитой особенностью Карлова моста являются скульптуры святых, установленные в период с конца 17 века по начала 20 века.

Первый мост через Влтаву был поставлен на этом месте уже в 10 веке. Это был небольшой деревянный мост, который в 1170 году был заменен каменным Юдитиным мостом, названным в честь Юдит Тюрингской, жены короля Владислава II. Этот мост был практически полностью уничтожен наводнением 1342 года, после чего восстановлен не был.

Строительство нового моста было целиком связано с именем Карла IV. Новый мост был заложен королем 9.7.1357 в 5:31 немного выше по течению. Дата и время были выбраны не случайно. При дворе Карла IV было много астрономов и алхимиков. Такая дата и время создавали своеобразную магию цифр, которую считали хорошим знаком.

Архитектором моста стал знаменитый Петр Парлер, который участвовал в создании собор св. Вита в Пражском граде . Карлов мост был достроен только после смерти Карла IV и его главного архитектора в 1402 году. Длина моста составила чуть более 515 метров, а ширина 9,5 метров. На тот момент это был один из самых больших каменных мостов в мире. Он был укреплен специальными мостовыми конструкциями в количестве 16.


В 1723 году мост был освещен масляными лампами. В 1844 году была построена новая лестница на остров Кампу.

Долгое время мост служил для проезда королей и экипажей в Пражский град. В 1905 году по мосту была пущена трамвайная линия, которая была заменена автобусной в 1908 году. С 1965 года Карлов мост полностью пешеходный.

Мостовые башни

Мостовые башни - одни из главных украшений Карлова моста. Это укрепленные готические громады, которые установлены на каждой из его сторон. Со стороны Старе-Места - это Староместская башня, со стороны Мала-Страны - Малостранские.


Староместская башня является одним из самых впечатляющих готических сооружений в мире. Башня, как и Карлов мост, была построена по проекту Петра Парлера в середине 14 века. Она была задумана как символическая триумфальная арка, под которой проезжали чешские короли при коронации со стороны Староместской площади . Высота ее 47 метров. Сейчас здесь расположена галерея и смотровая площадка, подняться на которую можно преодолев 138 ступеней. Украшена башня интересными скульптурами, созданными в период между 1380 - 1400 годами: скульптуры льва, орла, гриффона, зимородка, эмблема и скульптура Карла IV и др.


Малостранские мостовые башни - две разных по высоте и стилистике башни на Карловом мосту. Нижняя башня называется Юдитиной, т.к. она построена в романском стиле во второй половине двенадцатого века как часть первого каменного моста. Современная готическая башня была заложена в начале 15 века на месте второго романской башни. Готические ворота были построены, вероятно, уже при Вацлаве IV. Они состоят из двух заостренных арок и были закрыта дубовыми дверями и железными решетками.


Известной особенностью Карлова моста являются скульптуры святых. Они были установлены в период с 18 по начало 20 века. Количество скульптур насчитывает ровно 30 шт. Большинство скульптур выполнены из песчаника (самые старые были выполнены из бронзы). Следует отметить, что в настоящий момент почти все скульптуры - копии современных скульпторов (оригиналы были уничтожены в результате наводнения или повреждены в результате погодных условий). Некоторые оригинальные скульптуры хранятся в пражских музеях.


Перечень скульптур

  1. Дева Мария и св. Бернард, 1709 год
  2. св. Иво, 1711 год
  3. Дева Мария и Томаш Аквинский, 1708 год
  4. св. Барбара, Маргарет и Элизабет, 1707 год
  5. Голгофа, 1707 год
  6. Пьета (Оплакивание Христа), 1859 год
  7. св. Анна, 1707 год
  8. Святой Иосиф с Иисусом, 1854 год
  9. св. Кирилл и Мефодий, 1928 год
  10. св.Франциск, 1711 год
  11. св. Иоанн Креститель, 1855 год
  12. св. Кристоф, 1857 год
  13. св. Норберт, Вацлав и Сигизмунд, 1853 год
  14. св. Франциск Борджия, 1710 год
  15. св. Ян Непомуцкий, 1683 год - самая старая скульптура моста
  16. св. Людмила и Вацлав, 1720 год
  17. св. Антоний Падуанский, 1707 год
  18. св. Франциск Серафимский, 1855 год
  19. Иуда Фаддей, 1708 год
  20. св. Винцент Феррерский, 1712 год
  21. св. Августин, 1708 год
  22. св. Николай, 1708 год
  23. св. Каетан Тиенский, 1709 год
  24. св. Лутгард, 1710 год
  25. св. Филипп, 1714 год
  26. св. Войтех, 1709 год
  27. св.Вит, 1714 год
  28. св. Иоанн, Феликс и Иван, 1714 год
  29. св. Косма и Дамиан, 1709 год
  30. св. Вацлав, 1859 год

Конечно, еще следует упомянуть скульптуру Брунсвика (№ 31 на схеме), которая не входит в число скульптур Карлова моста, но также очень интересна.


Брунсвик - это позднеготическая работа неустановленного пражского скульптора начала 16 века. Согласно легенды, чешский князь Брунсвик в своих приключениях боролся с страшными животными и монстрами. Однажды, он спас льва, убив страшного дракона. С тех пор лев остался с ним и был отражен в княжеском гербе. В своих приключениях Брунсвик также получил волшебный меч. Легенда гласит, что он спрятан где-то в опорах Карлова моста.

Как добраться:

Метро - Staroměstská или Malostranská, линия А

  • 2 6 14 17 18 22 23 41 53 57 59, Karlovy lázně или Staroměstská
  • 1 2 5 7 9 11 12 15 17 18 20 22 23 25 41, Malostranské náměstí

Видео

Общая информация

Карлов мост – обязательная для посещения достопримечательность Праги , без него не обходится ни одна экскурсия по историческому центру города. Этот факт был подтвержден в фильме «Человек-паук: Вдали от дома»: кульминационное объяснение Питера и ЭмДжей произошло на Карловом мосту – глубокой ночью, когда на нем наконец-то не осталось ни одного туриста. В другое время на полукилометровом сооружении шириной почти 10 м довольно тесно.

История Карлова моста

Во второй половине XII века итальянские мастера построили на Влтаве мост Юдифи, названный так в честь жены короля Владислава I. Прочное многоарочное сооружение из эффектного красного песчаника простояло до 1342 года, пока не было разрушено мощным наводнением. Восстанавливать его не стали, лишь соединили уцелевшие арки деревянными мостками для пешеходов до окончания строительства нового моста. Напуганный силой стихии Карл IV, взошедший на престол через несколько лет после катастрофы, заказал придворному астрологу Бен Бецалелю составить гороскоп строительных работ, чтобы следующий мост не постигла та же участь. В результате предсказаний первый камень будущего Карлова моста заложили только в 1357 году, в наиболее благоприятные, согласно предсказанию, сроки. Полностью открыт для всадников и пешеходов новый мост, названный в честь Карла IV, был в начале XV века.

Архитектурные особенности

Конструкция состоит из 16 тяжелых арок, сложенных из природного камня. Для облицовки был выбран светлый песчаник – месторождение красного камня к началу строительства уже истощилось. На восточном берегу Влтавы у начала моста, у самой воды стоит готическая Староместская башня. Западные, непарные Малостранские башни, расположены на первый взгляд странно, далеко от берега Влтавы, среди старинных домов. На самом деле то, что кажется западным берегом, – это остров Кампа, отделенный от Малой Страны узеньким рукавом Влтавы – речкой Чертовкой. Там, где заканчивается остров, и стоят Малостранские башни.

Мостовые башни

Самая эффектная башня – Староместская, построенная в конце XIV века на восточном берегу Влтавы. Над ее аркой размещены гербы с орлом и львом рядом с фигурой Святого Вита. Первоначально римский мученик, сваренный в кипящем масле в IV веке, не имел к Чехии никакого отношения, но в X веке часть его мощей презентовали правителю страны. С тех пор он стал главным святым Чехии . Справа от святого – портрет Карла IV, начавшего строительство моста, слева – Вацлава IV, виновника появления у католиков нового святого – Яна Непомуцкого. Ниже в ряд выстроены гербы земель, вошедших к XIV веку в состав Чехии . Башню реставрировали 150 лет назад, добавив маленькие угловые башенки наверху, и сегодня это отличная смотровая площадка. Билеты на нее стоимостью в 90 крон продаются прямо в здании.

Малостранские башни строили не одновременно. Низкая, самая древняя, появилась еще при мосте Юдифи, в XII веке. Вторую, 40-метровую, построили в середине XV века на месте существовавшей до нее романской конструкции. Стилистически она напоминает Староместскую, хотя лишена ее торжественного декора. В ней тоже открыта смотровая площадка, а в нижней части здания расположено туристическое бюро, где можно получить бесплатную карту Праги .

Скульптуры на Карловом мосту

Декорировать строгий Карлов мост начали на рубеже XVII-XVIII вв., когда по обеим его сторонам установили несколько барочных статуй почитаемых чехами католических святых. Авторы первых работ – немецкий скульптор Раухмиллер и местное семейство Брокоф. Всего на мосту располагается 30 отдельных фигур и скульптурных групп. Самая почитаемая статуя – изображение великомученика Яна Непомуцкого. Он пошел против воли короля Вацлава IV, отказавшись открыть тайну исповеди монаршей супруги, и был сброшен прямо с Карлова моста в воды Влтавы. С тех пор канонизированный святой считается покровителем всех, кто связан с пресной водой: владельцев судов и речных мельниц, рыбаков. Несколько мельниц сохранилось на реке Чертовке и просматривается с Карлова моста. По иронии судьбы скульптурный портрет короля-садиста размещен здесь же, на фасаде Староместской башни.

Одна из добрых туристических традиций – прикоснуться к постаменту статуи Яна Непомуцкого на северной стороне Карлова моста, загадывая желание. Узнать позеленевшую от времени бронзовую фигуру можно по нимбу со звездами, гигантскому золотому перу и большому распятию в руках. Актуальная для православия скульптурная группа – даровавшие славянам собственную письменность Кирилл и Мефодий, к чьим стопам припадают миниатюрные человеческие фигуры.

Музей Карлова моста

Музей Карлова моста расположен на западном, староместском берегу. Он открыт ежедневно, в низкий сезон с 10:00 до 18:00, с мая по сентябрь – до 19:00. Билет стоит 170 крон, для тех, кто приобретает комплексную экскурсию пешком и на лодочках по Пражской Венеции, вход бесплатный. В экспозицию входит макет средневекового Карлова моста, результат археологических раскопок – подлинный вход на мост Юдифи, элементы ранее стоявшего здесь готического костела и его восстановленный макет, глиняные эскизы статуй святых, украшающих мост. В музейной лавке продают фигурки святых, рыцарей, кубки, украшения и книги.

Рестораны и кафе у Карлова моста

Перекусить недалеко от Карлова мост можно без проблем – на обоих берегах Влтавы открыты десятки кафе на любой вкус. Миниатюрная кофейня с местными алкогольными напитками и сладостями работает прямо в Музее Карлова моста. Паб Джона Леннона ждет гостей на острове Кампа, на который можно спуститься по лестнице за статуей рыцаря, здесь же – популярный ресторан «Кампа Парк» с видом на реку. Рядом со Староместской башней с южной стороны расположен ресторан Карлова моста с национальной кухней в средней ценовой категории и довольно дорогой ресторан «Млынец». На западной стороне, у самого начала моста – ресторанчик «Под Мостем», славящийся обилием закусок к пиву и вину. Наконец, в 100 м к западу от Малостранских башен – неизменный «Макдоналдс».

Как добраться

Ближайшая станция метро расположена на Староместской стороне, в 500 м к северу от Карлова моста, на Малой Стране от одноименной станции идти пешком еще дольше – около 800 м. Удобнее всего добираться трамваем до остановки «Малостранске наместе» в 200 метрах к западу от непарных башен или «Карловы лазне» в 200 метрах к югу от Староместской башни.