С какими государствами граничит древний иран. Исламская республика иран. Этнические отношения Ирана

Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н.э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.

Иран - унитарное государство. В административном отношении делится на 25 провинций.

По форме правления Иран - республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками. Политический режим клерикально-авторитарный. Согласно Конституции ИРИ и принятому в 1981 г. закону в стране запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций. Существует ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности "Общество борющегося духовенства".

Государственная власть осуществляется независимыми друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного Руководителя (Лидера) страны. Этот пост занимает богослов (факих), которого определяет и назначает особый орган - Совет экспертов. В обязанности Руководителя входит определение генеральной линии в политике ИРИ и контроль за правильностью ее претворения в жизнь; командование вооруженными силами; объявление войны и мира; назначение и отстранение от должности факихов Совета по охране Конституции, главы судебной власти, председателя телерадиовещательной организации "Голос и образ Исламской Республики Иран", начальника объединенного штаба, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками; подписание указа о назначении Президента после его избрания; объявление амнистии или смягчение приговоров.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Собранию (Меджлису) исламского совета, состоящему из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Меджлис утверждает состав правительства, принимает законы, ратифицирует договоры и соглашения с иностранными государствами, утверждает проект бюджета, получение и предоставление правительством займов и безвозмездной помощи.



Контроль за соответствием решений Меджлиса положениям ислама и Конституции ИРИ осуществляется Советом по охране Конституции. Совет рассматривает все решения Меджлиса, осуществляет контроль за выборами Совета экспертов, президентскими выборами, выборами в Меджлис, а также за проведением всеобщих референдумов.

Глава государства - Президент, избираемый прямым голосованием сроком на 4 года. Никто не может занимать этот пост более чем 2 срока подряд. Президент несет ответственность за выполнение Конституции, руководство исполнительной властью (за исключением тех вопросов, которые непосредственно относятся к компетенции Руководителя), возглавляет Кабинет министров, назначает самих министров и представляет их на утверждение Меджлису, подписывает договоры и соглашения с другими государствами.

В целях создания гарантий соблюдения национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета страны под председательством Президента действует Высший национальный совет национальной безопасности.

Как глава Кабинета министров Президент наблюдает за работой министров и координирует их деятельность. В сотрудничестве с министрами Президент определяет программу и политический курс правительства и организует исполнение законов.

Президент отвечает перед Меджлисом за деятельность правительства. Меджлис может выразить вотум недоверия Кабинету министров или любому из министров, в том числе по итогам интерпелляции. В этом случае Кабинет или соответствующий министр должны уйти в отставку.

Президент может отправить в отставку любого члена правительства или Кабинет в целом. В этом случае он должен получить вотум доверия от Меджлиса в отношении нового министра (нового состава правительства). Если состав правительства изменился наполовину и более, Кабинет министров обязан получить новый вотум доверия от Меджлиса.

Правовая система

Общая характеристика

Современная правовая система Ирана носит смешанный характер, в ней тесно переплетаются элементы мусульманской и романо-германской правовых систем. Соотношение этих элементов на протяжении ХХ в. было неодинаковым.

Иран - одно из немногих мусульманских государств, избежавших прямой европейской колонизации. Процесс "вестернизации" политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.

В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).

Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.

Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.

В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.

Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.

Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст.9 ГПК 1939 г.). Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст.3 ГПК 1939 г.).

Судебная практика формально не признается источником права; судья должен принимать решение на основе закона, и такое решение не может формулироваться в виде общей нормы (ст.5 ГПК 1939 г.). В то же время судебные решения, прежде всего принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.

Почему Иран не захотел, чтобы его называли Персия. Об этом в нашем обзоре.

Иранская марка периода династии Пехлеви с лаконичным названием «Иран».

Марка была выпущена по случаю коронации третьей жены последнего шаха Ирана в качестве шахбану (императрицы) в 1967 году.

На марке изображены шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и его супруга - императрица Фарах.

В 1935 году первый иранский правитель из династии Пехлеви — Реза обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» (Erān), вместо термина «Персия» . Он обосновал это тем, что внутри его страны для обозначения того, что известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани» (термин происходит от «страна ариев», восходящего к самоназванию племени ариев).

Шах Реза Пехлеви отмечал, что, «персы — это лишь одна из нескольких индоиранских этнических групп в Иране. Их родная область Парс (Фарс) была центром политической власти в древние времена — в период империи Ахеменидов, и в империи Сасанидов. Однако в период завоеваний Александра Македонского название области Парс (Фарс) было распространено греками для обозначения названия всей страны»

Государство Ахеменидов (существовало с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлось Aryanam Xsaoram (с древнеперсидского «держава ариев», с учетом современного названия страны можно перевести и как «держава Иран»).

Непосредственно перед арабским и исламским завоеванием Персии, в эпоху правителей династии Сасанидов (224- 652 г. н.э), которые были зороастрийцами-огнепоклонниками, Персия официально называлась Эраншахр, т.е. иранской империей .

В период тюркской династии Каджаров, которая правила страной с 1795 по 1925 г од и предшествовала последней в персидской истории монархической династии — Пехлеви, страна, известная в мире как Персия, тем не менее, официально все также называлась Ираном. А именно «Высочайшее государство Иран» (Dowlat-e Eliyye-ye I rân) . Но во внешнем мире название страны переводили как Персия.

При династии Пехлеви (правила с 1925 по 1979 гг.) Иран официально именовался Шаханшахское Государство Иран (Доулат Шоханшохи-йе Ирон (перс. دولت شاهنشاهی ایرا), где в названии используется древний титул персидских правителей «шахиншах» («царь царей»).

С 1979-го года, после падения монархии, страна официально называется Исламская Республика Иран (перс. جمهوری اسلامی ایران‎ - Джомхури-йе Эсломи-йе Ирон) .

В заключение стоит отметить, что сами персы стали употреблять термин «Персия» для названия своей страны в ряде публикаций и книг в новый и новейший исторический период, под влиянием Запада, как бы позаимствовав этот термин назад, от древних греков.

Дополнительно:

Вокруг названия Ирана

«При составлении исторического обзора Ирана необходимо считаться с фактом, что Иран, как географическое понятие, не совпадает ни с областью расселения иранцев, как этнографической единицы, ни с областью влияния иранской культуры, ни с областью распространения персидского, т. е. иранского литературного языка. В древности Индия и Иран одинаково были заняты народом, называвшим себя арианами (арийцами) — аrуа в Индии, ariya или airya в древнеиранских наречиях .

В надписях царя Дария слово «арии» относится, по-видимому, исключительно к населению Ирана ;

Индия и индийцы получили название по пограничной реке Синд (Sindhu), в иранском произношении Hindu (индийскому с вообще соответствует в иранском h), на современных картах Инд; от персов это название перешло к грекам и, как большая часть греческих названий, вошло в обиход современной географической науки.

В иранском священном писании (Авесте) термин Hindu употребляется как название реки и говорится о «семи Индах» (harta hindu), что вполне соответствует индийскому термину sapta sindhavah. Индийское «Семиречье» получило такое название по Инду, Кабулу и пяти рекам «Пенджаба» (т. е. «Пятиречья»), Чинабу с его притоками Джеламом и Рави и Сетледжу с его притоком Биасом.

Ариям противополагаются туры (tura, прилагательное tuirya) и саримы (sairima); если под последними, как полагают, надо понимать сарматов или савроматов греческих писателей, то имеется в виду среднеазиатский народ, по мнению большинства ученых родственный иранцам; очень вероятно, что и туры были того же происхождения и тоже жили в Средней Азии.

Другими словами, население Ирана обособило себя одинаково от индийских, «ариев» и от родственных среднеазиатских народов . Слово «Иран», первоначально Эран, появляется позже и есть родительный падеж множественного числа от слова airya (airyanara), в смысле: (страна) ариев. Впервые мы встречаем его в греческой форме Ariane у Эратосфена (III в. до Р.Х.) у которого заимствовал эти сведения Страбон.

Границей этой «Арианы» или Ирана считались: Инд на востоке, Гиндукуш и горные цепи к западу от него — на севере, Индийский океан на юге; западная граница шла от Каспийских ворот т. е. горного прохода к востоку от Тегерана, по линии, отделявшей Парфию от Мидии и Караманию (Керман) от Персиды (Фарса). Очевидно, термин, «страна ариев» понимался не в этнографическом, но исключительно в политическом смысле; так называлась страна, объединенная под властью династии арсакидов, поднявшей восстание против греческих завоевателей; области, остававшиеся под властью греков, как на западе (государство Селевкидов), так и на северо-востоке (греко-бактрийское царство) не причислялись к Ирану.

Впоследствии, при Сасанидах, область с семитским населением, Вавилония где находилась столица «царя царей», не только причислялась к Ирану, но даже считалась, «сердцем иранской области». И в настоящее время в самой Персии под Ираном понимают государство шахиншаха .

Происхождение слова Иран и этнографический термин «арии», от которого оно происходит, были забыты уже в средние века; от слова «Иран» для обозначения населения этой страны был образован термин «иранцы» (перс, ирани) . Ирану чаще всего противопоставлялся «Туран», слово образованное от «туры» таким же образом, как Иран от «арии»; только впоследствии «Туран» отождествили с «Туркестаном», страной турок.

Совершенно иное значение получили слова «Иран» и «Туран» в географической науке; под Ираном понимали плоскогорье, представляющее внутренний бассейн и граничащее на севере с бассейном Каспийского и Аральского морей, на юге, западе и востоке — с бассейном Индийского океана, между Тигром и Индом; под Тураном — бассейн Аральского моря. Слова «Туран» и «туранцы» иногда употребляли в более обширном значении, объединяя под этими терминами весь среднеазиатский мир от южнорусских степей до Китая, и противополагая «туранцев» не только «иранцам», но вообще «арийцам».

Название «арии» вновь сделалось известно европейцам в XVIII в. (не из живой речи, но из древнейших памятников письменности Индии и Ирана). После установления близости языков Индии и Ирана с европейскими, арийцами (Arier, Ariens, Aryans) стали называть всех представителей лингвистической группы, обнимающей народы «от Индии до Исландии».

Впоследствии вместо этого термина были предложены другие: индоевропейцы, индогерманцы (особенно в немецкой науке), арио-европейцы, с сохранением названия «арийцы» только для азиатских индоевропейцев, предки которых действительно называли себя этим именем; тем не менее слово «арийцы» и до сих пор иногда употребляется в науке в прежнем смысле даже в Германии.

Арийцы, в смысле «азиатские индоевропейцы», были разделены на две ветви, индийцев и иранцев . Иранцами в лингвистическом смысле стали называть, независимо от политических границ, народы, объединенные в одно целое во лингвистическим признакам. Когда в конце XIX века возникла мысль составить свод научного материала, относящегося к области «иранской филологии» (языкам, литературе и истории иранцев), то в лингвистический отдел этого свода вошли наречия от самого восточного из памирских, сарыкольского, до западных курдских, в восточной части малоазиатского полуострова, т. е., приблизительно, от 75 до 38 градусов вост. долг, от Гринвича. Кроме того, рассматривается наречие так называемых осетин (называющих сами себя ирон), живущих отдельно от прочих, «иранцев» на Кавказе, к западу от прежней военно-грузинской: дороги.

Еще обширнее была область распространения иранских наречий в древности, хотя во многих случаях вопрос о том, какие именно народы говорили по-ирански, остается спорным.

Еще большее пространство обнимала область распространения главного литературного языка Ирана, так называемого «новоперсидского», образовавшегося уже при исламе; на нем писали далеко за пределами лингвистического Ирана, от Константинополя (к числу персидских поэтов принадлежал турецкий султан Селим II, 1566-1574) до Калькутты и городов Китайского Туркестана. Историку иранской культуры необходимо считаться и с этим фактом, и с еще более многочисленными переводами с персидского и подражаниями персидским образцам». (Из сборника «История Ближнего Востока», выпущенного в России в 2002 году).

Иран является одним из крупнейших азиатских государств. Он граничит с такими странами, как Ирак, Турция, Афганистан, Азербайджан, Туркменистан и Армения. Столицей является город Тегеран. Иран - это страна, на территории которой тысячелетия назад располагались первые очаги человеческой цивилизации. Каковы же основные особенности этой страны?

Главная информация и географическая характеристика Ирана

Основная часть страны располагается на Здесь плоскогорья перемежаются с высокими равнинами. В северной части страны располагается горный хребет Эльбрус. Он отделен от Каспия небольшой полосой низменности. Климат страны - континентальный субтропический. Иранские реки, как правило, маловодны. Самые большие озера - это Урмия и Хамун.

Вся площадь Ирана поделена на 27 округов, или «останов». Самыми крупными городами являются Исфахан, Тебриз, Урмия, Абадан, Мешхед. В состав Ирана также входят некоторые острова, располагающиеся в Персидском и Османском заливе. Общая площадь Ирана - 1,65 млн км 2 . Государство находится на 17-м месте в мире по величине территории. является денежная единица риал.

Экономика

Значительная часть площади Ирана богата полезными ископаемыми. Это марганец, медь, хром, цинковые руды. Продуктами внешней торговли являются ковры и орехи, а также рыболовная продукция. Большая часть населения, проживающая на площади Ирана, занята в сфере сельского хозяйства. Одной из главных проблем является низкая плодородность почв и отсутствие пресной воды для орошения. Около трети всего населения являются безработными. Преимущественно это молодежь.

Население

На территории Ирана проживает более 60 этнических групп. Большей частью это персы - они живут в южных и центральных частях страны. На севере живут гилянцы, мазендеранцы, талыши. На западной территории — курды, луры, бахтиары, на восточной — пуштуны, белуджи, таджики. Все эти народности этнически близки к персам. Известно, что Иран является одной из самых «молодых» стран во всем мире. Количество жителей, возраст которых не превышает 15 лет, составляет примерно 25 %. Следующая по величине этническая группа - азербайджанцы. По разным оценкам, их количество составляет от 20 % до 40 % от общего числа населения. Почему такое большое количество азербайджанцев живут по обе стороны границы Ирана? Это связано с тем, что исторически территория нынешнего Азербайджана является частью иранской государственной системы. Они являются частью иранского общества. А в западной части Ирана проживают курды (от 5 % до 10 % от общего числа). Общее количество населения составляет 78,4 млн чел.

Языки в Иране

Какие языки наиболее распространены в обиходе иранцев? На этот счет существует немало заблуждений. Большинство иранцев по национальному составу являются персами. Следовательно, говорят они на персидском языке, или фарси. Персидский - наиболее распространенный среди иранской группы индоевропейского языкового древа. Он насчитывает порядка 50 млн носителей в Иране (а это более чем 80 % от всего населения).

Фарси не только является официальным языком в Иране - на нем общаются Таджикистана и Памира. Есть также и немногочисленные общины, пользующиеся фарси в Ираке, ОАЭ, Йемене. Для письменной речи носители фарси пользуются немного модифицированным арабским алфавитом - в него добавлено несколько букв, которых нет в самом арабском. Персидский язык содержит большое количество заимствованных лексических единиц из арабского. Этот язык повлиял на фарси в результате завоеваний в 7-м в.

Из истории фарси

Фарси имеет достаточно древнюю историю. Первые источники древнеперсидского языка относятся к 1-му тысячелетию до н. э. Тогда широко использовалось клинописное письмо. Самый древний вариант фарси претерпевал преобразования в течение 2 тысяч лет. Приблизительно в 1-м тысячелетии н. э. наступила эпоха среднеперсидского языка, который был официальным языком В 7-м веке н. э. произошли политические преобразования - персидская территория была завоевана арабами. В это время среднеперсидским языком пользовались небольшие зороастрийские диаспоры и этническая группа парсов на территории Индии.

Следующий этап - это новоперсидский язык, который включал в себя элементы из арабского. Начиная с IX века, фарси очень быстро обретает статус второго литературного языка во всем мусульманском мире. В настоящее время фарси значительно отличается от классического новоперсидского языка. Эти различия видны и в произношении, и в письме, и в лексике. Основой для устной речи, соответствующей стилистическим и грамматическим нормам, является тегеранское наречие.

Президент Ирана

В настоящее время главой Ирана является Хасан Рухани, который победил на выборах 20 мая 2017 года. Всего в выборах принимали участие порядка 41 млн иранцев. За действующего президента проголосовало 57 % от общего числа избирателей, а за его противника, Ибрагима Раиси, проголосовало 38 %. Государственное устройство Ирана таково, что президент занимает второе место по влиянию - в политической иерархии глава государства подчиняется религиозному руководителю («аятолле»). Религиозный глава избирается специальным советом. Сейчас им является Али Хаменеи.

Необычная традиция общения

Туристы, которые посещают Иран впервые, обычно бывают сбиты с толку. Когда они хотят расплатиться за услуги такси - водитель отказывается от денег. Приходят в магазин - происходит то же самое. В чем же причина? Оказывается, в Иране принята культурная практика под замысловатым названием «таароф». Конечно, как и в других странах, люди не получают даром товары в магазинах или услуги. Практика таароф является местным брендом - это проявление истинной персидской вежливости. Если кого-либо приглашают в гости или на ужин, то долг приглашаемого - подыграть приглашающему и сначала отказаться. Практика таароф в Иране подходит почти к любой ситуации общения.

Знаменитые персидские ковры

Среди персов есть поговорка: «Персидский ковер безупречен в своей небезупречности, точен в неточности». Откуда она возникла? На самом деле, ошибки и неточности в персидских коврах создаются намеренно. Так персы стремятся показать, что только бог может создать нечто идеальное. Если отвлечься от вопросов религии, является важным элементом культуры иранцев. Ведь ему уже более 2 тысячелетий. Умение ткать ковры особенно распространено в некоторых регионах - к примеру, в городе Кашан они передаются из поколения в поколение.

В Коране описан процесс сотворения мира: земля была создана Аллахом за шесть дней. Первыми в бесконечной пустоте Космоса возникли семь небесных светил. А затем под ними расстелился прекрасный ковер земли. Поэтому ковер в восточной традиции связан с мини-моделью царства божьего на земле. Уровень благосостояния на Востоке оценивается тем, сколько ковров в доме у человека, и насколько они дороги. Если семья по каким-то причинам не могла позволить себе устлать свое жилище коврами, она вызывала сострадание. Историки считают, что впервые ковры были изобретены древнеазиатскими кочевыми племенами.

Настоящее золото Ирана

Известно, что Иран - самый крупный производитель икры, одного из самых дорогих продуктов на всем земном шаре. Именно отсюда поставляется самый редкий ее вид и при этом самый дорогой. под названием «Алмас» стоит более 2 млн рублей всего за один килограмм. Возраст рыбы для этой икры составляет от 60 до 100 лет.

И это далеко не все. Иранская традиция производства шафрана насчитывает около 3 тысячелетий. Около 90 % всего экспорта этой специи производится здесь. При этом шафран дороже многих драгоценностей. Его цена составляет порядка 4 тыс. рублей за один грамм.

Верования Древнего Ирана

На месте современного Ирака и Ирана когда-то находилась Месопотамия. Города, которые появились здесь в древности, современные историки называют городами Междуречья. Они достигли пика своего могущества в эпоху Сасанидов. Древнеиранская городская культура формировалась под влиянием зороастризма и манихейства.

Зороастризм - очень древнее монотеистическое верование. Оно названо в честь основателя по имени Заратустра. Жители Древней Греции считали Заратустру философом и астрологом. Они же переименовали пророка в Зороастру (от древнегреч. «астра» - «звезда»). Согласно одной из версий, пророк жил во II тысячелетии до н. э. По мнению исследовательницы Мэри Бойс, Заратустра жил на территории к востоку от Волги.

Манихейство возникло приблизительно в III в. н. э. Его пророком был Мани, или Манес, который читал проповеди в 240 г. н. э. в столице империи Сасанидов - Ктесифонте. Пророк Мани был уверен, что все религии мира едины. Основой манихейства было противостояние добра и зла.

Мифы об Иране

На самом деле, в Иране очень высокий уровень общественной безопасности. Последние военные действия происходили здесь более 30 лет назад. Такое заблуждение распространилось из-за туристов, склонных путать Иран и Ирак. Несмотря на то что Иран соседствует с Афганистаном и Ираком, находиться на его территории абсолютно безопасно. Иранцы - очень доброжелательный и радушный народ. Каждый год сюда приезжают отдыхать все большее количество туристов из разных стран.

Также Иран отличается высоким уровнем образования и культуры, в особенности среди женщин. Больше половины студентов вузов - это девушки. Женщины также работают в офисах, могут заниматься бизнесом, принимают участие в выборах. В Иране среди женщин принято носить платки, однако они не носят закрывающую лицо паранджу. Среди прекрасной половины много модниц, любящих яркую одежду.

Иран находится на третьем месте во всем мире по количеству культурных памятников ЮНЕСКО, уступая лишь Италии и Египту. История Древней Персии, наследником которой является современный Иран, насчитывает более 5 тыс. лет. Раньше среди иранцев была распространена поговорка: «Кто посетил Исфахан - видел половину мира».