Процесс над сицилийской мафией. Настоящий Крёстный Отец. Итальянская мафия лишилась символа жестокости и могущества Док истории о мафии на сицилии

Cosa Nostra, история сицилийской мафии Дикки Джон

«Люди чести»

«Люди чести»

Бесчисленные фильмы и романы придали мафии зловещее очарование. Эти повествования оказались столь убедительными, потому что драматизировали повседневность, добавляя к ней холодок по коже, возникающий из сочетания опасности и непревзойденной хитрости. Мир кинематографической мафии есть мир, в котором конфликты, ощущаемые всеми и каждым – между соперничающими амбициями, ответственностями и семьями, – становятся вопросами жизни и смерти.

Будет одновременно ханжеством и ложью утверждать, что мафии, изображаемой в фильмах и романах, не существует; она существует, но она стилизована. Мафиози, подобно всем прочим, обожают смотреть телевизор и ходить в кино, дабы полюбоваться на стилизованные версии их повседневной жизни на экранах. Томмазо Бушетта был без ума от «Крестного отца», хотя считал, что сцена в конце фильма, когда мафиози целуют руку Майклу Корлеоне, не соответствует действительности. Конфликтующие между собой обязательства, которые движут Майклом Корлеоне в исполнении Аль Пачино – амбициозность, ответственность, долг перед семьей, – на самом деле идентичны тем, которые определяют жизнь настоящих мафиози.

Принципиальное отличие реальности от вымысла состоит в том, что никакое очарование кинематографа не выдерживает столкновения с ужасающей реальностью Коза Ностры. Менее очевидно, но не менее важно то обстоятельство, что история Майкла Корлеоне повествует о моральной угрозе неконтролируемой власти, тогда как настоящие сицилийские мафиози подчиняются кодексу чести, ограничивающему свободу их действий. «Человек чести» может манипулировать этими правилами, переписывать их и даже иногда пренебрегать ими, однако он всегда помнит, что именно эти правила обеспечивают ему то или иное положение в глазах старших. Отсюда вовсе не следует, что кодекс мафиозной чести имеет сколько-нибудь прямое отношение к чести в представлении обычных людей. В Коза Ностре слово «честь» наделено совершенно особым значением, оправдывающим многие поступки членов мафии, в том числе и «подвиги» Джованни Бруски – того самого человека, который несет ответственность за взрыв у Капачи.

В Коза Ностре Бруска был известен под прозвищем Lo scannacristiani – «тот, кто режет глотки христианам». На Сицилии слово «христианин» – синоним слова «человек»; в мафиозных кругах быть христианином означает быть «человеком чести». Бруска входил в состав «отряда смерти», подчинявшегося непосредственно боссу боссов, главе корлеонцев Коротышке Тото Риине. После взрыва в Капачи Джованни Бруска не бездельничал. Он убил босса семьи Алькамо, который начал оспаривать власть Риины; через несколько дней после этого убийства люди Бруски задушили беременную подругу жертвы. Затем Бруска прикончил чудовищно богатого бизнесмена – и «человека чести», не сумевшего воспользоваться своими политическими связями, чтобы защитить мафию от «макси-процесса».

Lo scannacristiani был арестован 20 мая 1996 года в сельской местности близ Агриженто. Четыреста полицейских окружили двухэтажный, похожий на коробку дом, где укрывался мафиозо. Около 9 часов утра группа численностью в тридцать человек проникла в здание через двери и окна. Бруска сидел за столом вместе с семьей и смотрел по телевизору передачу о Джованни Фальконе, четвертую годовщину со дня смерти которого отмечали в Италии накануне. В спальне полиция обнаружила платяной шкаф, битком набитый одеждой от Армани и Версаче, и большую красную сумку с 15 000 долларов в итальянской и американской валюте, а также два сотовых телефона и различные драгоценности, в том числе часы от Картье. На столе в гостиной лежал пистолет с коротким стволом- пластиковый муляж, оружие сына Бруски, Давиде.

Ныне Бруска сотрудничает с полицией. По его собственному, устрашающе неопределенному признанию, он убил «гораздо больше сотни, но меньше двухсот человек». Вот что он заявил по поводу смерти Джузеппе Ди Маттео:

«Если бы у меня было время подумать или успокоиться, как бывало в других случаях, тогда, наверно, появилась бы маленькая надежда – один шанс из тысячи, из миллиона, – что парень останется в живых. Но что уж теперь рассуждать, как оно могло бы выйти. В тот момент я просто не успел задуматься».

В сицилийской мафии пугает то, что люди наподобие Lo scannacristiani отнюдь не считаются в ней отщепенцами. Их действия вполне совместимы с мафиозным кодексом чести, с тем, как, по представлениям Коза Ностры, должен вести себя заботливый муж и любящий отец. До того дня, когда он решил отдаться под защиту государства и поведать о своих преступлениях, все действия Бруски, включая убийство ребенка немногим старше его собственного, воспринимались другими мафиози как вполне справедливые и «честные».

После взрыва в Капачи ряды перебежчиков стали пополняться, причем некоторые из «раскаявшихся» оправдывали свое решение тем, что киллеры наподобие Lo scannacristiani предали традиционные ценности и кодекс чести. Томмазо Бушетта прибегнул к тому же доводу: «Не я оставил Коза Ностру, а Коза Ностра бросила меня». Но это утверждение по меньшей мере спорно, поскольку в рядах мафии предательство и жестокость всегда прекрасно сочетались с кодексом чести. Джованни Бруска – куда более типичный мафиозо, чем могло бы показаться со слов некоторых перебежчиков.

Новая «после капачийская» волна pentiti позволила исследователям получить подтверждение ряда сведений о внутренней культуре мафии – сведений, предоставленных Бушеттой и его соратниками. Сегодня ясно, что кодекс чести представляет собой гораздо большее, нежели просто свод правил. Стать «человеком чести» означает приобрести новую личность, вступить в новый этический универсум. Честь мафиозо – знак этой новой личности, этой новой этической принадлежности.

Томмазо Бушетта вкратце изложил Фальконе мафиозный кодекс чести в 1984 году. Он рассказал об инициационном обряде, в ходе которого кандидат приносит клятву молчания и верности до самой смерти, держа в руках горящий образ (обычно изображение Благовещения). Прежде слухи об этом диковинном ритуале считались народными домыслами; эта часть показаний Бушетты до сих пор кажется противоречащей здравому смыслу. Однако из признаний Бушетты, Lo scannacristiani и других мафиози стало совершенно очевидно, что члены мафии принимают подобные ритуалы всерьез, как вопросы чести, жизни и смерти.

Обряд посвящения показывает, что честь, как статус, полагается заслужить. До тех пор пока он не стал «человеком чести», кандидат в мафиози находится под пристальным наблюдением и проходит испытания: почти всегда необходимым условием для вступления в мафию является совершение убийства. В период подготовки кандидату постоянно напоминают, что, пока не пройден ритуал, он – никто, «ничто, помноженное на нуль». Поэтому инициация зачастую оказывается важнейшим событием в жизни мафиози. Сжигание священного образа символизирует смерть обычного человека и его возрождение в качестве «человека чести».

При посвящении кандидат приносит клятву повиновения; это первая опора кодекса чести. «Посвященный» всегда послушен своему капо; он никогда не спрашивает: «Зачем?» Один из способов осознания необходимости полного подчинения является одновременно самым главным испытанием: имеется в виду способность убивать женщин и детей. Сицилийская мафия всегда выказывала трепетное отношение к подобным случаям; мафиози не упускали случая упомянуть о том, что и пальцем не касались ни детей, ни женщин. Следует признать, что многие «люди чести» и вправду стремятся придерживаться этого принципа.

Разумеется, Коза Ностра не убивает младенцев направо и налево – не в последнюю очередь из-за того, что такие убийства могут подпортить ее имидж и отпугнуть от нее даже ближайших сторонников. Тем не менее Джузеппе Ди Маттео был далеко не первым ребенком, погибшим от рук мафиози. Устранение женщин и детей признается бесчестным только в случае, если оно было совершено без необходимости; насущной же эта операция становится, когда на кону оказывается жизнь мафиозо- между тем нередко бывает, что человек подвергает собственную жизнь опасности, просто вступив в Коза Ностру…

Как почти все преступления мафии, убийство Джузеппе Ди Маттео было совершено с общего согласия. Смерть мальчика оказалась частью стратегии, избранной лидерами Коза Ностры для борьбы с перебежчиками, признания которых ставили под угрозу всю организацию. А поскольку решение было принято коллегиально и сделалось тем самым частью политики организации, не исполнить его означало бы нарушить кодекс чести.

Здесь и пригодилась клятва повиновения. Мафиозо, осуществивший приговор и своими руками задушивший Джузеппе Ди Маттео по приказу Бруски, позднее объяснял суду:

«Если хочешь сделать карьеру, надо всегда соответствовать… Я хотел подняться повыше, так что согласился с самого начала: знал, что коли получится, все будет как надо. Я был солдатом Коза Ностры, подчинялся приказам; мне следовало задушить мальца, чтобы взобраться наверх, – и я его задушил. Такие дела».

Честь приобретается через послушание; в награду за «соответствие» мафиози получают дополнительные «баллы», а через них – доступ к большему количеству денег, большим объемам информации, большей власти. Принадлежность к Коза Ностре наделяет человека теми же преимуществами, что и принадлежность к другим организациям: возможность карьерного роста, осознание собственного статуса, развитие чувства коллективизма, шанс переложить ответственность, моральную и иную, на вышестоящих и т. п. Все перечисленные позиции суть неотъемлемые элементы мафиозного кодекса чести.

Честь также предусматривает искренность по отношению к другим «людям чести» – и, следовательно, провоцирует знаменитую эвфемистическую манеру речи мафиози. Джованни Бруска вспоминал, что, встретившись в Нью-Джерси с американскими мафиози, он был потрясен их болтливостью. В его честь был организован ужин; едва войдя в ресторан, Бруска с изумлением отметил, что все без исключения местные мафиози привели с собой любовниц. Мало того, они открыто обсуждали, кто из собравшихся к какой мафиозной семье принадлежит. «На Сицилии никому из нас и в голову не пришло бы говорить о таких вещах в ресторане. Да и наедине, если уж на то пошло. Все и так знают ровно столько, сколько им нужно знать». По словам Бруски, он настолько растерялся, что извинился и ушел. «Другой подход, – заключил он свои рассуждения о встрече с американцами. – Они живут при свете дня и убивают только в крайнем случае, когда больше некуда деваться. Такой резни, как бывает у нас на Сицилии, им и не снилось».

Обязанность мафиози говорить правду частично призвана обеспечить взаимное доверие, которое, как правило, в дефиците среди преступников. Потребность в доверии также объясняет те статьи кодекса мафии, где говорится о сексе и браке. Новые «посвященные» клянутся не иметь доходов с проституции; переспать с женой другого мафиозо означает подписать себе смертный приговор. Более того, если мафиозо увлекается азартными играми и женщинами и кичится своим богатством, скорее всего его сочтут не заслуживающим доверия и потому вполне заменимым. Тот, кто придерживается правил кодекса, демонстрирует своим соратникам, что на него можно положиться. По той же причине высшее руководство мафии демонстративно «пачкает руки» культуре организации вообще присущ старомодный патриархальный мачизм. К примеру, деловое расписание добропорядочного мафиозо должно включать в себя мужские развлечения – охоту и участие в банкетах.

Честь также включает в себя верность. Членство в «почетной организации» (как именуют мафиози свой синдикат) влечет за собой формирование новых привязанностей, куда более значимых, нежели кровные узы. Честь требует от мафиозо ставить интересы Коза Ностры выше родственных интересов. Энцо Бруска, брат Lo scannacristiani, также работал на мафию, участвовал в убийствах, но так и не стал «человеком чести». Как и подобает, он не задавал вопроса: «Почему?» О деяниях своих родичей – членов Коза Ностры он узнавал из слухов и газетных статей, а потому долгое время и не подозревал, что его отец- босс местного mandamento (района). Иными словами, хотя Энцо Бруска участвовал в операциях и входил в ту же семью, что и «люди чести», он не был посвящен в деятельность Семьи с большой буквы.

Обратное не верно – в том отношении, что босс мафии в полном праве наблюдать за личной жизнью своих подчиненных и вмешиваться в нее. Например, чтобы жениться, мафиозо чаще всего должен получить разрешение у своего капо. Для организации жизненно необходимо, чтобы ее члены выбирали себе партнеров разумно, а в браке вели себя достойно. По правде сказать, у мафиози гораздо больше причин доставлять удовольствие своим женам, нежели у обычных людей: разочарованная браком жена мафиозо способна причинить урон организации в целом – хотя бы через обращение в полицию. Члены Коза Ностры блюдут престиж своих супруг: табу на адюльтер во многом объясняется тем, что, как пояснял судья Фальконе, жены «людей чести» не должны подвергаться унижениям в своей социальной среде. Мафиози часто женятся на сестрах и дочерях других «людей чести» – на женщинах, которые всю жизнь провели в кругу мафии и потому с высокой долей вероятности будут играть скромную подчиненную роль, предназначенную им организацией. Несмотря на свое подчиненное положение, женщины могут помогать мужчинам – это допускается кодексом. Однако они не могут официально вступить в мафию; звание «человек чести» – сугубо мужская привилегия. Тем не менее честь мафиозо повышает престиж его супруги, а «приличное поведение» жены дает мужу дополнительные «баллы» чести.

Судья Фальконе однажды сравнил вступление в мафию с обращением в веру: «Нельзя перестать быть священником. Или мафиозо». Параллели между мафией и религией этим не ограничиваются, в том числе потому, что многие «люди чести» являются верующими. Босс Катании Нитто Санта-паола построил на своей вилле часовенку с алтарем; по словам одного pentito, тот же самый Сантапаола приказал задушить и бросить в колодец четверых юнцов, напавших на его мать. Нынешний «главный босс» Бернардо Провен-цано по прозвищу Трактор общается с подчиненными из тайного логова, посылая им записки; некоторые полиции удалось перехватить. Все они содержат благословения и обращения к небесному покровительству: «Я всей душой желаю быть слугой Господним». Один из боссов, возглавлявших, подобно Lo scannacristian U отряд смерти, молился перед каждой операцией: «Господи, воля Твоя, это они хотят погибнуть, а на мне вины нет!»

Подобные сантименты в известной мере суть проявления терпимости, которую католическая церковь проявляла по отношению к мафии на протяжении многих лет. Церковники нередко воспринимали людей, чье могущество возникло на крови, так, будто они ничем не отличались от прочих, «обыденных» грешников. Церковь не обращала внимания на зловещее влияние мафии, поскольку последняя, как казалось, исповедует те же христианские ценности: почтительность, смирение, уважение к традициям, святость семьи. Более того, церковь охотно принимала подношения из богатств, накопленных нечестным путем. Ей достаточно было видеть в cosche (множественное число от cosca) сообщества верующих, поэтому она доверяла управление благотворительными фондами администраторам с руками по локоть в крови. Среди служителей церкви, как ни чудовищно это прозвучит, были даже убийцы. История взаимоотношений церкви с мафией пестрит подобными эпизодами.

Но дело отнюдь не в том, что мафия, как утверждают некоторые, представляет собой своеобразное ответвление католической церкви. Религия мафиозо не имеет ничего общего с церковью как социальным институтом. На деле тайна религиозности мафии заключается в том, что религия и мафиозный кодекс чести служат одной и той же цели; они выражают одно и то же на разных языках. Религиозность мафии порождает чувства принадлежности, сопричастности и доверия плюс свод гибких правил, опирающихся на церковную лексику, как кодекс чести апеллирует к рыцарским чувствам, пользовавшимся популярностью в тот период, когда мафия только зарождалась.

Как и честь, религия помогает мафиози оправдывать своя действия – перед самими собой, перед другими, перед семьями. Мафиози часто считают, что убивают во имя чего-то большего, нежели деньги и власть; пытаясь определить это большее, они чаще всего употребляют слова «честь» и «Бог», Религия, которую исповедуют мафиози и члены их семей, находится в универсуме мафиозного кодекса чести; крайне сложно установить, где заканчивается искренняя – пускай ошибочная – вера и где начинается циничный обман. Чтобы понять образ мышления мафии, нужно отдавать себе отчет в том, что в сознании каждого члена организации правила чести соседствуют с расчетливостью, ложью и безжалостной жестокостью.

Тем самым «честь» выступает как знак профессиональных достижений, система внутренних ценностей и как тотем, как олицетворение групповой идентичности организации, которая трактует себя как стоящую выше добра и зла. Поэтому честь не имеет ничего общего с сицилийскими традициями рыцарством или католицизмом. Выражается ли она в религиозных терминах или в псевдо-аристократическом наречии, жизнь мафиози определяется кодексом, безоговорочно подчиняющим интересы отдельных членов мафии интересам организации в целом.

Когда все складывается удачно, кодекс внушает мафиози чувство гордости за себя и своих соратников. Мафиозо из Катании Антонино Кальдероне заявил: «Мы – мафиози, все прочие – обыкновенные люди»: под этими словами подписался бы любой член мафии. Однако именно по этой причине мафиозо без чести – никто, он – мертвец. Для члена Коза Ностры потерпеть поражение в одной из многочисленных междоусобных стычек и потерять честь – совершенно равнозначные события.

Не удивительно поэтому, что решение нарушить кодекс чести и стать государственным свидетелем оказывает на некоторых мафиози травматическое воздействие. Ведь оно означает отказ от коллектива, разрыв дружеских и семейных уз, попытку примириться с жизнью, основанной на убийствах, – и автоматический смертный приговор. Джованни Бруска утверждал, что ему потребовалось гораздо больше мужества, чтобы принять подобное решение, чем чтобы убивать.

Нино Джое – так звали того мафиозо, который шептал «Ваи!», когда Бруска готовился нажать на кнопку у Капачи. Будучи арестован и помещен в одиночную камеру летом 1993 года, Джое начал ощущать бремя долгих лет, прожитых по правилам Коза Ностры. Он знал, что полиции удалось прослушать часть его разговоров и что в этих разговорах он, сам того не желая, выдал государству других членов организации – то есть невольно нарушил священнейшую из заповедей Коза Ностры. Он чувствовал, как среди его товарищей по заключению нарастает напряжение. Чем тяжелее становилось бремя, тем больше Джое нервничал; он отпустил бороду и перестал следить за своей одеждой. «Людям чести» даже в тюрьме полагается поддерживать достоинство, посему внешний вид Джое лишь усугублял опасения тех, кто окружал его в тюрьме: мафиози боялись, что он сломается и выложит полиции все, что знает. Однако 28 июля 1993 года Джое повесился в камере на шнурках своих теннисок. Для «людей чести» кончать жизнь самоубийством крайне нетипично; посмертная записка Джое может послужить финальным примером того, что значит жить и умирать по кодексу чести:

«Этим вечером я обрету покой и безмятежность, которые утратил лет семнадцать назад (при посвящении в Коза Ностру). Утратив их, я превратился в чудовище и оставался чудовищем до тех пор, пока не взял в руки карандаш, чтобы написать эти строки… Прежде чем уйти, прошу прощения у своей матери и у Господа Бога, потому что их любовь не ведает пределов. Остальной мир – я знаю – никогда меня не простит».

Вопрос, возникающий у историка, который лицезрел эту картину из жизни Коза Ностры, гласит: «Всегда ли так бывает?» Ответ на удивление прост: никто не может сказать наверняка. Pentiti неоднократно давали показания в полиции, но разговор всегда шел о конкретных преступлениях, а не о том, каково это – быть мафиозо. Но те немногие свидетельства, которыми мы располагаем, дают основание считать, что жизнь мафиози так или иначе строится вокруг кодекса чести. В конце концов, не будь его, мафия вряд ли просуществовала бы так долго – более того, могла бы и вовсе не возникнуть.

Из книги Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941 -1942 гг. автора Яров Сергей Викторович

Понятие о чести 1 Изучение «блокадной этики» трудно в силу нескольких причин. Во-первых, иногда сложно отслоить позднейшие оценки очевидцев событий от тех, которые были распространены в «смертное время». Помещая себя как действующее лицо в блокадные рассказы, человек

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава восьмая Люди послеледниковой палеолитической эпохи, первые люди современного типа (поздний палеолит) 1. Появление человека современного типа. 2. География мира в эпоху палеолита. 3. Конец эпохи палеолита. 4. Почему останки обезьяночеловека не найдены в

Из книги Зачем убили Сталина? Преступление века автора Кремлев Сергей

Глава четвертая ГОДЫ СОРОКОВЫЕ… СУДЫ ЧЕСТИ ДЛЯ ЧЕСТИ НЕ ИМЕВШИХ… Береги платье снову, а честь - смолоду. Русская народная пословица Мы знали, что если есть указание Сталина, для нас оно закон. Хоть лопни, но всё выполни. Н. К. Байбаков, сталинский нарком, хрущевский

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Бояре, житые люди, купцы и черные люди Бояре Новгорода происходили из древней родовой аристократии, потомки которой служили еще первым князьям. То есть по происхождению новгородские бояре не отличались от боярства днепровского, но это сословие в Новгороде за века не

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ Когда министр иностранных дел фашистской Германии Иоахим Риббентроп прилетел в Москву, Сталин поручил председателю Комитета по делам искусств Храпченко сопровождать гостя в Большой театр и преподнести ему цветы. На спектакль приехал Сталин и Молотов,

автора Кальви Фабрицио

Глава первая «ЛЮДИ ЧЕСТИ» «Коза ностра» Палермская тюрьма Уччардоне, зажатая между широкой магистралью, ведущей к бетонной автостраде, и рядами плохоньких домишек, в которых ютятся те, у кого нет денег, чтобы платить за хорошую квартиру, фасадом обращена к порту Палермо.

Из книги Повседневная жизнь итальянской мафии автора Кальви Фабрицио

Из книги Брежнев: правитель «золотого века» автора Семанов Сергей Николаевич

Документ № 11 «Узники совести»? нет, люди без чести В редакцию поступило письмо читателя. Пришло оно из краев, что называется, «не столь отдаленных». Вот оно, мы лишь сняли кое-где излишнюю в печати резкость выражений.«В последнее время западная пресса подняла на щит так

Из книги Дуэль в истории России автора Кацура Александр Васильевич

Глава XII. «Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей

Из книги Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм автора Костырченко Геннадий Васильевич

«СУДЫ ЧЕСТИ». Новая массовая «промывка мозгов» была инициирована изданием 28 марта постановления Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) «О судах чести в министерствах и центральных ведомствах», подписанного Сталиным и Ждановым.Идея «судов чести», этих своеобразных

Из книги Cosa Nostra, история сицилийской мафии [(с картинками)] автора Дикки Джон

«Люди чести» Бесчисленные фильмы и романы придали мафии зловещее очарование. Эти повествования оказались столь убедительными, потому что драматизировали повседневность, добавляя к ней холодок по коже, возникающий из сочетания опасности и непревзойденной хитрости. Мир

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

О долге и чести После того, как масоны полежат в гробах в обнимку со смердящим Хирамом и вдоволь настучатся молотками (не в Крест ли Господень тщатся забить гвозди своих грехов?), наступает время братской трапезы-агапы. Взявшись за руки, они становятся в цепь… Когда

Из книги Уроки истории автора Бегичев Павел Александрович

9. Невольник чести Эпизод этот совсем крошечный. Но меня сильно зацепил…Эта история произошла в первой половине 5 века по Р. Х. в зороастрийском Иране, во время правления шахиншаха Йездигерда Первого. Шах, надо сказать, в начале своего правления довольно хорошо относился

Из книги 1612. Рождение Великой России автора Богданов Андрей Петрович

ПОБЕДА БЕЗ ЧЕСТИ Весной 1607 г. положение царя Василия было отчаянным. Его войска бежали в ужасе, говорили о 14 тыс. убитых, о гибели воевод, об измене 15 тыс. ратников, о том, что, если восставшие пойдут к Москве, столица сдастся без сопротивления.Решительное слово против

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

«Суд чести» Увы, после войны Говорову пришлось пережить немало тягостных минут, когда некоторые видные военачальники, в том числе сам маршал Жуков, которых Сталин ревновал к военным успехам, оказались в опале. А многие его близкие друзья из числа высших руководителей

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

«Дорога чести» Переход Людовика XIV через Рейн 12 июня 1672 года во главе армии, выставленной против Голландии, должен был выглядеть не менее рыцарским. Из этого перехода, пишет Вольтер, сделали «одно из величайших событий, которые должны были запечатлеться в памяти людей».

Общее и структура

Мафия – криминальное сообщество, «теневое» государство с собственной структурой, организацией, собственным кодексом поведения («омерта») и собственными понятиями чести. О происхождении названия этого явления до сих пор ведутся споры, впрочем, одно известно наверняка: самим сицилийским преступникам никогда не приходило в голову называть своё сообщество «mafia». Они называли его «общество чести», а о членах сообщества говорили «люди чести», «наши друзья» или даже «добрые люди».
Зародилась мафия на Сицилии, а с волной миграции итальянцев в Новый Свет это явление пустило свои корни и на берегах Америки. Американская мафия унаследовала основные законы и традиции сицилийской, но пошла развиваться по своему пути. Подобно сицилийской мафии, мафия американская не использует термин «мафия», это слово перекочевало из итальянской прессы в американскую, где и прижилось.

Внутренняя структура мафии выглядит следующим образом:

Босс, дон - глава. Является верхушкой системы, заведует всеми делами в семье, получает информацию о действиях совершаемых каждым членом семьи. Босс избирается голосованием капо; в случае равенства количества голосов проголосовать должен подручный босса.
Во главе стоит наиболее уважаемый и влиятельный мафиози в клане. Власть, как и в любой другой структуре, можно получить разными способами от долгого и упорного выслуживания до убийства конкурентов. Ограничений на возможность занять должность практически нет (кроме абсолютного соблюдения «омерты», но это относится ко всем членам мафии) и общего правила, согласно которому женщина не может возглавлять клан. Исключением последнего правила в рамках игры является клан Мартеллов, где подобные прецеденты имели место быть (впрочем, крайней редко). Возраст значения практически не имеет, главное - опыт, влияние, уважение.
В рамках игры - лорд Дома, т.е., например, боссом Старков на начало игры является Эддард Старк.

[!] Отдельно стоит упомянуть такой термин как «Босс всех боссов», под которым принято считать того мафиози, клан которого является наиболее влиятельным. В рамках игры им является Роберто Баратеон.

Младший босс или подручный - «заместитель» босса, его правая рука, второй человек в семье, назначаемый самим боссом. Подручный несет ответственность за действия всех капо. В случае ареста или смерти босса подручный обычно становится действующим боссом, но этот обычай не является безусловным правилом наследования власти.
В рамках игры младшим боссом не обязательно является перспективный наследник Дома в каноне, т.е., младшим боссом Баратеонов является не Джоффри, а Ренли, так как старше и опытнее первого.

Консильери - советник семьи, к советам которого босс прислушивается для принятия тех или иных решений. Служит посредником для разрешения спорных вопросов между боссом и подкупленными политическими, профсоюзными или судебными деятелями и/или выполняет роль представителя семьи на встречах с другими семьями. У консильери, как правило, нет собственной «команды», но консильери имеет значительное влияние в семье. Что характерно, у них обычно есть и законный бизнес, например, адвокатская практика или работа биржевым маклером.
В рамках игры консильери может быть кто угодно безотносительно его кровных отношений с главой Дома, т.е., например, консильери Старков является Русе Болтон.

Капореджиме , капо, или капитан - глава «команды», или «боевой группы» (в рамках игры - вассалы), который несет ответственность за один или несколько видов криминальной деятельности в определенном районе города и ежемесячно отдаёт боссу часть доходов, получаемых с этой деятельности. Представление в капо делает подручный, но непосредственно капо назначает лично босс.
В рамках игры капо может быть кем угодно.

Полный перечень членов структуры:

1. Capo di Tutti Capi (Капо ди тутти капи) - "Босс всех боссов" - глава всех семей.
2. Capo di Capi Re (Капо ди капи ре) - дословно "Король-босс всех боссов" - титул, в знак уважения присуждаемый "Боссу всех боссов" на пенсии.
3. Capofamiglia (Капофамилия) - дон, глава семьи.
4. Consigliere (Консильери) - "советник" - консультант Дона.
5. Sotto Capo (Сотто Капо) - заместитель Дона - второй человек в семье.
6. Capodecina, Caporigeme, Capo (Каподечина, Капорежим, Капо) - капитан "людей чести", солдат мафии. Как правило, в подчинении Капо находится от 5 до 20 "солдат".
7. Uomini D"onore, Sgarrista, Soldato (Умини Доноре, Сгарриста, Солдато) - "люди чести" или "солдаты" мафии, начальная ступень в мафиозной карьере.
8. Picciotto (Пиккиотто) - "маленький человек". К этой группе относятся люди, которые хотя стать частью мафии, но пока не приняты в семью.
9. Giovane D"Onore (Джиоване Доноре) - юноши чести - друзья и сторонники мафии, как правило, не итальянских кровей. В это обширную группу входят коррумпированные чиновники, полиция, юристы, банкиры мафии, и все те люди, которые помогают семье функционировать.

Кодекс чести и заповеди мафиози.


Несмотря на то, что мафия - противозаконная организация, нарушающая всевозможные принципы морали, мафиози обладают определенным кодексом чести, несоблюдение которого не просто осуждается, но жестоко карается. В основе этого кодекса лежат христианские заповеди (претерпевшие переосмысление в рамках мафиозного сообщества), семейные ценности и строгая негласность. Как бы странно это ни звучало, христианство действительно играет важнейшую роль в миропонимании большинства членов мафии, и даже если (вдруг) в вас умерла вера - будьте добры не афишировать этого и уважать веру в других. Что любопытно, на то обрядах посвящения зачастую присутствовали иконы, но их применение не было традиционным (об этом далее в тексте), что говорит в пользу того, что мафиози сами переосмыслили религию своей земли и подали под выгодным им соусом, закрыв глаза на основные ее принципы (непротивление злу, любовь к ближним и врагам, самопожертвование и т.д.) Большинство членов мафии искренне верят в Христа и даже пытаются по-своему следовать его заповедям, например, любить Господа Бога, любить своего ближнего (чаще всего, члена своей семьи), оставаться верным своей супруге и не сметь даже смотреть на чужих жен и т.д. Однако соблюдение заповедей одних не отменяет пренебрежение другими (запрет на убийства, клятвы, накопление богатств и т.д.)

Главная добродетель члена мафии - уважение к организации. Кроме того, ни о каких алкогольных и наркотических зависимостях не может идти речи, равно как и о нетрадиционных сексуальных отношениях. Почтительное отношение к женщине, особенно, к своей жене, также является важным заветом сообщества.

Тем не менее, мафиозный «кодекс чести» нередко нарушается: взаимные предательства, доносы друг на друга в полицию и интриги достаточно типичны для представителей мафиозных кланов. В рамках игры исключение составит клан Старков, для которого соблюдение «омерты »неоспоримым условием существования мафии.

«Омерта» - «кодекс чести», кодекс молчания у мафии.
- есть только одна причина покинуть организацию - смерть;
- обидчик одного члена организации обижает всю организацию;
- правосудие вершит только организация;
- члены организации подчиняются главе организации беспрекословно;
- предательство карается убийством предателя и всех его родственников (под предательством подразумевается даже произнесение любых слов в стенах тюрьмы во время следствия). Под «всех его родственников» подразумеваются и женщины, и дети, но до этого редко доходит.

«Десять заповедей»
«Десять заповедей Коза Ностра» - неофициальный свод законов, которым должен следовать каждый член мафии.
1) Никто не может сам подойти и представиться кому-то из «наших» друзей. Он должен быть представлен другим нашим другом.
2) Никогда не смотрите на жён друзей.
3) Не допускайте, чтобы вас видели в обществе полицейских.
4) Не ходите в клубы и бары.
5) Ваш долг - всегда находиться в распоряжении «Коза Ностра», даже если ваша жена рожает.
6) Всегда являйтесь на назначенные встречи вовремя.
7) С жёнами надо обращаться уважительно.
8) Если вас просят дать любую информацию, отвечайте правдиво.
9) Нельзя присваивать деньги, которые принадлежат другим членам «Коза Ностра» или их родственникам.
10) В «Коза Ностра» не могут входить следующие лица: тот, чей близкий родственник служит в полиции; тот, чей родственник или родственница изменяет супруге (супругу); тот, кто ведёт себя дурно и не соблюдает нравственных принципов.

Ритуал посвящения.


Мафия - не только преступная организация и теневое государство, но и тайное братство, скрепленное клятвой крови.
Для того чтобы стать полноправным членом мафии недостаточно просто изъявить желание, необходимо сперва стать партнером, а после получить рекомендацию от трех мафиози и пройти обряд посвящения.
Рекомендация основывается на личных качествах испытуемого и результатах выполненного им задания.
Рекомендация может даваться, исходя из личных качество подопечного или каких-то выполненных заданий, начиная от простого запугивания и заканчивая жестоким убийством. После получения характеристик подопечного предупреждают, что нельзя добровольно выйти из организации и мафия создана для защиты слабого от произвола сильного.
Сам ритуал проводит лично глава семьи, попутно задавая вопросы, ответы на которые позволяют понять лояльность и верность испытуемого к организации. Затем посвящающий прокалывает палец новичка и проливает его кровь на священный образ святого. Икону, помещенную в руку новичка, зажигают. Новичок должен противостоять боли, перекидывая образ из одной руки в другую, пока изображение не сгорит. При этом он должен торжественно произнести клятву "Коза Ностры" - "Пусть моя плоть горит как этот святой, если я не в состоянии соблюдать правила мафии".

Об организованной преступности в различных странах существует немало легенд, приукрашенных и романтизированных художественными произведениями. Благодаря этому члены преступных группировок окутаны неким брутальным флёром, который если и не превращает их в Робинов Гудов, то хотя бы позволяет не воспринимать их как жестоких и алчных головорезов. Одной из таких легенд гласит, что у преступников существует свой особый кодекс чести, которому они неукоснительно следуют. Это представление в определённой степени соответствует действительности, а наиболее известным из подобных кодексов является омерта, неписанный закон сицилийской мафии.

Слепоглухонемой – вот идеальный мафиози…

Благодаря книгам и сложилось представление, что омерта (в русском произношении ударение на второй слог, в оригинальном итальянском звучании – на последний) это исключительно закон молчания, которое должны хранить все мафиози. То есть член мафии никому ничего не должен сообщать о делах «семьи», о членах организации, о её деятельности – в общем, молчать, как рыба. Это действительно одна из главных составляющих омерты, но далеко не единственная.

Омерта переводится как «круговая порука» и включает в себя самые различные традиционные установки поведения для члена мафии.

Основная из них – все дела должны решаться исключительно в мафиозном кругу. Это повелось ещё с XVIII – XIX веков, то есть с момента зарождения мафии как тайных криминально-патриотических обществ на Сицилии. Тогда остров и вся Италия находились под чужеземным владычеством, так что нужно было находить какие-то формы противостояния оккупационной власти. Открыто воевать сицилийцы не могли, поэтому и возникли мафиозные организации, ведшие, с одной стороны, диверсионную борьбу, с другой, отвечавшие за самоорганизацию сельских общин. Поэтому требование строгой конспирации было самым важным, о мафии ничего нельзя было сообщать посторонним, все вопросы и взаимные обиды разрешались не с помощью официальных властей, а «между своими».

Позднее это вылилось в строгую установку – что бы ни случилось, о мафии и её делах не сообщать. Если против члена мафии совершил преступление его «коллега», нельзя идти к властям и требовать справедливости. Нужно разобраться самому, «по понятиям». Но кроме кодекса молчания закон омерты включал в себя и другие важные принципы. Например, недопустимость предательства: предательство считалось наиболее страшным преступлением и каралось беспощадно. Потенциальный предатель должен был заранее понимать последствия своего поступка – наказанию в виде смерти подлежал не только он, но и вся его семья. Нередко вырезали не только ближайших членов семьи отступника, но и всех, даже дальних, его сородичей. Кроме того, омерта предполагает безусловное подчинение вышестоящим членам мафии и пожизненный статус мафиози. Мафия - это на всю жизнь, здесь нельзя уйти в отставку или на пенсию. Бывших мафиози не бывает, есть лишь мафиози живой и мафиози мёртвый. Ну и, разумеется, действует тот самый принцип круговой поруки, «один за всех и все за одного». За обиду, причинённую одному члену мафии, сполна отплатят все участники организации.

Омерта и мафия: классический набор для книг и фильмов

Вырисовывается пускай суровая, но по-своему привлекательная картина: строгий кодекс чести, дисциплина, готовность отомстить за «ближнего», верность своей «семье» и тому подобное. Но жизнь показывает, что это по большей части идеализированное представление из художественных произведений. В реальности омерта, закон молчания и круговой поруки, конечно, действует, но он неизменно даёт сбои. Современная мафия это своего рода огромная корпорация, имеющая дело с нелегальным бизнесом и получающая колоссальные доходы. А где речь заходит об очень больших деньгах, на десятый план отступают традиции, моральные правила и кодексы чести. Так что взаимные предательства, междоусобные войны и сотрудничества с властями не являются редкостью внутри мафии.

Омерта, как и в целом сицилийская и итальянская мафия, была прославлена американскими писателями 1960-х – 1970-х годов, прежде всего знаменитым Марио Пьюзо.

В первую очередь он известен, конечно, как автор легендарного «Крёстного отца», но он написал ряд других романов о мафии: «Последний Дон», «Сицилиец» и «Омерта». Но Пьюзо получил сведения о мафии не просто в силу своего итальянского происхождения. Источником этих знаний, шокировавших в своё время американское общество, стали откровения арестованного мафиози Джозефа Валачи. Именно Валачи впервые открыто нарушил закон омерты и поведал «посторонним» о структуре и основах деятельности сицилийской мафии, Коза Ностры (переводится как «Наше дело»). Сам этот термин закрепился в массовой культуре именно благодаря словам Валачи. В 1962 году он был арестован за торговлю героином и испугался, что в тюрьме его убьют за старые разногласия с его боссом, Вито Дженовезе. Чтобы получить защиту от государства, в 1963 году Валачи решился дать публичные показания о мафии.

Именно этот гангстер средней руки рассказал, что сицилийские мафиозные «семьи» имеют структуру, во многом схожую с иерархией других организованных преступных группировок мира (японских якудза или китайский триад , например). Во главе семьи стоит «крёстный отец», босс, который советуется по стратегическим вопросам с «советником» (консильери). Непосредственно рядовыми участниками мафии руководят «капитаны» (капореджиме), в подчинении которых находятся отдельные подразделения или территориальные округа. Во избежание прямых контактов между крёстным отцом и непосредственными исполнителями преступных действий существует специальное доверенное лицо. Схема такова: крёстный отец с глазу на глаз отдаёт указание доверенному лицу, тот, в свою очередь, также наедине передаёт приказ капореджиме, который уже даёт распоряжения «рядовым». Таким образом, в случае предательства никто не сможет дать свидетельские показания о том, что слышал, как, например, босс приказывает киллеру убить неугодного человека.

Александр Бабицкий


Бороться в одиночку против системы можно, если вы хотите стать знаменитым и, скорее всего, мертвым. Истории противостояния итальянской мафии известны такие примеры борьбы — успешные и не очень.

Чезаре Мори

«Остается просто человек, гражданин Мори, фашист Мори, борец Мори, живой и полный сил человек Мори», — так говорил о себе Мори в прощальной речи, в июне 1929 года. Пожалуй, стоит добавить, что Чезаре Мори оказался в нужном месте в нужное время. В наши дни он бы сидел вместе с мафиози на скамье подсудимых. В январе 1926 года верный соратник Муссолини организовал жестокую блокаду города Ганджи, что на Сицилии, в котором находилась штаб-квартира сицилийской мафии. Кто не спрятался, я не виноват – такой принцип действовал у полицейских во главе с «Железным перфектом» без исключения для женщин и детей.

Методы и фантазии преданного служителя фашистского режима принесли результат 10 января, когда члены мафиозного клана сдались властям. Город украсили, заиграл военный оркестр — это была победа, Муссолини направил своему префекту:

«Выражаю свое полное удовлетворение и советую Вам продолжать в том же духе до тех пор, пока Вы не завершите свою работу, невзирая на чины и звания».

Мори следовал указаниям своего лидера и не обращал внимания на детали, в результате его работы около 11 тысяч человек были арестованы, из них 5 тысяч только в провинции Палермо, даже его коллеги признавали, что среди них были и честные люди. Конец пришел довольно скоро, спустя три года Муссолини направил телеграмму с благодарностью за службу. Чезаре Мори не настигла месть мафиозных структур, он умер своей смертью в 1942 году, за год до падения фашистского режима в Италии.

Джованни Фальконе

В начале 1960-х годов молодому и напористому Фальконе поручили вести дело о банкротстве фирмы, в деле были замешаны известные политики и бизнесмены, этот момент можно назвать отправной точкой его борьбы против мафиозного клана. Возможно, Джованни принял решение гораздо раньше, он всегда повторял, что мафия это проблема всей Италии, а не только Юга. В 1987 году Джованни Фальконе стал абсолютным лидером по числу желающих его убить среди членов Сицилийской мафии. Причиной для ненависти стал судебный процесс, на котором Фальконе был государственным обвинителем, на нем вынесли приговор более 400 членам группировок, среди которых не только рядовые исполнители. Фальконе застал «свинцовые годы», когда мафия не церемонилась с правоохранителями, и редко кто из них доживал до пенсии.

Джованни Фальконе погиб 23 мая 1992 за рулем автомобиля вместе женой Франческой Морвильо и полицейским эскортом. Взрывчатка, заложенная в подземном переходе, сдетонировала в 17:56 на повороте, который соединяет аэропорт Пунта Раиси в Палермо с выездом на Капачи. Пять тонн тротила рванули с такой силой, что сейсмологи зафиксировали толчок, а участок дороги на месте трагедии восстанавливали больше года. Джовании Фальконе остался для соотечественников символом борьбы против мафии и страшным сном для тех, кто был его врагом.

Паоло Борселлино

Джованни Фальконе и Паоло Борселлино были не просто друзьями, их объединял не только родной город Палермо, не красный диплом юридического факультета и даже не страстная любовь к футболу. Они вместе боролись за безопасность граждан Италии, за что и положили свои жизни. Броселлино начинал свою карьеру в гражданском суде, в 1980-х он стал членом команды «Антимафия», которая занималась расследованием преступлений совершенных мафиозными группировками. Броселлино в начале пути учился у своих коллег, друзей, он знал, что однажды придут и за ним.

3 июля 1992 года Борселлино сказал: «Я знаю, что для меня уже готовят динамит.» Своей жене Аньезе судья сказал: «Мафия убьет меня, тебе нужно смириться и быть готовой, это лишь дело времени». 19 июля в Палермо он направлялся к своей матери, около 17:00 автомобиль судьи разорвало на куски от взрыва мощной бомбы, вместе с ним погибли пять его телохранителей. Народ горячо и напрасно требовал наказать виновных, дошло до того, что разгневанная толпа едва не устроила самосуд над президентом Республики Луиджи Скальфаро прямо в соборе Палермо. Имена заказчиков были известны, только кому от этого легче.

Несс Эллиот

По мере роста могущества итальянской мафии борьба с ней приобретала все более глобальный характер. Во многом деятельность Альфонсо Капоне в США привлекла внимание местных спецслужб. Культовый персонаж для преступного мира. Мимо масштабов его личности не могли и не должны были пройти ведущие кинокомпании США. Правоохранители в 1920 годы часто занимают места в зрительном зале, коррупция в органах присутствовала в большом количестве.

Эллиот Несс был равнодушен к деньгам, насколько это возможно, он спокойно работал в министерстве финансов и по совместительству тайным агентом. Осенью 1929 года он получает карт-бланш от высшего руководства и создает специальную группу, средний возраст которой не превышал 30 лет. Специалисты по организации наблюдения, стрелки, финансисты и саперы были отобраны, чтобы разобраться с Аль Капоне. В ходе расследования «Неприкасаемые» вышли на след черной бухгалтерии мафиози с документальным подтверждением всех операций, облачного сервиса тогда еще не было, да и бухгалтера Капоне оказались очень разговорчивыми ребятами.

5 мая 1931 года усилиями Элиота Несса и его команды Аль Капоне оказался в местах лишения свободы сроком на 11 лет. Операция прошла успешно, если не принимать во внимание, что «общак» удалось увести из-под носа блюстителей закона.

Арест последнего дона Корлеоне может стать для сицилийской мафии началом новой жизни

Для русского человека слово «мафия» давно стало нарицательным. Многие даже не догадываются, что за ним стоит вполне конкретное историческое явление, реальность которого далеко не очевидна и многими оспаривалась. Фото: телепрограмма «Вокруг света»

11 апреля 2006 года, в день объявления поражения партии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) на общенациональных выборах в Италии был арестован «босс боссов» сицилийской мафии Бернардо Провенцано (Bernardo Provenzano) по прозвищу Трактор («Binnu u tratturi»). Можно ли считать это совпадением или между двумя событиями имеется тесная связь? И означает ли арест неуловимого доселе босса закат могущества крупнейшей криминальной организации?

Тайна, известная всем

История мафии насчитывает около 150 лет, большую часть из которых ее существование подвергалось сомнению. Слухи, домыслы, свидетельства тех, кто столкнулся с безжалостной действительностью мафии, даже показания ее рядовых членов создавали прекрасную мелодраматическую основу для романов и фильмов, но в то же время были бесполезны с точки зрения правосудия, не позволяя проникнуть в самую суть организации. Неоспоримые доказательства были получены лишь в последнее десятилетие XX века.

Мафиози не случайно называют себя «людьми чести». Представление, что мафиозность — это не более чем своеобразное понимание чести в сицилийской культуре, очень долго служило дымовой завесой, скрывая истинную природу организованной преступности. С конца XIX века литература, театр, кино создавали и тиражировали образ сильного, жестокого, но справедливого и по своему благородного мафиози. Такое мнение о мафии льстило ее членам, и они с удовольствием поддерживали этот миф. Например, фильм «Крестный отец» по одноименному роману Марио Пьюзо (Mario Puzo), в котором явно превалирует авторский вымысел, произвел настолько сильное впечатление, что один из самых кровожадных боссов мафии Лучано Леджо (Luciano Liggio) беззастенчиво копировал Марлона Брандо, позируя перед фотографами.

Достоверные свидетельства о структуре и масштабах деятельности мафии отсутствовали не только благодаря ее умению подкупать и запугивать свидетелей, но и потому что в самой мафии всей полнотой информации обладал очень узкий круг людей.

Мафии удалось просуществовать так долго и стать могущественнейшей криминальной группировкой благодаря четкой структуре и жестким законам, кодексу чести, обязательному для всех членов. Главным качеством мафиози является безусловное подчинение своему капо (главе) и жестокость. «Человек чести» не должен выделяться и выдавать свою принадлежность к организации. Знаменитый Аль Капоне (Al Capone) был в свое время предан анафеме на Сицилии из-за вызывающего образа жизни и склонности к саморекламе. Покров тайны столь тщательно окутывает членов мафии, что иногда даже близкие родственники не подозревают о том, что состоят в одной и той же организации. Тщательно разработанная система шифров, намеков, эвфемистическая манера речи служат необходимой коммуникации, но не позволяют каждому мафиози узнать больше, чем следует. Новые члены проходят тщательный отбор и подвергаются испытаниям, прежде чем принести клятву верности, держа в руках горящий образ. Вступая в мафию, человек не просто становится членом организации, он погружается в определенный этический универсум, решившись покинуть который теряешь не только статус, признание и благополучие, но и предаешь самого себя. Вот почему в мафии традиционно было так мало отступников и предателей.

Основой мафиозной структуры является деление на территории, власть на которых принадлежит той или иной семье (cosca). Мафия может предложить своим членам два типа «карьеры». Вертикальный подразумевает восхождение по иерархической лестнице от простого бойца до босса боссов в пределах территории семьи, горизонтальный — развитие нелегальной коммерческой деятельности за пределами своего клана с опорой на международную сеть мафии и ее связи по всему миру.

Мафии не чужда внутренняя пропаганда и стремление оправдать насилие в глазах своих членов, чему способствуют частые консультации между кланами и система единообразных судов. Со второй половины XX века ключевая роль в принятии решений об устранении того или иного мафиози на Сицилии принадлежит межрегиональной Комиссии (Cupola), объединяющей представителей всех семей.

Все эти правила призваны поддерживать доверие между членами организации, предоставлять взаимные гарантии соседним бандам, удерживать наиболее агрессивных членов и снижать угрозу разоблачения.

По обе стороны Атлантики

Сальваторе Лупо (Salvatore Lupo), Паоло Пеццино (Paolo Pezzino) — крупнейшие специалисты по истории мафии — относят ее возникновение на Сицилии к периоду объединения Италии, то есть 1860–70-м годам. В то время сицилийские плантации цитрусовых представляли собой самое прибыльное сельскохозяйственное угодье Европы. Экспорт лимонов, апельсинов и бергамота превратил Палермо в динамично развивающийся торговый и финансовый центр, создав на западном побережье Сицилии питательную среду для развития мошенничества, коррупции и рэкета. Слабость итальянского государства в период становления, непоследовательная политика Рима не могли обеспечить порядок на острове, отличавшемся социальной напряженностью, политической нестабильностью и сепаратистскими настроениями. Поддержание порядка вкупе с правом на безнаказанное насилие стали прерогативой мафии.

На Сицилии мафия постепенно превратилась в государство в государстве. Единственный раз она оказалась близка к уничтожению в период правления Бенито Муссолини (Benito Mussolini). Диктатор не терпел соперников. А неосторожная фраза одного из «людей чести» и по совместительству мэра небольшого городка во время визита дуче на Сицилию (относительно того, что защита мафии делает ненужной любую другую охрану) была воспринята им как личное оскорбление и заставила принять решительные меры. Однако после высадки союзников на острове в 1943 году, в условиях экономической и политической неразберихи мафия быстро восстановила утраченные позиции.

К тому времени у сицилийских мафиози уже был могущественный союзник за океаном. На рубеже XIX–XX веков в связи с массовой эмиграцией сицилийцев мафия проникла в США. Несмотря на жестокую конкуренцию с другими криминальными группировками, ей очень скоро удалось занять лидирующее положение среди итальянских эмигрантов. Настоящее могущество и финансовый расцвет мафии обеспечила эпоха «сухого закона» (1919–1933).

Английский историк Джон Дики (John Dickie) полагает, что именно в США вошло в обиход одно из современных названий мафии — «Cosa nostra» («Наше дело»), призванное подчеркнуть закрытость сицилийского сообщества для преступников из других этнических групп.

Со временем мафия американизировалась и превратилась в итало-американский преступный синдикат. Необходимо отметить, что изначально американская и сицилийская мафия являлись абсолютно независимыми друг от друга организациями, связанными лишь общими деловыми интересами и родственными узами некоторых своих членов. Страна проживания определила основные различия: в то время как на Сицилии господство мафии было безраздельным, в США ей противостояло сильное государство. Поэтому, после окончания эпохи гангстерских войн 1930-х годов деятельность мафии в Америке отличалась низким уровнем насилия. Кроме того, благодаря постоянной и достаточно эффективной работе полиции о деятельности американской мафии известно гораздо больше, чем о ее сицилийском прообразе.

Американская мафия пользовалась большим влиянием на Сицилии в послевоенный период благодаря своему богатству. Американской организации принадлежит первенство в создании Комиссии — представительного органа мафии — заменившей собой единоличное правление босса в начале 1930-х годов. Сицилийцы последовали этому примеру лишь в конце 1950-х годов. Тогда же американская мафия вовлекла сицилийскую организацию в трансатлантическую торговлю героином. Связи между двумя организациями, несмотря на родственный характер, всегда базировались исключительно на деловых интересах: Сицилия была необходима американцам как перевалочный пункт на пути следования героина. Однако, увидев колоссальную прибыльность данного бизнеса, сицилийцы быстро вытеснили американские семьи, и почти полностью захватили контроль над транспортировкой наркотиков в Америку.

Схватка с государством

Политическая жизнь послевоенной Италии отличалась крайней нестабильностью и фракционностью. Обладавшая наибольшим весом партия христианских демократов продолжила политику взаимных уступок в отношении Сицилии, столь характерную для предыдущих правительств. Власти в Риме предпочитали договариваться с местными политиками, которые, в свою очередь, опирались на поддержку мафии. В 1950–1980-е годы большинство членов фракции христианских демократов на Сицилии состояли в «обществе чести».

После войны основными сферами деятельности сицилийской мафии стали наркоторговля и мошенничество с государственными программами, призванными модернизировать отсталую экономику острова. Такое положение сохраняется и по сей день. К примеру, мафиози приветствовали проект строительства моста между Сицилией и материковой Италией , разработанный правительством Берлускони несколько лет назад: он создал бы колоссальные возможности для махинаций.

1970-е годы в Италии — «годы свинца» — стали десятилетием терактов и политической нестабильности. В структуре мафии в это время также происходили тектонические сдвиги. Выходцы из расположенного недалеко от Палермо поселка Корлеоне постепенно прибирали к рукам власть в организации, в первую очередь в Комиссии — высшем коллегиальном органе мафии. При Лучано Леджо, а затем Тото Риине (Toto Riina) в мафии устанавливается настоящая диктатура. Стремление уничтожать любых потенциальных соперников привело к беспрецедентной резне «людей чести» в ходе второй войны мафии (1981–1983 годы). Ее название — la mattanza — термин, позаимствованный у рыбаков, и означающий буквально «забой тунца», дает представление о характере войны.

В этот период насилие стало главным оружием и в борьбе мафии с государством: по стране прокатилась волна убийств видных общественных деятелей. Неимоверная жестокость и иррациональность политики Риины привела к двум важным последствиям. Во-первых, общество и государство по-настоящему осознало опасность, исходящую от мафии, и в Палермо начала собираться команда профессионалов для противостояния мафии. Без особого шума они начали работу над сбором доказательств, движимые отчаянной решимостью на этот раз довести дело до конца. Во-вторых, политика корлеонцев привела к переходу большого количества мафиози на сторону правосудия. Именно показания раскаявшихся «людей чести» — pentiti — стали основой современных знаний о внутренней организации и правилах мафии, позволили полностью развеять сомнения в ее существовании. Самым значительным успехом правосудия стало согласие свидетельствовать против мафии одного из ее боссов — Томазо Бушетты (Tommaso Buscetta). В результате в 1986–1987 годах был организован «макси-процесс», на котором впервые мафия предстала пред судом как единая организованная криминальная сеть. 22 месяца судебных заседаний в специально выстроенном бетонном бункере вылились в обвинительные приговоры 342 мафиози. Это, пожалуй, была первая победа итальянского государства в схватке с мафией.

Контрнаступление началось пять лет спустя, когда вопреки ожиданиям мафиози, кассационный суд Италии оставил в силе вынесенные приговоры. Убийства главных организаторов расследования Джованни Фальконе (Giovanni Falcone) и Паоло Борселлино (Paolo Borsellino) в 1992 году, а затем ряд террористических атак в Милане, Риме и Флоренции окончательно убедили государство и общество в необходимости продолжения борьбы. Деятельность специальной комиссии — Антимафии — получила широкую поддержку не только в Риме, но и на Сицилии. Кризис и распад организации казались неизбежными.

Последний дон Корлеоне

В 1995 году, в момент, когда мафия оказалась на грани катастрофы, во главе ее встал Бернардо Провенцано. Он поставил целью вывести мафию из поля зрения общественного мнения при помощи так называемой стратегии «погружения». Убийства видных общественных деятелей прекратились, устранение неугодных осуществлялось тихо, вдали от больших городов, сократилась даже уличная преступность в Палермо. Основное внимание было направлено на расширение экономической сферы влияния. По разным данным, годовой оборот мафии в одной только Италии оценивается в 100 миллиардов евро.

Умелое лавирование и налаживание связей между организованной преступностью, политикой и бизнесом оказались весьма плодотворными: с 2001 года шумиха вокруг мафии поутихла, а борьба государства с ней фактически сошла на нет. Отказ от политики искоренения семей отступников и возобновление заботы о заключенных позволили Провенцано остановить массовый переход мафиози на сторону властей.

Провенцано осуществлял руководство мафией, находясь на Сицилии, и ему удавалось скрыться всякий раз, когда полицейские агенты приближались к раскрытию его убежища. По мнению Пьетро Грассо (Pietro Grasso), главного прокурора по борьбе с мафией, долгое пребывание в подполье было бы невозможно без покровителей и «друзей» в самых высших эшелонах власти.

Было ли решение об аресте дона Бернардо обусловлено политической обстановкой в стране и сменой курса его покровителей, как полагает, например, Никола Транфалья (Nicola Tranfaglia), исследователь отношений мафии и политики из Турина, или же полицейские не спешили с арестом, опасаясь повлиять на результаты голосования — остается только гадать. Вполне возможно, что мафия просто осознала необходимость смены власти.

В 2002 году большой шум вызвали сообщения СМИ о том, что боссы мафии, находящиеся за решеткой (те, кто отказался от дачи показаний), предложили итальянскому правительству сделку: «самороспуск» организации в обмен на пересмотр результатов судебных процессов. Даже если предположить, что такое предложение действительно было сделано, оно, конечно же, свидетельствует не столько о готовности мафии окончить свою деятельность, сколько о растущем размежевании между боссами, действующими на свободе, и находящимися в тюрьме. Смягчение условий тюремного заключения для последних будет автоматически означать их возвращение к активной деятельности (т.к. создаст возможность руководить мафией из-за решетки), и тем самым создаст конкуренцию ее нынешним лидерам.

Может быть, арест Провенцано был обусловлен как раз стремлением подвести черту под правлением старой мафии и расчистить место для молодого поколения? Три последних босса мафии — представители грозного корлеонского клана — находятся теперь в заключении и фактически лишены возможности оказывать влияние на деятельность организации. А оставшиеся на свободе (чьих имен мы не знаем) работают над восстановлением стратегических позиций мафии и ее адаптацией к новым условиям в Италии и в мире.