Пирамиды гизы в египте. Пирамиды гизы Египетские чудеса света

А правда, почему египетские пирамиды считаются первыми из 7 чудес света? Для начала важно уточнить, что в список 7 чудес света вошли не все пирамиды, а только одна, самая величественная Пирами́да Хео́пса (Хуфу) . Исследователи до сих пор не могут до конца понять, как в столь древнее время люди могли построить ее. Даже сейчас есть мнение, что возведена она была вовсе не человеческими руками, а какой-то непонятной внешней силой. Но поскольку это только догадки, много писать об этом нет смысла.

Почему пирамиду Хеопса называют чудом?

Точного определения здесь нет, но зато есть много фактов, которые заставляют согласиться, что не назвать это строение чудом просто невозможно.

  • Первое - это размеры пирамиды. Больше, чем три тысячи лет подряд сооружение было самым высоким на Земле. Размер основания изначально составлял 227,5, высота - 146 метров. Со временем сооружение немного разрушилось, в результате чего сейчас пирамида стала на 9 метров ниже.
  • Второе - материалы, которые использовали для возведения. Всего на пирамиду ушло 2,3 миллиона каменных блоков. Вес одного такого блока - не меньше двух с половиной тонн. Кроме этого важно обратить внимание на плотность пирамиды. Камни настолько хорошо подогнаны друг под друга, что между ними не может просунутся даже самое тонкое лезвие.
  • Третье - внешний вид. Изначально пирамида была покрыта таким облицовочным материалом, как белый известняк. Днем, когда солнце освещало пирамиду, она сияла ярким персиковым цветом, чем походила на настоящее чудо, "которому, казалось, сам бог Солнца Ра, отдал свои лучи". К сожалению, сейчас увидеть эту красоту уже невозможно, так как после нападения арабов на (1168 год), местные жители использовали облицовку для восстановления своих домов.
Изучив все факты о пирамиде, оценив ее внешний вид, правильность геометрических форм и т.д, сложно не согласиться с мнением, что она на самом деле является чудом. Ведь это сооружение, которое было создано 2584–2561 г до н.э и сохранило свою целостность по сей день. Именно поэтому египетские пирамиды и считаются первыми из 7 чудес света: из-за возраста, своего величия и того количества загадок, которое таит в себе.

Семь чудес света - эти слова прочно вошли в обиход повседневной жизни. Их употребляют, когда хотят подчеркнуть выдающиеся достоинства либо произведения искусства, либо грандиозного сооружения, либо научного открытия.Но почему чудес именно семь? Случайно ли выбрано это число? Число "семь" почиталось уже с глубокой древности. С тех пор, как в основу календаря был положен лунный месяц. В течение лунного месяца 28 дней. За этот срок Луна прибывает и убывает, проходя 4 фазы (четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние). Эти фазы Луны сменяются через каждые семь дней. Семь небесных светил, включая Солнце и Луну, были связаны с определенными небесными божествами древних вавилонян. В их честь в Вавилоне была сооружена семиярусная башня. Те же вавилоняне считали, что умерший человек проходит через 7 ворот в царстве мертвых. Древние греки также придавали большое значение числу 7. В легендах о Минотавре афиняне обязаны были приносить в жертву 7 юношей и 7 девушек. Семь - это священное число Аполлона. Мудрецов, которых греки почитали, тоже было 7. С числом 7 древние греки связывали представление о чем-то законченном и совершенном.Чаще других к числу семи чудес света древние авторы относили:

  • (Египет)
  • (г. Вавилон)
  • (г. Эфес)
  • (г. Олимпия)
  • (г. Геликарнас)
  • (о. Родос)
  • (г. Александрия)
  • Семью чудесами света считаются творения, которые своими техническим или художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков. В энциклопедиях указано, что впервые чудеса света, ограничив семью, классифицировал и описал Филон.

    (2550 г. до н. э.)
    Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни.
    Ещё дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров - от современного города Каира до Фаюмского оазиса.
    Это - египетские пирамиды . Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.
    Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.
    Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.
    Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.
    Самая большая пирамида, была построена фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.
    Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".
    Учёные подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2"300"000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.
    Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более лёгким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки.
    Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э., был первым учёным, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал своё путешествие в Египет.
    По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100"000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали своё дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Всё делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то всё равно приведенные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы.
    Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.

    Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.
    Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.
    "Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.
    В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер, - он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.
    Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали.
    Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения в другое или из коридора в камеру. На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей-павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Учёные назвали их по месту находки "текстами пирамид".
    Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.
    В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, "воссевшего рядом с Ра", совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в "городе мертвых" возле больших пирамид было шумно и оживлённо.
    К пирамиде - освящённому месту упокоения фараона, ставшего божеством, - простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжёлым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда.
    Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.
    Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.
    Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены ещё в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид.
    Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надёжно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Ещё в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из тёмного твёрдого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.
    В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.
    В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены мастаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался, образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с остатками красок на них найдено в гробницах) художники создавали изящные, живописные изображения, украшавшие стены гробниц.
    Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни - жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, - такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными занятиями.
    И не вельможи - владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в надписях.
    Они строили оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях, забавах и развлечениях.

    Последние оценки: 1 5 5 5 1 5 5 5 5 5

    Семь чудес Древнего мира - список прославленных античных памятников, составленный древними историками и путешественниками, в том числе «отцом истории» Геродотом.

    Список неоднократно редактировался, и его классический вариант был сформирован 2,2 тыс. лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В список «Семи чудес Древнего мира» вошли: пирамида Хеопса, «висячие сады» Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и маяк на о. Фарос в Александрии.

    Пирамида Хеопса, Египет

    Пирамида Хеопса, или Большая пирамида является единственным из 7 чудес света, сохранившихся до наших дней. Возраст сооружения - 4500 лет. 120 тысяч египтян в течение 20 лет в поте лица воздвигали грандиозную фараонову усыпальницу. Пирамида Хеопса сложена из 2,5 миллионов блоков весом по 2,5 тонны каждый. Без использования цемента и других скрепляющих веществ блоки настолько плотно подогнаны друг к другу, что зазор между ними не превышает 0,5 мм.

    Первоначально пирамида имела высоту 147 метров, но и сегодня, когда её вершина разрушена, а самая высокая точка находится на отметке 138 метров, усыпальница Хеопса по-прежнему производит величественное впечатление. Почти 4000 лет, до XIV века нашей эры Пирамида Хеопса носила титул высочайшего сооружения в мире.

    Висячие сады Семирамиды, Азия

    Около 600 г. до н.э. на территории современного Ирака шумел древний Вавилон. Своего наивысшего расцвета город достиг при царе Навуходоносоре II, который заключил военный союз со своим главным врагом - Ассирией и породнился с мидийским царём Киаксаром, женившись на его дочери Амитис (Семирамиде). Для своей жены царь приказал разбить знаменитые «висячие сады». Сады размещались на четырёхъярусной площадке, напоминающей вечноцветущий зелёный холм. Основание террас было сложено из каменных блоков, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Затем шёл двойной слой кирпича, ещё выше - свинцовые пластины, предотвращающие просачивание поливной воды. Поверх этой конструкции был уложен плодородный слой почвы, на котором выращивали деревья, пальмы, цветы. Великолепные сады, вознесённые на большую высоту, казались настоящим чудом света в знойной, пыльной Вавилонии.

    Статуя Зевса, Олимпия, Греция

    В 435 году до н. э. в Олимпии - одном из святилищ Древней Греции - был построен величественный храм в честь повелителя богов - Зевса. Внутри храма помещалась огромная 20-метровая статуя бога-олимпийца, восседающего на троне. Скульптура была изготовлена из дерева, поверх которого наклеивались пластины из слоновой кости, имитирующей верхнюю обнажённую часть тела Зевса. Одежда и обувь бога покрыты золотом. В левой руке Зевс держал скипетр с орлом, а в правой - статую богини победы.

    Храм Артемиды, Эфес, Турция

    Храм Артемиды был построен в 560 г. до н.э. царем Лидии Крезом в городе Эфесе на побережье Малой Азии. Огромный беломраморный храм обрамляли 127 колонн высотой 18 метров. Внутри находилась статуя Артемиды - богини плодородия, изготовленная из золота и слоновой кости. В 356 году до н.э. один тщеславный житель Эфеса - Герострат поджёг храм, решив таким образом прославиться и увековечить своё имя. Святилище Артемиды было отстроено заново, но в 263 году его разрушили и разграбили готы.

    Мавзолей в Галикарнасе, Турция

    Правитель Карии Мавсол ещё при жизни в 353 году до н.э. начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция). Грандиозное погребальное сооружение высотой 46 метров, опоясанное 36 колоннами и увенчанное изваянием колесницы, произвело столь сильное впечатление на современников, что с тех пор все монументальные гробницы стали называть мавзолеями по имени царя Мавсола.

    Колосс Родосский, Греция

    Гигантская статуя древнегреческого бога солнца Гелиоса была установлена у входа в Родосский порт в 292 - 280 гг. до н. э.. Стройный юноша-бог, изваянный в полный рост, держал в руке факел. Между ног статуи проплывали корабли. Всего 65 лет Колосс Родосский простоял на своём месте: в 222 г. до н.э. его разрушило землетрясение. Обломки скульптуры перевозили на 900 верблюдах.

    Александрийский маяк, Египет

    Единственным из 7 чудес света Древнего мира, сохранившимся до наших дней, является Великая пирамида Гизы — пирамида Хеопса. В пригороде столицы Египта, Каира, этот памятник античности был спроектирован и построен в качестве усыпальницы самого известного фараона Хеопса (Хуфу) и признан самым высоким сооружением своего времени. Сложно поверить, но высота этого чуда искусства — почти 147 метров (представьте себе пять девятиэтажек, установленных друг на друга). Изначально пирамида занимала площадь большую, чем семь футбольных полей, а длина одной из сторон ее основания составляла свыше 230 метров.

    Источник: versiya. info

    Строительство Великой пирамиды, по официальной версии египтологов, завершилось в 2540 году до нашей эры. Чтобы создать это поистине необыкновенное чудо, потребовались совместные усилия 100 тысяч человек. Согласно расчетам археологов, работы продолжались порядка 20 лет.

    Висячие сады Семирамиды

    Принято считать Висячие сады Семирамиды, которые, согласно одной из многочисленных версий, были сооружены около 600 года до нашей эры по приказу нововавилонского царя Навуходоносора II для его жены, мидийской принцессы Амитис. В дальнейшем дочь царя Киаксара стали называть именем ассирийской царицы .


    Источник: wikipedia.org

    Висячие сады Семирамиды представляли собой четырехэтажное здание, по форме напоминавшее пирамиду, ярусы которой, удерживающиеся мощными колоннами, были одновременно и балконами, и террасами. Свисающие уникальные растения в сочетании с фонтанами и водоемами превратили вавилонское сооружение в настоящий оазис.

    Для снабжения садов водой была спроектирована специальная оросительная система: сотни рабов сутки напролет вращали колеса с ведрами. Когда Вавилон пришел в упадок, заниматься орошением стало некому, уникальная флора висячих садов погибла. Довершили дело — окончательно разрушили дворец — частые землетрясения. Вавилон исчез с лица земли, а вместе с ним в небытие канули и Висячие сады Семирамиды, один из красивейших памятников древности.

    Статуя Зевса в Олимпии

    В V веке до нашей эры спортивным и религиозным центром Древней Греции была Олимпия, где больше всего почитали бога Зевса. Именно ему, главе древнегреческого Пантеона, олимпийцы единогласно решили возвести величественный храм. Для реализации задуманного в Олимпию был приглашен известный своими скульптурами афинский ваятель Фидий. Задача перед мастером стояла непростая: создать сооружение, превосходящее по своей монументальности все его предыдущие творения. Фидий дал добро. Началась работа.

    Десять лет потребовалось скульптору и его подмастерьям, чтобы Древний мир увидел это чудо света. Храм целиком был выполнен из мрамора. По его периметру были установлены колонны, изготовленные из известняка. На стенах храма красовались живописные барельефы, изображавшие Зевса и двенадцать подвигов Геракла.


    Источник: pinterest. ca

    Сам бог-громовержец, названный «воплощением мужской красоты», был выполнен из слоновой кости и достигал в высоту 13 метров. Он величественно восседал на троне, вырезанном из черного дерева и покрытом чеканными золотыми пластинами, и почти касался потолка храма.

    Шедевр Фидия не остался незамеченным. Долгие годы им восхищались писатели и философы, относя статую Зевса Олимпийского к лучшим творениям человечества. Но в 476 году случился пожар, во время которого это чудо света было утеряно.

    Храм Артемиды в Эфесе

    Инициатором и «спонсором» последней версии Артемисиона, храма Артемиды Эфесской, был . Постройка этого чуда света, начавшаяся в 323 году до нашей эры, из известняка и мрамора, продолжалась долгие годы. «Изюминкой» храма, его главной отличительной особенностью, стали 127 гигантских колонн, установленных в девять рядов. Внутреннее убранство Артемисиона завораживало. Здесь было все: и дивные статуи, выполненные лучшими зодчими того времени, и прекрасные картины известных художников. А в центре этого великолепия возвышалась статуя богини Артемиды — покровительницы любовных отношений и семейного очага.


    Источник: journal. tapigo.ru

    Артемисион, заново возведенный Александром, просуществовал шесть веков. Его грабили и разрушали готы, затапливали многочисленные наводнения. Сегодня о существовании этого чуда света свидетельствует лишь одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.

    Мавзолей в Галикарнасе

    Античный Галикарнас, в котором родился «отец истории» Геродот, был известен своими архитектурными красотами. Беломраморные храмы, построенные в честь Ареса и Афродиты, фонтан Салмакина, театры и дворцы привлекали в город чужеземных гостей. Но настоящей «жемчужиной» Галикарнаса, чудом света, стала усыпальница деспотичного царя , которую он начал строить еще при жизни.

    Над гробницей, состоявшей из трех ярусов и достигавшей в высоту 46 метров, трудились Пифей и Сатирос, лучшие архитекторы того времени. Украшать здание — создавать мраморные фигуры богов, зверей и всадников — было поручено Леохару и Скопасу.


    В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

    Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

    1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

    Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

    Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

    Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

    На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

    Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

    Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

    2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

    Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

    Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

    Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

    Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

    Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

    • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
    • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

    Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

    Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

    Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

    Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

    Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

    Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

    Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

    На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

    В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

    Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

    Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

    4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

    Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

    В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

    Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

    Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

    Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

    В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

    К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

    31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

    5. Мавзолей в Галикарнасе

    Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

    Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

    Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

    Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

    Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

    Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

    6. Колосс Родосский (Родос)

    Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

    Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

    Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

    Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

    Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

    До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

    Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

    Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

    Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

    Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

    7. Александрийский маяк (Фарос)

    Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

    Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

    Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

    Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

    Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

    Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

    Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

    После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

    Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

    Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

    С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

    Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

    Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

    Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

    После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

    В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.