Ил 80 новый самолет судного дня. "Самолёт Судного дня". Каким будет крылатое возмездие? Атомные «Соколы» на Судный день

Мощь современной Российской армии ни одна страна не ставит под сомнение после начала операции в Сирии. При этом у военных есть план, который обеспечит защиту государства даже в случае смерти главнокомандующего.

ПО ТЕМЕ

В критической ситуации на помощь придет "самолет Судного дня", который привел в ужас американских военных, – Ил-80. Экипаж этого воздушного командного пункта, который оборудован по последнему слову техники, может отдавать приказы всем видам войск и даже запускать ядерные ракеты. Связь самолету обеспечивает уникальная спутниковая система, а также выдвижная антенна длиной около восьми километров. "С этого самолета на все шахты, где есть наши ядерные ракеты – "Рубеж", "Тополь", "Сатана", "Ярс", "Булава", поступает команда на пуск, на ответный удар по тому негодяю, который ударил по нашей стране", – рассказал изданию "Аргументы и факты" эксперт Андрей Караулов.

Тем не менее ни один самолет не может быть на 100% защищен от ударов, но на этот случай у российских военных есть запасной план. "А что будет, спрошу я тебя, если вдруг и Ил-80 сбили? Ну вот убили же президента, убили же министра обороны, убили начальника Генштаба, вдруг еще и самолет собьют. Что будет тогда?! Тогда вообще Хичкок отдыхает! В воздух взлетает новая ракета и летит по ломаной траектории (кстати, как и ракета "Рубеж" – величайшее создание академика Соломонова). И с этой ракеты уже из космоса идет команда всем нашим ядерным установкам на ответный удар ", – отметил Караулов.

По словам специалиста, в последние годы России удалось обогнать США в военном развитии на десятилетия. "Каждая ракета – это ручная сборка. Каждый может понять: если с Ил-80 автоматически поступает команда на старт всем ракетным установкам страны – какие же это технологии! И все это мы не купили у американцев, как не купили и композитные материалы, это все наше производство, наши разработки ", – добавил он.

В следующем году в России начнётся разработка нового воздушного командного штаба, на базе самолёта Ил-96-400. Новый самолет, должен будет заменить существующие сейчас Ил-80. Он сможет находиться в воздухе без посадки до 3-х суток, и управлять ядерной триадой страны практически из любой точки планеты. Лайф разбирается с тем, что представляет из себя "Самолёт Судного дня" - именно так называют воздушные командные пункты управления войсками.

Сама по себе идея создания мобильного командного пункта на случай войны не нова. Вопрос создания так называемого МКП, или мобильного командного пункта, начали отрабатывать практически сразу после завершения Второй мировой. Однако первые эксперименты по созданию МКП серьёзных результатов не принесли. В основном в качестве рабочего варианта рассматривалась тема наземного комплекса обеспечения управления и связи, состоящего из нескольких грузовых автомобилей.

Позднее идею отвергли: перемещение колонны автомобилей вероятный противник мог обнаружить с помощью средств разведки и авиации. Провальная идея с желанием создать передвижные сухопутные пункты управления была подхвачена и развёрнута в нужное русло практически сразу, и в начале 60-х годов стали появляться первые образцы самолётов, переоборудованных для связи с войсками на земле.

Прелесть решения заключалась в том, что постоянное дежурство таких самолётов в небе исключало любое неожиданное нападение со стороны противника и даже самый плохой сценарий развития событий в этом случае не выглядел безнадёжным. Если по той или иной причине все наземные коммуникации и линии связи могли выйти из строя, то несколько самолётов, переоборудованных в воздушный командный пункт, могли обеспечить передачу приказа и гарантировать ответный удар. Согласно замыслу, ВКП должны были обеспечить минимум два важных условия. Во-первых, наладить устойчивый канал связи первых лиц государства с войсками и важнейшими государственными структурами, во-вторых, гарантировать неотвратимость удара даже в случае полномасштабной ядерной войны.

Первые ласточки

Первые советские ВКП - турбовинтовые Ил-22, построенные на базе гражданских Ил-18 - получились универсальными. Самолёт был сконструирован и оснащён так, что с его помощью можно было не только приводить в действие "ядерный маховик", но и осуществлять управление войсками на отдельных направлениях. Новое поколение самолётов - Ил-86ВКП - так же создавалось с учётом длительных перелётов и дорабатывалось с целью работы в условиях полномасштабной войны. Для размещения оборудования, средств связи и личного состава был выбран вместительный пассажирский самолёт Ил-86. Четыре двигателя, длина в две трети футбольного поля и грузоподъёмность 42 тонны гарантировали размещение нужного оборудования и комфортную работу спецпассажирам.

Несмотря на мирную базу, от своего гражданского собрата переоборудованный Ил-86ВКП значительно отличался. Отличить спецборт на стоянке от гражданских лайнеров не составит большого труда даже в том случае, если самолёт плохо освещён или подойти к нему на близкое расстояние не представляется возможным. Массивный отсек для средств связи, своеобразный "горб" чуть позади над кабиной пилотов и есть визитная карточка отечественного "самолёта Судного дня".

Похожих контейнеров для радиоэлектронного оборудования, не предусмотренных для установки в гражданские, несколько, однако все главные секреты летающего Генштаба всё же находятся внутри. Несмотря на то что доступ к таким бортам для всех посторонних закрыт, судя по уровню реализации идеи, можно утверждать, что Ил-86ВКП помимо мощных приёмно-передающих устройств оснащён полным комплексом обработки, шифровки/дешифровки сигналов, спецканалом связи (включая спутниковый) и средствами радиоэлектронной борьбы для защиты борта от поражения авиационными ракетами.

Сведения о составе оборудования Ил-80 засекречены до сих пор - беспрецедентный случай в истории авиастроения. И хотя конструкция, частоты связи, количество дежурных на постах и средства бортовой обороны всё ещё закрыты, о некоторых устройствах воздушного командного пункта стоит рассказать отдельно. Наряду с управлением Сухопутными, Воздушно-космическими войсками и другими родами войск, особую ценность в составе Вооружённых сил России составляет ядерная триада - ядерные заряды, размещённые на сухопутных, авиационных и морских носителях.

Для осуществления связи и обмена информацией с подводными лодками, скрытно действующими во всех районах Мирового океана, Ил-80 оснащён не только специальным каналом связи, но и уникальной антенной, смонтированной в хвостовой части. Длина развёрнутой в рабочее положение антенны составляет восемь километров и позволяет связаться с подводными лодками на больших дальностях, причём субмаринам для сеанса радиосвязи не нужно "переходить" в надводное положение.

Как и любое воздушное судно стратегического значения, воздушные командные пункты Ил-86ВКП неоднократно модернизировались - программы доработки и переоснащения борта современным радиоэлектронным оборудованием позволят продержать воздушный командный пункт в строю до 2025 года. Забегая вперёд, стоит отметить, что Ил-86ВКП не был единственным самолётом для обеспечения связи в час икс.

Ещё в СССР был спроектирован и построен самолёт Ил-76ВКП - машина связи и управления войсками на базе транспортника Ил-76. И хотя 76-й имеет куда меньшие размеры относительно своих старших собратьев, по количеству передовых технических решений Ил-76ВКП находится в одном строю с другими самолётами. Большая часть узлов, агрегатов, систем связи и переработанный фюзеляж перекочевали на Ил-76ВКП с другого борта особого назначения - самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50. Как и в случае со "старшими товарищами", Ил-76ВКП из состава 3-й авиационной эскадрильи отличаются от пассажирских и транспортных бортов блоками аппаратуры для спецсвязи, а также изменённым и доработанным фюзеляжем.

Стратегический стерх

Третье поколение "самолётов Судного дня" от своих предшественников будет отличаться чуть более, чем полностью. По данным источника Лайфа, за основу воздушного командного пункта следующего поколения взят самолёт Ил-96-400Т - грузовая модификация Ил-96-300. На таком же самолёте, Ил-96-300ПУ, летает президент и Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами РФ Владимир Путин.

Характеристики Ил-96-400Т уже сейчас позволяют разработчикам и производителям радиоэлектронного оборудования на сто процентов использовать собственные наработки в области связи и защищённых каналов для передачи данных. В отличие от модернизированных Ил-86ВКП "самолёт Судного дня", построенный на базе Ил-96-400Т, сможет принимать до 92 тонн полезной нагрузки. И хотя дальнемагистральный самолёт разрабатывался для коммерческого использования, 92 тонны радиоэлектронного оборудования позволят обеспечивать устойчивую связь со всеми штабами и военными округами.

По словам источника Лайфа в ОПК, запас топлива и конструкция производительных авиадвигателей позволят новой "воздушной крепости" летать на расстояние до 11 тысяч километров. Третье поколение ВзПУ с учётом уже внедрённых в промышленное производство решений окажется на голову эффективнее Ил-86ВКП. Во-первых, такое понятие, как "ограниченная дальность полёта", практически исчезнет: новый спецборт без особых проблем сможет махнуть через всю страну.

Во-вторых, по сравнению с предыдущим ВзПУ новый самолёт на базе Ил-96-400Т длиннее почти на десять метров, что позволяет разместить на свободном участке фюзеляжа дополнительное оборудование или предметы для быта членов экипажа. В-третьих, современная элементная база, выпуск которой предприятиями российского ВПК уже налажен, позволит на несколько порядков снизить габариты и массу специального оборудования для связи и передачи данных. Эксперты утверждают, что в связи с этим новый самолёт могут оснастить дополнительными топливными баками, с использованием которых дальность беспосадочного перелёта воздушного командного пункта значительно возрастёт и составит 13 тысяч километров вместо 11. Сообщается также, что, вобрав в себя весь опыт отечественной науки и современную электронику, новый самолёт на базе Ил-96-400Т в ближайшем будущем сможет заменить все эксплуатируемые самолёты подобного типа.

Военная авиация в последнее время очень интенсивно развивается. Появляются новые типы самолетов, обладающие функциями, которые еще совсем недавно рассматривались, как фэнтези. Один из таких летательных аппаратов - самолет Судного дня. Он представляет собой воздушный пункт командования силами. Потребность в такой технике предопределила ожидаемая и состоящее на вооружении крупных государств.

Самолет Судного дня предназначен для эвакуации высшего командования ВС РФ. Он обладает повышенной живучестью, способен находиться длительное время в воздухе и оснащен всей необходимой техникой и оборудованием для управления всеми родами войск.

Впервые о воздушных Генштабах заговорили в середине 60-х. Прошлое столетие стало стартовой площадкой для развития новых видов вооружения, а ядерное оружие - главной ударной силой, способной уничтожить все живое на планете. Третья мировая война получила название апокалипсиса, а для управления ВС России, на случай , был разработан самолет Судного дня. Первые воздушные командные пункты управления (ВКПУ) всеми родами войск были придуманы и созданы американцами. Разрабатывался их самолет Судного дня на базе авиационного заправщика КС-135А. Отличить американские воздушные КПУ от обычных самолетов можно только по нескольким дополнительным штыревым антеннам и красно-белым полосам нанесенным на хвостовую часть фюзеляжа.

Самолет Судного дня России появился позже. Он стал детищем всемирно известного конструкторского бюро Илюшина. В 2015 году на вооружение Министерства обороны страны встал воздушный КПУ, созданный на базе Ил-80. Это самолет второго поколения. В настоящее время полным ходом ведутся разработки третьей модификации воздушного военного транспортного судна, предназначенного для использования во время военных действий для эвакуации Генштаба и руководства страны, а так же обеспечения оперативного управления всеми родами вооруженных сил России в случае начала ядерной Третьей мировой войны.

Технические характеристики этой апокалиптической авиационной техники засекречены, но кое-какие детали о ней известны. Например то, что самолет Судного дня России способен находится в воздухе более 3-х суток, обладает небольшим энергопотреблением и малым весом. Уникальным техническим устройством на летальном аппарате является его антенна. Она может быть раскрыта в воздухе на расстояние в 4 км. Иллюминаторами оснащена только кабина пилота. Фюзеляж судна имеет глухое строение. Самолет Судного дня РФ оснащен автономной системой дозаправки и спутниковой системой связи, позволяющей подавать оперативные команды всем родам войск, совершать запуски баллистических ракет, несущих ядерное оружие. Радиосигнал, подающийся с борта воздушного судна пробивает глубины морей и океанов на несколько километров.

Американские военные эксперты по достоинству оценили российскую технику и серьезно взялись за работу в области модернизации своих аналогов. Работа им предстоит долгая и кропотливая. Российский самолет Судного дня сумел обогнать их в своих технических характеристиках и возможностях на несколько десятилетий. В цехах Воронежского ВАСО удалось построить самолет, обладающий передовой системой защиты, значительно увеличившей ресурс живучести летательного аппарата.

Военные специалисты США считают, что если начнется Третья мировая война в наше время, то НАТО проиграет в ней. И серьезную роль в этом может сыграть самолет Судного дня. Первый удар, в котором будет использовано ядерное оружие, любая сторона всегда направляет на КПУ. Разрушение системы связи и управления войсками является основным условием победоносной войны. Четыре борта воздушных КПУ, стоящих в настоящее время на вооружении МО РФ, должны обеспечить координацию ВС для нанесения ответного удара и отражения атак противника.

На что способен самолет Судного дня России на базе Ил-80?

Отсутствие иллюминаторов в салоне имеет свое практическое объяснение. Разработчики предусмотрели такую конструкцию фюзеляжа для обеспечения воздушному судну повышенной защиты от поражающих факторов, которые несет в себе . На крыльях самолета установлены электрогенераторы. Они обеспечивают автономное, бесперебойное энергообеспечение судна. Длина электрогенераторов достигает 9,5 м, а диаметр - 1,3 м.

Для связи с подводными лодками в хвостовой части самолета расположена выдвижная антенна. Воздушное судно Судного дня, выпущенное на базе Ил-80, имеет внушающие размеры. Размах его крыльев составляет 48,06 м. Площадь крыльев имеет величину чуть меньше футбольного поля - 320 кв. метров. Впечатляет высота и длина военной воздушной железной птицы. Они составляют, соответственно, 15,81 м и 59,54 м. Управляет таким летательным аппаратом экипаж судна, который состоит из пяти человек. Максимальная дальность полета без дозаправки 3600 км, потолок высоты, которую может достигать летательный аппарат — 11000 метров. Предельная скорость 850 км/час, взлетная масса — 208 тонн.

Что есть у американцев на случай Третьей мировой войны?

Самолет Судного дня США также готов к применению в случае начала ядерного . Он получил название «Dooms day planes». Американцы стали первыми, кто создал такие летательные аппараты и испытали атомное оружие. Начало Третьей мировой войны с Россией рассматривалось ими, как возможный конфликт сразу после победы СССР над Германией. Первый самолет Судного дня США был построен на базе Boeing 747-200. Он получил название Boeing Е-4В. В настоящее время таких воздушных транспортных средств на службе в Америке находится в количестве 4 единиц. Все они могут находиться в воздухе больше недели.

По своей стоимости самолет Судного дня США уступает лишь B-2 Spirit - самого дорогого в мире бомбардировщика, имеющего дизайн внешнего облика, напоминающий летающую тарелку пришельцев из космоса. Все технические характеристики Boeing Е-4В держаться в секрете. Единственная доступная для общественности информация дает представление о перемещении воздушного судна. Летательный аппарат Судного дня всегда сопровождает Президента Америки в его поездках по миру. На борту воздушного судна находится заветный чемоданчик с кнопкой. Таким образом, начало Третьей мировой войны не может застать президента США врасплох. Ядерное оружие будет направлено в сторону противника из любой точки планеты. В случае гибели президента страны, командование войсками мгновенно передается другому члену воздушного Штаба. Всего борт может взять около 100 человек.

Техника, которой оснащены Boeing Е-4В, надежно защищена от атомного поражения. Самолеты предписаны к 1-й эскадрильи 55 авиакрыла военной базы Оффут, которая находится в штате Небраска. Их конструкция предусматривает очистку воздуха, имеющего повышенный уровень загрязнения радиацией, а бортовая аппаратура надежно защищена от возможного электромагнитного удара, который создается ядерным оружием.

Перспективные разработки новейшего самолета Судного дня на базе Ил-96-400

Российский самолет Судного дня третьего поколения в РФ создается на базе Ил-96-400. Бортовое оборудование для летательного аппарата разрабатывается на НПП «Полет». Техническая электронная начинка самолета может позволить менять сценарий направления целей поражения. Ядерное оружие перепрограммируется за несколько секунд.

Ил-96-400 является модификацией гражданского самолета Ил-96-300. Взлетная масса ВКПУ третьего поколения 270 тонн. Летательный аппарат имеет удлиненный фюзеляжи может взять на борт 435 человек. Модель Ил-96-400 была разработана конструкторским бюро Илюшина еще в 2000 году. На её базе разрабатывается целая серия военно-транспортных самолетов. Дальность полета Ил-96-400 будет в пределах 13000 км. Помимо самолета, на борту которого будет находиться Генштаб, в состав системы воздушного командного управления входит звено самолетов-ретрансляторов.

Авиация Судного дня

Третья мировая война не может вестись без предназначенных для её ведения летательных аппаратов. Воздушный КПУ не единственный самолет, который будет использоваться для ведения боевых действий. В одном из своих интервью СМИ Дмитрий Рогозин рассказал о начале работы над шестым поколением вооружения, в числе которого большое внимание уделяется военной авиации. Среди них космолет. Это воздушное судно сможет передвигаться со скоростью 2000 км/час на высоте 90 км. Всего два часа понадобится такому космическому ядерному бомбардировщику для того, чтобы добраться до самой дальней точки планеты и нанести удар.

Космическая авиация начала развиваться во времена СССР. Проект носил название «Спираль». Первым руководителем был космонавт Герман Титов. Опережение в развитии научных разработок советских ученых было очень быстро сокращено США в годы перестройки и реформирования государственного устройства страны. В разработке космической техники сегодня американцы на несколько десятков лет опережают Россию. От этих двух стран значительно отстали в развитии военной техники все остальные страны мира.

Разработкой аэродинамического комплекса занимается ЦАГИ. В систему входит самолет носитель, который разрабатывается на базе Ил-76МФ и Ил-96−400Т. Его двигатель является аналогом ракетного, работающего на жидком топливе.

Третья мировая война не обойдется без соперничества в воздухе таких ядерных ястребов, как ТУ-95 и В-52, прозванными в народе «тушками» и «баффами». Каждый их этих летательных аппаратов самый настоящий самолет Судного дня, ведь его задача нанести атомный удар. На борту каждого из них находится оружие массового поражения, способное уничтожать не только кварталы, но и целые города. Модели самолетов ТУ-95 и В-52 являются ветеранами, но списывать их в утиль никто не собирается. Американский бомбардировщик дальней авиации был прозван «Баффом» за свою форму фюзеляжа. Он напоминает форму толстого, неуклюжего огурца, огромного размера.

Противостоит В-52 российский самолет Судного дня, который был разработан и поставлен на вооружение МО РФ еще во времена СССР. Созданный в прошлом веке турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец успешно несет свою службу рекордный период времени, оставаясь абсолютно надежной машиной. Один из самолетов ТУ-95, со сроком эксплуатации 50 лет, в 2010 году пролетел 30 тысяч километров. В воздухе судно провело 43 часа и произвело 5 дозаправок. Несмотря на свое долголетие «Тушка» остается самым быстрым винтовым самолетом в мире.

История и репутация «Баффа» менее привлекательна, чем у «Тушки». В 1961 году один из В-52 развалился в воздухе и «уронил» термоядерную бомбу в болота Северной Каролины. Случай этот можно было бы не вспоминать, если бы такой же случай не произошел с бомбардировщиком в штате Калифорния. Нештатных ситуаций самолет Судного дня «Бафф» накопил в своей истории достаточно много. В то время, как начало Третьей мировой войны все ближе подходит к границам России, в болотах Северной Каролины лежат не обезвреженные атомные бомбы.

В 1966 году «Бафф» принес ядерное заражение на европейский континент. В испанском небе американский самолет Судного дня во время дозаправки столкнулся с танкером и загорелся. Это привело к разрушению оболочке ядерных бомб и выбросам в атмосферу радиоактивных элементов. Инцидент вынудил американцев прекратить на какое-то время полеты над Европой своих военных самолетов, борту которых оснащен ядерным оружием.

Плачевной была история использования В-52 во Вьетнамской войне и в военном конфликте в Персидском заливе. Вьетнамцы совершенно спокойно сбивали их простыми видами вооружения. Точность попадания снарядов, запущенных с борта В-52, очень далека от идеала. Для ТУ-95 «Баффы» не представляют никакой опасности. Запуск ядерных ракет они могут осуществлять лишь на значительном удалении от средств ПВО России.

Атомные «Соколы» на Судный день

В представлении каждого человека воздушный аппарат Судного дня должен иметь устрашающий внешний вид. Ядерными ракетами оснащены различные типы летательных устройств. Стратегическая ядерная авиация России на 2016 год состоит всего из 70-80 бортов.

Примерно 63 из них состоят из таких типов самолетов, как ТУ-95М и ТУ-95МСМ, треть из которых законсервирована и находится на хранении. Первый полет прототипы этих самолетов совершили еще при Сталине в 1952 году. От 11до 16 единиц техники составляют ТУ-160-12, прошедших модернизацию. Вся эта техника прекрасно показала себя во время использования её в военной операции в Сирии. На борту лайнеров использовались для бомбардировок ИГ ракеты Х-101.

Ядерная авиация США состоит из более 80 стратегических бомбардировщиков. Возраст летательных аппаратов почти такой же, как и российских «Соколов». На борту самолетов могут быть ракеты типы AGM-86 и AGM-158. Выигрывая в технических возможностях у американских военных самолетов, «Тушки» могут даже не взлететь и быть уничтоженными на земле. Это связано с тем, что подготовка их полету требует 14-15 часов. Это очень много для скоростной войны, которой, скорее всего и будет Третья мировая, где расчеты поражения объектов сводятся к нескольким часам и минутам.

Слабым местом ядерных бомбардировщиков является их уязвимость от систем ПВО и штурмовиков. Абсолютное большинство из них будет уничтожено еще до подлета к объектам поражения. Дальность полета ракет Х-55СМ, находящихся на борту российских бомбардировщиков, составляет 3500 км. Модернизированная Х-101/102 пролетает до цели 5500 км.

На постоянном дежурстве в воздухе у США находится 12 бомбардировщиков В-2 Spirint, 73 B-52H Stratofortress и 1 B-1B Lancer. Огромные средства вложены на разработку и поддержание боеспособности авиации способной нести атомное оружие. Эти деньги могли быть вложены в социальные, научные проекты мирного характера, однако постоянное противостояние в мире и желание одной страны на гегемонию направляет планету и человечество на путь самоуничтожения в ходе Третьей мировой войны.

"Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК, входит в госкорпорацию "Ростех") создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления (ВКПСУ) второго поколения на базе самолета Ил-80, он будет поставлен заказчику до конца года. Об этом во вторник сообщили ТАСС в корпорации.

"Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел государственные испытания и до конца 2015 года будет передан заказчику", - говорится в сообщении.

Воздушный пункт стратегического управления предназначен для оперативного развертывания войск, он также необходим в условиях отсутствия наземной инфраструктуры или в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.

"Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск. В составе корпорации работы над БКТС ведет нижегородское НПП "Полет". Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США - у американских военных аналогичный комплекс получил название "самолета Судного дня", - заявил заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков, слова которого привели в корпорации.

Он отметил, что новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно- морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Ранее в корпорации ТАСС рассказали, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.

Техническая справка

Ил-80(87)

Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП , в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87 ) (аналог американского ВКП Боинг E-4B).


Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры.

Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. .

Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.

В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.

Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.


Тактико-технические показатели

Модификация

Ил-80

Размах крыла, м

48.06

Длина самолета, м

59.54

Высота самолета, м

15.81

Площадь крыла,м²

320.0

Масса, кг:

пустого самолета

нормальная взлетная

208000

Тип двигателя

4 ТВД Кузнецов НК-86

Тяга, кгс

4 х 13000

Максимальная крейсерская скорость, км/ч

850

Практическая дальность, км

3600

Практический потолок, м

Экипаж, чел

5

Фотографии помещены на сайте авиационной энциклопедии "Уголок неба"


Ил-80 является воздушным командным пунктом, созданным на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-86 . Разработан в 1980-х годах для осуществления управления формированиями Вооружённых сил и Сил специального назначения. Другое название самолёта: Ил-86ВКП.

История создания и эксплуатации

В конце 70-х — начале 80-х годов XX века между СССР и США начался новый виток напряжённости. В связи с вводом советских войск в Афганистан соперничество между сверхдержавами достигло своего максимального пика со времён Карибского кризиса. Следствием сложной политической и дипломатической обстановки стал новый этап гонки вооружений, а также возросшая опасность перерастания Холодной войны в свою «горячую» стадию.

Именно поэтому в Генеральном Штабе Вооружённых Сил СССР было принято решение о создании самолёта — воздушного командного пункта, который смог бы обеспечить управление войсками и вооружениями (в том числе и ядерным оружием) даже в условиях ядерной войны. Иными словами, Вооружённые Силы Советского Союза нуждались в самолёте «Судного Дня».

Однако не следует делать поспешных выводов и обвинять в «кровожадности» или «агрессивных намерениях» наш Генеральный Штаб. Аналогичный самолёт (который и стал прототипом для разработки Ил-80) в США был разработан уже в начале 70-х и принят на вооружение в 1974 году под названием Boeing E-4. Так что создание Ил-80 стало также и естественной реакцией руководства СССР на своё отставание в данной области.

Разработка самолёта велась опытно-конструкторским бюро Ильюшина. При этом основой для создания нового самолёта был выбран лайнер Ил-86. Это объясняется тем, что Ил-86 имел широкий фюзеляж, размеров которого было достаточно для размещения в нём необходимой радиоаппаратуры и бортовой электроники. Уже в начале 80-х новый самолёт был разработан, а весной 1985 года был совершён его первый полёт. Первые впечатления о машине сложились весьма благоприятные — она уверенно и устойчиво вела себя в воздухе, а также при взлёте и посадке. После первого полёта началось оснащение его необходимым оборудованием, а также этап наземных испытаний. В итоге первый полёт с установленной аппаратурой Ил-80 осуществил весной 1987-го, два года спустя. В 1997 году начались работы по усовершенствованию воздушного командного пункта Ил-80 и его электронного оборудования.

Летом 1991 года началась разработка унифицированного бортового комплекса для Ил-80 для обеспечения возможности его использования по назначению. Уже в 1992 году самолёт был принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего по состоянию на 2019 год было построено 4 самолёта Ил-80. Изначально все эти самолёты находились в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения. Однако уже в 1997 году Ил-80-е были переведены в состав 3-й авиационной эскадрильи ВВС России. По состоянию на сегодняшний день самолёты продолжают эксплуатироваться. Также один из Ил-80 принимал участие в параде в честь Дня Победы в 2010 году в Москве.

Краткий обзор Ил-80 и его характеристики

Аэродинамически Ил-80 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и нормальной схемой. Шасси представлено 4 стойками: одной носовой и тремя основными. При этом для более равномерного давления на взлётно-посадочную-полосу основные стойки шасси оборудованы четырёхколёсными тележками.

Ил-80 имеет достаточно крупных размеров накладной отсек, находящийся в его носовой части. Данный отсек служит для размещения в нём необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Также одним из крупных визуальных отличий от Ил-86 стало отсутствие иллюминаторов. На крыле самолёта «Судного Дня» установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования самолёта.

Ещё одной интересной особенностью Ил-80 является возможность его дозаправки в воздухе, что позволяет существенно увеличить его максимальную дальность полёта, а также время непрерывного нахождения в воздухе. Самолёт отличает также усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолёт со стороны возможного ядерного взрыва.

Лётно-технические характеристики Ил-80:

  • Двигатели:
    • 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
    • 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями — обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
    • Тактико-технические характеристики:
      • Экипаж — 5 чел. (летный состав)
      • Длина — 59,5 м
      • Размах крыла — 48,1 м
      • Высота — 15,8 м
      • Площадь крыла — 320 кв.м
    • Масса взлетная нормальная — 208000 кг
    • Скорость максимальная — 970 км/ч
    • Скорость крейсерская — 850 км/ч
    • Скорость посадочная — 275 км/ч
    • Дальность полета — 3600 км
    • Практический потолок — 11000 м
    • Оборудование – комплекс технических средств 83Т120.
    • На фюзеляже расположены следующие антенны:
      • КВ-приёмная антенна.
      • КВ-передающие антенны.
      • СДВ-передающие выпускные антенна.
      • СДВ-приёмная антенна.
      • Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН.

    Достоинства и недостатки Ил-80

    Главным достоинством Ил-80 является то, что данный самолёт полностью подходит благодаря своим характеристикам к роли самолёта «Судного Дня». Имея усиленную защиту против возможного воздействия со стороны ядерного взрыва, а также возможность дозаправки в воздухе, он способен выполнять свои прямые функции практически в любых условиях. Также большим плюсом является надёжность самолёта Ил-80 и его устойчивость в воздухе.

    Однако, взяв от Ил-86 плюсы, Ил-80, к сожалению, обладает и рядом недостатков, «позаимствованных» у своего «старшего брата». Так, одним из основных минусов самолёта является его большая масса, в связи с чем неподготовленному пилоту поднять самолёт в воздух будет очень непросто. Также именно поэтому Ил-80 требует более протяжённой взлётной полосы, что уже само по себе исключает возможность его использования на ряде аэродромов. Ещё одним недостатком самолёта является его моральное устаревание, так как Ил-86 был разработан и пошёл в серийное производство ещё в середине 70-х годов XX века.

    Тем не менее, Ил-80 является машиной, которая способна составить серьёзную конкуренцию своему американскому сопернику — самолёту Boeing E-4. Однако будем надеяться, что использования этих самолётов по своему прямому назначению никогда не понадобится.

    Заключение

    Ил-80 является первым (и единственным) самолётом «Судного Дня», находящимся в составе Вооружённых Сил Российской Федерации. Его радиоэлектронное оборудование позволяет осуществлять управление войсками с воздуха даже в условиях ядерного конфликта, а салон обладает большой вместимостью. А начатые в 1997 году работы по усовершенствования воздушного командного пункта должны обеспечить ему блестящие перспективы в дальнейшем.

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них