Где находится вулкан иджен. Вулканический комплекс Иджен, о.Ява, Индонезия. История возникновения вулкана Иджен

В начале ноября нам, наконец-то, удалось выбраться с Бали. Не то, чтобы у нас были какие-то сложности с выездом, просто уезжать совсем не хотелось, так что для себя мы решили, что это одно из тех мест, куда обязательно хочется приехать ещё.

Мы отправились путешествовать по Яве, острову, для жителей которого фраза "жить как на вулкане" имеет не абстрактное, а вполне конкретное значение – здесь расположено 120 вулканов, 30 из которых действующие.
Кроме того, Ява – самый густонасёленный остров в мире, на нём проживает более 120 млн человек.

За прошедшие 2 недели мы побывали на неописуемой красоты вулкане Иджен (Ijen)


с бирюзовым озером внутри




разузнали как добывают серу местные жители и какие смешные деньги они зарабатывают непосильным трудом, изо дня в день гробя своё здоровье


Посетили необыкновенно красивый водопад Мадакарипура, высотой 200 метров

расположенный в горных пещерах и представляющий собой целый каскад из 7 водопадов


Встретили рассвет в национальном парке Bromo Tenger Semeru,

где со смотровых площадок открывается самая известная своим космическим пейзажем панорама в мире


вид на долину вулканов: вулкан-красавец Баток, пыхтящий вулкан Бромо и выличественный Семеру,


который после 8 утра исчезает в дымке


а также поднялись и заглянули внутрь вулкана Бромо




путь к которому лежал через каньон (напомнивший нам славную )


В этой долине, в которой от невероятной красоты, свободы и умиротворения захватывает дух, мы провели почти целый день, фотографируя и наблюдая за активностью вулканов


О том, как самостоятельно, бюджетно добраться до долины, с каких смотровых точек открываются самые сногсшибательные виды, а также как составить маршрут,чтобы избежать толпы туристов мы обязательно напишем отдельную статью.

Мы побывали в Джоджакарте – культурной столице острова, которую часто сравнивают с балийским Убудом, возможно из-за наличия рисовых полей в окрестностях, которые мы, как и в Убуде, исследовали на скутере


Нам же Джогджа (так её сокращённо называют местные) больше напомнила индийский , хотя сам город (да и весь остров) горазде чище Индии. Здесь полно ленивых велорикш, которые любую минуту используют для сна на рабочем месте (практически как )


но они менее назойливые чем индийские коллеги, а кроме того более опрятные и одеты прилично, не в лохмотья, да и конструкция повозок отличается


Наличие бечаков (конных повозок, используемых в качестве такси) напомнило нам мексиканский городок .

От Джогджи мы ожидали более приятной и спокойной атмосферы, но она скорее ценится наличием исторических памятников – как в городе (дворец султана и водный дворец), так и в окрестностях – одним из крупнейших и старейших в мире буддийским комплексом Боробудур (Borobudur)


который после 8 утра заполонили туристы и школьники


и индуистским храмовым комплексом Прамбанан (Prambanan)


Мы не большие любители древних руин и раскопок, но храмы эти посетили, чтобы почувствовать атмосферу. Наш вердикт – на любителя. Также в окрестностях Джоджакарты мы побывали у подножия крупнейшего в Индонезии действующеговулкана Мерапи, который оказался очень капризным и так и не показался нам из дымки.

Посетили также плантации драгон-фрукта, съедобного кактусового плода, о котором мы рассказывали в статье " "




Из жаркой, но небольшой Джоджакарты мы уехали в третий по величине город Явы – крупный, но менее душный Бандунг. Здесь мы посетили еще один вулкан Тангкубан Пераху


а также вволю наелись свежих и невероятно сладких ягод, которые растут на склонах гор и которых нам так не хватало в Азии

После Бандунга мы добрались до пригорода Джакарты – города Богора, в котором столичные жители спасаются о жары. Сравнили местный ботанический сад с


и съездили на красивейший водопад Нангка (Nangka)

В качестве финального штриха, мы прокатились на общественном транспорте десятимиллионной Джакарты, постояли в вечерних пробках и прогулялись по площади Независимости, а также провели несколько часов в парке Таман Мини (Taman Mini Indonesia Indah), в котором собраны фрагменты архитектуры и культуры со всех регионов Индонезии (на фото остров Сулавеси в миниатюре), которые удобно рассматривать с канатной дороги

Здесь мы также познакомились с комодским драконом – самой крупной ящерицей в мире

Общие впечатления от Явы

Перед поездкой на Яву мы начитались и наслушались жутких историй о том, какое это страшное и опасное место – злые мусульмане воруют и обманывают, общественный транспорт дряхлый, очень медленный, и постоянно переполненный, так что ездить приходится на головах друг у друга, таксисты и турагенты невероятно назойливые и приставучие, и остров очень нищий и грязный.

Благодаря этим отзывам, мы даже сократили нашу поездку с одного месяца, как планировали изначально, до двух недель (о чем, впоследствии пожалели).

По результатам двух недель, проведенных на Яве, мы можем сказать, что либо нам очень сильно повезло, либо мы были на какой-то другой Яве 🙂

Конечно, здесь местами встречается мусор и грязь, общественный транспорт очень далек от совершенства


и иногда попадаются люди (особенно в туристическом бизнесе), пытающиеся обмануть или продать белым туристам что-нибудь подороже. Но если сравнить Яву и , то здесь гораздо чище, люди одеваются приличнее, а и индонезийские таксисты на фоне кажутся божьими одуванчиками =)


В целом же, люди на Яве очень приветливые


и дружелюбные


к европейцам, как правило, относятся без подобострастия, но с уважением, с удовольствием помогают и подсказывают, но при этом они менее навязчивые. И хотя иногда выкрики "хэллоу мистер" и просьбы сфотографироваться начинали утомлять, негативных эмоций в нас они все же они не вызывали


На Яве, особенно в восточной её части, очень много курят – такого количества дымящих людей мы не видели нигде


Причём курят везде, не обращая внимания на тех, кто находится рядом, будь-то хоть ребенок, хоть беременная женщина. Хуже всего оказаться в компании курильщиков в общественном транспорте, там где невозможно скрыться от табачного смога, особенно в автобусе. В общественном транспорте в Индонезии не запрещено курить, чем и пользуются пассажиры, ленящиеся выйти на улицу для перекура, даже на длительной остановке.

Местная еда здесь более разнообразная чам на Бали, хотя индийская и малазийская кухни, нам всё-же нравятся больше =)



Полюбившиеся мартабаки


Цены на фрукты, в среднем, такие же как на Бали, за исключением манго, которое продается в огромных количествах, по 5, 4 и даже 3 тыс. рупий за килограмм


Вездесущие дурианы


В этой поездке, везде, за исключением горной деревушки Семпол, среди чайных и кофейных плантаций у подножия Иджена,


мы жили у каучсерферов


вместе путешествовали, много общались и даже побывали на скромной яванской свадьбе


так что в ближайшее время расскажем как живут простые яванцы, об их уровне жизни и достатке, о том, что их заботит и о чем они мечтают


И напоследок – рамбутановое дерево в Богоре, плодами которого мы наслаждались несколько дней =)

Вулкан Иджен – одно из самых удивительных, и в то же время самых опасных мест на Земном шаре. Он представляет собой целый вулканический комплекс, так как включает в себя кратеры, старовулканы, вулканические конусы, некоторые из которых расположены на 20-километровом расстоянии друг от друга. В жажде приключений сюда ежегодно приезжают тысячи туристов, чтобы своими глазами увидеть невероятно красивый синий огонь, самое большое вулканическое озеро и нечеловеческие условия для добычи серы.

Вулкан расположен на острове Ява, на границе двух округов: Баньюванги и Бондосово. Он представляет собой целый комплекс, в состав которого входит около 10 объектов. С туристической точки зрения самым примечательным является кратер вулкана Иджен. Будучи в постоянной активности, он без перерыва извергает клубни серого дыма.

Иджен существенно отличается от других вулканов. В его кратере вместо бурлящей лавы расположено изумрудное озеро. Размеры водоема 950×600 метров. Вот только вместо обычной воды озеро наполнено смесью соляной и серной кислоты. На поверхности температура смеси 50-60 градусов. Его цвет постоянно меняется, он то бирюзовый, то малахитовый, то изумрудный. На берегу и немного в стороне от озера могут проступать прожилки ярко-желтого оттенка. Это как раз и есть сера.

В жидком виде сера имеет яркий красный оттенок. Стекая по склонам, она остывает и светлеет. После этого она становится твердой и приобретает желтый цвет. Ночью в результате окисления сера имеет красивый голубой оттенок.

Около озера местное население занимается добычей серы. Это достаточно сложная и опасная работа. Заполнив корзины кусками серы, рабочие вручную спускают их вниз. Вес одной такой ноши около 80 килограмм. За день парни успевают проделать всего два таких спуска, в результате чего получают 10-13$. По меркам острова Явы – это очень престижная и высокооплачиваемая работа. Плотность населения здесь высокая, уровень безработицы достигает максимума. Поэтому жители стараются браться за любую работу.

Как добраться до вулкана с Бали?

Попасть на Иджен с Бали можно двумя способами. Если вы не хотите переживать и о чем-то беспокоиться, то можно заказать групповой тур. Взять его можно . Данное направление очень популярно среди туристов, поэтому походы организовывают регулярно. Стоимость программы в большой группе начинается от 95$. Такой тур рассчитан на 2 дня.

В самостоятельном путешествии на Иджен также нет ничего сложного. Первоначально с Бали вам необходимо попасть в Баньюванги – это ближайший населенный пункт, где хорошо развита туристическая инфраструктура. Он же является базовой точкой отправления на вулкан. Кстати, обратившись в местные туристические агентства, вы также сможете заказать тур для восхождения на вершину. Конечно, делать это не обязательно, так как до вулкана можно добраться и самостоятельно.

С помощью любого транспорта вам необходимо доехать до лагеря Pos Paltuding, расположенного у подножия горы. Здесь сосредоточена вся необходимая инфраструктура, работают кафе, магазины, есть парковка. От лагеря начинается пеший подъем, продолжительность всего маршрута около 3-х километров. Здесь же вы можете воспользоваться услугами гида, который будет вас сопровождать туда и обратно. Но с учетом того, что дорога не такая уж и сложная, вы сможете подняться и без его помощи.

Расстояние из Баньюванги до Pos Paltuding 30 километров. Туда ведет только одна дорога, которая не лучшего качества. До нужного места общественный транспорт не курсирует. И придется воспользоваться такси, мототакси, организованным туром или арендованным байком. Последний вариант самый дешевый, так как суточная аренда транспорта в среднем стоит 65 тысяч рупий, плюс ко всему вы не будете ни от кого зависеть по времени.

Вулкан Иджен на карте

На этой карте я отметила точное расположение вулкана Иджен.

Как подняться на вулкан?

Как я уже отмечала, пеший поход на вулкан начинает от лагеря Pos Paltuding на высоте 1875 метров. Пройти пешком нужно 3 километра. Вам придется преодолеть перепад высоты всего в 500 метров, на этот маршрут может уйти от 1 до 3 часов, все зависит от вашей физической выносливости.

Восхождения могут быть как ночными, так и дневными. Преимущество ночных в том, что вы сможете увидеть «синий огонь» в кратере вулкана, а также встретить рассвет на вершине горы. Ночных путешественников всегда много. Если вы решите отправиться в путь в ночное время суток, прихватите с собой фонарик, лучше, чтобы он крепился к голове.

Заблудиться вряд ли получится, так как к вершине ведет единственная широкая тропа. По ней ходят и добытчики серы, поэтому, встретив их на пути, старайтесь не мешать, не забывайте, что каждый из них несет на себе около 80 кг. Если вы решите с ними сфотографироваться, то старайтесь их за это отблагодарить. Обычно 5-10 тысяч рупий достаточно.

После того, как вы подниметесь на вершину, нужно спуститься еще метров на 200 к самому озеру. Этот спуск достаточно крутой, займет около получаса, будьте осторожны. Именно в кратере вы увидите пламя синего цвета, это окисляется сера. Здесь же работают добытчики серы. Налюбовавшись данным зрелищем, поднимайтесь снова на вершину кратера и отправляйтесь в точку встречи рассвета.

Кратер вулкана

Вулканический кратер с расположившимся в нем кислотным озером имеет ширину 361 метр, его глубина достигает до 200 м. Находиться в нем довольно опасно, но это не останавливает туристов.

Поднявшись на вершину, вы увидите, что кратер заполнен едким серым дымов — парами серы, которые крайне негативно сказывается на здоровье человека. Около труб, с которых течет сера, всегда держится высокая температура, она опасна не только для здоровья, но и для жизни. Именно поэтому, поднимаясь на Иджен, обязательно берите с собой защитную маску, причем, чем лучше она фильтрует воздух, тем проще вам будет дышать.

Но если наблюдать за кратером со стороны, то есть, задержавшись на его склонах, то перед вами откроется картина невероятной красоты: опустошенные скалистые склоны, клубни едкой серы, поднимающиеся вверх и недвижимое кислотное озеро, считающееся одним из самых опасных во всем мире.

Отели рядом с вулканом

Самым лучшим вариантом, где можно остановиться на ночь, являются города Баньюванги и Бондосово. В них хорошая туристическая инфраструктура, и проблем с выбором жилья не будет. Если вы едете с Бали, то лучше отдать предпочтение городу Баньюванги. К числу лучших отелей этого города относят:

Также несколько уютных гестхаусов расположено недалеко от Иджена. 2 из них находятся в деревушке Семпол, в 10 километрах от горы, а один в лагере, откуда начинается пеший маршрут к кратеру. В Семполе можно расположиться в домах местного населения, обычно они сдают комнаты.

Если вы собрались посетить вулкан, обратите внимание на следующие рекомендации:

  1. Идеальное время для поездки – период с апреля по октябрь, в это время сухо и тепло.
  2. Стоимость входного билета всего 15 тысяч рупий, но при этом захватите с собой деньги на дорогу, питание и ночлег.
  3. Поход к вулкану изматывает физически. Поэтому следует заранее решить вопрос с ночлегом. Хорошие гостиницы расположены в городе Баньюванги. Также вы сможете переночевать на чайной плантации, которая встретится вам на пути. Кроме места, где можно переночевать, вам предложат дегустацию ароматного чая и увлекательную экскурсию по плантациям.
  4. Продолжительность пути от подножия до вершины всего 3 километра, но этот участок пути как раз и считается самым сложным. Благодаря тому, что маршрут состоит из пологих троп, отправиться в путешествие могут люди любого возраста, включая детей. Советую заранее познакомиться с прогнозом погоды, во время сильного ветра и дождя видимость будет ограничена. Из неприятных последствий – простуда и плохое самочувствие.
  5. Обратите внимание на то, что гора достаточно высокая и буквально в середине пути вам захочется одеться потеплее. Соответственно, на вершине будет еще прохладней. Поэтому возьмите с собой теплые вещи.
  6. Выделяемые пары серы пропитывают воздух зловонным ароматом, который раздражает слизистые и может спровоцировать приступы астмы. Обязательно берите с собой маски, респираторы или противогазы. Чем выше защитные свойства у выбранного вами средства, тем лучше для вас. Были зафиксированы случаи отравления серой среди туристов.
  7. Если вы хотите сделать доброе дело, то можете прихватить с собой несколько респираторов или ватно-марлевых повязок для добытчиков серы, так как у них даже на такие жизненно необходимые мелочи не хватает средств.
  8. Позаботьтесь об удобной экипировке. У вас должна быть устойчивая обувь, утепленная одежда и желательно перчатки.

Иджен – это настолько популярное место, что сюда специально приезжают жители других стран, чтобы своими глазами увидеть еще одно природное чудо. Если же вы отдыхаете на Бали, то постарайтесь найти время и попасть на вулкан. Главное не забывайте об основных правилах безопасности, и вы получите море положительных эмоций от такого путешествия.

Вулкан Кава Иджен находится в Восточной Яве и является частью комплекса Иджен, состоящего из более 10 вулканических объектов, разместившихся в радиусе 20 км вокруг кальдеры, шириной 1 км и глубиной 200 м. В ней нашло пристанище серное озеро Кава Иджен, славящееся бирюзовым оттенком воды и залежами природной серы.

Вулкан Кава Иджен (его высота – около 2400 м над уровнем моря; диаметр кратера – 175 м) является активным, поскольку “дымит” он постоянно, извергая клубы серного дыма. Издалека он мало похож на настоящий вулкан – вокруг него тянутся рисовые поля и кофейные плантации, на склонах виднеются луга и поля. Но по мере приближения видно, что на горе имеются растения, обожженные ядовитыми парами вулкана, а ближе к кратеру пейзажи и вовсе становятся пустынными. В случае извержения Кава Иджен, кислотное озеро вытечет из кратера и сожжет все живое на своем пути.

Поскольку на поверхность озера выходит сера (сначала она представляет собой расплавленную красную жидкость, которая стекает с трещин в горе и труб, “вставленных” в жерло вулкана, а впоследствии она остывает и становится желтой), индонезийские рабочие круглыми сутками занимаются ее добычей ручным способом (в кратере находится шахта, где добывают это полезное ископаемое). Собрав серу, они преодолевают путь со дна кратера до подножия вулкана, к станции взвешивания (тут рабочие устраивают перекур, а туристы могут приобрести за 1 $ фигурки из серы, которые делают сами добытчики, используя формочки, в частности, в виде зверей), перенося на себе около 70-90 кг в тяжелых корзинах. Заработок рабочих небольшой, учитывая, что они совершают по 2-3 “ходки” в день (примерно 13$ в день)и трудятся в тяжелых условиях, опасных для здоровья (у них нет защитной одежды и необходимого оборудования, за исключением лопат и ломов). Из-за “вредной” работы рабочие в среднем живут до 30 лет.

Стоит отметить, что добытая здесь сера – это самая чистая и дорогая сера в , в связи с чем ее используют в пищевой и химической промышленности, например, для отбеливания сахара или вулканизации резины.

Кава Иджен для туристов

Восхождение на Кава Иджен займет у путешественников около 1,5 часов (оно не потребует серьезной физической подготовки). Те, кто доберется до вершины, смогут полюбоваться живописными окрестностями острова Явы.

Туристам рекомендуется побывать на Кава Иджен в темное время суток, когда им удастся стать свидетелем красивой феерии из огня и расплавленной серы (жидкая сера, которая вытекает из озера, начинает “светиться” неоновым пламенем и достигает 5 м в высоту).

Кроме того, интерес представляет озеро, находящееся в кратере вулкана – к нему ведет несколько тропинок (в других местах стенки круто обрываются вниз). Это озеро (температура на поверхности – около 60˚C, а на 200-метровой глубине – втрое горячее), окрашенное в изумрудный цвет, наполнено серной и соляной кислотой (смесь содержит по 5 грамм растворенного алюминия на каждый литр). Сначала туристов ждет путь на вершину вулкана, а потом – спуск внутрь кратера (от подножия, точнее парковки, до вершины – примерно 3,5 км, перепад высот – 500 м), который займет около получаса. Поскольку какая-либо дорога внутрь кратера отсутствует, без проводника туда нельзя спускаться (всегда найдутся местные парни, готовые оказать помощь в спуске).

Для восхождения и наблюдения понадобится:

  • респиратор с фильтрами (серные испарения ядовиты);
  • удобная обувь и одежда (наверх ведет крутая тропинка);
  • фото- и видеотехника;
  • вода (пополнить запасы, то есть купить воду, удастся только в магазинчике, который находится у весов).

Что касается входной платы, то она составляет 15000 рупий.

Как добраться до вулкана Кава Иджен

С удастся добраться до Явы на пароме, после чего туристов будет ждать путешествие на туристическом микроавтобусе до подножия вулкана. Восхождение имеет смысл планировать ночью: в первой половине дня погода обычно хорошая, а во второй – нередко портится (для этого времени характерна плохая видимость – над кратером появляются густые облака), поэтому оказавшись на вулкане утром, у туристов велики шансы увидеть то, зачем они сюда приехали. В связи с ночным восхождением, днем рекомендуется остановиться неподалеку от вулкана (неплохие варианты – “Catimor Homestay” или “Arabika Homestay”).

При желании экскурсию к Кава Иджен можно заказать в любой турфирме на Бали, но, если напрямую обратиться в гостиницу Ijen Resort&Villas (располагает бассейном, spa-центром, рестораном с видом на рисовые поля и вулканы), то ее сотрудники возьмут на себя организацию подъема на вулкан Кава Иджен (это обойдется дешевле).


Нашу пятидневную поездку на Яву мы запланировали еще в Москве, в феврале месяце, когда покупали билеты на самолёт. Сложность состояла в том что обычно едут по Яве начиная с Джокьякарты в сторону парома до Бали посещая храмы и вулканы по дороге, наш же маршрут был с точностью наоборот. И так, план получился такой: добраться до парома с Бали на Яву, переплыть пролив и первым делом посетить вулкан Иджен. Дальше мы хотели посмотреть панораму с вулканом Бромо, от него поехать в Джокьякарту к храмам Борбодур и Прамбанан. И затем из Джогджи на самолёте вернуться на Бали. Вроде всё просто, но кроме купленного билета на самолёт с Явы на Бали, о передвижениях по остальному пути мы имели смутное представление.

Сейчас когда я пишу этот пост, проехав по всему маршруту, мы уже знаем, как можно было сделать это где то дешевле, а где то комфортнее. Но что сделано то сделано, и я рада что вышло всё именно так! А вам все таки напишу и альтернативные варианты передвижения.

Если вы решили добраться до Явы на пароме то достаточно бюджетным вариантом будет купить в Денпасаре билет на автобус до парома. Некоторые автобусы грузят и на паром, но куда они следуют потом точно не знаю. На Яве рядом с портом Кетапанг можно взять такси до Иджена. Наш друг, гид на Бали по имени Виски, сказал что цена такого переезда выйдет примерно 350 тысяч рупий (около 40$). Так как нам совсем не хотелось ехать рано утром из Куты в Денпасар и бегать там искать где что купить, было решено брать машину с водителем. Путь от Куты до порта Гилиманук (Gilimanuk) обойдется примерно в 400 тысяч рупий. Цена на паром до Явы для автомобиля 100 тысяч рупий (10$), для людей и того меньше. Сейчас поймете к чему я это всё пишу)))
Находясь в нормальном балийском состоянии "на расслабоне", мы до последнего откладывали поиск водителя. В итоге за вечер до отъезда купили тур в обычной туристической конторе в Куте. Долго торговались, и договорились что за 1 300 000 рупий нас везут до одного из отелей на склонах Иджена. Как не сложно посчитать мы, конечно же, переплатили. Не знаю почему мы не обратились к Виски, думаю вышло бы дешевле. Но как говорят на Бали: значит так надо))
В 6.30 утра машина была возле нашего дома, а у нас каждые две минуты разрывался телефон, с вопросом где же мы и когда же мы выйдем! Вышли, и оказалась что помимо водителя с нами поедет наш друг, который прошлым вечером продавал поездку! Мы поинтересовались что он тут делает, оказалось что водитель не знает дорогу до вулкана. Это конечно не правда, ну ладно вместе веселее! Сели в машину, поехали!
Часов в 10 мы уже были в порту Гилиманук. В этом месте между островами совсем небольшой пролив, и на Яву открывается живописный вид.

о. Ява, вид с о. Бали порт Гилиманук (Gilimanuk)


Так как проснулись мы очень рано и перед отъездом не успели позавтракать, очень хотелось есть. Знаете, вообще я люблю рис и курицу, да и всякие наси горенг из местной кухни мне нравятся, но самое тяжелое во всей нашей поездке по Яве было то, что кроме этого мы практически ничего другого не ели. Даже на завтрак! И еще одна особенность любой азиатской кухни это острая еда. И вот я долго объясняю даме в варунге (местная кафешка), что надо совсем не спайси, чтобы ни капельки, а в итоге получаю свою лапшу, которую без слёз есть не возможно, догадайтесь почему... Дима ел жареный с овощами рис и он вроде не был таким острым, повезло!
После завтрака мы погрузились на паром, и двинули по проливу к Яве. Во время этого переезда меня в очередной раз поразило и сильно огорчило огромное количество мусора в океане.
После парома мы направились в сторону Иджена. У Димы в телефоне есть навигатор, но пути по которому нас повезли наши друзья там отмечено не было, картинка показывала что мы едем прямо сквозь джунгли. А вскоре интернет и вовсе пропал, так что если соберётесь сюда своим ходом сохраняйте себе карту, или распечатайте на всякий случай!
Раньше дорога по которой мы ехали была доступна только для проезда на джипе, сейчас же её привели в порядок, положили асфальт и можно проехать на любом транспорте. Наша машина с трудом забиралась на крутые горки, поэтому ехали мы довольно медленно и долго, но зато успевали рассмотреть окружающую нас красоту!

По пути проехали место откуда начинается подъём к вулкану. Пару раз заблудились, что странно, так как дорога всего одна и расходится в стороны только однажды. В горах рядом с Идженом много пропускных пунктов, проезжая которые Дима каждый раз записывался в тетрадку посещений.
Примерно в получасе езды от Иджена находятся два небольших отеля: Арабика (Arabika Homestay) и Катимор (Catimor Homestay), на наш взгляд это оптимальные варианты для размещения.

Думаю разница между ними небольшая, Катимор вроде подороже и мы выбрали Арабику. Приехали в отель, он оказался практически пустой и мы решили что это нам поможет сбить цену на жильё. В отеле три варианта комнат: эконом с удобствами во дворе, стандарт душ с туалетом в номере, и так называемые VIP номера они немного ухоженее стандарта и с телевизором. Мужчина администратор объявил нам цены и мы пошли смотреть комнаты. Выбирали между стандартом и вип, вид у стандартных номеров довольно плачевный но и вип не особо блещет комфортом. Решили взять вип скинув немного цену, НО... После просмотра цена вдруг поменялась, конечно же в большую сторону, типа из за незнания английского администратор ошибся в цифрах! В итоге цены вышли такие: эконом комната 150 тысяч рупий (17$) но её мы не рассматривали, стандарт за 250 тысяч рупий (28$) и VIP комната стоила 350 тысяч (39$). Все наши попытки снизить цену не прокатили. Как потом мы поняли это во первых из за отсутствия конкуренции и во вторых от полной уверенности, что и с этой ценой все номера будут заняты, как в итоге и вышло! Мы взяли стандартный номер, в общем, чтобы переночевать сойдёт.
Следующим делом стало найти транспорт чтобы добраться до Иджена и узнать как потом уехать из этой глухомани в сторону вулкана Бромо.
С первым пунктом решилось всё быстро нам предложили байк за 150 тысяч рупий (16$), хотя обычно байк на день стоит 50 тысяч) Так же как и с жильём торговаться они наотрез отказались. Хотя предложили взять байк за 100 тысяч но с водителем, то есть вышло бы 2 байка! Вот такая математика, транспорт с водителем стоит дешевле, транспорта без него:)
А вот с дорогой из этой деревушки было не так легко. Самый простой вариант взять водителя с машиной отпал, так как тут ни у кого машины нету. Нам сказали что можно уехать рано утром на автобусе до одного из городов у подножия гор, а там уже искать способ ехать дальше, на этом и остановились.
Всё выяснив мы пообедали жареным рисом с курицей, попили чай, он кстати тут бесплатный в любое время, и отправились на разведку дороги до Иджена.
Как я уже писала дорога здесь одна, но мы решили что лучше проехать по ней пока светло, чтобы ночью было проще сориентироваться. Да и байк нам пригнали старенький, скорости Диме приходилось переключать самому, надо было к этому привыкнуть. По дороге нам открывалось огромное количество красивых видов. Вершины гор и кофейные плантации на их склонах, облака проплывающие между скалами, за каждым поворотом хотелось останавливаться и снимать эти просторы.




Дело близилось к вечеру, а так как мы были высоко в горах заметно похолодало. Мы стали возвращаться в отель и по дороге наслаждались красивым закатом!


В деревушке Семпол, где находится наш отель, есть небольшая площадь возле мечети, здесь продают всякую всячину. Если вы не подготовили к подъёму тёплую одежду, тут можно купить штаны и кофту, печенек и воды в дорогу. Мы купили Диме спортивные штаны и немного еды.
В отеле расспросив одного из администраторов во сколько лучше выезжать чтобы успеть посмотреть голубой огонь (blue fire) горящий в кратере, составили план поездки.
Рассчитываем примерно так: рассветать в этой части Явы начинает примерно в 4.30 утра, т.е в 4 точно (а лучше немного раньше чтобы успеть спуститься в кратер) надо быть на вершине. На подъём уходит 1,5 часа значит от подножья стартуем в 2.30. Дорога от отеля до места начала трекинга занимает около 40 минут, значит выехать из отеля с небольшим запасом надо в 1.30. Подъём выходит в час ночи, я обычно в это время спать ложусь:) Но так как встали мы рано утром, за долгий день устали, да и делать тут, когда стемнеет, особо нечего, после перекуса и сбора вещей мы быстро заснули.
И вот момент ИКС настал! Мы проснулись, выпили по чашке чая, оделись потеплее, прихватили отельный тёплый плед, чтобы на вершине не замёрзнуть, и начали свой путь к Иджену.
Первая трудность не заставила себя ждать. Ночью выпала роса, наш байк видимо отсырел, остыл и отказался заводиться. Дима воспользовался педалью стартера. Несколько попыток завести с её помощью наш драндулет не увенчались успехом, мы попытались его растолкать это тоже не помогло. Вернулись к педали, Дима изо всех сил на неё надавил, его нога соскользнула и он напоролся на край педали. Сильно рассёк себе подошву ноги, а нам же ещё в гору лезть! На наше счастье вскоре байк завёлся и мы поехали по ночной дороге, укутавшись от холода в дождевики.
Дальше всё шло по плану и примерно через 40 минут мы были в точке старта. Мы увидели свет в небольшом домике подъехали к нему, к нам навстречу вышел мужчина и подсказал куда можно поставить байк. Он же согласился быть нашим проводником. За это мы ему заплатили 150 тысяч рупий. Сразу скажу что он и за 100 пошел бы, а может и меньше, если вам принципиально торгуйтесь, но мы решили согласиться.
Здесь стоит заметить, что некоторое время назад из за повышения активности вулкана официальный трекинг на него был закрыт. Билеты из за этого здесь не продаются, специальных гидов нету, наш оказался добытчиком серы! Вы конечно можете подняться туда и сами, днём так многие ходят, но все таки не забывайте что это активный вулкан, а у нас еще ночь, к тому же, лучше если рядом будет человек, который хорошо ориентируется на местности!
В Москве, готовясь к поездке, мы купили налобные фонарики, но нам в эту ночь повезло с луной, она была практически полная и хорошо освещала всё вокруг! Дорога здесь широкая хорошо утрамбованная. Подъём не крутой за счет того что тропа петляет горизонтально по склону, а не идёт напрямик в верх. Но из за этого путь становится длинней, хотя это не страшно. В тот момент я решила, что это самый лёгкий мой трекинг! Но, забегая немного вперёд, скажу что через несколько дней на вулкане Бромо я узнала что бывает еще легче!
На вершину мы поднялись по расписанию, обогнав по дороге пару компаний туристов. И вот перед нами чёрная бездна кратера, а на её дне горит голубой огонь или как тут все говорят Blue Fire!

Голубой огонь (Blue Fire), Вулкан Иджен, о. Ява


Если присмотреться, то на фото видны маленькие люди, и сразу понятен масштаб этого огня. Ошеломляющее зрелище! Огонь можно увидеть только пока темно, при свете дня видно лишь дым. Там же на дне кратера находится озеро. Когда светло, оно невероятного светло зелёного цвета, а от большого количества серы его кислотность повышена. Некоторые пишут что озеро наполнено серной кислотой, но это не совсем верно, я например там руки мыла. Вода в нём была довольно горячей.
Дальше мы стали спускаться в кратер, уже понемногу рассветало и открывались невероятно космические виды.

Кратер вулкана Иджен, о. Ява


Спуск в низ довольно крутой, петляющий, а на встречу то и дело идут добытчики серы с нагруженными до отказа корзинами. Адский труд!

Добытчик серы, вулкан Иджен


И вот мы внизу, в шоке от того что видим вокруг. Не буду даже пытаться описать виды кратера словами, посмотрите лучше фото!
Наш проводник стал рассказывать, как происходит добыча серы.
Из отверстий в горе выходят вулканические газы, которые собственно и горят. Здесь же проложены огромные керамические трубы, в которых оседает конденсат и пары серы.

Благодаря высокой температуре, почти 250° С, сера, которая попала в трубу, не застывает, а вытекает наружу. Сначала она огненно рыжего цвета, когда остывает становится янтарно прозрачной, а ещё через некоторое время ярко желтой.

Скопление серы, вулкан Иджен


Нормально дышать из-за газов и паров на дне кратера было не возможно. Очень сильно пахнет серой, а через некоторое время начинает першить горло и появляется кашель. Мы об этом знали и, опять же, заранее прикупили хорошие респираторные маски в Москве. А вот те кто там работают такой роскоши не имеют, и можно легко догадаться как такая работа влияет на здоровье добытчиков! Одну из своих масок в конце похода мы, конечно же, отдали нашему проводнику. А вот так выглядел Дима.

После того как сера остывает, её собирают и складывают в корзины. Их вес в среднем выходит от 70 до 90 кг! А потом на своём горбу тащат всё это сначала на верх из кратера, а за тем вниз.


Тем временем стало совсем светло и мы подошли к озеру. Оно буквально загипнотизировало нас, возникло ощущение что мы на другой планете!

Вулканическое серное озеро, Иджен, Ява



Пришло время возвращаться, наш проводник спросил не против ли мы если он попутно прихватит корзину с серой, конечно же, мы не были против.

Добытчик серы и наш проводник по совместительству


Дима решил помочь нашему другу и взял одну из корзин. Но далеко он не ушел! Если присмотреться, на корзинах вы увидите надпись PLAY BOY. Приятно видеть что даже в таких тяжелых условиях, люди не теряют чувства юмора, шутят, подкалывают друг друга и смеются. Не падают духом, в общем.
Наш друг подхватил корзину и достаточно бодро зашагал по каменистому склону. В этот момент я поняла, что моя работа это просто вечный отпуск!

За ним пошла я, с пледом на перевес.

А за мной Дима. По моему он расстроился, что без корзины идёт;)

Кратер вулкана Иджен, о. Ява


По дороге мы постоянно останавливались и смотрели на место добычи серы издалека. И каждый раз нам открывался новый вид!

Добыча серы, вулкан Иджен


Поднявшись на вершину кратера мы уселись ждать рассвет. Тут, как раз, нам пригодился плед, прихваченный в отеле.

Солнце потихоньку выползало из за гор. И снова появилось ощущение что мы находимся на другой планете!


К этому времени на вулкан стали подтягиваться и другие туристы, не все готовы лезть сюда ночью, а некоторые не знают про голубой огонь. В любом случае, днём туристов на много больше. И этим пользуются местные предприниматели. Ночью мы этого не заметили, но в начале пути в кратер стоит табличка, что вниз идти очень опасно, и это чистая правда, а как рассвело около таблички появился охранник, который не пропускал никого вниз без проводника. И, конечно же, за определённую сумму он либо сам провожал в низ туристов, либо отправлял своего друга.

Солнце продолжало не спеша подниматься, всё больше освещая кратер....

А на противоположной стороне еще было видно Луну, медленно уходящую за склон.

Потрясающий контраст!

Взгляд с другого ракурса на кратер вулкана Иджен.



А это дорога по которой нам предстоит пройти, самая кромка кратера!

И снова кратер вулкана.

Мы немного посидели и стали спускаться с вулкана. С нами по дороге быстрым шагом спускались добытчики серы ночной смены.

А на встречу, с пустыми корзинами, шло всё больше людей работающих с утра.

Я была очень рада тому что вышло солнце и стало тепло. Решила сфотографироваться на фоне вида открывающегося с высоты почти 2400 метров. Это конечно не Агунг с Ринджани, но тоже очень красиво!

Вокруг повсюду возвышаются вершины, не знаю вулканы это или нет, но очень похожи.

По дороге нам попался один добытчик серы, он был без пальцев. Не известно связано это с его работой или нет, но всё может быть.

Немного ниже, по склону есть контрольные весы, здесь добытчики взвешивают свои корзины. Хотя на самом деле, их вес они достаточно точно чувствуют на вскидку, руками.


Здесь же они устраивают перекур, а туристы пьют чай и перекусывают.
Еще тут можно купить фигурки из серы. Их делают сами добытчики. Есть фигурки из формочек в виде зверей и сердечек, есть в виде сосулек как текла сера. А есть кучки типа муравейников, это от капающей в воду серы. Мы выменяли за второй респиратор одну похожую на муравейник, а еще одну в виде сосульки нам подарил наш проводник. Если же вы их покупаете, то можно торговаться, цены они придумывают сами, ориентируясь на размер фигурок.

Но сначала самый главный "босс" всё как следует проверяет!

В пункте сдачи все терпеливо сидят, ждут, когда придёт их очередь взвешивать корзины.

Двое около весов помогают поднять груз на весы, а ещё один взвешивает, записывает данные и выдает добытчикам квиточек, по которому они в окошке рядом получают деньги. В среднем выходит 75 тысяч рупий (примерно 7,5$) за раз. В смену выходит два подъёма. Некоторые за одну ходку приносят два коромысла, несут немного сначала одно, оставляют его и идут за вторым, так меняют их всю дорогу.

После взвешивания содержимое корзин отправляется в грузовик.

Мы попрощались с нашим проводником, надо было возвращаться в отель и собираться на автобус. Но перед тем как сесть на байк, мы пошли искать туалет. Там вообще есть нормальный, но из за того что официально вулкан закрыт водопровод не работает и туалет соответственно тоже. А так как туристов тут много эта проблема была решена вот так.

И вот пока мы искали это место, на автостоянке наткнулись на водителя микроавтобуса. Он спросил надо ли нам куда нибудь ехать, мы с трудом объяснили что сначала на байке сами вернемся в Арабику, а после нам надо в сторону вулкана Бромо, в городок Проболинго. На наше счастье именно туда он и собирался. Водитель нам объявил сначала цену в 600 тысяч рупий (65$), мы сторговали эту цифру до 400 тысяч (45$) за двоих. Радостные уселись на свой байк, который снова отказался заводиться, растолкав его с горки, быстро доехали до отеля. Собрали свои вещи и скоро подъехал микроавтобус. Мы уселись на заднее сидение и по дороге еще немного разглядывали виды окружающих нас гор.

Вулкан Иджен - действующий вулкан в Индонезии. Другое название синонимично названию местного сернистого озера Кавах Иджен или просто Кавах.

Расположен в густонаселённой местности в Восточной Яве, является границей 2 округов: Бондовосо и Баньуванги. Данный вулкан является комплексом, состоящим более чем из десятка вулканических объектов: стратовулканов, вулканических конусов, кратеров, расположенных в радиусе 20 км вокруг кальдеры.

Кратер вулкана Иджен (Ijen Volcano) – один из самых привлекательных и опасных на Земле. Активный вулкан, постоянно извергающий клубы серного дыма.

Вулкан Кава Иджен не похож на своих собратьев. Внутри его вулканической чаши, бурлит не огнекипящая лава, а тихо раскинулось, окруженное скалами, удивительной красоты неземное озеро с одноименным названием – Кавах Иджен. Его размеры 950 на 600 метров, объем – 36 миллионов кубометров. Но наполнено оно не водой, а смесью концентрированной серной и соляной кислоты, причем горячей: температура ее на поверхности около 60 градусов, на дне – еще выше. Однажды в это озеро опустили на двадцать минут лист алюминия, а когда его вынули, толщина металла стала сравнима с тончайшей тканью. Представляете, что будет, если вдруг начнется извержение? Когда магма вскипятит жуткое содержимое озера и тонны кислоты поднимутся в воздух? Угроза этого не беспочвенна. Правительство Индонезии в 2012 году установило уровень активности Кава Иджен в соответствии с желтой отметкой и до сих пор не понизило это предупреждение. Но выглядит озеро Кавах Иджен – необыкновенно!

Цвет поверхности его переменчив, оно то яблочно-зеленое, то изумрудное, то малахитовое с бирюзовым оттенком. На берегу и в отдалении, на серых с прожилками скалах разбросаны разнокалиберные глыбы ярко-желтого цвета. Это самородная сера. Сначала она жидкая, красивого темно-красного цвета и ползет по склонам, словно лава. Остывая – светлеет, приобретая цвет янтаря. Потом – желтеет, и делается твердой. В темное время суток, жидкая сера, окисляясь, начинает светиться нереальными синими, голубыми огнями и сполохами, фантастически преображая окрестности. Это и есть синяя лава. А днем горение обозначает себя дымчато-белыми клубами. По склонам кратерной воронки курится множество струй, то ли пара, то ли дымов. Вероятнее всего, так через трещины, из недр под давлением вырывается водяной пар, а с ним токсичный хлористый водород, удушающий сернистый газ и еще более вредный и коварный сероводород.

Горение сопровождается шестьюстами градусами Цельсия, сияние не очень интенсивное при дневном свете, во всей красе его можно наблюдать только в ночное время.

Сфотографировать это зрелище – нелегкая задача. Французский фотограф Оливье Грюневальд специализируется на таких изображениях, не используя каких-либо фильтров или модификации изображения. Для того, чтобы сделать это, он должен ждать до заката, когда видны синие языки пламени. Он работает с противогазом, чтобы избежать вдыхания токсичных испарений.

Близ озера местные жители уже долгое время добывают серу. Это очень тяжелая и опасная работа. Люди вручную нагружают корзины кусками серы, а затем относят груз в соседнюю долину, где они получают выплату за добычу. Обычно корзина с серой весит 75−90 кг, и её приходится нести около 300 метров в гору, а потом ещё 3 км после спуска с кратера до ближайшего сахарного завода, в котором серу задействуют в очистительных процессах. Большинство рабочих проделывают такое путешествие дважды в день и, по данным за 2010 год, получают примерно $10-13 в день.

По местным меркам это высокооплачиваемая и престижная работа. На острове Ява очень высокая плотность населения и безработица. Шахтеры, добывающие серу, являются своеобразной рабочей элитой.

Люди, которые занимаются этим трудом, часто жалуются на проблемы, связанные с дыханием. И это не удивительно, ведь долгое время находиться в кратере Иджен без противогаза опасно для здоровья. В свою очередь, рабочие часто пренебрегают защитой во время нахождения рядом с серой.

Серные пары настолько опасны для здоровья, что средняя продолжительность жизни рабочих всего около 47 лет.