Феликс мартин money неофициальная биография денег. Феликс Мартин Money. Неофициальная биография денег. Что такое деньги

Обычно деньги меняют на книги. Или наоборот. А вот книг про деньги как таковые очень мало

Текст: Александр Беляев
Фото: www.quora.com
На фото — банкнота королевства Бутан
Обложки книг и фотография автора — с сайтов издательств.

«Всем нужны деньги, а что такое деньги?!» Вопрос из песни известной певицы может показаться риторическим, но если все-таки попытаться на него ответить всерьез, ответы могут оказаться очень разными, от развернутого экономико-исторического экскурса до психологического мотивационного этюда.

Феликс Мартин. «Money. Неофициальная история денег» / пер. с англ. Николая Головина

М.: Синдбад, 2017

Синдбадовской серии переводного научпопа Big Ideas в последовательности не откажешь. Сначала в ней вышла весьма толковая книга Sapiens - про развитие человечества как такового. Дальше - больше: новая книга - про одну из главных определяющих черт человека - деньги!
Известно, что в финансовом мире, как в искусстве, специалисты делятся, в общем, на две большие группы: теоретики и практики. Теоретиков все уважают, присуждают престижные премии и платят гонорары за лекции и консультации. Но они не то чтобы совсем не знают реальности, но почти не трогают её руками. Практики, напротив, ворочают огромными деньгами, лично обогащаясь и лично же ежеминутно рискуя, знают на рынке каждый тёмный закоулок, но не сильны в теориях и подчас двух слов связать не могут. Автора, Феликса Мартина, такое положение вещей задевает, ибо сам-то он «играющий тренер»: и теоретик, и практик: десять лет отработал во Всемирном банке, сейчас - партнёр лондонской трастовой компании.

У Мартина - дар популяризатора. Его бойкое перо рисует нам биографию денег даже не с рождения, а с далёких предков. На экономическом факультете студентам обычно говорят, что когда-то денег не существовало, а потом они - раз! - и появились, после чего возникли «товарно-денежные отношения» пресловутые, вот их-то мы и будем изучать. В любом обычном, нормальном учебнике по экономической истории и/или теории, если пишут об истории денег, то выделяют два момента: а) сперва какой-то товар выделился в качестве менового эквивалента, посредника в торговле; б) золото выделилось в качестве такого товара потому, что редкое и ценное (то есть из-за своей ликвидности). Ну и, соответственно, денежка - гривна ли, тугрик, драхма - чего-то стоила потому, что она - золотая и красивая.

Со всем этим Мартин сразу же решительно не соглашается, полагая такие идеи умозрительными. Он считает, что деньги сразу изобрели именно как деньги - то есть монетки-символы, а не кусочки драгметалла. Деньги, по его мнению, родились как выражение кредита. То есть, грубо говоря, из того, кто кому сколько чего должен. Книга и начинается с экстравагантного примера в духе «Клуба кинопутешественников» — острова Яп, на котором имеют «хождение» огромные круглые камни с дырками. Эти камни-«раи» — безналичные деньги, которые не только не нужно передавать друг другу, их ещё и видеть не обязательно (одна «денежка» стоимостью в многоголовое стадо утонула когда-то давно, но семья, ею владеющая, всё равно считается богатой). Этот курьёзный пример показывает, как в крошечной стране Микронезии, где тысячелетиями можно было жить натуральным обменом и натуральным хозяйством, все-таки возникли кредитно-денежные отношения.

Деньги - не вещь и не товар, а долговые обязательства людей и, шире, связь между людьми. К этой не совсем новой мысли (ср. тезис Пола Самуэльсона о деньгах как «социальной искусственной условности») Мартин возвращается периодически. Рассказывая о финансовом кризисе в Англии второй половины XVII века, отмечает: «Деньги родились как технология, построенная на революционной идее экономической ценности - невидимой субстанции, находящейся везде и нигде, а в физическом мире присутствующей только через свои символы, то есть монеты».

Money, конечно, не учебник, но как орудие борьбы с навязшими в зубах обывательскими мифами годится. Вот, например, распространённый миф: при царе-батюшке рубль был золотым, поэтому конвертируемым, а то, что при царе-батюшке и Медный бунт был - это так, случайность, Монетный двор накосячил. Увы. Это не «косяк», а система. Доказательство - острый кризис в Англии того же времени, что Медный бунт.

«Хотя после 1663 года было отчеканено монет из серебра на сумму около 3 миллионов фунтов, к началу 1690-х практически все они исчезли из обращения. оставшиеся в обращении монеты подвергались варварскому обхождению - люди срезали с них края, стачивали их и стесывали. поскольку нехватка монет была крайне серьезной и в качестве оплаты принимались даже основательно изуродованные монеты, то срез краев монет был весьма прибыльным занятием. К 1695 году проведенная правительством экспертиза показала, что подавляющее большинство находившихся в обороте монет имело в своем составе только половину от изначального объема серебра, а полновесные серебряные монеты стоили почти на 25 процентов больше в качестве слитков.
Монетный двор должен смириться с этим фактом - бороться с рынком бессмысленно».

Классики из учебников - Джон Локк, Адам Смит, - здесь предстают живыми людьми, спорящими, сомневающимися, заблуждающимися. А общую картину оживляют изысканные цитаты. Например, стихотворение «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными», которое написал Бернард де Мандевиль, - это апология коррупции, на которой-де всё и держится. «Своей басней о безнравственных пчелах Мандевиль хотел сказать, что коррупция в политике, бизнесе и армии - это цена, которую приходится платить за богатство экономики и силу государства, не боящегося открытого столкновения с противниками », - уверят автор, анализируя знаменитую аллегорию начала XVIII века.

Александр Свияш. «Деньги внутри нас. Уберите барьеры перед деньгами»

М.: АСТ, 2017

«Единственной мерой цены человека были деньги, а в накоплении денег внутренних ограничений нет » — эта фраза из Money плавно подводит нас к следующей книге, которая из другой серии в прямом и переносном смысле. И как раз про то, что мешает человеку зарабатывать столько, сколько он хочет.

Автор «Денег внутри» Александр Свияш в личнном общении более всего напоминает институтского преподавателя философии. Спокойный моложавый мужчина средних лет в лекторских очках и седой щёточкой усов. Кандидат технических наук, психолог, автор множества книг о мотивации. «Я инженер по образованию… в своё время в 80-е заинтересовался теорией изобретательских задач - была такая. Как только я защитил диссертацию, у меня отрезало интерес к технике, открылся интерес к поиску новых идей. Интересовался способностями и сверхспособностями. В перестройку я создал кооператив «Центр детского изобретательства» - мои друзья тогда банки открывали, нефтью торговали, а мы <с коллегами> вывозили детей за город для развивающих игр!»

Игры разрослись до всероссийского уровня. В разгар деятельности МММ и всяких финансовых пирамид, эксплуатирующих дремучую финансовую безграмотность населения, Свияш проводил игры по экономическое тематике - люди играли в виртуальные акции, чьи котировки отражали реальные колебания фондового рынка. Эдакий экономический тренажёр. После кризиса 1998 года, когда весь фондовый рынок не то чтобы умер, но замер на долгие месяцы, Свияш вернулся к теме способностей и сверхспособностей. «Я ездил на всякие семинары про третий глаз и думал: а как это можно в реальной жизни использовать? Понял, что никак нельзя - ты должен быть либо целителем, либо фокусником. Но возникла идея, что, не меняя своего образа жизни, человек может немножко изменить себя, и вот если он правильно сформулирует свои цели, то его эффективность несколько повысится. Потом пришло понимание, что наше желание слабее, чем те барьеры, которые нас тормозят ». В 1998 году Свияш написал и издал первую книгу по этой теме - «Как быть, когда всё не так, как хочется», и с тех пор, по его словам, развивает «идеи, заложенные в этой книге».

Пересказывать методику невозможно, то есть можно только слово в слово, иначе не имеет смысла. Нет ответа, как заработать миллионы и быстро. Хотя определённые советы по подсчёту реальных и скрытых заработков есть. Безо всякой магии, визуализаций и прочего колдовства на полную Луну. Нет, это чисто про внутренний настрой, который обуславливает твоё поведение - экономическое в том числе. У многих из нас есть знакомые - да и мы сами подчас, чего греха таить - годами жалуемся на работу, начальника, зарплаты, гонорары и мечтаем о переменах. Вроде бы. А на самом деле нас всё устраивает - и это самое противное. Это западня, которую выстроило подсознание и то, что автор называет «Рептильный мозг» (часть серого вещества, которая отвечает за инстинкты).

Автор - реалист, прагматик, далёкий от идеализации условий, в которых мы живём. Наоборот, именно эти наши так-себе-условия-существования учитываются: «У людей, живущих в безопасных условиях, Рептильный мозг почти не влияет на решения, которые принимает Разум. Но это резко снижает уровень выживаемости таких людей, если они оказываются в опасных условиях ». Вашему рецензенту в интервью Александр Георгиевич привёл шокирующе простой пример, как это работает:

«Вот живут люди в какой-нибудь Германии или Норвегии, ничего не боятся, потом какой-нибудь Брейвик начинает стрелять - и никто не знает, что делать. Он стреляет - они стоят. Где-нибудь в Чечне он с автоматом своим из дома бы не вышел!»

Короче говоря, книга не о том, как зарабатывать, а как снять внутренние барьеры. Вначале их обнаружив.

- музыкальный обозреватель, литературный переводчик. Ранее — сотрудник банка, экономист по образованию.

Просмотры: 0

В этой книге Феликс Мартин спорит с самым распространенным взглядом на происхождение денег – с тем, что они появились как средство обмена одних товаров на другие.

Отталкиваясь от максимы «Меньше всего о воде знает рыба», он считает, что «ведущие экономисты мира» страдают непозволительной узостью взгляда и просто «не видят за деревьями леса». Анализируя значительный исторический материал (от Древней Месопотамии до наших дней, включая опыт Афин, Спарты, средневековых Англии и Франции и даже Советского Союза), Мартин приходит к выводу, что деньги – это в первую очередь социальная технология, своего рода регулятор общественных связей, и основное их предназначение – сглаживать и устранять конфликты. Деньги должны помогать обществу одновременно решать две задачи: обеспечивать экономическое развитие и сохранять социальную стабильность.

Современный капитализм, по мнению Феликса Мартина, хорошо зарекомендовал себя как локомотив развития, но отдал контроль за деньгами банкам и техническим специалистам, увязшим в своих умозрительных теориях и излагающим их на непонятном обществу языке. Злоупотребление силой денег со стороны финансовых институтов приводит к жестоким экономическим кризисам, раздирающим современное общество.

Обладая широким историческим и культурным кругозором, автор наполнил книгу массой интересных сведений, не перенасытив специальной терминологией. Написанная ярким, живым языком, она заинтересует не только финансистов, экономистов, историков и культурологов, но и самую широкую читательскую аудиторию.

Произведение относится к жанру Документальная литература. На нашем сайте можно скачать книгу "Money. Неофициальная биография денег" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.


Феликс Мартин

Money. Неофициальная биография денег

Посвящается Кристине

MONEY: THE UNAUTHORISED BIOGRAPHY

Copyright © 2013 by Failu Ltd

This edition published by arrangement with A. P. Watt Limited and The Van Lear Agency

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. Издательство «Синдбад», 2016.

Что такое деньги?

Что такое деньги, знают все, за исключением экономистов, но даже экономист способен написать о них главу-другую…

Элисон Хингстон Куиггин

Остров каменных денег

Расположенные в Тихом океане острова Яп еще в начале ХХ века оставались одним из самых удаленных и недоступных уголков планеты. Идиллический тропический рай, разместившийся на крошечном архипелаге девятью градусами севернее экватора и более чем в 300 милях от своего ближайшего соседа Палау, Яп вплоть до последних десятилетий XIX века не имели контактов с миром за пределами Микронезии. Впрочем, один эпизод был. В 1731 году на острова высадилась группа отважных немецких миссионеров, основавших здесь поселение. Однако на другой год, когда за ними вернулся корабль, выяснилось, что христианство под сенью пальм так и не прижилось. Всех поголовно колонистов с подачи местных шаманов, недовольных внезапно возникшей конкуренцией, несколькими месяцами раньше безжалостно вырезали. После этого острова Яп оказались предоставленными самим себе еще на 140 лет.

Первая европейская фактория, основанная немецкой торговой фирмой «Годфрой и сыновья», появилась на островах только в 1869 году. Несколько лет спустя, когда стало очевидно, что Годфрой не только избежал гибели, но даже процветает, существованием Яп заинтересовались испанцы – имея колонию на Филиппинах, всего в каких-то 800 милях к западу, они рассудили, что и эта часть Микронезии должна принадлежать им. Испанцы заявили о своем праве на земли архипелага и сочли сие fait accompli – летом 1885 года они выстроили на одном из островов дом и поселили в нем своего губернатора. Однако испанцы упустили из виду цепкость бисмарковской Германии во всем, что касалось внешней политики. Министерству иностранных дел нет дела до того, что островок мал и удален, – если его можно добавить к списку владений империи, он будет к нему добавлен. Вокруг архипелага Яп вспыхнул международный спор. В итоге договорились, что третейским судьей по этому вопросу выступит папа римский – довольно парадоксальное решение, если вспомнить историю островов. Папа распорядился отдать политический контроль над архипелагом Испании, однако предоставить Германии неограниченные права на торговлю на его территории. Как показала история, в выигрыше оказался Железный канцлер: в течение пятнадцати лет Испания проиграла войну с Америкой, утратила контроль над Филиппинами и потеряла влияние в Тихоокеанском бассейне. В 1899 году Испания продала Яп Германии за 3,3 миллиона долларов.

Поглощение островов Яп Германской империей обернулось весьма существенным преимуществом: благодаря ему мир узнал об одной из самых любопытных и оригинальных денежных систем. Архипелагом заинтересовался американец по имени Уильям Генри Фёрнесс-третий – известный эрудит и эксцентричный искатель приключений. Отпрыск влиятельного семейства из Новой Англии, Фёрнесс сначала изучал медицину, затем увлекся антропологией и выпустил популярные путевые заметки о путешествии по Борнео. В 1903 году он два месяца пробыл на островах Яп, а несколько лет спустя опубликовал статью, в которой дал описание тамошней природы и населения. Девственность этих отдаленных островов даже по сравнению с Борнео произвела на него неизгладимое впечатление. Несмотря на ограниченное число обитателей – всего пара тысяч человек – и скромные размеры (по свидетельству Фёрнесса, «каждый остров можно обойти вдоль и поперек не больше чем за день»), на Япе сформировалось достаточно сложно организованное общество. Здесь имелись кастовая система, племя рабов, братства рыбаков и воинов, селившихся в отдельных, только для них предназначенных жилищах.

Население островов накопило богатые традиции танцев и песен, которые Фёрнесс записывал с особенным удовольствием. Местная религия, в существовании которой миссионеры убедились на собственной шкуре, включала в себя подробное описание сотворения мира. В соответствии с туземным мифом первые япцы возникли из ракушки, прилипшей к носимому волнами обломку дерева. Но самой поразительной вещью, открытой Фёрнессом на островах, была, бесспорно, денежная система.

Экономика островов отличалась простотой. Рынок был представлен всего тремя товарами: рыбой, кокосами и единственным предметом роскоши – морским огурцом. Сельское хозяйство отсутствовало; кустарные промыслы и ремесла сводились к самым простым; из одомашненных животных имелись свиньи, к которым после прибытия немцев добавились кошки; торговли с внешним миром местное население не вело. Одним словом, трудно было бы найти более примитивную и изолированную экономику. В подобных первобытных условиях Фёрнесс не ожидал обнаружить ничего сложнее обычного бартерного обмена. В самом деле, на земле, где, по его наблюдениям, «пища и одежда растут на деревьях и доступны каждому», даже бартер показался бы излишеством.

Феликс Мартин

Money. Неофициальная биография денег

Посвящается Кристине

MONEY: THE UNAUTHORISED BIOGRAPHY

Copyright © 2013 by Failu Ltd

This edition published by arrangement with A. P. Watt Limited and The Van Lear Agency

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. Издательство «Синдбад», 2016.

Что такое деньги?

Что такое деньги, знают все, за исключением экономистов, но даже экономист способен написать о них главу-другую…

Элисон Хингстон Куиггин

Остров каменных денег

Расположенные в Тихом океане острова Яп еще в начале ХХ века оставались одним из самых удаленных и недоступных уголков планеты. Идиллический тропический рай, разместившийся на крошечном архипелаге девятью градусами севернее экватора и более чем в 300 милях от своего ближайшего соседа Палау, Яп вплоть до последних десятилетий XIX века не имели контактов с миром за пределами Микронезии. Впрочем, один эпизод был. В 1731 году на острова высадилась группа отважных немецких миссионеров, основавших здесь поселение. Однако на другой год, когда за ними вернулся корабль, выяснилось, что христианство под сенью пальм так и не прижилось. Всех поголовно колонистов с подачи местных шаманов, недовольных внезапно возникшей конкуренцией, несколькими месяцами раньше безжалостно вырезали. После этого острова Яп оказались предоставленными самим себе еще на 140 лет.

Первая европейская фактория, основанная немецкой торговой фирмой «Годфрой и сыновья», появилась на островах только в 1869 году. Несколько лет спустя, когда стало очевидно, что Годфрой не только избежал гибели, но даже процветает, существованием Яп заинтересовались испанцы – имея колонию на Филиппинах, всего в каких-то 800 милях к западу, они рассудили, что и эта часть Микронезии должна принадлежать им. Испанцы заявили о своем праве на земли архипелага и сочли сие fait accompli – летом 1885 года они выстроили на одном из островов дом и поселили в нем своего губернатора. Однако испанцы упустили из виду цепкость бисмарковской Германии во всем, что касалось внешней политики. Министерству иностранных дел нет дела до того, что островок мал и удален, – если его можно добавить к списку владений империи, он будет к нему добавлен. Вокруг архипелага Яп вспыхнул международный спор. В итоге договорились, что третейским судьей по этому вопросу выступит папа римский – довольно парадоксальное решение, если вспомнить историю островов. Папа распорядился отдать политический контроль над архипелагом Испании, однако предоставить Германии неограниченные права на торговлю на его территории. Как показала история, в выигрыше оказался Железный канцлер: в течение пятнадцати лет Испания проиграла войну с Америкой, утратила контроль над Филиппинами и потеряла влияние в Тихоокеанском бассейне. В 1899 году Испания продала Яп Германии за 3,3 миллиона долларов.

Поглощение островов Яп Германской империей обернулось весьма существенным преимуществом: благодаря ему мир узнал об одной из самых любопытных и оригинальных денежных систем. Архипелагом заинтересовался американец по имени Уильям Генри Фёрнесс-третий – известный эрудит и эксцентричный искатель приключений. Отпрыск влиятельного семейства из Новой Англии, Фёрнесс сначала изучал медицину, затем увлекся антропологией и выпустил популярные путевые заметки о путешествии по Борнео. В 1903 году он два месяца пробыл на островах Яп, а несколько лет спустя опубликовал статью, в которой дал описание тамошней природы и населения. Девственность этих отдаленных островов даже по сравнению с Борнео произвела на него неизгладимое впечатление. Несмотря на ограниченное число обитателей – всего пара тысяч человек – и скромные размеры (по свидетельству Фёрнесса, «каждый остров можно обойти вдоль и поперек не больше чем за день»), на Япе сформировалось достаточно сложно организованное общество. Здесь имелись кастовая система, племя рабов, братства рыбаков и воинов, селившихся в отдельных, только для них предназначенных жилищах.

Население островов накопило богатые традиции танцев и песен, которые Фёрнесс записывал с особенным удовольствием. Местная религия, в существовании которой миссионеры убедились на собственной шкуре, включала в себя подробное описание сотворения мира. В соответствии с туземным мифом первые япцы возникли из ракушки, прилипшей к носимому волнами обломку дерева. Но самой поразительной вещью, открытой Фёрнессом на островах, была, бесспорно, денежная система.

Экономика островов отличалась простотой. Рынок был представлен всего тремя товарами: рыбой, кокосами и единственным предметом роскоши – морским огурцом. Сельское хозяйство отсутствовало; кустарные промыслы и ремесла сводились к самым простым; из одомашненных животных имелись свиньи, к которым после прибытия немцев добавились кошки; торговли с внешним миром местное население не вело. Одним словом, трудно было бы найти более примитивную и изолированную экономику. В подобных первобытных условиях Фёрнесс не ожидал обнаружить ничего сложнее обычного бартерного обмена. В самом деле, на земле, где, по его наблюдениям, «пища и одежда растут на деревьях и доступны каждому», даже бартер показался бы излишеством.

Каменные деньги островов Яп, имевших высокоразвитую денежную систему

Однако действительность оказалась совершенно иной. Острова Яп имели высокоразвитую денежную систему. Фёрнесс наверняка убедился в ее наличии, едва ступив на берег, поскольку деньги здесь были крайне необычными. Они представляли собой раи – «большие и плотные каменные колеса диаметром от фута до двенадцати, с отверстием в центре, различающимся в зависимости от размеров камня, в которое при необходимости транспортировки могла быть вставлена палка достаточной прочности». Камень добывали на острове Бабелдаоб, расположенном в 300 милях от архипелага Яп. По легенде, бóльшая часть камней была привезена в незапамятные времена. Стоимость каждого камня определялась в первую очередь размером, а также гладкостью поверхности и белизной.

Поначалу Фёрнесс предположил, что подобная форма валюты была избрана не вопреки громоздким размерам, а именно благодаря им: «Если для того, чтобы украсть сумму денег, равную цене одной свиньи, требуются усилия четверых сильных мужчин, никому не захочется заниматься воровством. Как и следовало ожидать, – добавляет он далее, – случаи кражи раи практически неизвестны». Однако со временем он заметил, что не менее редки и случаи переноса раи от одного дома к другому. Финансовые операции имели место, но их участники обычно гасили взаимные долги, перенося остаток в счет будущих сделок. Даже когда возникала необходимость погашения долга, физического обмена раи обычно не происходило. «Характерной чертой каменных денег является то, – пишет Фёрнесс, – что обладателю не обязательно утверждать их в качестве своей собственности. При заключении сделки на сумму, составляющую слишком тяжелый для перемещения раи , новому владельцу достаточно признания того, что камень переходит к нему, после чего “монета” без нанесения на нее дополнительных меток остается лежать на прежнем месте, возле жилища предыдущего хозяина».

Фёрнесс не уставал удивляться оригинальности местной денежной системы, и тогда проводник рассказал ему еще более поразительную историю.

В деревне неподалеку жила семья, известная своим богатством – в том, что это так, не сомневался никто, – и при этом ни один человек, включая членов семьи, ни разу в жизни не видел этого богатства и не прикасался к нему; семейным капиталом был гигантских размеров раи , о существовании которого все знали только из легенд; на протяжении жизни последних двух или трех поколений он покоился на дне океана!