Большой храм кориканча. Храм солнца кориканча Храм солнца перу

Многие наверняка не один раз слышали об империи Инков, которая некогда существовала в Южной Америке и которая пала жертвой жадности испанских конкистадоров. Саму историю цивилизации инков мы рассмотрим чуть позже, а пока ознакомимся с религией империи инков. Итак, во что же верили древние инки и какие религиозные ритуалы они проводили.

Обожествление Солнца - явление, распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.
Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же - брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков - город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.
Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.
Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча (или Тонапа) появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча - загадочный «белый» бог - высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и ему пришлось даже призвать с неба огонь и «зажечь гору» (отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча - Лавовое озеро), чтобы его признали богом. Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.
На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распро-странённое и популярное из них - Инпги. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.

Пантеон инков

Весьма почитался также бог огня Пачакамак, заново оживлявший всё, что было создано, а затем погибло по тем или иным причинам. Среди главных инкских богов выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон (бог шума). Некоторые боги были трилики. Так, бог грома имел три ипостаси: «копьё света» - молния, «луч света» - гром и Млечный Путь.
Имелся в инкской мифологии и образ дьявола - олицетворение всего того, что презиралось инками. Дьявол (Супай) во всём старался противостоять богам и стремился причинить как можно больше вреда людям. И конечно, он мешал выполнять главные заветы, по которым жили инки: «ама суа» - «не воровать», «ама льюлья» - «не лениться» и «ама келья» - «не лгать». Но что мог предпринять даже самый искушённый дьявол против такого великого бога, как Инти-Солнце!
Инки обожествляли зверей, птиц, растения, поклонялись некоторым пресмыкающимся и земноводным. В число священных животных входили лиса, медведь, пума, кондор, голубь, сокол, змея, жабы и др.
Верховный Инка (император) признавался потомком Солнца и посредником между божественным и человеческим мирами. Его считали бессмертным. И даже если Верховный Инка умирал, инки полагали, что он продолжает оказывать влияние на жизнь людей. Примечательно, что в состав императорской семьи помимо жён и детей официально входил и Верховный Жрец (Вилъяк Уму). Тем самым подчёркивалось божественное происхождение последнего.

Подобно жрецам знаменитого Дельфийского оракула, жрецы крупнейших храмов инков играли огромную роль не только в хозяйственной, но и в политической жизни «империи». Нередко именно они определяли следующего «императора».
Жречество было многочисленным и делилось на несколько категорий. Особую составляли алькас - «девственницы Солнца», проживавшие в специальных храмах - алъкау-асисах. Их набирали из клана (рода) Верховного Инки с девятилетнего возраста. Они становились хранительницами солнечного огня, и, кроме того, в их обязанности входили шитьё одежды для Инки и его приближённых, приготовление пищи и напитков для императорской семьи в праздничные дни.

Представления инков о вселенной

По верованиям инков, вселенная - пача - была создана Верховным Творцом всего сущего из воды, земли и огня. Она состояла из трёх миров: высшего мира (ханан пача), где обитали небесные боги; внутреннего мира (уку пача), где жили люди, животные и растения; и низшего мира (хуРин пача) - царства умерших, живущих в загробном мире (преисподней) и тех, кто должен был родиться. Символическую связь между этими тремя мирами осуществляли две гигантские змеи. В низшем мире они жили в воде. Выползая во внутренний мир, одна змея, двигаясь вертикально, принимала вид огромного дерева - от земли до неба, другая становилась рекой Укаяли. В высшем мире одна превращалась в радугу (Коиче), другая становилась молнией (Ильяпу). Нижний мир, согласно некоторым мифам, считался одновременно и местом происхождения человека. Во многие мифах повествуется о том, что все люди вышли на свет из лона матери-земли Пачамамы или Мамы Пачи (Госпожи мира), одного из главных женских божеств, - из озёр, источников, пещер.
В отличие от других индейских религий и культур инки не имели концепции периодического обновления мира, хотя и верили, что потоп, уничтожив одно поколение людей - диких людей, подготовил почву для появления другого поколения - воинов.

Религиозные праздники инков

В течении года инки отмечали несколько религиозных праздников. Особенно торжест¬венным был так называемый Инти Райми, когда с большим размахом чествовали своего самого важного бога - Солнце. В день праздника Инти Райми солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом, и с его помощью зажигался священный огонь. Праздник завершался всеобщей обильной трапезой и виновозлияниями на протяжении нескольких (обычно восьми) дней. Вообще в солнечные тона были окрашены все праздники инков.
В сентябре отмечался праздник урожая Ситуа, когда чествовали Луну и Койю - главную из многочисленных жён Верховного Инки. Это были дни своеобразного очищения. До блеска отмывались улицы и дома, толпы людей с идолами и мумиями (высохшими трупами) предков собирались около храмов и умоляли богов избавить их от всех болезней, от всех напастей, причинённых землёй, ветром, радугой. Они просили помочь не только им, но и растениям и ламам (лама - основное хозяйственное животное инков). Этот праздник сопровождался шумным весельем, ведь именно крики собравшихся должны были напугать болезни и помочь богам изгнать их навсегда.
Религиозные представления и праздники инков находили отражение и в названии месяцев: Капак Райми - праздник императора (декабрь); Койя Райми - праздник императрицы (сентябрь) и т. д. Очень необычным, по крайней мере на современный взгляд, был Айя Шаркай Килъя - месяц извлечения из могил усопших (ноябрь). В эти дни останки умерших извлекались на поверхность. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Повсюду звучали песни, исполнялись ритуальные танцы, так как инки считали, что вместе с ними пляшут и поют их предки. Затем останки укладывали на специальные носилки и шествовали с ними из дома в дом по всем улицам и площадям города. В конце этих ритуальных торжеств, прежде чем снова предать мёртвых земле, в погребения знатных усопших ставили золотые и серебряные блюда с пищей, а в могилы простого люда - посуду поскромнее.

Жертвы инков богам

Религиозные верования инков в значительной мере лишены леденящей душу жестокости, присуще ацтекам и майя. Среди даров, приносимых предкам и богам, чаще всего встречались кукуруза, кукурузная мука, листья кустарника коки, морские свинки и ламы. Однако в дни празднования последнего месяца года и первого месяца нового года (декабрь), когда надо было особенно сердечно поблагодарить Инти (Солнце) за всё, что он уже сделал для инков, и заслужить его благосклонность на будущее, инки не только приносили ему в дар золотые и серебряные украшения, но и прибегали к человеческим жертвоприношениям. Для этой цели ежегодно отбиралось 500 девственных юношей и девушек, которых в кульминационный момент праздника погребали заживо.
Инки считали, что после смерти у каждого человека будет своя судьба: добродетельные окажутся вместе с Солнцем на небе, где их ждут изобилие и жизнь, практически не отличающаяся от земной. Грешники же попадут под землю, в преисподнюю, где голодно, холодно и нет ничего, кроме камней. А те молодые люди, которым выпала высокая честь принести себя в жертву Солнцу ради благополучия всех, естественно, принадлежат к самым добродетельным. Они, защитив своих соплеменников от всего злого, попадают прямо в царство Солнца. Культ предков был не менее важен для инков. С ним был связан обычай мумификации умершей знати. В скалах вырубали склепы, в которых погребали мумии в богатых одеждах с дорогими украшениями. Особенно был развит культ мумий правителей. Их мумии помещали в храмах и выносили для проведения торжественных шествий во время больших праздников. Имеются свидетельства, что из-за приписываемого им сверхъестественного могущества их даже брали в походы и выносили на поля сражений.

Храмы инков

Инки прославились красотой и величественностью своих храмов. Столица инков, город Куско, был одновременно главным религиозным центром империи. На площади Радости находился целый комплекс святынь и храмов. Самым величественным среди них был Храм Солнца - Кориканча. Стены его снизу доверху облицованы золотыми пластинами, но не только ради красоты. Золото у инков - символ Солнца, а серебро - символ Луны.
Чешский учёный Милослав Стингл так описывает этот храм: «Внутри храма находился алтарь с огромным изображением солнечного диска, от которого во всех направлениях исходили золотые лучи. Чтобы ещё больше увеличить блеск этого божественного храма, в восточных и западных его стенах были сделаны большие ворота, через которые солнечные лучи проникали в святыню, отчего массивный золотой диск алтаря вспыхивал тысячами огней…
Помимо огромного изображения Солнца, в национальной святыне Кориканче почитались… мумии умерших правителей. Их помещали вдоль стен храма. Они сидели здесь точно так же, как некогда сидели на величественных тронах».


Храм Кориканча и монастырь Санто-Доминго стали символом столкновения древней культуры Анд с европейской цивилизацией. Кориканча являлся самым важным святилищем бога Солнца во времена империи инков, на стенах которого испанские колонисты построили монастырь Санто-Доминго.
Мифы и факты

Кориканча дословно переводится как «Золотой храм». Изначально он назывался Инти канча (Inti kancha) - «храм Инти» - бога Солнца, главного божества пантеона инков. Отчеты испанских конкистадоров рассказывают о "невероятно сказочном" сверкающем дворце, сплошь покрытом сусальным золотом, с бесчисленным количеством золотых и серебряных статуй растений и животных в натуральную величину во дворе. В дополнение к сотням золотых панелей и фигур, по центру располагался алтарь в форме огромного золотого диска. Во время летнего солнцестояния, диск отражал солнечный свет, освещая нишу храма, где восседал вождь инков.






Роскошный дворец являлся важнейшим храмом инков, сооруженным в 1438 году. Около 4000 священников когда-то жили в его пределах. Кориканча также служил в качестве основной астрономической обсерватории. Существовали и другие храмы инков, посвященные богам природы: луны, Венеры, грома, молнии и радуги.

Большую часть богатств Кориканча инкам пришлось отдать в качестве выкупа за своих пленных во время испанского завоевания. Но священное золото было уплачено зря. После испанцы все равно разграбили храм и содрали оставшиеся драгоценности, а на искусно уложенных каменных стенах святилища основали монастырь Санто-Доминго (Святого Доминика). Сильное землетрясение в Перу 1950 года серьезно повредило монастырь и обнажило некоторые фрагменты храма инков, построенного из огромных, плотно подогнанных каменных глыб, которые до сих пор стоят нерушимо благодаря особенностям сложной кладки.
Что посмотреть

Барочная церковь монастыря Санто-Доминго бледнеет рядом с тонким мастерством каменной кладки инков, которая является главной достопримечательностью этого комплекса. Во время капитальной реконструкции обоих зданий после землетрясения значительная часть монастыря была удалена, открыв четыре оригинальных зала храма.

Сейсмостойкая кладка, трапециевидные дверные проемы, изогнутая подпорная стенка и изысканная резьба являются наглядным примером инженерных и художественных навыков инков. Станьте на небольшой платформе в первой комнате, чтобы увидеть точную симметрию отверстий каменных плит, идеально сочетающихся друг с другом.

Рядом с Санто-Доминго находится подземный археологический музей, где хранятся уцелевшие мумии, текстиль и статуи священных идолов, найденные при раскопках.




Храм Кориканча («золотой храм»), во времена инков назывался Интиканча, т.е. «храм солнца». Храм Кориканча был главным храмом Верховного Инки. Сооруженный в 1438 году, он был разрушен конкистадорами. В настоящее время от храма осталось только каменное основание, на котором испанцы воздвигли церковь Санто-Доминго. Первоначально стены храма Кориканча были покрыты семьюстами золотыми пластинами, весом по два килограмма, а в ограде храма находился золотой сад, в котором паслись золотые ламы, и росло поле золотой кукурузы.
Говорят, что в нем все было из золота и серебра: поля кукурузы, фруктовые деревья, животные, сказочные птицы, ящерицы и змеи. На тонких золотых нитях висели золотые бабочки, а стены были увиты золотыми лианами. И все это было сделано в натуральную величину, вызывая восхищение и радуя глаз посетителей, порождая молву о сказочном великолепии Кориканча.

В храме Кориканча был золотой алтарь и Золотой диск Бога Солнца Инти. Считается, что часть украшений храма индейцы добровольно отдали испанцам, в качестве выкупа за Верховного Инку Атауальпа. Но большинство ритуального золота Бога Солнца Инти, согласно легенды, было спрятано инками в пещерах горного хребта Вилькабамба, между реками Апуримак и Урубамба, куда его свозили караванами груженых лам. Величие и слава храма Кориканча в империи Инков было столь велико, что люди, проживающие в самых отдаленных уголках империи, стремились попасть в Куско, только для того, чтобы посетить храм Кориканча.
Храм Кориканча был важнейшей святыней Инки, и создавался специально для Бога Солнца Инти. Покрытый листами чистого золота Кориканча сиял на солнце и был виден на большом расстоянии. И все-таки самым удивительным в нем было не золото, а каменная кладка, которую строители применяли для связки многоугольных блоков. Именно она позволяла всем сооружениям инков выдерживать самые разрушительные землетрясения. При этом воздвигнутый на кладке инков собор Святого Доминго дважды разрушался, и его приходилось отстраивать заново.

А кладка инков легко и без ущерба выдержала все землетрясения. Кладка действительно кажется неимоверно сложной. На угловых блоках насчитывается 12 углов и сторон в одной плоскости. В зазоры на стыках блоков невозможно всунуть даже лезвие безопасной бритвы. Кто из современных строителей это может повторить? Остается загадкой и то, как эти громадные глыбы доставлялись из далеких каменоломен.

Верховные Инки возвели культ Бога Солнца Инти в ранг государственной политики, наравне с Виракочи, провозгласив себя «сынами Солнца».

Куско был столицей великой Империи Инков в течение 200 лет, но раскопки показывают, что люди жили в этих местах уже 3000 лет назад.

Инки делили территорию своей империи Тауантисуйю (на языке кечуа Tawantin Suyu , Tawantinsuyu , Тауантинсуйу, Тавантинсуйу, означает “четыре стороны света, соединенные вместе”) на 4 части, в центре которых находилась их столица - Куско. Они не знали других стран, не плавали за моря, их земля для них и являла собой весь мир, а Куско был центром этого мира. Этим объясняется одна из версий значения названия города, которое можно перевести с языка кечуа как “Центр Мира, Пуп Земли”. По другой версии название города переводится как “Место Пепла” - то есть то место, где совершаются ритуальные жертвоприношения. Именно в Куско во времена Инков находились все главные храмы и самые значительные религиозные церемонии происходили тоже здесь.

Каким увидели Куско испанские конкистадоры, объявившись здесь в 1533 году

Это был процветающий город с великолепными храмами, площадями и богатыми домами членов королевской семьи, приближенных и другой знати. Река Сафи (Saphi) пересекала центральную площадь и делила город на 2 части: Верхний (Hanan) и Нижний (Urin) Куско. Планировка Куско повторяла силуэт одного из священных животных - пумы. Головой пумы служил район Саксайуаман (Saqsaywaman), расположенный выше уровня остальных частей города.

Обосновавшись в Куско, завоеватели изменили облик города, превратив инкские сооружения в свои особняки. Испанские дома строились на фундаменте прежних строений, камни для своих храмов конкистадоры брали, разбирая кладку инкских зданий. В Куско сформировался неповторимый стиль “местисо” - смешение андских и испанских мотивов - который мы можем наблюдать сегодня не только в архитектуре, но и в культуре в целом.




История Куско

По инкской легенде основателем города являлся первый Инка Манко Капак (Manko Qhapaq). По одной из версий он вышел из озера Титикака со своей женой по имени Мама Ойлья и отправился на север искать место, где его золотой посох легко войдет в землю. Там, куда он воткнул посох, появился город Куско. По другой версии четверо братьев и их четыре сестры-жены появились из пещеры на одном из островов озера Титикака. Одним из братьев был Манко Капак, который основал Куско и положил начало Империи Инков.

В Куско началась история Великой Империи Тауантисуйю, здесь же она и завершилась. Это произошло в 1572 году, когда испанские конкистадоры на главной площади города обезглавили последнего представителя Инкских правителей - Инку Тупака Амару (Thupaq Amaru).

ТОП-11 достопримечательностей Куско - что посмотреть в городе и окрестностях Куско

Куско - главный туристический город Перу. Именно отсюда начинаются самые известные и интересные , отсюда стартует , и многое другие.

Кроме того, в Куско очень много интересных музеев.

1. Музей Инков (Museo Inca)

Этот музей также называют Археологическим музеем Куско, так как здесь находятся артефакты, позволяющие проследить историю Перу времен преинкских цивилизаций, Великой Империи и колониального периода.

Здание, в котором находится музей, было построено на месте инкского дворца в начале XVII века и принадлежало Адмиралу Франсиско Алдрете Малдонадо.

Музей открыт ежедневно.

Адрес музея: 103 Cuesta del Almirante, Cusco, Peru



2. Храм Кориканча (Qoricancha)

Во времена Инков Кориканча (на языке кечуа “Золотая ограда”) был самым богатым храмом. Он был построен в честь Бога Солнца Инти, поэтому его стены были облицованы золотыми пластинами, инкрустированными драгоценными камнями. Именно здесь хранились мумии знатных Инков, которые использовались во время религиозных церемоний. После завоевания испанцы построили на руинах Храма Солнца церковь Санто Доминго, но, к счастью, некоторые части первоначального храма сохранились и их можно увидеть и сегодня.

Музей открыт ежедневно.

Адрес музея: Plaza Intipampa (между Av.El Sol и Calle Santo Domingo), Cusco, Peru

3. Музей Коки (Museo de la Coca)

Листья коки имели огромное значение во времена Империи Инков и до сих пор продолжают оставаться важным элементом культуры Анд. В этом музее можно узнать историю и значение коки, способы применения и многое другое.

Адрес музея: Calle Suytuccatu 705, San Blas, Cusco, Peru

4. Планетарий Куско

Высота 3350 метров над уровнем моря, на которой расположен Куско, приближает этот город к небу и Богам. Звезды играли огромную роль в развитии всех великих цивилизаций, не исключением была и Инкская Империя. “Планетарий” - это компания, которая организует выездные вечерние экскурсии к месту, откуда можно понаблюдать за звездами. Вам расскажут об астрономии Инков, самых важных для них созвездиях, о том, как быт жителей был связан с движением звезд и др.

Экскурсии проводятся ежедневно, но необходимо предварительное бронирование.

Сайт Планетария: http://www.planetariumcusco.com/

5. Музей Шоколада (Choco Museo)

Перу является производителем и экспортером какао бобов. В 2010 году на главной выставке шоколада в Париже (Salon du Chocolat) какао бобы из Перу были признаны самыми ароматными и получили приз.

В Музее шоколада в Куско всем желающим расскажут о процессе производства шоколада и предложат продегустировать плиточный и горячий шоколад. Музей проводит мастер-классы по приготовлению шоколада и организует поездки на плантации какао бобов.

Сайт музея: http://www.chocomuseo.com/english/our-locations/cusco-per/

6. Центральный рынок Сан-Педро (Mercado Central de San Pedro)

Этот рынок обязательно стоит посетить! Здесь можно провести весь день, бродя между прилавков с мыслимыми и немыслимыми товарами: сувенирами, свитерами из альпаки, цветными шарфами, свежими фруктами и овощами, десятками видов кукурузы и картофеля, кофе, шоколадом, сыром, хлебом, листьями коки на развес из огромных мешков, ингредиентами для традиционной медицины - лягушками, повышающими потенцию и разными засушенными насекомыми. А если прогулка вас утомит, можно подкрепить силы соком, который выжмут прямо при вас. Местные жители приходят на Сан-Педро и на обед: традиционные перуанские блюда готовятся здесь же и стоят совсем недорого.

Рынок открывается в 5.30 утра и работает до 17.30.



Окрестности Куско

7. Археологический парк Саксайуаман (Saqsaywaman, Sacsayhuaman)

Руины Саксайуаман, Кенко, Тамбомачай и Пука-Пукара составляют археологический парк Саксайуаман.

Саксайуман, расположенный на горе выше основных районов Куско, во времена Инков был одной из частей города. И если сам Куско был спроектирован в форме силуэта пумы, головой пумы служил Саксайуман. Разные источники расходятся во мнениях о предназначении этого района. Многие годы считалось, что здесь было военное укрепление. Но современные исследователи придерживаются версии о том, что это был жилой район с богатыми домами знати, храмами и площадями, на которых проводились религиозные церемонии.

Несмотря на то, что испанцы разбирали здания и брали камни для строительства своих церквей, руины этого района и сегодня поражают воображение! Стены высотой 6-9 метров, состоящие из идеально подогнанных друг к другу каменных блоков, каждый из которых весит от 128 до 200 тонн! Считается, что в постройке этого архитектурного комплекса было задействовано около 20 000 человек.

Именно здесь ежегодно 24 июня отмечается праздник Инти Райми (Inti Raymi) - Фестиваль, посвященный Богу Солнца.

Кенко (Kenko, Quenco, Q"inqu)

Находится в 3 км от Куско по направлению к Священной Долине. На языке кечуа название этого места означает “змеевидный, извилистый” - возможно, это название связано со змеевидными каналами для воды. Выполненный в форме амфитеатра, Кенко мог быть и алтарем и трибуной - точное назначение неизвестно. Здесь, как и в ряде других сакральных мест, есть обсерватория для наблюдения за звездами и отслеживания равноденствия.

Тамбомачай (Tambomachay)

Название Тамбомачай на языке кечуа означает “место отдыха”. В 5-6 километрах от Куско был построен “водный курорт” для Верховного Инки. Тамбомачай был посвящен культу воды, здесь были созданы великолепные каналы, акведуки, каскады. Прекрасные инженерные навыки позволили строителям создать 2 каскада, вода из которых льется с одинаковой скоростью - если поставить под них 2 бутылки, они наполнятся одновременно.

8. Статуя Христа (Cristo Blanco)

Статуя Христа установлена на холме над Куско, рядом с Саксайуаманом. Она была подарена Куско в 1945 году палестинцами в знак благодарности за то, что Куско послужил им убежищем в годы Второй мировой войны.

9.

Название Типон - искаженный вариант слова на языке кечуа Т’импуй (T’impuy), которое означает “там, где закипает вода”. Место было названо так благодаря большому количеству подземных источников. Исследователи полагают, что постройка была закончена в период правления Инки Виракочи, но судя по архитектурному стилю и характеристикам построек Типон ближе к периоду Инки Пачакутека.

Типон был агрокультурным исследовательским центром. Поражает геометрическая правильность в постройке террас. Великолепные каналы для орошения функционируют до сих пор, и это значительное достижение Инков - даже современные перуанцы не умеют так замечательно решать проблемы с водой.

В промежутках между урожаями на террасах происходили праздничные церемонии.

10.

Примерно в 30 километрах на юго-восток от Куско находятся руины Пикильякта. С языка кечуа название города переводится как "город блох". Вероятней всего, название является шуточной метафорой относительно небольших размеров этого места - "крошечный (размером с блоху) город". Тем не менее, Пикильякта являлась очень важным культурно-административным центром преинкской культуры Вари (Wari) в VI - IX вв нашей эры.

Построенный в тени горной цепочки Анд, золотой храм города Куско был центром империи, совершившей революцию в городском планировании в Южной Америке.

После завоевания Куско, испанцы разрушили храм солнца Кориканча и воздвигли на этом месте собор, однако его основание полностью состояло из камней прежнего храма.

Разреженный воздух, затрудняющий дыхание, срывающиеся валуны Перуанских Анд – такое место не выглядит слишком удачным для столицы стремительно расширяющейся империи до-Колумбовой эпохи. Любому сообществу для успешного существования в таких условиях понадобились бы великие амбиции и немалая сумма политических решений, а так же инженерных идей.

К счастью для инков, они обладали всем этим в избытке, что позволило создать, используя религиозную веру, политическую волю и умные решения, крупнейшую империю в Южной Америке на малопригодной для этого земле. Когда Пачакутек занял трон инков в 1438 году, он принялся перестраивать Куско согласно новому уличному плану. Такое расположение улиц сохранилось вплоть до сегодняшнего дня.

Очертаниями город должен был походить на пуму, с которой было связано множество преданий. Это занимает особое место в мифологии индейцев.

Оригинальная каменная кладка в Кориканче.

Согласно преданиям, построенный приблизительно в 1200 году, храм был воздвигнут с характерным дизайном и сложной каменной кладкой, присущей архитектурному стилю инков. Испанский историк Педро Сармиенто де Гамбоа восхищается этим стилем в своей книге 1572 года «История Инков»: «Те из нас, кто видел храм, трепетали перед его совершенством и красотой».

Кориканча занимал в городе очень важное место. Располагавшийся на пересечении четырех главных дорог и связывавший четыре области государства, храм символизировал важнейшую роль религии в объединении различных культурных традиций, существовавших на обширной территории контролируемой инками.

Служивший пристанищем для более четырех тысяч священников, и затерявшийся в массивах Андских гор, Кориканча функционировал как огромный календарь. Тени отбрасываемые камнями, находившимися на вершине сооружения и хорошо видимые из храма, позволяли вести учет солнцестояний и равноденствий.

Религиозный комплекс внутри здания состоял из четырех главных , посвященных разным богам: богу луны, звездному богу, богу грома и богу радуги. Кориканча был переполнен золотом. Одна из комнат содержала гигантский золотой диск в виде солнца, отражавший солнечные лучи и освещавший остальное пространство храма. Диск был расположен так, что во время летнего солнцестояния освещал неприкосновенное место, где позволялось сидеть только императору.

Эпоха правления Пачакутека ознаменовалась многочисленными завоевательными походами. К моменту восхождения на трон его преемника, государство простиралось от границ современной Колумбии до чилийского Сантьяго. Эффективная организация Куско была главным ключом на пути к успеху.

Но слава империи оказалась недолговечной. Борьба за власть и опустошающая эпидемия оспы, принесенной европейскими первооткрывателями в 1530 году, ввергла империю в . Прибывший испанский завоеватель Франсиско Писарро воспользовался замешательством и пленил императора Атахуальпу, несмотря на огромное численное превосходство аборигенов.

Заплатив выкуп, требуемый испанцами за освобождение императора, индейцы лишились золота Кариканчи. Невзирая на полученные сокровища, испанцы убили Атахуальпу.

После завоевания Куско, испанцы разорили великолепное сооружение. Золотые пластины были расплавлены и вместе со скульптурами храма отправлены в Испанию. На месте храма был возведен католический собор, фундаментом которому послужили камни индейской святыни. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Спустя столетия, сильное землетрясение полностью разрушило построенный испанцами собор, оставив неповрежденным лишь фундамент инков.

Сегодня Кориканча получает признание, которого давно заслуживал. Несмотря на то, что современный Куско разросся и первоначальные очертания города в виде пумы едва ли возможно заметить, Храм Солнца остается замечательным местом, притягивающим множество туристов.


Испанский собор был заново выстроен на вершине сооружения инков, по его стенам посетителям запрещается забираться наверх. Им разрешено лишь бродить по земле, на которой когда-то стоял символ исчезнувшей империи. Сегодня там, где в далеком прошлом сверкал золотой солнечный диск, можно увидеть лишь загорающих туристов.