Участники команды яхты апостол андрей. Яхта «Апостол Андрей»: удивительные арктические приключения. Морские приключения и испытания

«Апостол Андрей» – океанская яхта, созданная специально для плавания в полярных морях.

Длинна – 16,2 м
Ширина – 4,8 м
Осадка – 2,7 м
Водоизмещение – 25 т

Корпус яхты, сваренный из стальных листов, имеет граненые обводы. Прочность и жесткость обеспечиваются за счет увеличенной толщины обшивки (20 мм на днище) и жесткости переборок.

Две мачты – грот (19 м) и бизань (14 м) – несут 130 кв.м. парусов. Вооружение – бермудский кэч. Максимальная скорость под парусами до 12 узлов. Крейсерская скорость под парусами 5-7 узлов.Вспомогательный двигатель Iveco имеет мощность 85 л.с.

Лодка оснащена современными средствами навигации, радио- и телефонной связи, имеет все необходимое для жизни и работы экипажа 5-7 человек.

По предложению Патриарха Алексия II, яхта получила имя в честь Святого апостола Андрея Первозванного, который является покровителем русского флота и моряков всего мира.

«Апостол Андрей», яхта, оставившая за кормой не одну тысячу морских миль, имеет и свою земную биографию.

Чтобы осуществить проект, задуманный капитаном Литау, и пройти на парусном судне Северным морским путем, нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытания холодами, сыростью, а главное – льдами. Такой проект был разработан. Он принципиально отличался от привычных конструкторских решений: корпус было предложено сделать стальным с гранеными обводами без шпангоутов.


1 июля 1993 года яхта была заложена в Твери. То, что строительство затянется на долгие 3 года, предположить не мог никто. Финансовые и организационные проблемы, технологические и технические сложности срывали все сроки и планы организаторов экспедиции. Старт откладывался, но подготовка к походу не прекращалась.

Заканчивались работы по корпусу лодки, параллельно московская компания «Электра» расчитывала и уточняла проект яхтенного электрооборудования, в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро Александра Стружилина разрабатывался проект палубного оборудования, рангоута и такелажа. Там же, в северной столице, в мастерской Прохорова шились паруса.


Наконец, 31 июля 1996 года после трех лет трудов, надежд и сомнений яхту, пока еще безымянную, в сопровождении милицейских машин медленно вывозят из ворот Тверского вагоностроительного завода. Этот день запомнился многим: и строителям, и будущим членам команды, и горожанам. Такого ливня в Твери старожилы не припомнят до сих пор. Казалось, океан вылился с небес, и под его потоками началась дорога к океану. 9 августа 1996 года яхту спустили на воду, а в конце сентября перегнали в порт приписки Москву.


Все три года строительства лодка жила без имени. Найти подходящее, звучное имя, соответствующее той идее, ради которой было прожито и пережито немало, оказалось делом нелегким. В газете «Московская правда» был даже объявлен конкурс. Названия, присланные читателями в редакцию, были красивыми, романтичными, реалистичными: от «Витуса Беринга» до «Мастера и Маргариты». Но ни одно не стало единственно точным.



Тогда, помня о традициях русского флота, Клуб «Приключение» обратился с просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II благословить уходящих в плавание и помочь выбрать для яхты имя. Ответ пришел неожиданный:

«Благодарю Вас за письмо от 27 августа с.г. и сообщение о том, что в ознаменование 300-летия Российского флота построенная в Твери яхта вскоре отправляется в кругосветное путешествие. Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание Вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». На мой взгляд, это соответствует исторической связи Российского флота с именем святого апостола Андрея Первозванного, чей бело-голубой крестообразный стяг победно развевался на российских кораблях. Надеюсь, что, совершая кругосветное плавание, экипаж сможет оправдать присвоенное яхте название, с честью и достоинством перед всем миром свидетельствуя о духовном становлении обновляющегося ныне Отечества нашего и славных традициях Российского флота. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящем плавании».

Чин освящения состоялся в Москве. По благословению Патриарха его совершил иеромонах Иероним, настоятель храма Святителя Григория Неокессарийского на Большой Полянке.


Справка: Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Сын Ионы, рыбака с озера Галилейского, он вместе с братом Петром был учеником Иоанна Крестителя. Когда учитель однажды указал им на идущего мимо Иисуса Христа, сказав: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира», Андрей последовал за Христом, первым свидетельствовал о нем, как о мессии.

Поэтому его называют Первозванным.Святой Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям божественного учителя, видел бесчисленные его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и воскресения Спасителя. После вознесения Христа на небо, восприняв благодатные дары Святого Духа, сошедшего на апостолов, Андрей пошел проповедовать Евангелие, призывая «покаяться и креститься».

Согласно жребию, апостол Андрей направился в страны Причерноморья и учил Слову жизни во Фракии, Скифии, углубился в край Новороссии, Кавказ, вернулся к «великому городу Севасту (Севастополю)» и, наконец, Днепром поднялся до гор Киевских. Благословил их, водрузил крест и сказал ученикам: «На сих горах воссияет благодать Божия и будет град велик и церкви многие». Потом, продолжая свой путь, он достиг Великого Новгорода и варягов.

Мученическую кончину апостол Андрей принял в греческом городе Патры (Патросе) в 62 году. По преданию, крест, на котором был распят апостол, имел особую форму – в виде латинской цифры Х (в иконографии – Андреевский крест).

Святой апостол Андрей особо почитается россиянами и считается покровителем Российского государства. В 1699 году был учрежден первый и самый старший российский орден Святого Апостола Андрея Первозванного. С 1998 года этот орден является высшей наградой Российской Федерации.

До октября 1917 года Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В 1994 году боевые корабли России вновь подняли Андреевские флаги. Память святого апостола Андрея Первозванного русская православная церковь чтит 30 ноября.

Проект яхты был задуман капитаном Литау. На новоиспеченной яхте он планировал пройти Северный морской путь. Для осуществления своей задумки ему нужна была непростая яхта, а судно, которое не сломали бы холода, сырость и даже льды. Капитану удалось воплотить в жизнь свою задумку, и вскоре был разработан проект. Этот проект не имел ничего общего со стандартными конструкторскими решениями. Литау предложил осуществить корпус из стали, а обводы огранить без шпангоутов. Назвать яхту решили в честь покровителя русского флота и всех моряков Святого Апостола Андрея Первозванного по идее Патриарха Алексия II.

Строительство яхты осуществлялось на протяжении 3 лет, а взяло свое начало в 1993 году. Возникало большое количество проблем и сложностей, финансовых, технических, которые не позволяли ускорить процесс строительства. В июле 1996 года яхта, наконец, была спущена на воду, а в августе уже принадлежала порту приписки Москвы.

За три года строительства создателям не удалось придумать подходящего имени яхте. Ведь оно должно было символизировать идею, под которой создавалась яхта. В местных газетах даже были объявлены конкурсы на самое лучшее название, однако, так и не было предложено. Тогда было предложено обратится за благословением к Патриарху Алексию II и с просьбой совета. По благословению Патриарха в Москве был проведен чин освящения.

Спустя всего несколько месяцев, в ноябре 1996 яхта стартовала в уже давно запланированный поход. В Санкт-Петербург экипаж вернулся в 1999 году. Это путешествие было признано самым большим достижением мирового яхтинга королевским крейсерским клубом Великобритании, а экипаж яхты был награждён медалью «за искусство мореплавания».

Яхта Апостол Андрей Экипаж

Через три года экипаж был награжден «Медалью Голубой воды». Эти две медали были присуждены за одно плавание, что является беспрецедентным случаем. В ноябре 2001 года «Апостол Андрей» вышла в свое второе кругосветное путешествие. Яхта побывала в Атлантическом океане, водах Антарктики, Тихого океана и даже достигла Камчатки. В заключение второго кругосветного путешествия «Апостол Андрей» 14 июля отправился в самый длинный путь: от моря Беллинсгаузена, которое омывает Антарктиду и до Берингова моря.

С каждым новым плаванием яхта терпела поломки и как следствие – многочисленные ремонты. Регулярно устранялись технические недоработки и конструкторские ошибки, вследствие чего яхта становилась все более совершенной. На Кронштадском заводе в 2000 году была осуществлена модернизация.

В 2004 году яхта «Апостол Андрей» оправилась в третье путешествие в рамках 60-й параллели.

Фото, чертежи, конструкция:

Главной целью кругосветных путешествий экипажа яхты «Апостол Андрей» стала патриотическая программа. Программа посвящена достижениям русского флота в океане. Во время своих путешествий яхта посетила все русские научные станции, таким образом обозначившая присутствие России в Антарктиде.

Характеристики яхты «Апостол Андрей»:

  • Ширина составляет 4,8 м.
  • Длинна составляет 16,2 м.
  • Осадка яхты – 2,7 м.
  • Водоизмещение – 25 т.

Корпус яхты был сварен из листов из стали и оборудован гранеными обводами. Была увеличена толщина обшивки (20 мм на днище) и жесткость переборок, за счет чего обеспечена прочность и жесткость корпуса.

Яхта оборудована двумя мачтами – бизанью (14 метров) и гротом (19 метров) которые удерживают 130 квадратных метров парусов. Вооружением послужил бермудский кэч. Под парусами яхта развивает максимальную скорость до 12 узлов. Крейсерская скорость под парусами составляет 5-7 узлов. На яхту установлен вспомогательный двигатель Iveco, мощность которого составляет 85 л.с. Конструкция не предусматривает привычных для яхт шпангоутов. Внутри яхта оснащена душем, двумя спальнями, 9 местами для сна, камбузом, а так же емкостью для пресной воды и топлива. На яхте оборудованы все необходимые средства для радио- и телефонной святи, средства навигации.

«Апостол Андрей» — это одна из трех яхт, которые обошли полярный океан по периметру, и является первой российской яхтой, которой удалось достичь такого уровня достижение.

Видео:

Впервые яхта обогнула Землю в меридиальном направлении, впервые прошла по Северному морскому пути, впервые пересекла оба полярных круга во время кругосветки и впервые прошла по маршруту, проложенному через все четыре океана. Все эти и многие другие подвиги были совершены под руководством неизменного капитана Николая Литау, который сам задумал проект судна и лично руководил процессом его строительства.

Начало пути – рождение легенды

Капитан Литау задумал строительство не простого, а максимально выносливого судна. Ему требовалась яхта, которая смогла бы в условиях жестокого холода и высокой сырости пройти Северный морской путь, преодолевая препятствия в виде .

С этой целью была разработана уникальная конструкция и – его корпус изготовили из стали, что должно было обеспечить высокую выносливость и стойкость к самым неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Судно заложили в Твери, его строительство продолжалось целых три года и было закончено в 1996 году. Процесс возведения яхты затянулся из-за постоянных технических проблем и перебоев с финансированием. Когда парусник наконец-то был спущен на воду в Санкт-Петербурге, возникло еще одно затруднение – за время строительства его будущей команде так и не удалось найти подходящее имя для бесстрашного покорителя океанов.

За помощью в решении данного вопроса решено было обратиться к Патриарху Алексию II, который благословил и освятил судно, а затем нарек его именем Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя всех моряков планеты и российского флота в частности.

Устройство судна

«Апостол Андрей» является океанской яхтой и предназначается для плавания в холодных . Ее длина составляет 16,2 метров при ширине 4,8 метра. Водоизмещение судна – 25 тонн, а осадка – 2,7 метров. Стальной корпус парусника оборудован специальными гранеными обводами, а усиленна обшивка обеспечивает его жесткость и высокую прочность.

На яхте установлено две мачты, которые несут на себе 130 кв.м парусов. Судно способно развивать максимальную скорость 12 узлов под своими парусами, кроме того, на нем установлен двигатель, мощность которого составляет 85 лошадиных сил.

Парусник снабдили современными навигационными средствами, а также всем, что требуется для полноценного функционирования на борту команды, состоящей из 8-ми человек. Создатели океанской яхты сделали все для того, чтобы она могла достойно выдерживать самые долгие и опасные .

Достижения и рекорды

Спустя три месяца после спуска на воду «Апостол Андрей» отправился в свое первое большое плавание, закончившееся в 1999 году. Именно это , во время которого судно прошло невероятно сложный Северный морской путь, было признано Британским королевским крейсерским клубом крупнейшим достижением мирового . Весь экипаж парусника наградили почетной медалью с красноречивым названием «за искусство мореплавания».

Еще через три года странствий по морям и океанам экипажу яхты вручили медаль Крейсерского клуба «Голубая вода». Самое интересно, что и это отличие команда «Апостола Андрея» получила за свое первое плавание, и стала обладателем сразу двух престижных наград за один уникальный подвиг – беспрецедентный случай в истории мореплавания.

В 2003 году капитан Литау заслуженно стал кавалером ордена Мужества, а его помощников наградили званиями кавалеров ордена Почета. Всем остальным членам команды «Апостола Андрея» вручили медали «За заслуги перед Отечеством». Второе, не менее опасное и увлекательное путешествие парусника, началось в 2001 году. Экипаж судна отправился в кругосветку и побывал во всех четырех океанах, достиг Камчатки и проделал длиннейший и опаснейший путь от омывающего Антарктиду моря Беллинсгаузена до Берингова моря.

Каждое такое плавание становилось причиной многочисленных поломок, которые нередко приходилось устранять в экстремальных условиях. С другой стороны, суровые испытания и постоянные совершенствования конструкции сделали судно более выносливым и приспособленным к трудностям. Третье кругосветное путешествие парусника, происходившее по 60-й параллели, началось в 2004 году. В очередной раз «Апостол Андрей» с честью выдержал нелегкое испытание и с триумфом вернулся в родную гавань.

Морские приключения и испытания

Членам экипажа яхты довелось пройти немало серьезных испытаний во время всех трех кругосветных путешествий. Им регулярно приходилось становиться заложниками суровых полярных условий. К примеру, в самую первую навигацию парусник вынужден был целых пять недель стоять на мысе Шмидта из-за того, что его со всех сторон сковало льдом.

Освободиться из плена судно смогло лишь с приходом мощного циклона, принесшего с собой штормовой южный ветер. Ледяные глыбы оторвались от берегов, и ушли вглубь океана, образовав узкую полынью, по которой «Апостол Андрей» продолжил свое путешествие на север.

Много раз яхта сильно рисковала быть раздавленной громадными льдинами, однако экипаж не сдавался и поднимал паруса при малейшем ветерке, чтобы еще немного приблизиться к своей цели.

Как вспоминали сами члены команды, довольно часто им приходилось полагаться не только на собственный опыт и знания, но и на обычное везение. Иногда судно буквально прорывалось сквозь льды, которые возникали там, где их не должно было быть в соответствии со всеми прогнозами.

Такие , как «Апостол Андрей», продолжают свой путь среди волн, пока их мачты способны нести на себе паруса. Члены экипажа этого судна периодически меняются – их всего 20 человек, хотя в каждом плавании принимают участие максимум 8 опытных «апостольцев».

С годами этот удивительный парусник становится только более выносливым, маневренным и быстрым. У океанской яхты и его славной команды впереди еще много рекордов, достижений, открытий и суровых испытаний, выдержать которые способны только настоящие герои.

Вы совершили три кругосветных путешествия. Что вас больше всего удивило на нашей планете?
Сейчас сложно кого-то чем-то удивить, разве что безмерной глупостью. Приезжаешь в любую точку земли и уже примерно представляешь, что там и как. Из всех мест, которые я посетил, а это почти сотня стран, все континенты и океаны, меня потрясла, пожалуй, Антарктида. Идешь день за днем, неделя за неделей, над тобой низкое небо, низкая облачность, ты ничего не видишь, кругом сплошная серость, но в конце второго месяца тебе распахивается горизонт и открывается купол – ледяной покров Антарктиды. Сияет солнце, перед тобой белое безмолвие и антарктические пики видны за сотню километров…Такое зрелище, конечно, не забыть! Остров Пасхи на меня произвел очень серьезное впечатление. Маленький остров, небольшое население и тысяча каменных истуканов. До 20 м высотой! Даже не могу представить, для чего людьми когда-то была проделана такая титаническая работа?


Как набирается команда для таких длительных путешествий?
Всех людей обычно набираю я, и только я могу решить, будет ли человек в экипаже. Иногда подобные решения приходилось принимать даже во время плавания. Посреди океана высадить на необитаемый остров или льдину я, конечно, не могу, но в моей практике было пару случаев… Как-то меня пригласили на кругосветную регату капитаном. Это был коммерческий проект. И два парня решили, что если они заплатили деньги, то могут себя вести, как угодно. Не поняли, что в море совсем другие правила. Я их высадил на одном из островов в Панаме. Прямо на песчаном берегу. Это не необитаемый остров, конечно, раз в два дня туда прилетает местный самолет. Так что «героев» спасли).
Когда 20 лет назад было первое плавание на яхте «Апостол Андрей», я интуитивно решил, что члены экипажа должны быть не моложе 30 и не старше 50 лет, должны обязательно быть яхтсменами, здоровыми физически. Например, в тверской Медакадемии экипаж тогда прошел санацию – лишние зубы всем удалили… Возрастной ценз был потом многократно нарушен, хотя я как-то прочитал, что Амундсен примерно такого возраста и набирал людей в свои экспедиции. Но главное не возраст, конечно, а, чтобы человек мне нравился, ведь с ним предстоит провести вместе много дней… Как-то доктора одного списали, 6 месяцев много чего терпели, а последней каплей стало то, что он зажал от экипажа бутылку спиртного. На каком-то острове нам ее подарили. У меня руки были заняты рукопожатиями, и я попросил доктора, принять бутылочку. Мы выходим в море. Я говорю доктору: «Давай бутылку, отметим это дело!» Представляете, всего же одна бутылка на семь мужиков на месяц, это же не пьянство, это меньше чем дамские духи. И тут доктор заявляет, что будет более важный повод, и вообще, что бутылку дали лично ему… Пришлось ему сказать: «Лети-ка, ты, товарищ, домой!»

Николай, Андреевич, вы производите впечатление человека, занятого своим делом. А нас очень интересует вопрос самоопределения…
Меня он тоже интересует, поскольку моей дочери летом исполнится 14 лет, и я не хочу, чтобы ребенок остался не у дел. Но на нее не давлю в выборе жизненного пути, путь сама решает. Что касается меня, то я никогда не думал стать капитаном. Школьником мечтал стать летчиком и даже космонавтом. У меня были хорошие математические задатки. Мог бы стать ученым, наверное.
Я вырос в степях Казахстана, где природных достопримечательностей нет. Выйдешь, «степь, да степь, кругом» ни рек, ни озер, ни даже пустыни. Один котлован был, в котором мы купались, да три осинки росли… И во мне сидел такой романтический червь – хотелось все увидеть своими глазами, тянь-шаньские ели, например. В 17 лет, после школы, я уехал в геологоразведывательную экспедицию… Но природное раздолбайство и лень диктовали свое: зачем-то выучился на радиоинженера, потом 10 лет проработал начальником автохозяйства. В общем к 38 годам, хобби стало настолько мешать работе, и я бросил работу. Ушел в путешественники, закончил морскую академию им. Макарова, судоводительский факультет… Никогда не думал, что совершу аж три кругосветных плавания, но сегодня это стало моей профессией. Я увенчан многими международными наградами, ведь тому, что мы сделали на «Апостоле Андрее» нет аналогов в экстремальном яхтинге всего мира…


А что вам нужно для счастья?
Счастье понятие эфемерное и чаще протекает в сфере личных отношений. Ты вроде счастлив, а через пять минут все поменялось. Может ну его нафиг, это счастье? Вот сейчас сидим себе тихонечко, кругом березки, рядом друзья: выпили, поговорили, вспомнили дела минувших дней…Счастье это или нет? Не знаю. Мне хорошо… Счастье - это миг, а жизнь, в основном, — рутина…


И это у капитана?!
У капитана знаете какое преимущество перед другими профессиями? — Встал, спустил ноги с кровати, и ты уже на работе)


Что связывает вас с Тверью?
Этап моей жизни связанный с путешествиями начался 20 лет назад именно в Твери. Все сложилось случайно. Когда мы стали заниматься яхтами, мой старпом сказал: «А поехали в Тверь? Там у меня приятель, конструктор яхт, Валерий Конюхов». Мы и приехали… Это был 1992 год. Здесь создавался первый коллектив, здесь была заложена первая яхта. Сейчас все знают, что яхту построил тверской Вагонзавод, но ее строительство началось еще на заводе штампов им. 1 Мая. В нашем первом экипаже было 7 человек – четверо из Москвы и трое из Твери. Вот, например, у которого мы сейчас в гостях, пришел четвертым в наш экипаж…
С постройкой яхты и организацией плавания тогда нам очень помогли мэр города Александр Петрович Белоусов, Сергей Павлович Польшиков, Ершов Владимир Александрович. Сейчас их всех уже нет, для меня Тверь сильно осиротела с их уходом.


Какие у вас впечатления от нашего города?
Сегодня я ехал по центру Твери и везде платные стоянки. Все как в Москве. По сравнению с другими российскими городами, Тверь выглядит достаточно прилично, есть, наверное, куда развиваться… Полгода назад я приехал в Тверь по делам и у меня образовалось несколько свободных часов. И я понял, что не был в Твери ни в одном музее. Стал искать и …ничего не обнаружил, пошел в галерею «Дикобраз», она оказалась закрыта, в музей Козла что-то идти не захотелось… Для меня стало культурным шоком, что некуда пойти. Может хоть Императорский дворец скоро можно будет посмотреть… а сегодня я приезжал на открытие выставки о путешествиях и путешественниках в

Яхта «Апостол Андрей»… Построена в Твери, в 1996-1999 годах она прошла вокруг света по всем четырех океанам. Такого события доселе не было в истории мирового мореплавания. Капитана яхты Николая Литау.

В 1991 году судьба свела Николая Литау с английским журналистом и яхтсменом Майклом Кларком, который мечтал пройти на яхте вокруг Европы через российские внутренние воды. Правда, в ту пору еще действовало положение, что по внутренним водным путям СССР можно было ходить только под советским флагом. Руководитель клуба «Путешествие» Дмитрий Шпаро, Николай Литау и его помощник Аркадий Гершуни помогли англичанину осуществить свою мечту. После этого путешествия Николай Литау и Аркадий Гершуни решили построить свою яхту. Литау обращается к тверскому конструктору Валерию Конюхову. 7 ноября 1992 года Литау и Гершуни сидят в Твери на кухне у Конюхова. Здесь впервые и прозвучали слова «Северный речной маршрут». Дело в том, что к концу ХХ века вокруг света не обошел разве только ленивый. А вот Северный Ледовитый океан не прошел под парусом никто! Клуб Дмитрия Шпаро поддержал этот проект. Яхта должна была стартовать из Мурманска или Петербурга, пройти Северное море и Английский канал, пересечь в меридиональном направлении Атлантику, обогнуть мыс Доброй Надежды, пройти через Индийский океан на восток вокруг Австралии, поднять на север по Тихому океану до Камчатки, войти в Берингов пролив и вернуться в Мурманск Северным морским путем. Для этого нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытание штормами, сыростью, жарой, а главное - льдами.

К тому времени Николай Литау уже полностью переехал в Тверь. Вместе со строительством яхты шло и формирование команды. В нее вошли и тверские яхтсмены. Все годы, пока строилась яхта, у нее не было названия. Предлагались самые разные наименования, но ни одно из них не подходило. И тогда обратились за помощью к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию11. «Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». Так и сделали.

Кругосветное путешествие «Апостол Андрей» начал в Петербурге 14 ноября 1996 года. Медлить было нельзя. Финский залив, первый этап плавания, уже покрывался льдами. «Апостол Андрей» отправился буквально в неведомое. Совпадение в том, что 13 ноября 1996 года вышел первый выпуск тверской газеты "Караван+я", которую я редактирую до сих пор.

За время плавания яхта встретилась с айсбергами. На яхту нападали 20-тонные киты. Об этом писали газеты и показывались фильмы. И только выдающийся инженер, конструктор Валерий Федорович Конюхов по-прежнему работал в Твери за кульманом и компьютером, создавая новые яхты. Вчера мы с ним встретились. Договорились, что после того как освободится Волга ото льда мы пойдем на яхте в небольшое путешествие, но обсудим более великие свершения.

Геннадий Климов

Заказ книг Геннадия Климова -