Теракт на борту «Когалымавиа»: главное. Катастрофа самолета A321 компании «Когалымавиа» стала крупнейшей в истории российской авиации Крушение боинга 321

Последняя информация:

25.12.2015г. Теракт на борту А321 был совершен с применением самодельного взрывного устройства на основе пластиковой взрывчатки С-4. Как сообщает в пятницу газета "Коммерсант" со ссылкой на собственный источник, близкий к следствию, этот факт значительно расширяет список потенциальных преступников.

Источник рассказал, что российские спецслужбы установили возможный характер взрывного устройства. Пластиковая взрывчатка С-4 была разработана в США, а сейчас ее производят во многих странах. Таким образом, список подозреваемых в участии в подготовке теракта будет значительно расширен, а значит, поиск их усложнен.

17.11.2015г. ФСБ подтвердило версию о взрыве на борту Airbus A321 .

Информация об этом поступила ресурсу сайт после состоявшейся встречи директора ФСБ и Владимира Путина. Как стало известно, по всей вероятности мощность взрывного устройства приведённого в действие на борту российского пассажирского авиалайнера потерпевшего крушение на Синайском полуострове, составляла около 1 килограмма в тротиловом эквиваленте, однако, в действительности, речь может идти и о гораздо меньшем количестве взрывчатке, которая могла послужить лишь инициатором дальнейшего разрушения воздушного судна в воздухе.

Причиной взрыва на борту российского А321 над Синаем стал неизвестный чемодан, который один из грузчиков получил от сотрудника аэропорта Шарм-эль-Шейха. Как сообщили источники в египетских силовых службах, аппарат для сканирования багажа на некоторое время оставался без присмотра.

Ужасная трагедия, произошедшая 31 октября 2015 года, и унесшая с собой жизни 224 человек таит в себе массу вопросов, при этом, несмотря на тот факт, что бортовые самописцы, обнаруженные на месте крушения авиалайнера Airbus A321, ещё на расшифрованы, специалисты уже выдвинули далеко не одну версию того, почему могла произойти авиакатастрофа.

Террористический акт

Практически сразу же после появления информации о крушении пассажирского авиалайнера авиакомпании «Когалымавиа» («Метроджет»), появились версии о произошедшем на борту самолёта террористическом акте. Кто мог его осуществить, предположить крайне сложно, поскольку радикально настроенных группировок во всём мире не так уж и мало, однако эксперты придерживающиеся данной версии считают, что это могут быть боевики «Исламского государства», позиции которых так нещадно в течении месяца уничтожали в Сирии ВКС Российской Федерации.

Практически сразу же после изложения этой версии, появились и скептики, отметившие, что версия террористического акта на борту воздушного является маловероятной по той причине, что в случае взрыва на борту, а стоит вероятней всего рассматривать именно эти обстоятельства, непременно обнаружились бы весьма крупные повреждения, в том числе коснувшиеся и пассажиров, и внутренней отделки салона. Тем не менее, стоит отметить тот факт, что даже небольшого взрыва внутри салона воздушного судна вполне хватило бы для его разгерметизации, а учитывая тот факт, что самолёт находился на большой высоте, с 99% вероятностью можно сказать, что самолёт бы был уничтожен.

Уничтожение самолёта с земли

Одной из первых появилась также версия и о том, что пассажирский авиалайнер отечественной авиакомпании «Когалымавиа» мог быть уничтожен и с земли. Подобная версия весьма подробно обсуждалась до того момента, пока не были обнародованы фотографии и видеозаписи с места крушения пассажирского авиалайнера. На представленных фото и видеоматериалах прекрасно видно, что каких-либо внешних, во всяком случае, видимых повреждений фюзеляжа от попадания реактивного снаряда нет, что минимизирует вероятность возникновения подобных обстоятельств, но в тоже время не исключает их полностью.

Техническая неисправность авиалайнера

Наиболее частой причиной практически любой авиакатастрофы является техническая неисправность, и на текущий момент, данной версии придерживается большинство специалистов занимающихся расследованием авиакатастрофы. Какого именно характера была неисправность, специалисты в настоящий момент говорить не берутся, поскольку возможны самые различные версии, однако, стоит предположить, что возникла она, весьма скоротечна.

Изначально предполагалось, что виной всему мог стать вышедший из строя авиадвигатель, однако, справедливо отметить тот факт, что современные авиалайнеры весьма хорошо застрахованы от падения в случае отказа одного из двигателей, так как даже при использовании лишь одной силовой установки воздушное судно может преодолеть никак не менее 200-300 километров.

Кроме того, учитывая официальные данные, перед вылетом из египетского аэропорта, пассажирский авиалайнер компании «Когалымавиа» был полностью исправен, да и ранее с ним не наблюдалось каких-либо технических проблем вызывающих беспокойство.

Стоит также уточнить, что в случае возникновения любой технической неисправности, экипаж воздушного судна в первую очередь сообщает об этом авиадиспетчеру, однако, по официальным данным, пилот пассажирского самолёта не делал никаких запросов либо извещений относительно технических проблем возникших на борту самолёта.

Резкая разгерметизация самолёта

Последней, весьма правдоподобной озвученной версией, стала так называемая взрывная разгерметизация. Учитывая достаточно большой разброс обломков пассажирского авиалайнера, а также всю скоротечность процесса, эта версия является вполне оправданной, однако, остаются неизвестными обстоятельства произошедшего, поскольку для инициации процесса мгновенной разгерметизации требуется либо большая дыра в фюзеляже пассажирского авиалайнера, либо же резкий рост давления внутри пассажирского самолёта, который может быть вызван именно детонацией взрывчатых веществ на борту лайнера, что опять таки наталкивает на версию либо о террористическом акте, либо на версию о целенаправленном уничтожении самолёта с земли.

Специалисты отмечают, что вероятней всего основная причина катастрофы будет названа только после расшифровки бортовых самописцев воздушного судна, которые хоть и получили некоторые повреждения, но вполне пригодны для извлечения из них информации и данных. Ожидается, что первые сведения из бортовых самописцев будут получены экспертами уже к середине текущей недели.

Ровно год назад, 31 октября 2015 года, произошла самая массовая в России по числу жертв авиакатастрофа. Тогда на севере Синайского полуострова самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа». На борту находились 217 пассажиров, в том числе 24 ребенка, и семь членов экипажа. Все они погибли. Российские власти признали произошедшее терактом, однако международное расследование еще не завершено.

31 октября самолет А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял чартерный рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Лайнер вылетел в 5:50 утра и через 23 минуты пропал с радаров. В тот же день поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки разрушенного самолета около города Нехель на севере Синайского полуострова. Все находившиеся на борту 224 человека погибли, среди них 219 россиян, четверо граждан Украины и один уроженец Белоруссии.

Причины крушения А321

Международнодное расследование, которым руководят авиационные власти Египта, еще не окончено. В нем принимают участие представители России, Франции, Германии, Ирландии и США.

Первыми о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы стали сообщать западные СМИ со ссылкой на свои источники в спецслужбах и официальных лиц. Из этих публикаций следовало, что власти США и Великобритании считали версию о теракте наиболее вероятной. Однако в Москве долгое время публично дистанцировалась от нее, называя версию теракта преждевременной и призывая дождаться официальных результатов следствия. И лишь 6 ноября было принято решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 и эвакуировать находящихся там россиян.

Официально терактом ФСБ произошедшее над Синаем только спустя две с половиной недели после катастрофы, 17 ноября. По версии ведомства, в полете сработало самодельное взрывное устройство. Владимир Путин на заседании Совета Безопасности найти организаторов крушения «в любой точке планеты» и уничтожить их.

Впрочем, власти Египта даже после этих заявлений продолжали настаивать на том, что наиболее вероятной причиной катастрофы стала техническая неполадка. И лишь в феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси признал, что на борту А321 произошел теракт.

В сентябре газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила , что международная техническая комиссия установила точное место взрыва в самолете. По данным издания, эксперты определили, что террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав взрывное устройство между детских колясок и плетеной мебелью, которую везли туристы.

Россия и ЦРУ считают, что взрыв на борту организовала «Вилаят Синай» (до 2014 года — «Ансар Бейт аль-Макдис»), ячейка запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ). Эта группировка взяла на себя ответственность за крушение А321: 18 ноября 2015 года пропагандистский журнал «Исламского государства» «Дабик» опубликовал фотографию самодельного взрывного устройства, изготовленного из банки газировки Schweppes. Как утверждалось в статье, именно это устройство было приведено в действие на борту A321. В августе 2016 года египетские военные об убийстве лидера «Вилаят Синай» Абу Дуаа аль-Ансари, подозреваемого в организации теракта.

Скандальное дело

Родственники погибших в катастрофе неоднократно жаловались на ход расследования и процесс выплаты компенсаций. В декабре адвокат Игорь Трунов от имени 35 родственников в Басманный суд жалобу на бездействие главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. По мнению юриста, она выразилась в том,что СК проигнорировал два обращения родственников. В одном из них они просили сообщить номер уголовного дела, признать их потерпевшими и ознакомить с материалами расследования. Другая жалоба касалась «Ингосстраха». В обращении утверждалось, что компания обманным путем получает с родственников погибших заявления, ограничивающие их право на обращение в суд с целью получения компенсации. В самом «Ингосстрахе» эти обвинения категорически отвергли. А иск к Бастрыкину был отклонен.

Последствия

После крушения самолета «Когалымавиа» Россия приостановила авиасообщение с Египтом, а туроператорам запретили работать на этом направлении. Весь год они ждали возобновления сообщения со страной, которая многие годы была одним из основных курортных направлений для россиян. По последним данным , это может произойти не раньше декабря-января.

Для возобновления полетов египетской стороне необходимо выполнить ряд требований по обеспечению безопасности аэропортов (полный их список официально не обнародовали). В течение года Россия неоднократно направляла в Египет своих специалистов для проверок в аэропортах Каира, Шарм-эш-Шейха и Хургады, но каждый раз нарушения. По словам источников газеты «Аль-Ватан», которых цитирует ТАСС, «ряд российских структур отказывается обсуждать вопрос о возобновлении авиасообщения с Египтом до появления результатов официального расследования».

С закрытием авиасообщения Египет понес значительные убытки. От обвала туризма — одной из ключевых для страны отраслей (более 11% ВВП до ноября 2015 года) — бюджет Египта, по оценке Reuters недополучил более трех миллиардов долларов.

Крушение российского аэробуса и последующее прекращение полетов в Арабскую республику привело к проблемам и для самой «Когалымавиа» и связанного с ней туроператора Brisco, который был заказчиком рейса 9268. С весны 2015 года тянется дело о признании перевозчика банкротом, следующее заседание состоится 10 ноября. В марте Росавиация ограничила сертификат эксплуатанта «Когалымавиа» и лишила ее допусков на 13 международных направлений.

Организатор рейса туроператор Brisco 2 августа приостановил работу до тех пор, пока не погасит задолженности перед клиентами и агентствами. Как сообщалось на сайте Brisco, после закрытия полетов в Египет и Турцию компания понесла «колоссальные финансово-экономические потери».

31 октября 2015 года вследствие теракта в Египте потерпел крушение российский лайнер А321.

Ровно год назад, 31 октября 2015-го, над Синайским полуостровом . Катастрофа, ставшая крупнейшей в истории советской и российской авиации, унесла жизни 224 человек.

Большинство из них - жители Петербурга и Ленинградской области. Спустя год после трагедии не все родные погибших смогли похоронить своих близких. До сих пор петербуржцы ждут официальных и окончательных результатов расследования катастрофы от египетской стороны. И в буквальном смысле учатся жить заново.

30 октября Airbus 321-231 авиакомпании "Когалымавиа" благополучно выполнил два рейса по маршруту Шарм-эль-Шейх - Самара - Шарм-эль-Шейх.

Сдающий экипаж КВС Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшкоьне не высказывают по лайнеру никаких замечаний.

Уже ранним утром 31 октября самолёту предстоит ещё два рядовых рейса: Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург - Шарм-эль-Шейх. Борт принимает уже следующий экипаж: опытный 48-летний Валерий Немов, налетавший свыше 12 000 часов, и 45-летний второй пилот Сергей Трухачёв, в прошлом военный пилот, прошедший чеченскую кампанию.

На борту их будут ждать 217 пассажиров, большинство из них - петербуржцы, многие возвращаются домой целыми семьями с долгожданного отдыха в Египте.

В 03:50:06 по местному времени (06:50 мск) рейс 7К-9268 вылетает из Шарм-эль-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору вдоль побережья залива Акаба, начинает набор высоты.

В Петербург самолёт, минуя Синайский полуостров, должен будет прибыть в 12:10 по местному времени, в обычный субботний октябрьский полдень в числе других десятков внутренних и международных рейсов, значащихся на табло Пулково. Но ни тогда, ни после нескольких задержек, высветившихся на табло, долгожданный рейс 9268 так и не вернулся на родину.

Спустя несколько дней после катастрофы в небе над Египтом Flightradar обнародует данные по последнему полёту борта А321 над Синаем. Согласно сводке, опубликованной на сайте, самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту, двигаясь параллельно побережью.

Через считаные минуты после того как лайнер свернул вглубь полуострова, его высота начинает резко падать на 6000 футов. Связь с самолётом теряется.

Первые сообщения в СМИ о том, что самолёт Airbus авиакомпании "Когалымавиа" пропал с радаров, начинают появляться лишь в 10:18 по Москве.

В коротких новостных заметках существенно разнятся данные: по содержащейся в них информации, на борту находилось от 207 до 224 человек.

В некоторых сообщениях говорится, что самолёт пропал в районе Ларнаки на Кипре.

"Рейс 9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург, выполнявшийся на Airbus 321 "Когалымавиа", вылетел в 6:21 мск и пропал с экранов радаров через 23 минуты, на борту находилось 217 пассажиров и семеро членов экипажа", - сообщают в Росавиации.

Счёт идёт на мгновения - спустя две минуты появляются новости от арабских СМИ, сообщивших, что российский самолёт упал в центральной части Синайского полуострова.

Но данные пока скудны и не подкреплены официальными подтверждениями. Надежда сохраняется. В 10:42 Reuters и Sky News публикуют первые сообщения, опровергающие крушение самолёта. Источники изданий утверждают, что экипаж пропавшего самолёта вышел на связь в Турции. Не подтверждает падение и Flightradar, уточняя, что лайнер резко снизил высоту, перед тем как пропал с радаров.

В Росавиации сообщают, что пытаются связаться с пропавшим с радаров рейсом. В 11:44 на онлайн-табло Пулково ещё значится информация, что прилёт борта из Шарм-эль-Шейха задерживается (с 12:10 до 12:20).

В Пулково, где к тому времени информация о прилёте пропадает с табло, начинает оперативную работу штаб по чрезвычайным ситуациям, МЧС РФ готовит два борта для отправки в Египет. Позже ведомство принимает решение отправить в Египет пять спецбортов.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор Синайского полуострова. Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров.

Операция по поиску проходила в непростых условиях: Северный Синай является закрытой зоной, уже год армия Египта проводит там масштабную операцию против боевиков экстремистской группировки, связанной с ИГИЛ. Именно египетские военные, патрулировавшие территорию, первыми обнаружили обломки лайнера.

Самолёт упал в горном массиве Эн-Нахаль, пустынном, безводном и безлюдном месте. По уточнённой и подтверждённой официально информации, на борту самолёта находилось 224 человека, в том числе семеро членов экипажа.

По данным Росавиации, среди пассажиров лайнера было 192 взрослых и 25 детей. Все они погибли.

"Дорогая Амалия, 28 лет назад Вы подарили миру замечательного мальчика. Каждая мама мечтает о таком сыне и девушка мечтает о таком надёжном и любящем мужчине рядом. Год назад опубликовали фотографии всех погибших, я сразу запомнила лицо Армена, оно притягивает взгляд своей доброй и чистой улыбкой, это лицо целеустрёмленного и очень порядочного молодого человека. Я его не знала, но мне безумно жаль Армена. Такие мальчишки обязаны были жить и подарить миру прекрасных детей. Но, к сожалению, другой мир, чёрный и злой, отнял у него жизнь. Сил Вам и здоровья. Спасибо Вам за такого сына. Безумно жаль... Светлая память Армену и с небесным днём рождения. (Татьяна Светлова, Санкт-Петербург)", - такие письма спустя год после трагедии продолжают получать родные погибших в страшной авиакатастрофе над Синаем.

26 октября, за несколько дней до авиакатастрофы, Армену Вишнёву, уроженцу города Пушкина, служившему в Федеральной таможенной службе, исполнилось 27 лет. Армен полетел в Египет отдохнуть, в одном из последних сообщений просил маму не скучать, ведь разлука будет недолгой, обещал привезти магнитик или - в шутку - даже целого верблюда.

Спустя год после трагедии Амалия бережно хранит все фотографии и сообщения сына. Почтить память и пережить горе утраты ей помогают неравнодушные жители других регионов России и десятки других близких жертв авиакатастрофы. Трагедия объединила в Сети более 36 тысяч человек. Усилием петербуржцев был создан благотворительный фонд "Рейс 9268", который сейчас оказывает поддержку людям, потерявшим близких в катастрофе над Синаем.

"Главная цель, ради которой мы объединились, - это увековечивание памяти о наших родных в тех делах, которые мы в силах совершить: создание мемориала и храма, сохранение воспоминаний о наших близких, помощь семьям погибших, которые нуждаются в финансовой, юридической и психологической поддержке. Наш фонд - это не просто попытка сплотиться вокруг общего дела. Это протест против терроризма, убийств, жестокости и несправедливости. Большой путь начинается с маленького шага. И этот шаг мы делаем все вместе, - именно такую цель ставят перед собой люди, жизнь которых трагедия разделила на до и после катастрофы", - заявляют в фонде.

Группа фонда в соцсетях уже давно стала своеобразной стихийной книгой памяти, где можно узнать последнюю информацию о ходе расследования трагедии, вновь увидеть фото всех тех, кто не вернулся домой из злополучного рейса, а также оказать посильную помощь родным и близким.

И речь не только о деньгах: ценна любая поддержка, ведь даже спустя год практика показывает: время не лечит, а долгое следствие и тяжёлые бюрократические процедуры, связанные с выплатой компенсаций, лишь усугубляют и без того не утихающую боль утраты.

Трагедия оборвала жизнь целых семей: в катастрофе погибли Ольга и Юрий Шеины и трое их детей. До глубины души всю страну от Петербурга до Владивостока потрясла история любви находившихся на борту А321 Александры Черновой и Евгения Явсина: Евгений специально копил деньги, чтобы свозить Сашу в Египет и там сделать ей предложение. И десятки других историй длиною в жизнь, так несправедливо и внезапно оборвавшуюся в то злополучное октябрьское утро.

Большинство пассажиров разбившегося А321 были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находилось четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии. Самому маленькому пассажиру, Дарине Громовой, было всего 10 месяцев, её фотография, размещённая мамой в соцсетях незадолго до катастрофы и опубликованная впоследствии многими мировыми изданиями, стала негласным символом трагедии.

Спустя год после авиакатастрофы ещё не все близкие жертв крушения А321 смогли похоронить своих родных: шестеро погибших в катастрофе над Синаем до сих пор не опознаны. По словам председателя совета благотворительного фонда "Рейс 9268" Ирины Захаровой, останки, которые сейчас хранятся в крематории на Шафировском проспекте, не подлежат экспертизе. Однако у семей ещё остаётся надежда получить фрагменты тел своих погибших родных: в Египте после завершения основного этапа следствия были обнаружены новые останки, их сейчас изучают.

Не обнародован пока и доклад международной комиссии по расследованию катастрофы российского А321 над Синаем: о предварительных результатах своей работы (и это спустя год после расследования), по данным источника в Министерстве гражданской авиации Египта, специалисты расскажут "в течение 60 дней".

"Сейчас проводятся определённые технические анализы, после которых будет обнародован предварительный доклад", - рассказал 26 октября СМИ представитель Министерства авиации Египта.

Напомним, в расследовании причин катастрофы принимают участие представители шести стран: Египта, России, а также специалисты из Франции, Германии, Ирландии и США. Его ходом в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) руководят авиационные власти Египта.

Одной из первых версий катастрофы стало предположение, что российский самолёт мог быть сбит ракетой, выпущенной боевиками, действующими в районе Северного Синая. Однако это предположение было практически сразу опровергнуто специалистами как несостоятельное. Долгое время специалисты отрабатывали другую вероятную причину крушения авиалайнера "Когалымавиа" - версию о технических неполадках. Об этом в день крушения заявили в оперативных службах Египта по итогам предварительного осмотра обломков самолёта. К этой же версии на начальном этапе расследования склонялись и российские специалисты.

Первыми её опровергли представители "Когалымавиа" (торговая марка Metrojet): уже 2 ноября пресс-секретарь авиакомпании Александр Смирнов исключил техническую неисправность и ошибку пилотов в качестве причин катастрофы и заявил о "внешнем воздействии" на лайнер. Он подчеркнул, что самолёт, которым авиакомпания владела на условиях лизинга, был готов к полёту на 100% и что его экипаж был "весьма опытным". Свою речь представитель компании подкрепил сертификатами, полученными авиакомпанией в начале 2015 года. Также он заявил, что двигатель самолёта был проверен 26 октября, за пять дней до катастрофы.

7 ноября МАК сообщил, что до момента прекращения записи на регистраторах полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта зафиксировано не было.

На совещании в Кремле 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников впервые официально заявил, что причиной крушения стал теракт. Версии о стороннем вмешательстве со ссылками на разные источники публиковались ранее в зарубежных и российских СМИ.

"Можно однозначно сказать, что это террористический акт. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полёте сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло разваливание самолёта в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолёта на большом расстоянии", - заявил Бортников, добавив, что на обломках и вещах были обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства.

Бортников пояснил, что выводы были сделаны специалистами после тщательного исследования личных вещей, багажа пассажиров и частей потерпевшего крушение лайнера.

Сначала предполагалось, что взрывное устройство было заложено под пассажирским сиденьем 30А или 31А. Однако в сентябре 2016 года были обнародованы данные комиссии, согласно которым взрыв прогремел в хвостовой части, в отделении для негабаритного багажа. Бомба с таймером была спрятана среди детских колясок. Эксперты пришли к такому выводу после того, как проанализировали выкладку собранных фрагментов А321 в ангаре аэропорта Каира. Из-за взрыва самолёт лишился хвостовой части, после чего перешёл в неуправляемое пикирование.

Расследование трагедии продвигается очень медленно, и все обстоятельства случившегося неизвестны до сих пор.

Ответственность за крушение российского самолёта почти сразу взяла на себя египетская ячейка запрещённой в России группировки "Исламское государство". Пронести взрывное устройство на борт могли сотрудники аэропорта - многочисленные свидетельства о слабом уровне безопасности в воздушной гавани сразу же после трагедии наводнили Интернет: многие туристы рассказывали, что за небольшую взятку спокойно проносили через все кордоны безопасности сумки с вещами, а их самих никто не досматривал.

Однако египетская сторона долгое время настаивала именно на версии о технической неисправности, отказываясь признавать возможность теракта на борту лайнера.

В декабре 2015 года комитет по техническому расследованию опубликовал заявление, в котором сообщалось, что Каир не обнаружил признаков причастности террористов к крушению Airbus 321.

Лишь в феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси впервые признал, что причиной крушения российского самолёта в небе над Синаем был теракт. Об этом глава государства заявил на презентации доклада, посвящённого развитию страны до 2030 года.

30 августа 2016 года было объявлено, что в сирийском Алеппо уничтожен Абу Мухаммад Аль-Аднани, который, предположительно, и являлся организатором теракта.

Авиасообщение с Египтом, которое было прекращено сразу же после крушения А321, пока не восстановлено. В соответствии с официальным комментарием Министерства транспорта России, ситуация не изменится до тех пор, пока не будут устранены все замечания в сфере авиационной безопасности.

"Принятие решения о возобновлении авиасообщения между Россией и Египтом возможно только после устранения всех замечаний в сфере авиационной и транспортной безопасности. Стоит отметить, что египетская сторона значительно продвинулась в решении этих вопросов и взаимодействие двух стран носит вполне конструктивный характер", - отметили в ведомстве 25 октября.

Уже через год мемориал "Сад памяти", который расположится на Румболовской горе во Всеволожске, будет достроен и здесь зацветут живые цветы. Коридор из плит, на которых в соответствии с проектом памятника будут имена всех погибших в авиакатастрофе А321, а также конструкции из металла в виде труб, на которых будет играть ветер, увидит любой, кто будет проезжать по Дороге жизни.

В понедельник, 31 октября, в Исаакиевском соборе пройдёт панихида по жертвам крушения А321 в небе над Синайским полуостровом. В память о тех, кто так и не вернулся домой к родным и близким, колокол собора пробьёт 224 раза.

Утром 31 октября 2015 самолет А-321, следовавший рейсом из Шарм-эш-Шейха в Петербург, разбился на Синайском полуострове.

Самая большая авиакатастрофа за последние несколько лет. Авиалайнер, принадлежащий компании "Когалымавиа", совершал перелёт из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург . Он потерпел крушение примерно через 30 минут после своего вылета.

Сколько человек было на борту самолета

На борту во время трагедии находились 224 человека. В их числе были семь членов экипажа воздушного судна, а также 29 детей. Практически все погибшие - россияне.

Сколько погибло детей?

При крушении аэробуса А321 погибло 29 детей.

Общее количество жертв при крушении самолета в Египте

При крушении самолета погибли все пассажиры и члены экипажа, 224 человека. Тела погибших доставили в Санкт-Петербург , они будут направлены в крематорий города для проведения процедуры опознания.

Причина крушения самолета: черные ящики (видео)

Расшифровка черных ящиков будет проводиться в Египте. Точная причина крушения самолета будет установлена только после полной экспертизы данных бортовых самописцев.

Причины крушения самолета в Египте - теракт. Версия эксперта (Видео)

Родственники погибших в программе на НТВ (видео)

Родственники погибших, которые потеряли сразу несколько близких людей, пришли на программу НТВ.

Список погибших в Египте 31.10.2015

Экипаж самолета Airbus A321 авиакомпании «КагалымАвиа» 7K9268:

1. Немов Валерий Юрьевич - КВС

2. Трухачев Сергей Станиславович - 2 пилот

3. Марцевич Валентина Петровна - ст. бортпроводник

4. Беломестнов Андрей Витальевич - бортпроводник

5. Олару Ирина Дмитриевна - бортпроводник

6. Свиридов Станислав Васильевич - бортпроводник

7. Филимонов Алексей Андреевич - борпроводник

Список пассажиров самолета Airbus A321 авиакомпании «КагалымАвиа» 7K9268:

Республика Карелия

1. Семаков* Алексей Андреевич 08.10.1979

2. Семакова Оксана Александровна 23.09.1975

Архангельская область

3. Чернова Александра Алексеевна 02.03.1996

Ленинградская область

4. Громов Алексей Михайлович 01.06.1988

5. Громова Татьяна Сергеевна 09.12.1988

6. Громова Дарина Алексеевна 26.12.2014

7. Богданов Дмитрий Евгеньевич 27.01.1969

8. Богданов Антон Дмитриевич 28.10.2005

9. Богданова Анастасия Дмитриевна 04.10.1993

10. Ивлева Мария Романова 07.09.2000

11. Гречкина Татьяна Ивановна 20.01.1952

12. Радлевич Алла Ивановна 02.07.1959

13. Радлевич Александр Михайлович 04.01.1956

14. Саяпина Наталья Владимировна 24.10.1975

15. Саяпин Алексей Викторович 23.09.1970

16. Лаишева Надежда Александровна 17.01.1991

17. Кузнецова Наталья Владимировна 05.02.1986

18. Павлова Ирина Геннадьевна 23.09.1963

19. Михайлюкова Валентина Степановна 18.03.1955

20. Харитонов Леонид Николаевич 05.04.1971

21. Киселев Анатолий Сергеевич 21.08.1983

22. Хусаинова Елена Руслановна 02.01.1967

23. Харитонова Оксана Алексеевна 17.08.1971

24. Харитонова Анастасия Леонидовна 05.11.2001

25. Сергеева Елена Владимировна 29.05.1953

26. Шурко Наталья Викторовна 29.08.1971

27. Смирнов Юрий Николаевич 12.09.1960

28. Симанова Маргарита Аркадьевна 26.04.1962

29. Шульгинова Ольга Викторовна 13.10.1980

30. Смирнова Ирина Леонидовна 30.04.1966

31. Тарасова Лариса Федоровна 23.10.1954

32. Тарасов Александр Петрович 19.07.1953

33. Зуева Марина Сергеевна 12.02.1990

34. Виноградская Евгения Валерьевна 26.11.1986

35. Федорова Татьяна Александровна 08.12.1979

36. Дунаева Нина Николаевна 08.06.1953

37. Ким Людмила Викторовна 04.07.1975

38. Александров Александр Сергеевич 11.07.1976

39. Башакова Надежда Александровна 15.11.1937

40. Беспалова Галина Николаевна 16.09.1949

41. Подлевских Мария Валентиновна 20.03.1975

42. Калинина Ольга Викторовна 10.12.1973

43. Ивлева Марина Александровна 10.01.1971

44. Семенов Александр Петрович 10.05.1966

45. Зорькина Анна Валерьевна 10.03.1984

46. Зорькина Анна Викторовна 15.08.1986

Мурманская область

47. Козлова Любовь Владимировна 01.07.1963

Псковская область

48. Тихомиров Алексей Николаевич 22.05.1981

49. Мельникова Елена Михайловна 27.10.1962

50. Пикалева Ирина Георгиевна 15.03.1959

51. Витальева Алиса Денисовна 28.02.2001

52. Витальева Ирина Сергеевна 05.02.1978

53. Кожемякова Екатерина Николаевна 19.08.1982

54. Копылов Александр Михайлович

55. Горбатенко Андрей Юрьевич 14.07.1980

56. Мурашова Екатерина Сергеевна 05.11.1983

Новгородская область

57. Смоленкова Татьяна Владиславовна 27.04.1952

58. Ищенко Ирина Николаевна 31.01.1953

59. Галанова Елена Евгеньевна 23.10.1972

60. Ростенко Наталья Николаевна 08.01.1959

61. Васильева Марина Николаевна 01.09.1958

62. Гомечко Людмила Николаевна 25.05.1958

63. Лущенко Нина Васильевна 08.07.1955

64. Михайлов Игорь Геннадьевич 26.08.1978

65. Николаева Екатерина Ивановна 21.03.1973

66. Ясменко Татьяна Ивановна 15.07.1983

67. Осипов Илья Владимирович 04.02.1980

68. Осипов Захар Ильич 06.05.2007

69. Мозгина Любовь Николаевна 22.12.1975

70. Мозгина Алиса Максимовна 14.05.2014

71. Замолотова Галина Николаевна 09.01.1953

Санкт-Петербург

72. Алексеев Алексей Сергеевич 07.12.1983

73. Герасина Вера Алексеевна 16.09.2009

74. Гирин Дмитрий Владимирович 23.09.1983

75. Глидяев Денис Николаевич 17.01.1982

76. Голенков Владимир Львович 26.03.1967

77. Калинина Евгения Ивановна 05.05.1951

78. Яцкова Дарья Александровна 23.09.1995

79. Явсин Евгений Валерьевич 02.03.1994

80. Богданова Валерия Сергеевна 16.11.1990

81. Брюло Евгений Александрович 21.11.1966

82. Голенкова Диана Эминовна 02.09.2011

83. Голенкова Виктория Юрьевна 14.07.1970

84. Голубева Нина Валерьевна 21.01.1972

85. Дементич Татьяна Викторовна 07.05.1951

86. Дудченко Елена Борисовна 28.11.1968

87. Коренко Людмила Алексеевна 07.04.1954

88. Кондрашкова Марина Владимировна 12.11.1990

89. Гордин Леонид Валерьевич 27.11.1986

90. Григорьева Дарья Юрьевна 29.12.1991

91. Григорьева Екатерина Сергеевна 02.07.2003

92. Ветлугина Наталья Михайловна 08.04.1979

93. Федоров Федор Дмитриевич 17.02.2010

94. Душечкина Валерия Андреевна 10.05.2005

95. Краснова Юлия Сергеевна 15.06.1992

96. Огородова Ксения Александровна 09.02.1982

97. Найок Максим Сергеевич 08.04.1988

98. Даниленко Надежда Эдуардовна 18.04.1990

99. Федорова Елена Владимировна 07.01.1975

100. Орлеанская Ирина Андреевна 20.01.1988

101. Орлеанский Дмитрий Сергеевич 27.11.1984

102. Родина Елена Николаевна 01.11.1980

103. Сагдатуллина Наталия Анатольевна 05.03.1964

104. Сакерина Влада Андреевна 11.09.1992

105. Сакерин Илья Александрович 31.05.1990

106. Салахбеков Даниял Магомеднабиевич 16.05.2001

107. Салахбекова Диана Магомеднабиевна 31.03.2006

108. Мовчанов Владислав Игоревич 29.07.1984

109. Миллер Тимур Маратович 22.03.1982

110. Максимова Мария Владимировна 01.01.1974

111. Максимов Александр Дмитриевич 07.10.2000

112. Лапшина Вера Ивановна 01.09.1946

113. Куркаедова Ирина Вячеславовна 27.10.1955

114. Крылова Светлана Викторовна 06.05.1985

115. Кротов Александр Алексеевич 12.04.1979

116. Осипова Наталья Анатольевна 21.02.1962

117. Панина* Александра Петровна 30.03.1990

118. Панина Татьяна Леонидовна 30.12.1959

119. Павлова Ольга Александровна 24.09.1973

120. Ковалева Ирина Александровна 02.09.1967

121. Кононирова Елена Валерьевна 16.01.1985

122. Мокиевская Татьяна Васильевна 23.05.1988

123. Моисеева Елена Владимировна 18.04.1976

124. Моисеева Алена Андреевна 22.08.2010

125. Пономарева Надежда Владимировна 17.01.1974

126. Пряников Евгений Андреевич 03.02.2004

127. Курбатова Татьяна Владимировна 29.08.1967

128. Куликова Юлия Витальевна 16.01.1990

129. Пухкаева Елена Анатольевна 26.04.1963

130. Крылова Кристина Михайловна 18.11.2005

131. Крылов Михаил Юрьевич 04.01. 1982

132. Кочкин Антон Юрьевич 29.01.1967

133. Хмелевский Дмитрий Валерьевич 10.07.1989

134. Савельев Павел Владимирович 06.07.1975

135. Явсина Елизавета Александровна 12.08.1970

136. Илларионова Александра Ивановна 14.08.1987

137. Шиллер Дарья Викторовна 23.07.1983

138. Шихина Екатерина Валерьевна 31.03.1990

139. Шеина Ольга Александровна 10.05.1985

140. Шеина Анастасия Юрьевна 07.03.2012

141. Шеин Юрий Вячеславович 01.04.1977

142. Шарова Ирина Михайловна 22.07.1977

143. Сергеева София Петровна 14.03.1953

144. Сергеев Геннадий Алексеевич 03.11.1955

145. Сергеев Алексей Владимирович 19.03.1951

146. Тимошенко Андрей Николаевич 20.05.1975

147. Иванова Ираида Александровна 22.05.1938

148. Иванюк Галина Владимировна 28.12.1957

149. Воскресенская* Эльвира Александровна 08.02.1987

150. Гавриков Александр Викторович 04.01.1980

151. Волженкова Анна Владимировна 02.05.1987

152. Винник Александр Олегович 06.02.2012

153. Скородумова Людмила Юрьевна 19.09.1953

154. Скородумов Виктор Александрович 11.08.1951

155. Шульгинов Кирилл Евгеньевич 04.05.2012

156. Шульгинов Евгений Владимирович 08.02.1979

157. Винник Дмитрий Олегович 06.09.2013

158. Смирнова Вера Васильевна 16.09.1941

159. Винник Мариана

160. Терехина Галина Федоровна 14.11.1959

161. Жималенков Мирон Сергеевич 27.07.2013

162. Жималенкова Елена Владимировна 16.02.1986

163. Тишинская анна Андреевна 02.10.1988

164. Соловьева Татьяна Михайловна 10.06.1957

165. Сологубова Евгения Александровна 12.01.1990

166. Соколова Ирина Сергеевна 20.05.1986

167. Ветлугин Александр Аркадьевич 26.07.1980

168. Гайдамак Алина Николаевна 30.04.1988

169. Волкова Юлия Николаевна 28.04.1967

170. Волков Николай Николаевич 12.12.1982

171. Волянская Екатерина Валентиновна 22.07.1992

172. Вишнев Артем Наполенович 26.10.1988

173. Евграфова Евгения Андреевна 07.06.1988

174. Федорков Михаил Андреевич 07.09.1988

176. Герасина Юлия Борисовна 29.05.1973

177. Жималенков Сергей Евгеньевич 13.08.1983

178. Гайдамак Елена Вячеславовна 08.06.1965

179. Волкова Марина Владимировна 14.11.1965

180. Акимов Михаил Евгеньевич 30.05.1973

181. Амосов Андрей Владимирович 08.12.1964

182. Аникеева Маргарита Яковлева 14.09.1949

183. Анисимов Виктор Анатольевич 07.05.1962

184. Баглаев Павел Владимирович 12.12.1960

185. Буткевич Александр Константинович 27.08.1955

186. Данилова Наталья Сергеевна 24.08.1987

187. Прусакова Светлана Николаевна 20.12.1957

188. Пяточенко Неля Владимировна 20.01.1963

189. Мнацаканов Леонид Вартанович 07.11.1975

190. Стацкая Анастасия Васильевна 27.04.1992

191. Канцерова Валерия Валерьевна 21.02.1983

192. Пилип Александра Федоровна 21.01.1968

193. Пульянов Роман Анатольевич 13.11.1985

194. Добрица Римма Асхатовна 07.08.1971

195. Добрица Андрей Владимирович 18.02.1971

196. Севрюкова Виктория Алексеевна 22.01.1991

197. Йорген Елена Владимировна 04.10.1971

198. Тихомирова Анастасия Андреевна 03.06.1987

199. Брюло Мария Вячеславовна 28.01.1967

200. Домашняя Елена Александровна 15.11.1990

201. Кириллова Ольга Владимович

Тамбовская область (г. Тамбов)

202. Клочков Алексей Юрьевич 01.07.1989

203. Клочкова Светлана Сергеевна 25.01.1989

Тюменская область (г. Тюмень)

204. Томина Елена Владимировна 01.09.1969

Красноярский край

205. Пахарь Анна Михайловна 11.07.1990

Смоленская область

206. Булева Юлия Вячеславовна 15.07.1990

Алтайский край (г. Барнаул)

207. Масленникова Юлия Юрьевна 05.03.1988

г. Пермь (ПФО)

208. Казак Любовь Васильевна 06.11.1957

Удмуртская республика

209. Шишкина Мария Андреевна 21.09.1987

Республика Беларусь

210. Серединский Роман Анатольевич 05.06.1987

Республика Украина

211. Сачук Владимир Викторович 17.06.1989

212. Усатова Ирина Владимировна 13.02.1972

213. Усатов Кирилл 15.03.1999

214. Мовчанова Лилия 14.06.1991

Место не определено

215. Васильева Лилия

216. Григорьева Наталья

217. Ульянов Роман Анатольевич

31 октября 2015 года, рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Кто-то пересматривает в телефоне фотографии, представляя, как будет рассказывать родным и близким об отдыхе. Семейные пары успокаивают малышей, которые с утра ведут себя слишком бурно, - да лететь небось боятся. Вылет по расписанию, погнали прямо в небо. Уже на следующий день СМИ растиражируют фото "главного пассажира" - десятимесячной Дарины Громовой. Этот снимок станет своеобразным символом рокового рейса Airbus 321, с которого уже никто из 224 человек не вернулся живым.

"Полёт в штатном режиме"

Самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту в 6:50 мск. Всё проходит в штатном режиме, как вдруг через 23 минуты диспетчеры теряют связь с экипажем.

Тем временем в петербургском аэропорту Пулково сообщают, что рейс задерживается "по техническим причинам". Время переносят раз, переносят два… В России стараются не думать о самом страшном и нервно ждут сообщений от родственников: об экстренной посадке, да о чём угодно, только бы написали. Когда цветы уже начали увядать, а на табло светилась запись об очередном переносе рейса, нервы у родственников не выдержали: посыпались звонки в авиакомпанию "Когалымавиа" и туроператору Brisco. "Всё выясняем", "Не переживайте", - слышали люди в разных инстанциях.

А потом пришло известие, которое мелькало в голове у каждого, но верить отказывались. О том, что погибли все, стало известно не сразу. Один из спасателей, которые сразу после крушения выдвинулись к месту, сообщил, что слышал голоса пассажиров, которые доносились из-под обломков лайнера. Уже через минуты выяснилось: не слышал, показалось.

Главный пассажир

Фотография десятимесячной Дарины Громовой из Гатчины, сделанная в аэропорту Пулково, обошла, кажется, все российские известные СМИ и была растиражирована в соцсетях. Снимок стал одним из символов той страшной трагедии.

Сын, Алексей, хотел быть летчиком. Только я не разрешила, - позже рассказывала Лайфу бабушка Дарины Елена.

Отец Алексея 30 лет был военным лётчиком. Сам молодой человек отучился по технической специальности и пошёл работать в IT-компанию. Здесь он и познакомился с Татьяной. Молодые люди поженились чуть больше чем за год до трагедии. На до сих пор доступной странице молодого человека в соцсети размещено много фото влюблённой пары, сделанных в день свадьбы.

"Главным пассажиром" дочку назвала Татьяна. Перед вылетом из Пулково она сфотографировала девочку, которая прижималась ручками к стеклу, и выложила снимок в соцсети.

Бабушка Дарины предлагала родителям не брать в полёт ребёнка: испугается, плохо перенесёт. Но те и слушать не стали: ребёнок должен погреться на солнышке.

"Я без неё жить не буду"

31 октября стало трагедией для тысяч людей. Муж Светланы Дудочкиной, Анатолий, не смог полететь вместе с супругой в отпуск в тот раз. В Египте супруги были уже не раз, поэтому женщина неплохо знала, как вести себя на курорте. Тем более странным казалось его предупреждение.

Она первый раз поехала в отпуск без меня. Я ей сказал, что, если что-то произойдёт, я без неё не выживу. Я больше не хочу жить, мне неинтересно, - говорил после крушения Анатолий.

Женщина отправилась отдыхать в компании дочери и двух малолетних внуков. Но дочь решила задержаться ещё на день-другой, так как появилась возможность отдохнуть подольше. В результате из всей семьи на роковой рейс поднялась только Светлана.

Подарок на день рождения

27 октября отмечала день рождения гражданская супруга тогда замглавы Пскова Александра Копылова. Он купил себе и возлюбленной, Елене Мельниковой, путёвки. С работы отпускать не хотели, но замглавы города уговорил это сделать. Аргументировал тем, что повод уж больно весомый.

Мужчина познакомился с будущей гражданской женой на работе. Дело в том, что Елена - начальник отдела кадров в Псковской городской думе. У Александра за несколько лет до этого умерла жена, Елена - в разводе. Они были вместе около года к тому моменту.

Всё время на отдыхе Елена рассказывала в соцсетях о том, что они очень хорошо отдыхают - купаются, загорают и вообще "отрываются". В последний раз вышла в сети за три часа до рокового вылета.

"Ещё немного - и уйду из авиации"

Старший бортпроводник, 38-летняя Валентина Марцевич, которая 12 лет посвятила небу, планировала уйти из авиации в ближайшее время. Хотела спокойствия, строила планы на спокойную семейную жизнь. Муж Валентины, Максим, - командир воздушного судна. В тот момент он находился в рейсе Китайских авиалиний.

Валентина сама из Анапы, работала в краснодарском аэропорту, когда познакомилась с будущим супругом. Вскоре вместе перебрались в Москву. Он всё время на рейсе, она - на очередном вылете. Надоело видеться с мужем и родными урывками.

5 октября, в свой день рождения, она прилетала домой, чтобы обнять маму. Знакомые позже вспоминали, что она себя вела довольно странно: странно говорила, странно улыбалась, делала много снимков.

Во время возвращения в Москву, незадолго до рокового рейса, женщина впервые в жизни испугалась во время посадки. Она рассказывала подругам, как лайнер трясло и она боялась, что пилоты не посадят удачно борт.

"Пушистик, жду"

Бортпроводница Марина Охотникова должна была встретиться с мужем -стюардом Андреем Беломестновым в Домодедово 1 ноября. План выглядел следующим образом: Андрей приземляется в Пулково, отдыхает, а после отправляется в Москву в качестве пассажира. Через 20 минут после прибытия его борта в столицу приземляется она. Молодые люди планировали незабываемые выходные.

У пары была традиция: все четыре года, что они были вместе, Андрей присылал возлюбленной СМС во время таких "пересечений" с одним и тем же текстом: "Пушистик, я тебя уже жду". На этот раз сообщения не было. В ноябре Андрею должно было исполниться 30 лет…

Версии

Специалисты рассматривали четыре основные версии авиакатастрофы: техническую неисправность, ошибку пилотов, что самолёт сбили и взрыв.

Техническая неисправность

Первая версия, которую стали рассматривать следователи, - техническая неисправность. Якобы лайнер имел дефекты. Например, ещё за 14 лет до трагедии, в ноябре 2001 года, в аэропорту Каира лайнер неудачно приземлился и задел землю хвостовой частью. Тогда он ещё принадлежал Middle East Airlines. После произошедшего воздушное судно отремонтировали и продали. После этого его фрахтовали различные авиакомпании, пока, наконец, оно не "осело" в "Когалымавиа" в 2012 году.

Говорить об этой авиакомпании можно что угодно, но любой самолёт любого перевозчика проходит проверку перед новым рейсом. Кроме того, бортам устраивают технические проверки. Так, двигатели лайнера осмотрели за пять дней до трагедии. И вряд ли бы эксперты пропустили настолько значительную неисправность, из-за которой самолёт мог потерпеть крушение. Данную точку зрения подтверждали и в авиакомпании. Кроме того, пилоты с большим стажем не раз говорили, что ни один из членов экипажа не будет рисковать собственной жизнью, а попросту откажется лететь в случае сомнений.

Против версии о неисправности говорит ещё один факт: накануне крушения "Аэробус" летал из Шарм-эль-Шейха в Самару и обратно. После этого в египетском аэропорту он прошёл техобслуживание, никаких критичных неполадок зафиксировано не было.

Через неделю после трагедии представители МАК рассказывали, что до момента прекращения записи регистраторов полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта на параметрическом регистраторе не фиксировали.

Ошибка экипажа

Эта версия стала второй. Якобы пилоты могли запаниковать, неверно повести себя в критической ситуации. Такую версию опровергли в Росавиации в тот же день. КВС Валерий Немов изначально был военным пилотом, а после выхода на пенсию (мужчине было 48 лет) переучился на лётчика гражданской авиации в учебном центре AmurAir в Турции. Его общий стаж налета - 3682 часа, из которых 1100 часов - командиром воздушного судна.

Второй пилот, 45-летний Сергей Трухачёв, имел за плечами 5641 лётный час - больше, чем у КВС. Он проходил специальное обучение в Чехии по управлению А321.

Версию ошибки исключили и сами пилоты "Когалымавиа": они разместили в Сети письмо уже через несколько часов после трагедии, где утверждали, что никакой ошибки быть не может.

Сбили

Вскоре после крушение боевики ИГИЛ* взяли на себя ответственность за авиакатастрофу. Они даже опубликовали видео, где воздушное судно якобы сбивают. Вскоре оказалось, что ролик - не более чем подделка, а российский лайнер никто не сбивал.

Уже после предварительного осмотра обломков самолёта экспертам стало понятно, что никто по нему не стрелял.

Самолёт разломился в воздухе. Изначально оторвало хвостовую часть, а после начал распадаться весь лайнер. Обломки воздушного судна оказались на расстоянии порядка 40 км друг от друга, хвост и нос находились на расстоянии 5 км.

Теракт

Эта версия является приоритетной. О том, что на борту была бомба, СМИ стали писать через несколько часов после трагедии. В течение месяца факт взрыва подтверждали российские эксперты. Так, 16 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании в Кремле впервые официально заявил, что произошедшее - теракт.

Изначально предполагалось, что бомбу заложили между пассажирскими креслами в 30-м ряду. Однако позже эксперты пришли к выводу, что самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте находилось в хвостовой части, рядом с детскими колясками. Таймер, установленный в бомбе, отсчитывал, сколько ещё минут проживут 224 человека. После взрыва у лайнера оторвало хвостовую часть, и он перешёл в неуправляемое пикирование.

Египетские чиновники долгое время официально не признавали произошедшее терактом (по одной из версий, опасаясь многомиллионных исков со стороны родственников погибших). Каир призывал дождаться официальных результатов расследования, которых, кстати, нет до сих пор. Однако в феврале 2017 года представитель египетского МИД Ахмед Абу Зейд в некотором роде признал, что на борту произошёл теракт.

Жертвами террористических операций стали десятки, а то и сотни человек, в том числе в результате падения российского лайнера на Синае, - заявил он.

* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.