Статуи морских божеств на стрелке считаются. Ростральные колонны - символ морских побед. Необычные, новые, малоизвестные памятники

Подробности Категория: статьи Опубликовано: 05 сентября 2017 Просмотров: 915

Морские кони – гиппокампы

#Гулякин #ПетербургскиеБродилки #Петербурготерапия

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я приглашаю вас на очередную прогулку по Санкт-Петербургу. И темой нашей прогулки будут скульптурные изображения коней, но не простых, а морских!

Как всегда, я прошу разместить Ваши замечание и вопросы в группу ВКонтакте "Петербургские бродилки - Гуляем с Гулякиным" (https://vk.com/gul_c_gul) или прислать мне по электронной почте "Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ". С уважением, Валерий Гулякин.

Морские коньки и памятник Василию Корчмину

(7-ая линия ВО, д.34)

Забавные рыбки - морские коньки, похожие на коней, не могли не привлечь внимание людей. И конечно они дали толчок для полёта человеческой фантазии, создавшей мифических морских коней.

Мы начинаем наше путешествие с Васильевского острова. На первый взгляд, выбор памятника для начала нашей прогулки может вызвать у вас вопрос: «А при чём здесь кони?». Но если посмотреть внимательно, то мы увидим, что кони на памятнике есть, да не простые – морские.

Забавные морские коньки сплелись хвостами на лафете пушки памятника Василию Корчмину на 7-ой линии Васильевского острова (д.34). Бравый бомбардир, инженер, генерал-майор, сподвижник императора Петра I встречает гостей в приветственной позе с мундштуком в руке. Скульпторы Г.Лукьянов и С.Сергеев создали образ весёлого молодого бомбардира, восседающего на пушечном стволе. Взгляд лихого вояки устремлен вперед – в светлое будущее Великой страны.

Лафет орудия декорирован не только морскими коньками, но и головой льва с кольцом в пасти. Такими же архитектурными образами украшена Стрелка Васильевского острова.

По одной из городских легенд именно благодаря В.Д.Кормчину появилось название острова – Васильевский.

В.Д. Корчмин, был хорошим царским инженером, знатоком фортификации, начал создавать боевые ракеты и огнеметы.

А в тот период, когда строилась Петропавловская крепость, поручик В. Корчмин командовал артиллерийской батареей, расположенной для обеспечения безопасности города на стрелке Васильевского острова. И царь, отправляя приказы и депеши Василию Дмитриевичу, на месте адреса писал так: «К Василью на остров».

Легенда гласит, что именно тогда за островом закрепилось известное название. (Хотя историки приписывают образование этнонима в честь новгородского наместника Василия Селезня, казненного Иваном Грозным. Но это историческое предание не прижилось в народе.)

Артиллерийская батарея Василия Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, куда мы с вами сейчас и отправимся в поисках морских коней.

Морские кони – гиппокампы на Ростральных колоннах

(Стрелка ВО)

Стрелка Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города. Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена, когда Трезини в 1719 - 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория. В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны со статуями морских божеств у подножия. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини. В южном пакгаузе в настоящее время и располагается Зоологический музей. В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был непоправимо искажён строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Вантовый мост и башня Газпрома окончательно уничтожают исторический образ Санкт-Петербурга.

А факелы, которые в те давние времена зажигались на Ростральных колоннах каждую ночь и днём в плохую погоду, ныне зажигаются всего на несколько часов по особым праздникам. Но, слава Богу, их всё-таки не снесли, а ведь могли, сколько бы земли освободилось под элитные жилые дома…

Но, не будем о грустном. Лучше полюбуемся Ростральными колоннами и особое внимание обратим на Ростры, которыми они украшены.

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение мощи и величия Российского морского флота отсылает нас к древнеримскому обычаю украшать колонны в честь побед рострами (носами) захваченных вражеских кораблей.

Над проектом ростральных колонн также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо.

Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен. Распростертая под бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи. В Санкт-Петербурге их можно посмотреть в Центральном Военно-Морском музее, который долгое время располагался в здании Биржи, а сейчас размещён в Крюковых казармах Лейб-гвардии Морского Экипажа в Коломне (площадь Труда, дом 5).

А мы с вами посмотри на одно из необычных изображений коней – носовые корабельные фигуры, изображающие конские головы, размещённые на рострах Ростральных колонн.

Кстати, мне кажется, что эти фигуры очень напоминают фигурки шахматных коней.

Но, о шахматах мы поговорим в другой раз, а сейчас найдите еще одно изображение коней на ростральных колоннах. Оно не такое заметное как носовые корабельные фигуры, но, если присмотреться внимательнее, то мы обязательно увидим еще одно необычное изображение коней на барельефе. Это не просто кони, это морские кони с рыбьими хвостами и плавниками вместо копыт на передних ногах. В Древней Греции этим морским коням дали имя – гиппокампы.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи

на Стрелке Васильевского острова

Гиппокампы были не просто морскими конями - они были конями самого бога морей Посейдона (Нептуна). Запряженные в огромную ракушку, которая лужила каретой богу морей, они возили Посейдона не только в глубинах моря, но и мчали его по волнам океана, и, даже, могли подниматься в воздух и лететь со своим седаком по небу. Такая четверка морских коней, везущих Посейдона, изображены в скульптурной композиции на здании Биржи на Стрелке Васильевского острова.

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова было построено в 1805-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Над главным входом со стороны Невы помещена композиция «Нептун с двумя реками». Существует предположение, что эти две реки – Нева и Волхов. Автор этой скульптурной композиции неизвестен, хотя в краеведческой литературе авторами часто указывают Ф.Ф.Щедрина и И.П.Прокофьева, однако известно, что они запросили слишком высокую цену за свою работу. Этот заказ был выставлен на торги, но имена тех, кто именно выиграл торги и выполнил скульптурные группы для Биржи, остались для истории неизвестными.

Если вы захотите посмотреть на эти скульптуры с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи в Мини-городе

(Александровский парк)

Если вы захотите посмотреть на скульптурную группу на здании Биржи с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Архитектурно-познавательный туристский центр Мини-город открылся 15 июня 2011 года в южной части Александровского парка.

Макеты расположены на импровизированной карте Санкт-Петербурга, водная гладь изображена темным гранитом, суша – светлым. Автор выполненных из гранита и бронзы уменьшенных знаменитых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – скульптор Александр Таратынов.

Морские кони – гиппокампы на мозаике в вестибюле

станции метро Адмиралтейская

Эта же скульптурная композиция на здании Биржи послужила прообразом для мозаики «Бог морей Посейдон» в вестибюле станции метро «Адмиралтейская».

Морские кони – гиппокампы у здания администрации Приморского района (ул. Савушкина, 83)

В сентябре 2009 года открыли фонтан "Морской конь" у здания Администрации Приморского района, улица Савушкина, 83.

Большая квадратная чаша фонтана украшена скульптурой морского крылатого коня, работа отца и сына Каминкеров. Конь изготовлен из различных видов местного гранита и выглядит весьма оригинально, потому что в его образе соединились тотемные животные трех народностей: голова коня, хвост рыбы и крылья утки. Конь был священным животным для славян, рыба особо почиталась викингами, а утка была тотемной для финнов. Три стихии, трое животных, неотесанные гранитные камни - все это создает особенную атмосферу.

Это, по-моему, самый молодой морской конь – фонтан в Санкт-Петербурге. Конечно – же без гиппокампов невозможно представить себе столицу фонтанов – Петродворец. Я хочу обратить ваше внимание на Верхний парк, который часто остаётся вне зоны туристического осмотра. А посмотрите, какие великолепные всадники на морских конях гарцуют в струях вод в фонтане «Нептун» Верхнего парка.

Морские кони – гиппокампы фонтана «Нептун»

в Верхнем парке Петродворца

В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.

После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне.

Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). Авторы Георг Швайгер и золотокузнец Христоф Риттер. Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt) в 1688-1694 годах. Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе. В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф.

Безусловно, это не первое изображение морских коней в Санкт-Петербурге. В поиске самых ранних изображений гиппокампов мы с вами отправляемся в Летний сад.

Морские кони – гиппокампы

на барельефах Летнего дворца Петра I в Летнем саду

Летний дворец Петра I - один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга (самое старое каменное здание города). Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны.

В 1704 г., через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началось создание Летнего сада. В 1710-1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец.

Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом".В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.

Летний дворец Петра I - двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращении России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современников Петра I ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Создание барельефов было поручено немецкому архитектору - скульптору Андреасу Шлютеру (1659-1714), приглашенному Петром I в 1713 г. из Берлина. Однако смерть скульптора помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей неизвестны. Различное художественное качество барельефов говорит, что мастеров было несколько.

Крайний слева барельеф южного фасада изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины - богини плодородия. Колесницу-ракушку с героями сюжета морские кони уносят в Тартар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине.

Ещё один барельеф южного фасада - Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, изображены бог морей Посейдон и его супруга Афродита.

На северном фасаде: Нереида (морское божество) на морском коне.

А на восточном фасаде верхом на морском коне скачет Амур.

А вот на северном фасаде на крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Андромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей - Петра-освободителя.

Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.

Морские кони – гиппокампы

на фасаде дома (Фонарный пер., 18)

Но совсем не обязательно, что бы все барельефы в Санкт-Петербурге несли в себе аллегории. Например, на барельефе, расположенном на фасаде доходного дома В.Н.Лихачёва целая кавалькада Купидонов весело проносится по волнам Невы просто так, для красоты.

Морские кони – гиппокампы

на часах Арки Главного штаба

Каких только морских коней не встретишь на улицах Санкт-Петербурга. На часах под Аркой Главного штаба, установленных со стороны Большой Морской улицы (д.2) морские кони крылатые.

История этих часов началась тогда, когда при проведении электрического кабеля от Главной палаты к Зимнему дворцу, Д.И.Менделеев принял решение сделать подводку и к зданию Министерства финансов. Первоначально Д.И.Менделеев планировал поместить часы размером не более метра в одном из окон здания Министерства Финансов (как это практиковалось еще в 1838 г. в Главном штабе). Это позволяло бы контролировать температурный режим помещения часов, обеспечивало свободный доступ к ним для корректировки и гарантировало бы их точный и стабильный ход.

В 1905 г. был реализован более дорогостоящий проект Министерства финансов. Механизм часов был изготовлен Августом Эриксоном, архитектурные детали, систему подвешивания, устройство лаза для поправок разработал архитектор Министерства финансов. Д.И.Менделеев подчеркивал, что в случае подвешивания часов, Главная палата берет на себя ответственность "за время, но не за архитектурные приспособления".

Так впервые в истории Санкт-Петербурга под аркой Главного штаба на значительной высоте были установлены уличные электрические часы с двумя двухметровыми циферблатами системы Грау-Вагнера.

Морские кони – гиппокампы

на фонарях моста Ломоносова

Мост Ломоносова через Фонтанку был построен в 1785-1788 годах. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролет был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Автор проекта точно не известен, но большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж-Р. Перроне. В 1912-1913 гг. под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков. Интересно, что это не просто морские коньки – а морские единороги!

Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски. В 1949, 1950-1952, 1967, 1986, 2006 гг. на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

на барельефе дома Боровая улица, 18/Волоколамский переулок, 1

Не хочу утомлять вас перечислением всех адресов Санкт-Петербурга, где можно увидеть гиппокампов. Например, на углу Боровой улицы и Волоколамского переулка в 1913 году был возведён доходный дом А.В.Елисеева и Г.М.Фёдорова. Высоко на фасаде семиэтажного дома со стороны Волоколамского переулка над окнами пятого этажа размещено шесть одинаковых рельефных изображений крылатого морского коня с копытами в виде листьев, мощным плавником и длинным, завитым в три кольца, чешуйчатым хвостом.

Крылатые морские кони – гиппокампы

на доме 87/89 Большого проспекта ВО

А на Большом проспекте Васильевского острова, дом 87/89, крылатые морские кони работают атлантами, поддерживая, нет, не небо, а балкон. Каждый балкон поддерживают по четыре морских коня, восседающих на массивных прямоугольных столбах-пилонах, высотой в два этажа. У этих гиппокампов голова и шея настоящей лошади, короткие драконьи лапы, мощные лебединые крылья и небольшой рыбий хвост. Восемь морских коней были отлиты из армированного цемента по моделям скульпторов Ж.Я.Меллуп, Н.С.Кочукова и И.А.Венковой. Это единственное, известное мне, подобное изображение на «сталинском» доме. Ведь эти дома были построены после войны в 1956 году.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Благовещенского моста

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге - это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными мостами, поскольку считалось, что строительство постоянного моста - очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост Санкт-Петербурга, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе. В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом. Строительные работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной – сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что, когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Решетка на Благовещенском мосту выглядит массивной и в тоже время ажурной. В центре изображены гиппокампы, держащие трезубец, который как бы растет из ракушки.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов. Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера-мостостроителя, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова. Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 15 августа 2007 года. Принято считать, что линия моста является местом впадения Невы в Финский залив.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Аничкова моста

Аничков мост - один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта. О них мы обязательно поговорим, но чуть позже, а сейчас обратим внимание на решётки моста.

В начале XVIII века Санкт-Петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста.

Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Мост неоднократно перестраивался. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

А теперь обратите особое внимание на русалок. Ведь у них кроме женского тела и рыбьего хвоста есть еще и ножки с копытцами. Этакие морские подводные кентавры. Кстати, их тоже зовут гиппокампами!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Category: Любопытный Петербург Tags:

19. Вид Стрелки Васильевского острова. И.В. Ческий. 1810-е гг. Государственный Эрмитаж.

20. Скульптура «морского божества» у подножия Ростральной колонны. Фото: Г.Н. Попов.

21. Один из гранитных шаров работы Суханова на открытке А.П. Остроумовой-Лебедевой, 1942 г. Илл.: babs71.livejournal.com.

Великолепный архитектурный ансамбль на Стрелке Васильевского острова – одно из красивейших и узнаваемых мест Санкт-Петербурга. Стрелкой называется восточный мыс острова, омываемый Большой и Малой Невой. Здесь с петровских времён размещался торговый морской порт, в который приходили с товарами сотни заморских кораблей.

Свой завершённый вид Стрелка получила в результате создания в 1804–1811 гг. по проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона грандиозного ансамбля в стиле классицизма: с новой Биржей, ростральными колоннами и полукруглой набережной. Все каменотёсные работы при сооружении архитектурного комплекса вела артель Самсона Суханова. Натурное обследование А.Г. Булаха показало, что здесь в большом количестве искусно использован финский крупнозернистый гранит рапакиви розового и редкого серого цветов.

Основной частью ансамбля является колоссальное здание Биржи, построенное в виде периптера – античного храма, окружённого со всех сторон колоннадой. Прямоугольное здание покоится на высоком мощном стилобате (стилобат – поверхность, на которой сооружалась колоннада) с широкой парадной лестницей. По его сторонам располагаются пологие пандусы. Каменотёсами Суханова стены стилобата облицованы крупными прямоугольными блоками из «финского морского гранита» в четыре ряда: из серого гранита – два верхних ряда, из розового – нижние ряды. Широкие ступени лестницы вытесаны из того же камня двух цветов (внизу лестницы – розовые, вверху – серые). Для колонн Сухановым высечены огромные базы диаметром около двух метров из монолитов серого «финского морского гранита». Весь «морской финский гранит» добывался в каменоломнях под Выборгом. Суханову приписывается исполнение по моделям Ж. Камберлена скульптурных групп («Нептун с двумя реками» и «Навигация и Меркурий с двумя реками») на аттике здания Биржи.

Одновременно по проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона и инженера И.К. Герарда перед Биржей сооружалась площадь с полукруглой набережной, предназначавшейся для устройства парадной пристани морского порта. Для выравнивания очертаний берега и создания пристани с глубоким фарватером были забиты в дно реки тысячи свай, насыпана огромная масса грунта, в результате чего береговая линия на 123,5 м выдвинулась в русло Невы.

Возведением и украшением двухъярусной подковообразной набережной протяжённостью 561 м, охватывающей берега Большой и Малой Невы, занималась артель Суханова.

В 1807–1808 гг. каменотёсами-гранитчиками была сложена из блоков розового «финского морского гранита» полуциркульная подпорная стенка с парапетом. Она оформлена символичным гротом в виде арки и украшена 12-ю высеченными из гранита львиными масками с бронзовыми причальными кольцами. С наружной стороны стенку огибают спуски – пандусы из уложенных с наклоном гранитных плит, плавно ведущие вниз к площадке пристани. По сторонам пристани поставлены на массивные каменные пьедесталы кубической формы огромные гранитные шары работы мастера Самсона Суханова. Созданная гранитная набережная «удивительной чистоты, прочности и красоты в отделке» гармонично вписалась в архитектурный ансамбль Стрелки.

В 1810 г. рабочими людьми Суханова было закончено возведение Ростральных колонн по сторонам полукруглой площади у спусков к Неве. Базы колонн были высечены из слегка розоватого, постаменты – из серого «финского морского гранита», а фусты (стволы) колонн римско-дорического ордера сложены из кирпича. Ростральные колонны, символизирующие морские победы и служившие маяками, были украшены металлическими рострами – носовыми частями кораблей и увенчаны светильниками-треножниками. Высота колонн достигает 32 м. У подножия колонн установлены огромные фигуры, олицетворяющие по замыслу Тома де Томона «божества моря и коммерции», а ныне считающимися по традиции аллегориями русских рек Волги, Днепра, Волхова и Невы. Они исполнены в 1810–1811 гг. Самсоном Сухановым по моделям скульпторов Ж. Тибо и Ж. Камберлена из пудостского камня. Возможно, окончательной «доводкой» занимались сами скульпторы.

При создании ансамбля Стрелки Васильевского острова архитектором особо отмечены среди подрядчиков санкт-петербургские купцы Самсон Суханов, возглавлявший артель каменотёсов, и Иван Жерихов с бригадой плотников, которые «противу протчих подрядчиков казне ощутительную в течение производства работ принесли пользу». «За создание фигур к маякам» Самсон Суханов был награждён кафтаном с золотыми позументами (позумент – плетёный шнур, кисть или бахрома, идущие на украшение одежды).

П.П. Свиньин в 1817 г. изящным слогом дал описание новой Биржи: «Бордовская Биржа, почитаемая самой великолепнейшей в Европе, должна уступить ныне в красоте и огромности новой С.-Петербургской Бирже, которая, кроме достоинств архитектуры, имеет прелестнейшее и выгоднейшее местоположение. < …> Здание состоит из продолговатого четвероугольника длиною в 55, шириной в 41, а вышиной в 14 ½ сажень. Оно обнесено рядом дорических колонн, что составило прекрасную открытую галерею вокруг, имеющую по 14 столбов с длинных сторон и по 10 с обеих фасадов. Сии последние окружены ещё сверху изваяниями, представляющими аллегорически Балтийское море и Неву. < …> Здание сие стоит на открытом месте. Со стороны Коллегий отделяется оно площадью, имеющей 148 сажень длины и 125 ширины. Пред главным же фасадом, обращённым к Неве, сделана обширная полукруглая площадь для складки товаров. Берега её выложены гранитными плитами и имеют два круглых спуска, ведущих к поверхности реки. По концам площади возвышаются два величественных столба, украшенные статуями, корабельными носами < …>, из коих замечательнее всех колоссальная фигура Нептуна с трезубцем, работы скульптора Тибо из пудостского камня. Во внутренности столбов проведены крутые лестницы, по коим можно взойти на самый верх их, заключающий довольно широкие площадки с железными перилами. Отсюда в ясную погоду представляются со всех сторон прекраснейшие виды».

Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга» .

Спасибо вам за интерес к нашему проекту.

Петербург, как и другие европейские столицы, веками мечтал о морском величии. Поэтому некоторые его уголки населены статуями водных богов, античных и русских, есть и такие. А стрелке Васильевского острова по части морских фигур под силу соперничать даже со всемирными знаменитостями:римскими фонтаном Треви и пьяцца Навона.


фонтан Треви, Италия

Вот Рим. На его улицах и проспектах, на его пьяццах и пьяцеттах, в его парках и скверах замерли, словно в детской игре, бронзовые и каменные морские фигуры: нептуны и посейдоны; тритоны и наяды; осетры и дельфины; морские коньки и морские кони; водяные змеи и водяные ящерицы; крабы и черепахи. Тон и стиль этому фигурному великолепию задал в середине XVII века скульптор Джанлоренцо Бернини. Он творил под покровительством сразу трех Римских пап, каждого из которых восславил великолепным фонтаном. А средства на строительство добывали сбором крайне непопулярных в народе налогов на хлеб и вино.

фонтан Нептун

Самый пышный водный памятник, воздвигнутый Бернини во имя папского величия - Fontana dei Fiumi (фонтан Рек) на piazza Navona . Циклопических размеров сооружение, на верхушку которого скульптор водрузил многометровый египетский обелиск, символизирует четыре главные реки, известные в то время - Ганг, Ла-Плату, Дунай и Нил. В главных ролях рек выступают мускулистые каменные мужчины с всклокоченными шевелюрами и бородами, восседающие у подножья обелиска. На площади Навона - еще два фонтана, хотя и не столь многофигурные, как центральный, но не менее выдающиеся, в том числе и яростью борений. Бернини к ним тоже приложил руку: в чаше одного могучий Нептун сражается с осьминогом, посередине другого дюжий мавр одолевает дельфина. Появлением самого знаменитого своего фонтана Рим тоже обязан гению Бернини - архитектурный комплекс на piazza Trevi построил через много лет после смерти великого скульптора Никола Салви. Салви не скрывал, что его произведение - подражание творчеству маэстро. И впрямь: Нептун и два тритона, обуздывающие водных жеребцов, относятся к тому же семейству морских фигур, что и голые мужчины с piazza Navona .

Стрелка Васильевского острова, Санкт-Петербург

А вот Петербург - город, ничуть не меньше Рима грезивший о величии. В начале XIX века швейцарский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон по заказу и во славу императора Александра I воздвиг на болотистой стрелке Васильевского острова впечатляющий комплекс, украшенный морскими фигурами. В центре ансамбля - построенное по образцу храма Посейдона в Пестуме и поэтому опоясанное дорической колоннадой здание Биржи - так сказать, храм нарождавшихся в ту эпоху торгово-рыночных отношений. С портика над фасадом выезжает к Неве запряженная гиппокампами (морскими конями) колесница Нептуна. Держа трезубец в левой руке, правую морской бог простирает над городом, и северный Петербург он сторожит так же бдительно, как южный Рим. В качестве русской свиты сторожа выступают не тритоны, а мощные фигуры Невы и Волхова. Так что у нас собственная фигурная география морей и рек.

Ростральная колонна

Перенести на Васильевский остров центр города планировал еще Петр I , да не успел. Через столетие волей императора, талантом архитектора и стараниями десятков тысяч крепостных мужиков стрелка стала еще более стрельчатой. В зыбучую почву забили без счета деревянных свай, а мыс за счет гигантских насыпных работ продвинули более чем на сто метров на восток. В итоге, архитектурный комплекс противопоставлен течению реки и словно разделяет на два рукава русло Невы. Правильность и плавность ее течения проверяют две огромные Ростральные колонны, со стволами, украшенными медными изображениями носов кораблей. Эти колонны прежде служили маяками Петербургского порта, на их верхушках жгли конопляное масло. Теперь по праздникам в чашах-светильниках зажигают газовые горелки.

фонтан Рек Ростральные колонны: Днепр и Нева

У подножий Ростральных попарно устроились морские фигуры. Четыре статуи из пудостского камня архитектор Тома де Томон считал божествами моря и коммерции, но в литературе их называют аллегорическими изображениями главных судоходных русских рек - Волги и Днепра, Невы и Волхова. Издалека фигуры выглядят не менее представительно, чем мужчины из римских фонтанов, однако при ближайшем рассмотрении величие слегка теряется. Дело в том, что денег на скульптуры в императорской казне оказалось немного, от мрамора и бронзы пришлось отказаться, обошлись камнем из окрестностей Гатчины. Непрочный и не слишком пластичный известняк легко обрабатывать, но трудно сохранять. Академического скульптора нанять не удалось, за изготовление моделей взялись мастера рангом пониже, французы Жозеф Камберлен и Франсуа Тибо. Мягкокаменные скульптуры часто приходилось реставрировать, но в ХХ веке они потеряли парадный вид. Обновляли фигуры небрежно, к юбилеям Октября попросту покрывали масляной краской; места поломок замазывали штукатуркой или гипсом; бывало даже, загоняли под ребра стальные штыри для укрепления конструкции. В конце концов от отчаяния у Невы отломилась кисть левой руки, а Волхов потерял кисть правой. Только в конце 1990-х годов фигуры отреставрировали по всей научной процедуре, и теперь они наконец выглядят свежо.
У фонтана Рек на piazza Navona часто бродят щуплые американские студенты, изучающие Рим по тексту романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Знаменитый писатель не обошел стороной и фонтан dei Fiumi , в ванне которого произошла решительная схватка главного героя Роберта Лэнгдона с религиозным фанатиком, утопившем у ног Ганга и Дуная кардинала с футбольной фамилией Баджио. На стрелке Васильевского ничего такого пока не произошло, она еще ждет своего героя и своего писателя. Нашим морским фигурам наверняка тоже найдется, о чем рассказать миру.

В пятницу в моем Блоге: Увидеть Питер - и крепко заснуть. Искусство хостелов.

Стрелка Васильевского острова - одна из жемчужин в ожерелье архитектурного ансамбля центральной части Санкт-Петербурга. Одно из наиболее привлекательных мест для туристов и романтиков, так как отсюда открывается широкая панорама великолепного города.

Немного из истории острова

Мыс на восточной оконечности Васильевского острова, самого большого в Невской дельте, разделяет Неву на два полноводных русла. Свое название он, очевидно, получил за форму, напоминающую наконечник стрелы, выдающийся острием в реку. То, как расположена стрелка Васильевского острова на широком водном пространстве, предопределило ее основополагающую роль в планах застройки города. По замыслу Петра Первого, новый город должен был стать морской крепостью и торговым портом. Развитие военного и торгового флота являлось главной задачей царя.

Первоначально портовые сооружения находились на южной стороне Городского (Петербургского) острова, ныне называемого Петроградской стороной, но небольшие глубины не позволяли эффективно использовать порт. Было решено перенести его в более удобное место. Для этого была выбрана стрелка Васильевского острова.

Начало освоения

В 1709 году царь подарил остров Меньшикову - генерал-губернатору нового города. Дворец князя был здесь первой каменной жилой постройкой. По замыслу царя Васильевского, остров должен был стать центром будущей столицы.

Создание плана застройки юго-восточной части было поручено архитектору Трезини. По его первоначальному проекту, здесь должна была располагаться главная площадь города трапецевидной формы с жилыми зданиями вокруг нее. Предполагалось прорыть канал, соединяющий Большую и Малую Неву. По всему острову должны были проложить сеть параллельных улиц-каналов. Кроме того, весь остров должен был пересечь широкий судоходный канал, начинающийся в западной части, выходящей к Финскому заливу, и оканчивающийся широкой гаванью на стрелке. Не все замыслы архитектора были воплощены в жизнь, но и сейчас основные улицы острова не имеют названий, а обозначаются как нумерованные линии.

Осуществление замыслов по застройке

Но Петр видел остров культурным и административным центром молодого города, на стрелке которого расположится крупный морской порт. В новом проекте Трезини основой застройки острова становились административные и правительственные здания. Одним из ключевых элементов комплекса построек вдоль берегов Малой Невы и Большой Невы является здание Двенадцати коллегий, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций. В здании располагались высшие органы государственного управления. Сейчас здесь находятся факультеты Санкт-Петербургского университета, научная библиотека и некоторые административные организации.

Менее чем за два десятилетия появились другие выдающиеся здания, с возведения которых стрелка Васильевского острова Санкт-Петербурга начала обретать свой нынешний вид: Кунсткамера, Новобиржевой гостиный двор, дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра), в котором позже располагалась Академия наук. Современное здание академии было возведено в конце 18 века по проекту архитектора Кваренги.

Стрелка Васильевского острова: история освоения

Восточная оконечность острова долгое время не подвергалась плановой застройке. В 30-х годах 18 века здесь начал функционировать морской порт. Но в 1885 году его перенесли на Гутуевский остров, ближе к Финскому заливу, так как старый порт уже не отвечал возросшим потребностям, и ведущий к нему фарватер был сложен и не соответствовал водоизмещению торговых судов, приходивших со стороны моря.

Прообразы современной биржи

Первое здание биржи, являющейся ныне главным и центральным элементом архитектурной композиции стрелки, было построено в период создания порта. Строение первой биржи в России было деревянным.

По мере развития порта площади здания становилось недостаточно, и в 1781 году был создан проект нового каменного строения. Автором его был архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось очень медленными темпами и через 4 года было остановлено.

Начало 19 века ознаменовалось новыми взглядами на архитектуру. Появилась мода на ансамбли. В 1801 году архитектор Тома де Томон предлагает новый проект биржи, которую он делает центральным элементом комплексного обустройства стрелки.

Этапы формирования образа стрелки

Чтобы ансамбль смотрелся гармонично, расположение здания биржи относительно береговой линии должно было быть тщательно рассчитано. Архитектор решил этот вопрос путем искусственного создания контура стрелки. Вдоль берега были забиты сваи и насыпан грунт. В результате берег стал выше и выдвинулся на 123 метра в реку. Очертания береговой линии стали ровными и симметричными. Стрелка Васильевского острова приобрела новую форму.

Перед главным фасадом биржи расположилась большая полукруглая площадь, имеющая плавный спуск к воде и огороженная гранитной стенкой. Набережная стрелки Васильевского острова служила пристанью. Ее украшают широкие пологие лестницы и два гранитных шара.

По периметру Биржевой площади в 1896 году был разбит сквер. В 2003 году в сквере появилась новая достопримечательность - якорь 18 века, поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Колонны на стрелке Васильевского острова были задуманы Тома де Томоном как маяки порта и выполняли эту функцию до 1885 года. Установлены они были в 1810 году. Колонны декорированы рострами - носовыми украшениями, от которых и получили свое название. В наше время огонь на ростральных колоннах зажигается по праздникам.

Фасады здания биржи, построенного в духе храмов Древней Греции, украшены скульптурными группами, изображающими морских богов. Соответственно общему стилю, в котором оформлялась стрелка Васильевского острова, ростральные колонны тоже украшены аллегорическими скульптурами, изображающими морские божества.

Завершающей чертой создания ансамбля стала постройка северного и южного пакгаузов, имеющих одинаковое архитектурное решение. Сейчас в южном пакгаузе располагается зоологический музей, а в северном - музей почвоведения. Их строительство закончилось в 1832 году.

Стрелка сегодня

Мощеная набережная, спускающаяся прямо к воде - любимое место прогулок горожан и гостей города. Она также является местом паломничества молодоженов. Гранитная стена, ограждающая набережную, украшена каменными мордами львов, держащих в пасти медные кольца. Согласно сложившейся традиции, необходимо подержаться за кольцо, чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой. Девушкам, желающим выйти замуж, рекомендуется поцеловать льва в нос. На площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния, концерты.

Васильевский остров, стрелка (Санкт-Петербург) известны во всем мире. Панорама архитектурного ансамбля является одним из самых популярных видов и служит визитной карточкой города. Его изображение расположено на пятидесятирублевой купюре.

Для справки: С увеличением размера судов порт на стрелке Васильевского острова стал терять свое значение. Большие суда не могли пройти в порт естественным фарватером, и товары приходилось перегружать на более мелкие суда в Кронштадте. У англичан появилась поговорка: путь от Лондона до Кронштадта короче, чем от Кронштадта до Васильевского острова. В 1885 году был прорыт морской канал, значительно углубляющий судоходный путь до Гутуевского острова, куда был переведен морской порт.

Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Сооружение колонн было предусмотрено в проекте Биржи, разработанном французским архитектором Жаном Франсуа Тома де Томоном, и осуществлено в 1810 году. Они должны были служить маяками и вместе с тем подчеркивать значение биржевого здания как центра Петербургского порта.
Одна из них была маяком для судов на малой Неве,

другая - указывала путь в Большую Неву.

[

Высота каждой колонны 32 метра. Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой - к Бирже.

Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества).

Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков.

На верхние площадки, где находятся треножники с чашами-светильниками для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы.

Это входы внутрь колонны... Закрыты на простые амбарные замки...

Дверь внутрь колонны со стороны Невы...

И дверь внутрь колонны со стороны Биржи...

Двери располагаются прямо под рострами, которые служат одновременно и козырьками над дверьми...

Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. В жаровнях жгли конопляное(!) масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Ростральные колонны - один из символов Санкт-Петербурга, олицетворяющих морское могущество России.

Скульптуры, украшающие Ростральные колонны, создавались в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем. Автор эскизов скульптурных групп не известен. Однако, в последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж.Камберлен и Ф.Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения.
Исполнителем колоссальных фигур из пудостского камня был знаменитый мастер-каменотес Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Для справки: Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Имеет пористую структуру, чем-то напоминающую структуру пемзы, отчего при использовании в облицовке придает зданию благородный «старинный» вид.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными.

Что изображают скульптуры?
Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре великие русские реки (у южной - "Волхов" и "Нева", у северной - "Днепр" и "Волга"), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Атрибуты скульптур достаточно скупы, и ни один из них не может подтвердить или полностью опровергнуть версию о том, что перед нами аллегории конкретных четырех рек.

Нева

Волхов

Волга

Днепр

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все - и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
В 1957 году к чашам светильников, установленных на вершинах колонн, подведены газовые трубы. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.