Станция метро «Боровицкая. Боровицкие ворота кремля Станция боровицкая

Боровицкая башня (Предтеченская) расположилась на юго-западе Московского Кремля . Она легко просматривается со стороны Александровского сада и Боровицкой площади. С сооружения открывается чудесный вид на Большой Каменный мост.

По легенде, своим именем она обязана своему месторасположению – была возведена на Боровицком холме, откуда и произошло название. По другой легенде – ее строили мастера из Боровска, а посему и названа в память о них.

Высота башни, год постройки

С учетом звезды высота Боровицкой баши Московского Кремля составляет 54.05 метров, без учета – 50.7 метров. Она построена девятой по счету среди всех башен Кремля. Ее строительством занимался архитектор Петр Фрязин по указу Ивана III в 1490 году. В это же время Пьетро Солари (Петр Фрязин) выстроил стену между ней и Свибловой башней (Водовзводная) . Он же проектировал Спасскую башню .

История

Согласно летописям, на ее месте располагалось иное сооружение, но именовалось оно также. В 1658 г. ее переименовали в Предтеченскую. Название дали по церкви Рождества Предтечи. С таким наименованием она просуществовала не долго и вскоре вернули прежнее название.

Если раньше Боровицкие ворота Кремля представляли собой подобие «черного входа» (использовали исключительно для хозяйственных целей), то теперь ее используют в качестве парадных ворот. Через Боровицкие ворота въезжает президент Российской Федерации, принимают международных гостей и гостей Оружейной палаты.

Облик

Изначально, башня, как и большинство сооружений Московского Кремля, была сделана из дуба. В 1340 г. Иван Калита соорудил могучую дубовую крепость, с толщиной стен от 2 до 6 м и высотой выше 7 м. Дубовая цитадель защищала Москву почти три десятка лет, но была уничтожена в следствии пожара в Москве летом 1365 года.

В 1367 году, благодаря Дмитрию Донскому началось строительство Кремля из белого камня, который добывался неподалеку от Москвы (после чего Москву стали называть “Белокаменной”). В 1485-1495 гг. стены Кремля приобрели, знакомый нам сегодня, темно-красный цвет. Красный кирпич Кремль получил после грандиозной реконструкции Ивана III.

В советское время она была увенчана красной звездой (1935 год) вместо двуглавого орла, а на звезде, как и положено в то время, было изображение серпа и молота. А еще через два года на верхушке сияла рубиновая звезда.

Сегодня она насчитывает пять ярусов, соединенных системой лестниц. Винтовая лестница в юго-восточном углу пронизывает весь четверик.


Боровицкая станция метро

Ближайшая станция метро это Боровицкая. Расстояние от станции до башни около 450 метров – 10 минут пешком. Боровицкая станция метро построена в 1986 г и принадлежит Серпуховско-Тимирязевской линии. Название станция получила в честь Боровицкой площади. Вестибюль станции находится прямо под Библиотекой им Ленина.

При строительстве метро Боровицкая была сделана очень интересная находка. Когда строители вели работы они нашли кирпичный дом почти в идеальном состоянии. Оказалось, что дом построили в 16 веке, а попал он туда из-за провала грунта под домом. Удивительно, но внутри дома сохранилась вся мебель и вещи.

Что находится рядом

Возле башни находится Оружейная палата – государственный музей Московского Кремля. Здание было построено К. Тоном в 1547 г. (он же построил Храм Христа Спасителя в 1883г.). Ранее это сооружение называли Большой казной. Как и большинство зданий старой Москвы Оружейная палата горела во время пожаров и, к сожалению, многие ценные экспонаты были утеряны.

В здании Оружейной палаты находится Алмазный фонд, собравший уникальные драгоценные камни и металлы, имеющие историческую ценность. Фонд начал формироваться еще при Петре I, а двери выставки Алмазного фонда открылись в 1967 г.


Любопытные факты

Гостей иностранных государств с официальными визитами принимают в Большом Кремлевском дворце – Гостевой резиденцией Кремля. Если на дворце вы заметите флаг другой страны, то это означает, что президент Российской Федерации принимает почетных гостей.

22 января 1969 возле Боровицких ворот произошло несчастье – покушение на Л. И. Брежнева. Дежурный офицер, проникнув в оцепление у ворот, совершил 11 выстрелов в кортеж генерального секретаря. В результате водитель автомобиля погиб и несколько человек получили легкие ранения. Преступника схватили и придали суду.

Боровицкий холм

Боровицкий холм является началам всего города Москвы. Именно здесь в 11 веке было первое поселение, а в 1147 г. Юрий Долгорукий повелел основать город, который в дальнейшем станет центром всего Российского государства. Первоначальный вид холма конечно же был другим. Он был более пологий и полностью покрыт бором. Кстати, название он получил от производного слова «боровица» (место, где находится бор).

«Боровицкая» расположена между станциями Серпуховско-Тимирязевской линии «Чеховская» и «Полянка», в районе Арбат ЦАО Москвы.

История станции

История названия

Название станции связано с площадью, на которую она выходит. Площадь же получила название по исторической местности Боровицкий холм.

Описание станции

Оформление станции напоминает Московский Кремль, который, кстати, был первым строением на Боровицком холме. Арки пилонов облицованы красным кирпичом, основная часть покрыта белым мрамором. Верх путевых стен отделан белым мрамором, нижняя часть - камнем коричневого цвета. Южный глухой торец станции украшает панно, посвященное теме дружбы народов СССР. Автор работы И. В. Николаев.

Технические характеристики

«Боровицкая» - трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 46,5 метров.

Вестибюли и пересадки

«Боровицкая» имеет общий вестибюль со станцией «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии. Переход на эту станцию находится в центральной части платформы. В торце зала есть еще один переход, ведущий на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. В пересадочный узел входит еще и станция «Александровский сад» Филевской линии, но прямого перехода на эту станцию нет, и попасть на Филевскую линию можно только через станции «Арбатская» и «Библиотека имени Ленина».

Время работы вестибюля: 5:43 - 1:00.

Выходы вестибюля ведут на Моховую и Боровицкую площади.

Достопримечательности

Так как станция находится практически в самом центре Москвы, то недостатка в достопримечательностях здесь нет. Рядом со станцией расположен заложенный еще в 20-х годах XIX века Александровский сад. Недалеко от станции до Красной Площади и Кремля, где можно посетить Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы, Ансамбль колокольни Ивана Великого, Оружейную палату и Патриаршие палаты.

Наземная инфраструктура

Любителям театра будет полезно знать, что недалеко от станции находятся Театр Антона Чехова и Кремлевский балет. Если вы проголодались после осмотра всех достопримечательностей, то один из десяти ресторанов и пара-тройка кафе с удовольствием примут вас. А если вас интересует шопинг, то проблем с поиском магазинов рядом со станцией не возникнет, ибо их тут предостаточно.

Станция "Боровицкая" была открыта в 1986 году и расположена между станциями " " и " ".

Станция пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Глубина заложения - 46,5 метров. Названа по одноимённой башне Московского Кремля. Проектное название "Библиотека имени Ленина".

До открытия станции "Боровицкая" вестибюль считался входом на станцию " " Сокольнической линии. Старый вестибюль "Библиотеки им. Ленина" был полностью снесен в 1984-м, перестроен и существенно отодвинут от улицы.

Сейчас вестибюль также совмещён со станцией "Библиотека имени Ленина", переход на которую осуществляется через лестницу и эскалатор в центральной части зала. Прямого перехода на входящую в тот же пересадочный узел станцию "Александровский сад" Филёвской линии нет, на неё можно попасть только через "Библиотеку имени Ленина" или "Арбатскую".

Оформление эскалаторного зала наземного вестибюля.

В южном торце центрального зала (противоположном выходу) установлено панно, посвящённое дружбе народов Советского Союза (художник И. В. Николаев).

В оформлении станции использованы белый и коричневый мрамор, а также красный кирпич. Платформа прямая, островная.

В красном кирпиче имеются декорированные вставки.

Из торца зала при помощи эскалатора можно перейти на станцию "Арбатская" Арбатско-Покровской линии.

По слухам, во время строительства станции рабочие на глубине 5 м обнаружили дом XIX века. Для чего он был предназначен, зачем и, главное, как он был построен под землёй — осталось загадкой. Самым удивительным было то, что обстановка в доме была нетронутой. В нём решили устроить музей. Но дом негативно сказался на здоровье строителей: все они, находясь около него, чувствовали недомогание. В итоге постройку разобрали и увезли за окраины Москвы.

"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "

Станция открыта 23 января 1986 года в составе участка «Серпуховская» - «Боровицкая».

Вестибюли и пересадки

Единственный существующий вестибюль «Боровицкой» был встроен в общий со станцией «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии полуподземный павильон, который был перед этим реконструирован (появилась ниша второго этажа). Переход осуществляется через одну из четырёх лестниц и эскалаторный ход, расположенные с восточной стороны южной половины станции, минуя верхний ярус и находящийся в нём вестибюль.

Mikhail (Vokabre) Shcherbakov , CC BY-SA 2.0

Из северного торца зала при помощи эскалатора можно перейти на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. Прямого перехода на входящую в тот же пересадочный узел станцию «Александровский сад» Филёвской линии нет, на неё можно попасть только через «Библиотеку имени Ленина» или «Арбатскую».

Станция в цифрах

Суточный пассажиропоток по вестибюлю 16 860 человек (2002 год), пересадочный на станцию «Арбатская» 140 400 человек, на станцию «Библиотека имени Ленина» - 190 300 человек. Фактически станция функционирует как пересадочная.

Оформление

В оформлении станции использованы белый и коричневый мрамор, а также красный кирпич. Белые своды и красно-белые пилоны в форме арок подчеркивают связь этой станции метро с Московским Кремлем.

В южном торце центрального зала (противоположном выходу) установлено панно, посвящённое дружбе народов Советского Союза (художник И. В. Николаев).


Brateevsky , CC BY-SA 3.0

Перспективы

В будущем планировалось строительство второго выхода, который также будет служить пересадкой на станцию «Александровский сад». Но от строительства второго выхода отказались из-за нецелесообразности.

В 1985 году в ходе строительства станции «Боровицкая» рабочие наткнулись на необычную находку. На глубине 5-6 метров был обнаружен небольшой дом из красного кирпича, с сохранившимися окнами и стенами. Еще более странным является тот факт, что внутри самого здания сохранились и мебель, и домашняя утварь. Работы были приостановлены. Приехала комиссия из строителей, ученых и археологов. Ученые установили, что старинное здание постройки приблизительно середины XVI века стало жертвой природного катаклизма, земля под фундаментом осела и увлекла дом на глубину, сам же дом чудесным образом остался не повреждён.

Самыми древними в Кремле считаются Боровицкие ворота. Долгое время они соревновались по значимости со Спасскими, но сегодня можно считать, что превзошли их – именно через них в Кремль попадает президент и его самые почетные гости. Простые люди тоже могут пройти по этому маршруту, если направляются на экскурсию в Оружейные палаты или в Алмазный фонд.

Боровицкие ворота, как и одноименная башня, находятся в устье речки Неглинная. Считается, что назвали башню по растущему неподалеку в древние времена сосновому бору, покрывавшему издревле собой семь холмов, на которых строилась Москва. Название очень старое, оно прошло испытание временем и царский запрет. В 1658 году царь Алексей Михайлович повелел называть ворота Предтеченскими, по названию расположенной неподалеку церкви, но новое название не прижилось в народе. Над воротами, в специальном киоте, когда-то даже находилась икона св. Иоанна Предтечи, но она пропала в советское время. Вместо иконы появились часы.

Регулярно Боровицкие ворота закрываются на краткосрочный ремонт, и все время пока он длится, руководство страны пользуется Спасскими воротами. Больше всего в ремонте нуждается брусчатка, которая из-за действия талых вод смещается. Проводящая ремонт строительная организация старается сохранить первозданный облик Кремля. Последние двадцать лет эти ворота остаются главными и практически единственными проездными кремлевскими воротами.

С Боровицкими воротами связано несколько исторических фактов, загадок и даже легенд. На сгибах створок реставраторами найдены гербы древнего происхождения – Московский и Литовский. Понятно, что эти гербы появились здесь одновременно, но когда и в связи с каким событием, – этого ученые пока не выяснили. В 1969 годы здесь было совершено неудачное покушение на первое лицо государства тех лет, Леонида Брежнева. Ходят устойчивые слухи, что под воротами есть тайный подземный ход, через который можно эвакуироваться в случае нападения на Кремль. Внешне архитектурная композиция башни является почти точной копией одной из башен Казанского Кремля – в ней жила Сююмбике, татарская царица.

Интересно также, что четыре башни, Москворецкая, Водовзводная и , располагаются точно по линии окружности, центр которой находится у Успенского собора. Никто не дал точного ответа на такое совпадение в расположении, но некоторые склонны считать, что это неспроста, в этом есть практический или даже мистический смысл. Жители столицы, проход мимо, с интересом поглядывают на появляющиеся флаги иностранных государств, поднятые у Боровицких ворот. Каждое новое полотнище говорит о том, что в Кремле находится иностранный президент. В Москве принято встречать добрых гостей с почестями.

Как пройти от метро

Дойти до Боровицких ворот проще всего от станций метро Александровский сад и Боровицкая. При выходе из метро Боровицкая повернуть направо, пройти по ул. Моховой до пересечения со Знаменкой, повернуть налево, там уже будут видны Боровицкие ворота. Если пойдете от метро Александровский сад, то при выходе идете по переходу в сам , далее поворачиваете также направо, пересекаете весь сад и выходите к Боровицким воротам.