Планы помещений зимнего дворца. История Зимнего дворца. Справка. Придворный собор Спаса Нерукотворного

Санкт-Петербург - северная столица необъятной России, привыкшая удивлять нас особенной индивидуальностью, своеобразием вкусов и амбициозностью. Сотни великолепных достопримечательностей ежегодно привлекают взгляды многих туристов и коренных жителей. Одна из них - Зимний Дворец, являющийся бесценным памятником истории и архитектуры прошлых лет.

Описание

Как и многие строения сооружение отличается помпезностью, удачно сочетающейся с особенным стилем и почерком автора, о котором мы поговорим еще позже. Петербургский Зимний Дворец - это культурное наследие России, одна из главных достопримечательностей страны, которая хранит в себе интересные исторические события и факты. Немало вокруг Дворца ходит легенд и мифов, некоторые из них могут быть вполне оправданы историческими фактами.

Благодаря пышности сооружения, находясь рядом с ним либо внутри него, можно полностью прочувствовать на себе императорский дух и особенности несколько веков назад. Насладиться можно и великолепными архитекторскими решениями, которые и по сей день считаются эталоном красоты и изысканности. Конструкция Зимнего дворца не раз менялась за эти века, поэтому мы можем наблюдать сооружение не в его первозданном виде, что, однако, не делает его менее значимым и достойным внимания, так как все основные черты, задуманные автором проекта, Франческо Растрелли, были бережно сохранены и переданы архитекторами разных времен. Располагается это величественное здание на Дворцовой площади северного города и прекрасно воссоединяется с окружающим ландшафтом.

История создания и развития дворца

Сооружение выполнено в стиле под названием Со времен СССР его территория оснащена под основную часть В более ранние времена Зимний дворец всегда был главной резиденцией императоров России. Чтобы полностью ощутить величие этого места, необходимо обратиться к истории его создания.

При правительстве Петра I, в 1712 году, по закону нельзя была отдавать землю в распоряжение простых людей. Подобные территории хранились для моряков, относящихся к высшему классу общества. Участок, на котором сегодня находится Зимний Дворец, был взят под управление самим Петром I.

С самого начала император построил здесь небольшой и уютный дом, возле которого ближе к зиме прорыли маленькую канавку и которой дали название Зимняя. Собственно, от этого и пошло дальнейшее название дворца.

Многие годы русский император созывал различных архитекторов, чтобы те занимались реконструкцией его дома, и вот, спустя годы, из обычного деревянного дома строение превратилось в большой дворец из камня.

А кто построил Зимний Дворец? В 1735 году главным архитектором, работавшим над зданием, был назначен Франческо Растрелли, у которого возникла идея выкупа соседних земельных участков и расширения конструкции дворца, о чем он и поведал Анне Иоанновне - правительнице России на тот момент.

Задание, поставленное перед архитектором

Именно этот архитектор стал создателем того образа Зимнего дворца, который мы все привыкли наблюдать. Однако стоит помнить о том, что некоторые черты здания изменились с течением времени, но все же основные идеи и работы Франческо Растрелли остались в неизменном виде и по сей день.

Современный вид Зимний дворец приобрел с приходом к императорскому трону Елизаветы Петровны. Как посчитала правительница, строение не похоже на Дворец, достойный того, чтобы в нем пребывали российские императоры. Поэтому для Растрелли появилось задание - модернизировать конструкцию и дизайн сооружения, из-за чего он приобрел новый облик.

Во время строительства Зимнего дворца в Санкт-Петербурге были использованы руки 4 тысяч рабочих, многих мастеров из которых Растрелли приглашал к сотрудничеству лично. Каждая деталь, отличающаяся от других элементов сооружения, была продумана великим архитектором лично и успешно воплощена в жизнь.

Об архитектуре здания

Архитектурная составляющая Зимнего дворца в Петербурге воистину многогранная. Большая высота сооружения подчеркивается увесистыми двойными колоннами. Выбранный стиль барокко сам по себе привносит нотки пышности и аристократизма. По плану, Дворец занимает территорию в форме каре, которая включает в себя 4 флигеля. Самое здание трехэтажное, двери которого выходят во внутренний двор.

Главный фасад дворца прорезан аркой, остальные стороны строения выполнены в изысканном стиле, который выражен в неповторимом чувстве вкуса Растрелли и его необычных решениях, прослеживаемых повсюду. К таким можно отнести неординарную компоновку фасадов, различия в оформлении фасадов, заметные ризалитовые выступы, неравномерное построение колонн, а также внимание привлекает особый акцент автора на ступенчатых углах постройки.

Зимний дворец, фото которого представлены вашему вниманию в статье, обладает 1084 комнатами, где в сумме насчитывается 1945 оконных конструкций. По плану, в нем находится 117 лестниц. Также к необычным и запоминающимся фактам относится то, что на те времена это было здание с очень большим, по европейским меркам, количеством металла в конструкциях.

Цвет здания неоднороден и выполнен в основном в песчаных оттенках, которые являются личным решением Растрелли. После нескольких реконструкций цветовая гамма дворца менялась, но сегодня власти Санкт-Петербурга пришли к выводу, что лучшее решение - воссоздать внешний вид дворца именно в том варианте, который и был задуман великим архитектором изначально.

Немного слов об архитекторе

Франческо Растрелли родился в столице Франции в 1700 году. Его отцом был талантливый итальянский скульптор, которому не составило труда распознать в своем сыне будущего умелого архитектора. Закончив обучение в 1716 году, он с отцом приезжает жить в Россию.

До 1722 года Франческо работал лишь помощником у отца, но к 1722 году созрел для начала самостоятельной карьеры, которая поначалу складывалась не очень хорошо в весьма неприветливой для него стране. 8 лет Растрелли младший потратил на разъезды по Европе, где большую часть времени он не работал, а получал новые знания в Германии, Италии, Франции и других странах. К 1730 году у него сформировалось свое собственное видение стиля барокко, которое и нашло отражение в его самом грандиозном проекте - Зимнем дворце.

Архитектор не раз трудился над созданием и реконструкцией зданий в России. Основная его работа пришлась на период с 1732 по 1755 гг.

Эксклюзивные факты о Зимнем дворце

Здание является самым богатым сооружением в Санкт-Петербурге, а ценность его экспонатов до сих пор не могут точно посчитать. У Зимнего дворца есть немало секретов и интересных историй, из которых можно выделить следующее:

  • Во время войны с немецкими захватчиками цвет дворца был красным. Нынешний бело-зеленый цвет сооружение приобрело лишь после войны в 1946 году.
  • В конце строительных работ на площади пред Дворцом собралось так много строительных отходов, что на их уборку могли уйти целые недели. Однако царю пришла в голову интересная идея: он разрешил абсолютно любому человеку взять любую вещь из этих строительных материалов, оставшихся после работы. Площадь перед зданием очистилась в кратчайшие сроки.

Пожар

В 1837 году все старания Франческо Растрелли и других архитекторов практически свелись на нет. Произошло страшное событие: во дворце из-за неисправности печной трубы возник немалый пожар, тушить который были вызваны 2 роты специалистов. На протяжении 30 часов пожарные пытались уменьшить языки пламени за счет закладки окон и других проемов кирпичами, но результата это не принесло. Огонь стих лишь спустя сутки после начала возгорания, испепелив практически всю красоту сооружения. От былого дворца остались лишь стены и колонны, которые опалились под высокой температурой.

Восстановительные работы

Восстановительные работы были начаты незамедлительно и продлились 3 года. К сожалению, с первых застроек никаких чертежей у мастеров того времени не было, поэтому им пришлось включать импровизацию и придумывать новый стиль буквально на ходу. Вследствие этого появилась уже «седьмая версия» дворца с преобладанием светло-зеленых и белых оттенков и позолотой внутри.

Вместе с новым обликом во дворец пришла и электрификация. Самая большая электростанция во всей Европе (считалась таковой на протяжении 15 лет) была установлена на 2 этаже и обеспечивала электричеством все здание.

Не только пожар стучался в двери Зимнего дворца с плохими вестями. Так, это здание в свое время пережило и штурм, и покушение на Александра II, и многочисленные бомбардировки времен Великой Отечественной войны.

Для современных туристов

Сегодня пройтись по залам Зимнего дворца можно, заказав одну из многих экскурсий, индивидуальных либо в группе. Двери музея открыты для посетителей с 10:00 до 18:00 и закрываются только в понедельник - официальный выходной.

Приобрести билеты на экскурсию по Зимнему дворцу можно непосредственно в кассах музея, либо заказав их у туристического оператора. Они не всегда есть в наличии из-за высокой популярности строения, особенно во время туристического сезона. Поэтому билеты лучше покупать заблаговременно.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38) - бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

История

Всего за период 1711-1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.

Первый Зимний дворец

Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева построил в 1711 году у Невы на месте бывших Преображенских казарм деревянный «Зимний дом». Первый дворец Петра был небольшим двухэтажным домом с высоким крыльцом в центре и черепичной крышей, и находился не на набережной Невы, а на современной Миллионной улице. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меншикова к свадьбе Петра Первого и Екатерины Алексеевны (февраль 1712 года).

Второй Зимний дворец

В 1718 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли "Зимнедомным каналом"). Окраска этого здания отличалась от колорита предыдущий Зимних дворцов царя: постройка Маттарнови была серого цвета. До окончания строительства архитектор умер, и достраивал дворец Доменико Трезини.

В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр I скончался. После его смерти в 1726-1727 годах по указанию Екатерины I дворец был расширен Д. Трезини и занял территорию нынешнего здания Эрмитажного театра.

Третий Зимний дворец

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Четырехэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев, конюшнь.

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года:

Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению.

Четвертый (временный) Зимний дворец

Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).

Пятый (существующий) Зимний дворец

В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат.Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м.Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Чевакинский, Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву, к ним вела Иорданская или, как она прежде называлась, посольская лестница. Всего залов было пять (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). Они назывались аван-залами, так как вели к шестому громадному Тронному залу (который занимал всё нынешнее пространство комнат Николая II, выходивших на Неву, то есть Малахитовый зал, две гостиных и угловой на Неву и Адмиралтейство кабинет Александры Федоровны).

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания - Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).

В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Были созданы Мраморная галерея (из трёх зал) и новый Тронный (Георгиевский) зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру.

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов - участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Исторические события

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

9 января 1905 года в течении шествии колон рабочих к Зимниму дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905-1907 годов.

В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте.

В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы.

Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.

С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву.

В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно - защитники дворца почти не оказали сопротивления.

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания.

В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».

11 января 1920 года в залах первого и второго этажей дворца состоялось официальное открытие Государственного музея Революции. К ноябрю 1920 года завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 года для публики открылись залы Картинной галереи, а в следующем году другие экспозиции Государственного Эрмитажа. Совместно два музея просуществовали в здании дворца до 1941 года.

22 июня 1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии Вермахта и бомбардировок Люфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября 1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны.

Архитектура

Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади (длина по фасаду со стороны Невы 137 метров, со стороны Адмиралтейства 106 метров, высота 23,5 метра, около 1050 помещений). Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда.

В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца - Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

Колорит фасадов и кровли

Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени (красной земли, которая после обработки использовалась в качестве пигмента). В более поздних документах встречаются такие названия, как «бледно-жёлтая с белым», «под цвет дикого камня». Кровля при этом была лужёная.

«Дворец снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с тонкой прожелтью, а орнаменты - белой известью.»

- архитектор Бартоломео Растрелли (РГИА, ф.470, оп.5, д.477, л.147)

До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске дворца не происходит, за исключением крыши, которая в 1816 году изменяет свой цвет с бело-серого на красный. В ходе послепожарного ремонта колер фасада составлялся из гашёной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости, кровля же окрашивается железным суриком, придающим ей коричнево-красный цвет.

Во второй половине 1850-х - 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» - красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора. В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади - штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля.

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928-1930 гг. - в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше - в чёрный цвет. В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

С началом Великой Отечественной войныи в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской. В 1945-1947 годах комиссией в составе главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова, начальника Госинспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, представителей Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Государственного Эрмитажа и научных консультантов было принято решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон - белым цветом; лепного декора, картушей, капителей - охрой, при этом скульптуру было решено оставить черной.

С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. В настоящее время поверхность меди защищают специальным красочным составом, содержащим ингибитор коррозии меди.

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Размеры

Здание дворца имеет 1080 комнат, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные), а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

Общее впечатление

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли - глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве, ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Своеобразие

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892-1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

Залы Зимнего дворца

Иорданская галерея

Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко. Вначале галерея носила название Главной, так как по ней от Главного вестибюля к Парадной лестнице следовали гости дворца. Позже (как и подъезд) была переименованна в Иорданскую, так как в Крещение из Большой церкви Зимнего дворца через неё проходил крестный ход, направлявшийся к Неве, где над прорубью устанавливали так называемую иордань - павильон для водосвятия.

Иорданская лестница

В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освещения воды прорубь - иордань.

Именно здесь талант великого Растрелли раскрывается во всей силе и выразительности. За величественными арочными пролётами галереи первого этажа и первым, затенённым, лестничным маршем внезапно раскрывается огромное, сияющее светом пространство лестницы. Расположенный почти на двадцатиметровой высоте живописный плафон с изображением парящих в небе древнегреческих богов усиливает барочный эффект иллюзорно разрывая плоскости потолка, а льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, скользит по золочёным лепным орнаментам, белым мраморным статуям богов и муз. Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому при восстановлении этой половины дворца удалось сохранить основной замысел Растрелли.

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833-1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала разместили портреты российских фельдмаршалов: «П. А. Румянцев-Задунайский» (Ф. Рисе), «Г. А. Потемкин-Таврический» (А.Виги), «А. В. Суворов-Рымникский» (Н. С. Фросте), «М. И. Кутузов-Смоленский» (П. Басин), «И. И. Дибич-Забалканский» (П.Басин), «И. Ф. Паскевич-Эриванский» (Ф.Крюгер).

Этот строгий беломраморный зал заслужил печальную славу тем, что именно здесь 17 декабря 1837 года начался пожар, уничтоживший за 30 часов весь Зимний дворец. После пожара 1837 года перестроен В. Стасовым в стиле классицизма. В 1854 году на южной стене зала, по сторонам от входа в Малый Тронный зал, были помещены батальные полотна «Взятие русскими войсками предместья Варшавы» работы О.Верне и «Сдача русским венгерской армии генералом Гергеем при Вилагосе» Г. Виллевальде. Во время Первой мировой войны в зале располагались палаты госпиталя. После 1917 года все картины были сняты и переданы в фонды других музеев.

Несколько лет назад было принято решение о восстановлении оформления зала. На место был возвращен портрет И. Ф. Паскевича работы Ф. Крюгера. В мае 2005 года в Фельдмаршальском зале появились портреты А. В. Суворова (Н. С. Фросте) и М. И. Голенищева-Кутузова (П. Басина).

Петровский (Малый тронный) зал

Создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I. В отделке интерьера зала использованы вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. Трон изготовлен в Петербурге в конце XVIII века. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой» Джузеппе Амикони. В верхней части стен помещены полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны - Полтавскую баталию и битву при Лесной (П. Скотти и Б. Медичи). Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. В зале также имеются царские короны, государственные гербы в виде двуглавых орлов.

После пожара 1837 года без изменений восстановлен В. П. Стасовым.

Гербовый зал

С конца XVIII века на месте Гербового зала располагалась Белая галерея, отделанная по проекту Ю. М. Фельтена. В царствование Екатерины II здесь проходили пышные придворные балы. В 1796 году, по указу императора Павла I «Траурная зала», где происходила траурная церемония по прощанию с усопшей императрицей Екатерины Великой и её супругом императором Петром III, убитым в результате переворота 1762 года. В первой трети XIX века первоначальное предназначение Белой галереи вернулось. В ней вновь шумели дворцовые маскарады, парадные приёмы и балы. Однако в 1830 году император Николай I решил придать ей иное смысловое значение. Главная идея нового проекта - прославление могущества Российской империи.

Воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах. Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой. В центре зала находится чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX века. Торжественный образ Гербового зала подчёркнут величественным ритмом французских окон, чередующих с массивными, сплошь позолоченными, колоннами.

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 - 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов - участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Создан в 1787-1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Освящён 26 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. Был полностью уничтожен во время пожара 1837 года. По указанию императора Николая I в восстановление зала архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Из-за трудоемкости облицовки был открыт в 1841 году, позже других залов.

Над тронным местом - мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева. Большой императорский трон был исполнен в Лондоне 1731-1732 гг. Н. Клаузеном по заказу императрицы Анны Иоанновны.

В этом зале проходили официальные церемонии и приемы.

В 1917 году с тронного места были сняты символы Российской империи, а в 1930-х гг., оно было полностью разобрано. После Великой Отечественной войны в зал вместо тронного места была помещена выполненная из самоцветов карта Советского Союза, изготовленная для Всемирной парижской выставки 1937 года. В 80-х годах XX века карта была демонтирована и передана в Горный музей. В 1997-2000 годах тронное место было восстановлено.

Большая церковь

Интерьер Большой церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами.

Пикетный (Новый) зал

Завершает Большую Анфиладу. Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула - пикета, отсюда и название зала.

Зал посвящен истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала - рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.

С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нем хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный зал вновь открылся для посетителей.

Александровский зал

Этот зал был построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в 30-е - 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I. Также этим зодчим были построены пять примыкающих к Александровскому залу анфилад, в которых в данный момент располагается собрание французской живописи.

Белый зал

Создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.

Большой (Николаевский) аванзал

Николаевский аванзал задумывался, как и Александровский, в прославление императора. Этот зал является самым впечатляющим по размерам интерьером Зимнего дворца - его площадь 1103 м² . К нему примыкает Концертный зал.

Золотая гостиная

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е - 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны. Первоначально стены и свод в ней были покрыты белым искусственным мрамором, а позолотой выделен лишь украшавший их тонкий лепной орнамент. При участии архитектора Владимира Андреевича Шрейбера в 1860 - 70-х годах стены зала были покрыты сплошной позолотой. В трагические для России дни, наступившие после убийства 1 марта 1881 года Александра II, а именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.

Будуар

Будуар также построен А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе. Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье.

Октябрьская лестница

Создана О. Р. Монферраном в конце 1820-х годов. После пожара 1837 года восстановлена А. П. Брюлловым почти без изменений. Интерьер лестницы выполнен в классическом стиле, богато декорирован гризайльной живописью. Своё название получила в память о событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По этой же лестнице в 3 часа ночи с 25 на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги Николая I - Александры Фёдоровны. Согласно воле императора, в декоративное убранства зала Брюллов включил редкий полудрагоценный камень - малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал использоваться более широко. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг. Гости не знали, чему удивляться более: «…роскоши материала или роскоши мысли художника <…> в храме богатства и вкуса.» Зал обставили запасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады, завершающие драгоценное ожерелье исторических интерьеров Зимнего дворца. Малахитовая гостиная - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера.

Малая (Белая) столовая

Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А.Ф.Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах - шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую анфиладу семьи Николая II.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска, установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.

Концертный зал

Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII - начала XX века, центром которой является своеобразный памятник XVIII столетия - серебряная гробница Святого князя Александра Невского.

Туризм

Огромный историко-культурный и художественный интерес Зимний дворец представляет для туристов из России и всего мира. В 2009 году общее количество посетителей составило 2 359 616 человек. Примерно 500 тысяч из них - иностранцы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Е ще в 1752 году Ф. Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте.

По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф. Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию».

Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный - в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф. Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены.

Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец.

Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце - она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III.

В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838-1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов.

Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.

Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной - дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».

Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.

Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.

Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время - в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.

Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея.

Это грандиозное здание, расположенное в Санкт-Петербурге, как и все архитектурные творения города, отличается своей изысканностью соединенной с пышностью, помпезностью. Зимний дворец Санкт-Петербург служит центром искусства и туризма Российской Федерации, ее великой достопримечательностью. Это сооружение имеет многовековую, загадочную историю, окутанную легендами и мифами. Пышность дворца очаровывает и заставляет перенестись в далекие времена императоров, балов и светской жизни того времени. Архитектурные решения, примененные при строительстве, поражают своим великолепием. Конструкция прошла ряд изменений, она перевоплощалась несколько раз и пришла в своем окончательном облике в наше время. Расположено данное творение на Дворцовой площади, соединившись с ней в единое целое и воссоздав грандиозный ландшафт.

Зимний дворец: описание здания

Стиль, в котором выполнено здание – елизаветинское барокко. С периода советских времен в этом помещении размещается основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец всю свою историю был резиденцией российских императоров.

Многие туристы на память создали зимнего дворца фото. Эта необычайная красота завораживает. Дворец шикарен как снаружи, так и внутри. Далее об этом поподробнее.

История грандиозного дворца

Еще в далеком 1712 году при правлении Петра І, земельные участки запрещалось отдавать в распоряжение простым людям. Такие земельне зоны предназначались для моряков высшего класса. Петр взял для себя этот участок.

Сначала был построен деревянный, обычный дом. Ближе к холодам перед фасадом дома прорили канавку, которую назвали Зимней. Вот откуда и пошло в дальнейшем название дворца.

Спустя годы Петр назначал многих известных архитекторов к работе над реконструкцией, улучшением дома. Так, из деревинного он превратился в каменный дворец.

В 1735 году за дело принялся именитый архитектор Франческо Растрелли. Он предложил Анне Иоановне, которая была при власти, викупить близлежащие земельные участки с домами и провести тотальную реконструкцию. Так был построен нынешний Зимний дворец, который через некоторое время приобрел несколько иной вид.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, Зимний дворец стал другим, тем, который могут лицезреть современники. По ее мнению дворец не отвечал требованиям, которые необходимы для резиденции императрицы. Растрелли создал новый проект.

Великий архитектор за небольшой промежуток времени сделал свое творение по-настоящему великолепным. Были задействованы лучшие мастера, 4 тысячи рабочих. Франческо Растрелли индивидуально проработал каждую деталь дворца, которые не были похожи друг на друга.

Архитектура дворца

Архитектура Зимнего дворца поражает своей многогранностью. Высота здания подчеркнута двухъярусными колоннами. Стиль барокко сам по себе является примером пышности и богатства.

Это сооружение имеет 3 этажа, внутренний двор, в плане форму каре, состоящую из 4 флигелей. Фасады дворца обращены к реке Неве, Дворцовой площади и Адмиралтейству.

Фасады отделаны очень изысканно, главный – прорезан аркой. Торжественность и великолепие создают необычные архитектурны решения Растрелли: выступы ризалитов, неравномерное распределение колон, разнообразная компоновка фасадов, акценты на ступенчатых углах здания.

Зимний дворец состоит из 1084 различных комнат, имеющих в общей сложности 1945 окон. Предусмотрено 117 лестниц. Для мировой практики того времени это здание было необычным тем, что в стротельстве было применено огромное количество металла.

Колористика дворца такова, что соответствует песчаным оттенкам. Такой ход задумал архитектор Растрелли. Местные власти после всяческого выбора цветовых решений пришли к выводу, что нужно воссоздать ту цветовую гамму, которая была продумана и выполнена Растрелли.

Зимний дворец изнутри

К сожалению, того оригинального великолепия, созданного великим архитектором, в современное время нет. Причиной тому послужил пожар 1837 года. Смогли сохраниться только несущие стены и полуколонны на первом этаже, в отличии от отделки всех залов.

Зимний дворец имеет следующие залы:

  • Фельдмаршальский зал (его украшают портреты 6 фельдмаршалов, по традиции 7-я ниша пустует);
  • Иорданская галерея (выполнена в стиле русского барокко, название получила в честь крестного хода из Большой церкви Зимнего дворца через это помещение);
  • Петровский/Малый тронный зал (посвящен памяти Петра I);
  • Гербовый зал (после пожара восстановлен В.П. Стасовым в стиле русского позднего классицизма, предназначен был для приемов господ, имеет гербы российских губерний);
  • Георгиевский/Большой тронный зал (расположен белый мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона»);
  • Военная галерея (посвящена войне с Наполеоном и победе над ним);
  • Пикетный/Новый зал (посвящен истории русской армии);
  • Большая церковь (сооружена звонница с 5 колоколами, выполнена в стиле барокко);
  • Покои императрицы Марии Александровны (состоят из Золотой гостиной, Танцевального зала, Синей спальни, Будуара, Малинового кабинета);
  • Александровский зал (в настоящее время находится коллекция серебра западноевропейского происхождения);
  • Аванзалы Невской парадной анфилады (состоит из концертного зала, Аванзала, Николаевского зала);
  • Белая столовая (отличается разнообразием интерьера, выполнена в стиле рококо);
  • Малахитовая гостиная (было использовано для отделки 125 пудов малахита, вся гостиная обрамлена в него).

Заключение

Зимний дворец всегда был и будет символом величия Российского государства. Это непоколебимый лидер среди туристических объектов мирового масштаба. Ради такой исторической красоты немало ошеломленных туристов ставят первым в списке по посещению именно Зимний дворец с его чарующим летним садом , разбитым на берегу Невы.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге : история и современность. Кто создавал проекты и строил, почему не все владельцы любили квартировать во дворце?.

Главная и самая большая резиденция русских царей, Зимний дворец , — творение архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771). Итальянского парижанина, придавшего Санкт-Петербургу столь узнаваемый парадный облик.

Внушительное здание дворца одним своим фасадом отражающееся в глади Невы, а другим выходящее на громадную внушает трепет гигантским размахом. Россияне же при взгляде на него ощущают законную гордость за Родину! На 210 метров вытянулось каре вдоль набережной — 175 метрам равняется его ширина!

Краткое описание

Сохранившийся комплекс Зимнего дворца выстроили в середине XVIII века в архитектурном стиле барокко. Отличающимся пышностью и богатством деталей. Первоначально и интерьеры оформили в ровно таком же стиле. Сегодня выглядящим избыточно пафосно.

В 70-х годах столетия, при Екатерине II, внутри появились более скромно отделанные помещения. Зато, впрочем, более изящные и стильные — их создавали архитекторы Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.

Точное количество внутренних залов нигде не сообщается: их приблизительно около 1 100. Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем, Мадридскому королевскому дворцу. Просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов царской резиденции не имеет прецедентов в Европе… и мире.

  • Общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2

Заметим, что дворец не всегда был окрашен в бирюзово-белые цвета. После пожара 1837 года его, например, перекрасили в песочно-охристый. Белые колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на фоне стен, но впоследствии все закрасили «под песчаник».

Архитектор Карл Иванович Росси при возведении Главного штаба предлагал выкрасить все здания на Дворцовой площади в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Должно было получится крайне торжественно… но проект не получил одобрения.

Сегодня Зимнему дворцу вернули исторический колор: бирюзовые стены с белыми колоннами и желтым архитектурным декором.

  • Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра!

Что можно посмотреть

В Зимнем дворце, а также пристроенных к нему позднее Малом, Старом и Новом Эрмитажах размещены коллекции . И одного самых больших в мире, разумеется. Собрание насчитывает более 3 млн. единиц хранения!

Помимо гигантского собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений (Золотая и Бриллиантовая кладовые — отдельные билеты и только с экскурсией!), Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад. А равно залов для приемов и балов, камерных помещений для работы и повседневной жизни царственных особ, их родственников и гостей.

История и архитектура

Первоначально на месте, где находится Зимний дворец, располагался особняк адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости расположено и Адмиралтейство, строившее российский флот.

По воспоминаниям современников, адмиральская усадьба была самой большой и красивой во всем Петербурге. После же смерти флотоводца здания и земли отошли малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым.

Первый Зимний дворец

в Санкт-Петербурге был возведен в глубине участка между Невой и Миллионной улицей. В 1712 году деревянное двухэтажное здание перестроили в камн. В качестве свадебного подарка его преподнес царю Александр Данилович Меншиков.

В 1716-1720 году резиденцию перестроили и расширили по проекту архитектора Георга Маттарнови. Строительство велось, в том числе, на насыпной территории, отвоеванной у Невы.

Второй Зимний дворец находился там, где сегодня высится Эрмитажный театр. Интересно, что при перестройке 1783-1787 годов бережно сохранили личные покои Петра I и Екатерины Алексеевны на первом этаже.

Петр переехал в зимнюю резиденцию из своего в 1720 году. И здесь же в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю).

В 1732-1735 году для императрицы Анны Иоанновны выстроили третий дворец. По проекту, созданному отцом Франческо Растрелли, Карло Бартоломео. Он был куда размашистей петровской резиденции. И располагался главным образом по другую сторону Зимней канавки, ближе к Адмиралтейству.

Эпоха Елизаветы Петровны

Во времена дочери Петра, обожавшей роскошь, к палаццо вовсю пристраивали флигеля и служебные корпуса. Комплекс разрастался вне всякого генерального плана. И все больше походил на какой-нибудь стамбульский Топкапы, нежели на европейскую резиденцию. В итоге решили, что это недостойно великой империи и приступили к постройке нового дворца.

Сохранившийся до наших дней комплекс выстроен по проекту архитектора Растрелли-сына. Заложили его при императрице Елизавете Петровне (1754 год) и в основном закончили (1762 год) лишь при Екатерине II.

Сохранившееся здание считается пятым Зимним дворцом. Поскольку на время его строительства для проживания Елизаветы Петровны был выстроен четвертый — деревянный.

Он находился чуть поодаль: на Невском проспекте, между Мойкой и Малой Морской улицей. Строительство временной резиденции велось весной-летом 1755 года и было закончено к ноябрю.

Личные покои царицы располагались вдоль Мойки, окна выходили на Строгановский дворец. Стоящем на другом берегу реки.

Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III, со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), вытянулся вдоль Малой Морской улицы.

При Екатерине II

В 1764 году императрица Екатерина II купила коллекцию, положивших начало всемирно известному собранию Эрмитажа. Первоначально полотна размещались в личных покоях дворца и не были доступны для осмотра. А название произошло получило от французского l’Ermitage, то есть «уединенный».

  • Достройка, переделка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796)

От времени этой императрицы сохранилось мало — при Николае I внутренние интерьеры основательно перестроены. О преференциях и вкусах блестящей екатерининской эпохи свидетельствуют разве что

  • великолепные Лоджии Рафаэля, созданные по точнейшим копиям, прибывшим из Папского дворца в Ватикане;
  • и роскошная Большая дворцовая церковь, в точности воссозданная Стасовым после пожара 1837 года.

Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки создал Джакомо Кваренги.

Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки. А вот принимал здание «в эксплуатацию» ее наследник, император Петр II. Обосновавшийся в новых апартаментах в апреле 1762 года.

Анфилада парадных залов занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестниц. Напротив нее на Неве на Крещение по традиции прорубали прорубь, в которой освящали воду.

Императрица Екатерина II Зимний дворец, как и свою предшественницу, не очень жаловала. Растрелли немедленно отставили от дел, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал Малый Эрмитаж.

В котором Екатерина устраивала приватные вечера и хранила художественные коллекции. Для прогулок императрицы обустроили Висячий сад.

Роскошный Павильонный зал в торце здания, выходящем на Неву, создали позже, в середине XIX века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В нем сегодня находятся знаменитые часы в виде павлина и уникальная древнеримская мозаика.

От Павла до Николая II

Павел I вынуждено жил в Зимнем дворце, пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок. А вот два последующих императора: Александр I и Николай I, квартировали преимущественно здесь.

Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать. Второй же буквально олицетворял себя с мощью России. И не мог помыслить жить в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится ко времени правления Николая I.

В первой трети XIX века по проекту архитектора Карла Ивановича Росси создали Военную галерею в память о героях Отечественной войны, и ряд других помещений.

Пожар 1837 года и восстановление

Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожа. После которого резиденцию восстанавливали буквально с нуля. Трагический инцидент случился вид незадолго до Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю). Причиной предположительно стал возгорание в печной трубе.

При восстановлении применялись новаторские для того времени строительные решения. В частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после ремонта сохранился в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…

Работами по восстановлению руководили: Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. Кстати, брат знаменитого живописца, написавшего эпический «Последний день Помпеи». Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек.

Большая часть залов получила иное убранство в стиле зрелого русского ампира. Интерьеры стали намного роскошнее, чем прежде.

При Александре II жилые залы Зимнего дворца основательно переделали, оформив их по моде того времени.

Следующие два царя предпочитали здесь не жить. Александр III с семьей по соображениям безопасности уехал за городом. А когда выезжал из Большого Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском проспекте.

Его старший сын, Николай II, в основном использовал Зимний для роскошных балов. Хотя на втором этаже западной анфилады сохранились и личные апартаменты последнего императора.

Бывавшие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили здесь, как в отеле. Под нужды очередного гостя отводились целые анфилады залов. Также в императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.

Зимний дворец: залы

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.

Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…

Невская парадная анфилада

Ее начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.

За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец.

Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.

Восточная анфилада

Парадные помещения (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.

Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.

Практическая информация

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб.32
Время работы: 10:30 — 18:00: вторник, четверг, суббота, воскресенье; 10.30-21.00: среда, пятница. Понедельник — выходной день
Цены на билеты: 600 рублей — взрослый (400 — для граждан РФ и Республики Беларусь), дети до 18 лет, студенты и пенсионеры РФ проходят бесплатно!
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org

Добраться до Зимнего дворца можно пешком от станций метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект»: 5-10 минут: смотрим .