Остров пасхи загадки истории. Неразгаданные тайны острова пасхи. Экологическая катастрофа в малых масштабах

Это вулканический остров, его размеры сравнительно не велики, всего 166 кв. км, а высота 539 метров, расположен в восточной части Тихого океана. На острове 70 потухших вулканов, которые ни разу не извергались за 1300 лет с момента колонизации. Остров принадлежит Чили (к западу до чилийского города Вальпараисо 3600 км). Его население всего около 2000 человек, поэтому говорят, что это самый уединенный уголок мира.

Древние скульпторы старались экономно применять природный материал и не делать лишнюю работу, для этого при разметке будущих статуй они использо —
вали малейшие трещины в каменном монолите и вырубали изваяния целыми сериями, а не по одному. ■

Остров Пасхи и вся его история окутана тайнами. Откуда приплыли его первые поселенцы? Как им вообще удалось найти этот остров? Для чего сделали и установили 600 многотонных каменных статуй? В 1772 году остров открыл нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен, это произошло в пасхальное воскресенье, отсюда и название — остров Пасхи (на языке же полинезийцев остров назывался Рапануй). Каково было удивление Я. Роггевена, когда он обнаружил, что тут мирно уживаются три различные расы, чернокожие, краснокожие и совершенно белые люди. Все они были приветливы и дружелюбны к гостям.

Аборигены поклонялись богу, которого они назвали Мак-Маком. Исследователи нашли резные письмена, сделанные на деревянных табличках. Большая их часть была сожжена европейцами и можно назвать чудом, что что-то сохранилось.

Исследователи думают, что это могут быть статуи вождей, обожествленных местными жителями после их смерти.

Эти таблички, их называют ронго-ронго, писались сначала слева направо, а потом справа налево. Долгое время расшифровать нанесенные на них символы не получалось и только в 1996 года в России удалось расшифровать все 4 сохранившиеся дощечки.

Но самое таинственное и увлекательное открытие на острове Пасхи это гигантские монолитные статуи, называемые аборигенами моаи. Большинство из них доходят в высоту до 10 метров (есть и поменьше 4 метра) весом в 20 тонн. Некоторые достигают еще больших размеров, а их вес просто фантастический около 100 тонн. У истуканов очень массивная голова, длинные уши, тяжелый выступающий подбородок и совсем отсутствуют ноги. У немногих на голове есть шапки из камня красного цвета (возможно, это обожествленные после смерти вожди в облике статуй).

Для создания моай строители использовали застывшую лаву. Моайи вытесывались прямо из скалы и держались лишь на тонкой перемычке, от которой, после завершения обработки, статую откалывали и доводили до нужных форм. Кратер вулкана Рано-Рараку, как наглядное пособие, до сих пор хранит все этапы обработки каменных гигантов. Сперва вырезался общий вид статуи, потом мастера переходили к контурам лица и тесали переднюю часть туловища. Затем обрабатывали бока, уши и наконец, руки сложенные на животе с непропорционально длинными пальцами. После этого лишняя порода удалялась, и лишь нижняя часть спины узкой полосой еще соединялась с вулканом Рано-Рараку. Далее статую из кратера, через весь остров, передвигали на место установки (аху).

Насколько сложно было передвигать моай, говорит тот факт, что многие статуи так и небыли установлены на свои аху и большое их количество осталось лежать на пол пути до цели. Иногда это расстояние доходило до 25 километров. И сейчас остается загадкой, как собственно передвигали эти статуи, весившие не один десяток тонн. Придания гласят, что истуканы сами шли к берегу океана. Ученые провели эксперимент, вертикально установленную статую раскачивали (привязанными веревками к верхней части) и поочередно толкали вперед то левое, то правое плечо. На тех, кто наблюдал за работой, это производило такое впечатление, что статуя движется самостоятельно. И тем не менее простые подсчеты доказывают, что небольшое население не могло бы обработать, перенести и установить и половину готовых статуй.

Кто же они жители Полинезии, от кого произошли, как и когда заселили эти острова? Тайна о происхождении местных жителей породила много разных гипотез. И поскольку записей об истории острова Пасхи не велось, а были лишь устные рассказы, понятно, что со сменой поколений культура и традиции островитян становились все более туманными.

Есть мнение, что местное население Полинезии произошло с Кавказа, Индии, Скандинавии, Египта и конечно с Атлантиды. Сами же островитяне утверждают, что с тех пор прошло 22 поколения, когда вождь Хоту Матуа привез первых поселенцев в этот райский уголок, но никто на острове не знает откуда.

Тур Хейердал выдвинул свою гипотезу. Он обратил внимание на физические совпадения между вытянутыми обликами статуй Пасхи с определенными народами Южной Америки. Хейердал писал, что сладкий картофель росший в изобилии на острове мог быть привезен только из Амазонки. Изучив местные легенды и мифы он сделал вывод, что все поэтические эпосы полинезийцев так или иначе связаны с богом Тики (сыном Солнца), который когда-то приплыл сюда из восточной горной страны. Тогда Хейердал стал изучать Южно Американскую культуру древних времен. В Перу сохранились легенды, что с севера пришли люди белых богов, которые в горах установили гигантские статуи из цельного камня. После столкновения с инками у озера Титикака и полного поражения этот народ возглавляемый вождем Кон-Тики, что переводится как Солнце-Тики, пропал навсегда. В легендах Кон-Тики увел остатки своего народа через Тихий океан на запад. Тур Хейердал в своей книге доказывал, что у полинезийцев американское прошлое, но ученый мир не обратил должного внимания на его труд. Можно ли говорить всерьез о переселении американских индейцев на остров Пасхи, если у них не было судов, а только примитивные плоты!

Тогда Хейердал решил на деле доказать что он прав вот только методы которыми он этого хотел добиться были совсем не научные. Он изучил записи европейцев впервые сюда попавших и нашел много рисунков с описанием плотов индейцев, которые делали из бальзовой древесины она бала очень прочная, и весила вдвое меньше пробки. По древним образцам он решил построить плот. Экипаж подобрали сразу: Ёрик Хессельберг художник, Герман Ватцингер инженер, швед Бенгт Даниельссон этнограф, Турстейн Раабю и Кнут Хаугланд..

Плот был построен и в 1947 году 28 апреля из порта Кальяо они отплыли, собралось много людей, чтобы проводить отважных мореходов. Надо отметить, что мало кто верил в успешном конце этой экспедиции, ей предсказывали несомненную гибель. На квадратном парусе изобразили самого Кон-Тики — великий мореплаватель, который (в чем был уверен Хейердал) в 500 году н.э. открыл Полинезию. Его именем и назвали необычное судну. За 101 день участники экспедиции преодолели 8000 км в Тихом океане. 7 августа плот достиг необитаемого острова Рароиа, чуть не разбившись о коралловый риф у самой кромки берега. Через какое-то время туда на пирогах приплыли полинезийцы, они оказали достойный прием отважным морякам.

А уже через несколько дней путешественников подобрала французская шхуна «Тамара» специально приплывшая за ними с Таити. Грандиозный успех экспедиции. Тур Хейердал доказал, что американские перуанцы могли достичь островов Полинезии.

Очевидно, полинезийцы первыми заселили остров, а может это были перуанцы или даже племена из Юго-Восточной Азии. А.Метро профессор руководивший франко-бельгийской экспедицией на остров Пасхи в 1934- 1935 годах, пришел к выводу, что первые поселенцы ведомые вождем Хоту Матуа приплыли сюда в XII-XIII веках. С. Энглерт уверен, что заселение острова началось еще в более поздние время, а установка гигантских истуканов началась в XVII веке, почти накануне открытия европейцами этого острова. Есть еще много разных версий. К примеру, сторонники мистических сект уверены, что колыбель человечества — это Лему-рия, материк погибший четыре миллиона лет назад и Пасхи может быть его частью.

В научных кругах и сейчас спорят о назначении каменных статуй, почему бросили в карьере готовые моаи, кто и зачем повалил уже стоявшие статуи, для чего некоторым надели красные шапки? Джеймс Кук писал, моаи были установлены жителями в честь усопших правителей и вождей острова, другие исследователи думают, что гиганты Пасхи так метили границы между морем и землей. Это ритуальная «стража», которая предостерегает любое вторжение с моря.Были и такие, кто думал, что статуи служили пограничными столбами, отмечающими владения племен, родов и кланов.

Якоб Роггевен думал, что статуи это идолы. В судовом журнале он написал: «Про их богослужения… мы заметили только, что они разводят огонь возле высоких статуй и садятся на корточки рядом с ними, приклонив головы. Потом складывают руки и раскачивают ими вниз и вверх. На голову каждой статуи положили по корзине булыжников, заранее покрасив их в белый цвет».

На острове Пасхи есть такие статуи, которые достигают в высоту 22 метров (высота 7-этажного дома!) Голова и шея таких статуй 7 метров в высоту при диаметре в 3м, туловище 13 м, нос чуть больше 3 м, а вес 50 тонн! Во всем мире даже в наше время найдется не так много подъемных кранов, которые справятся с такой массой!

При упоминании этого острова обычно возникает ассоциация с огромными каменными идолами, установленными неизвестно кем, как, когда и зачем. Однако на небольшом клочке суши посреди безбрежного Тихого океана сконцентрировано столько разнообразных загадок, что с лихвой хватило бы и на целый материк.

Голландский адмирал Якоб Роггевен, отправившийся из Амстердама на поиски загадочной Южной Земли, был, возможно, не первым европейцем, обнаружившим остров Пасхи. Но он первым описал его и определил координаты. И европейское название острову дал именно Роггевен, чьи корабли причалили к нему 5 апреля 1722 г. Это было Пасхальное воскресенье.

Моряков встретили чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди, у которых были непривычно длинные мочки ушей. В судовом журнале отмечено, что местные жители «развели костры перед очень высокими каменными статуями с.. .>, которые нас поразили, поскольку мы не могли понять, как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести».

Знаменитый капитан Джеймс Кук высадился на острове спустя полвека, в 1774 г., и был поражен не меньше Роггевена, отметив невероятный контраст между статуями-великанами и убогой жизнью коренного населения: «Нам трудно было представить, как островитяне, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», — писал он.

По оценкам и Кука, и Роггевена там обитало около 3000 туземцев, называвших свой остров то Мата-ки-те-Раги, что значит «глаза, смотрящие в небо», то Те-Пито-о-те-хенуа, то есть «пуп Земли». Благодаря таитянским мореплавателям остров часто называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), чтобы отличать его от острова Рапа-Ити, лежащего в 650 км к югу от Таити.

В настоящее время это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой и населением менее 5000 человек. Однако раньше на нем росли густые леса и бурлила жизнь, свидетелями которой были гигантские каменные статуи — моаи, как их называли аборигены. Согласно поверьям местных жителей, в моаи заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Мату’а.

Странные, похожие друг на друга, с одинаковым выражением лица и неправдоподобно вытянутыми ушами, они разбросаны по всему острову. Когда-то статуи стояли на пьедесталах, обратившись взорами к центру острова — это видели первые европейцы, посетившие остров. Но потом все истуканы, а их насчитывается 997, оказались лежащими на земле.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в прошлом веке. Последняя реставрация 15 моаи, расположенных между вулканом Рано-Рараку и полуостровом Пойке, была проведена японцами в 1992—1995 годах.

На склонах этого вулкана расположена каменоломня, где древние мастера с помощью базальтовых резцов и тяжелых каменных кирок вырубали моаи из мягкого вулканического туфа. Высота большинства статуй составляет 5—7 м, высота более поздних изваяний достигала 10—12 м. Средняя масса моаи — около 10 т, но есть и гораздо более тяжелые. Карьер полон незавершенными статуями, работа над которыми по неизвестной причине была прервана.

Моаи расположены на массивных постаментах аху вдоль побережья острова на расстоянии 10—15 км от каменоломен. Аху достигали 150 м в длину и 3 м в высоту и состояли из кусков весом до 10 т. Неудивительно, что эти гиганты поразили европейских моряков, а затем и мировую общественность. Каким образом это удавалось делать древним обитателям острова, потомки которых влачили жалкое существование и не производили впечатления богатырей?

Как перетаскивали полностью законченные, обработанные и отшлифованные статуи через горы и долины, умудряясь при этом не повредить их за время пути? Как взгромождали их на аху? Как водружали после этого на их головы каменные «шляпы», весящие от 2 до 10 т? И наконец, как эти скульпторы появились на самом удаленном от суши из населенных островов мира?

Но это далеко не все тайны Рапа-Нуи. В 1770 г. заброшенный клочок земли решили под названием Сан-Карлос присоединить к владениям испанской короны. Когда руководитель испанской экспедиции капитан Фелипе Гонсалес де Аэдо составил акт о присоединении острова и подписал его, вожди местных племен под текстом поставили и свои подписи — тщательно вывели на бумаге какие-то странные знаки. Такие же затейливые, как татуировки на их телах или рисунки на прибрежных скалах. Значит, на острове существовала письменность?!

Оказывается, существовала. В каждом жилище аборигенов находились деревянные таблички с вырезанными на них знаками. Свою письменность жители Рапа-Нуи называли кохау ронго-ронго. Сейчас в музеях мира находится 25 дощечек, их фрагментов, а также каменных фигурок, испещренных такими же таинственными знаками.

Увы, это все, что осталось после просветительской деятельности христианских миссионеров. И даже самые старые жители острова не могут объяснить смысл хотя бы одного знака, не говоря о том, чтобы прочитать текст.

В 1914—1915 гг. руководитель английской экспедиции на Рапа-Нуи миссис Кэтрин Скорсби Раугледж нашла старика по имени Томеника, который смог написать несколько знаков. Но посвятить чужеземку в тайну ронго-ронго он не захотел, заявив, что предки покарают каждого, кто раскроет пришельцам секрет письма. Едва дневники Кэтрин Раутледж были опубликованы, как она сама внезапно умерла, а материалы экспедиции оказались потерянными...

Через сорок лет после кончины Томеники чилийский ученый Хорхе Сильва Оливарес познакомился с его внуком, Педро Пате, который в наследство от деда получил словарь ронго-ронго. Оливаресу удалось сфотографировать тетрадь со словами древнего языка, но, как пишет он сам, «катушка с пленкой оказалась не то утерянной, не то похищенной. Исчезла и сама тетрадь».

В 1956 г. норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал узнал, что у островитянина Эстебана Атана есть тетрадь со всеми знаками древнего письма и их значением латинскими буквами. Но когда знаменитый путешественник попытался рассмотреть тетрадь, Эстебан сразу же ее спрятал. Вскоре после встречи абориген отплыл в маленькой самодельной лодке на Таити, и больше ни о нем, ни о тетради никто не слышал.

Ученые многих стран пытались расшифровать таинственные знаки, но это у них не получилось до сих пор. Однако обнаружилось сходство письменности острова Пасхи с иероглификой Древнего Египта, древнекитайским рисуночным письмом и письменами Мохенджо-Ааро и Хараппы.

Еще одна загадка острова связана с... его регулярным исчезновением. Только в XX в. документально зафиксировано несколько удивительных случаев, когда он довольно ловко «прятался» от мореплавателей. Так, в августе 1908 г. чилийский пароход «Глория» после длительного рейса собрался пополнить там запас пресной воды. Но когда пароход вышел в отмеченную штурманом точку, никакого острова там не оказалось!

Расчет показывал, что пароход прошел прямо сквозь остров и теперь удалялся от него. Капитан приказал повернуть назад, но вычисления показали, что «Глория» находится прямо в центре острова!

Через 20 лет туристский лайнер должен был пройти в нескольких милях от острова Пасхи, но его нигде не было видно даже в самый мощный бинокль. Капитан тут же передал в Чили сенсационную радиограмму. Чилийские власти отреагировали быстро: канонерская лодка вышла из порта Вальпараисо к загадочному месту, но остров снова был на своем обычном месте.

В годы Второй мировой войны две немецкие субмарины направлялись к острову Пасхи, где их поджидал танкер-заправщик. Но на месте встречи ни танкера, ни острова не оказалось. Несколько часов лодки бороздили океан в бесплодных поисках Наконец командир одной из субмарин решил нарушить режим радиомолчания и вышел на связь с заправщиком. Встретились они лишь в 200 милях от острова Пасхи, а вторая подлодка бесследно исчезла...

Многие исследователи предполагали, что местное население происходит из Индии, из Египта, с Кавказа, из Скандинавии и, конечно, из Атлантиды. Хейердал выдвинул гипотезу, что остров был заселен переселенцами из Древнего Перу. Действительно, каменные изваяния весьма напоминают найденные в Андах статуэтки. На острове выращивают батат, распространенный в Перу. А перуанские легенды говорили о битве инков с народом северных белых богов.

После поражения в битве их вождь Кон-Тики увел свой народ на запад через океан. На острове же ходят легенды о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа (возможно, это был десятый Сапа Инка Тупак Юпанки). По словам испанского путешественника и ученого XVI в. Педро Сармьенто де Гамбоа, в ту эпоху у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они могли достичь острова Пасхи.

Воспользовавшись фольклорными описаниями, Хейердал построил из 9 бальсовых бревен плот «Кон-Тики» и доказал, что преодолеть расстояние между Южной Америкой и Полинезией в давние времена было возможно. Тем не менее теория перуанского происхождения древнего населения острова Пасхи не убедила ученый мир. Генетический анализ указывает скорее на его полинезийское происхождение, да и рапануйский язык принадлежит к семейству полинезийских. Спорят ученые и по поводу даты заселения, называя время от 400 до 1200 года.

Возможная история острова Пасхи (согласно позднейшим реконструкциям) выглядит так.

Первые поселенцы возводили статуи небольших размеров, без «шляп» из камня на голове, сооружали церемониальные постройки и устраивали празднества в честь бога Маке-Маке. Затем на остров приплыли чужаки. Из-за искусственно удлиненных ушей их прозвали ханау-ээпе — «длинноухие» (Хейердал утверждал, что длинноухие и есть перуанские индейцы, поселившиеся на острове около 475 г., а аборигены являются полинезийцами).

Поселившись на полуострове Пойке, они поначалу жили мирно, отличаясь своеобразной культурой, наличием письменности и других умений. Приплыв на Рапа-Нуи без женщин, пришельцы женились на представительницах коренного племени, которых стали называть ханау-момоко — «короткоухие». Постепенно ханау-ээпе заселили всю восточную часть острова, а затем и подчинили ханау-момоко, чем вызвали ненависть со стороны последних.

С этого времени начинается строительство каменных гигантов с грубыми лицами, далеких от прежней реалистической манеры. Платформы-аху сооружаются с меньшей тщательностью, но зато теперь на них водружают статуи, спиной обращенные к морю. Возможно, к побережью их перевозили на деревянных салазках, смазанных рыбьим жиром. В те времена пальмами была покрыта большая часть острова, так что с деревянными катками проблем не было.

Но местные жители, к которым Тур Хейердал обращался с вопросом, как перевозили в древние времена гигантские каменные фигуры, отвечали ему, что они шли сами. Хейердал и другие энтузиасты нашли несколько способов транспортировки каменных истуканов в вертикальном положении.

Например, с помощью канатов моаи наклоняли, опирая на один из углов основания, и поворачивали вокруг этой оси с помощью деревянных рычагов. При этом группы такелажников с помощью канатов удерживали глыбу от чрезмерного наклона.

Со стороны действительно казалось, что моаи сами движутся по мощеным дорогам, которые действительно проложены на острове. Проблема в том, что рельеф вулканического острова буквально изрезан, и как передвигать многотонных гигантов вверх и вниз по окружающим Рано Рараку холмам, непонятно.

Как бы там ни было, моаи создавались, перемещались и водружались на постаменты ханау-момоко под руководством ханау-ээпе. Такие каторжные работы не могли обходиться без жертв, а население острова даже в лучшие времена, по мнению ученых, не превышало 10—15 тыс. человек. К тому же на Рапа-Нуи практиковался каннибализм.

Рапануйцы были воинственным народом, что подтверждается многочисленными столкновениями между местными жителями, описанными в легендах. И побежденные нередко становились главным блюдом во время празднования победы. С учетом доминирования длинноухих, нетрудно сообразить, чья участь была горше. И короткоухие в конце концов взбунтовалась.

Малочисленные длинноухие бежали на полуостров Пойке, где укрылись за широким рвом длиной 2 км. Чтобы противник не смог преодолеть преграду, они вырубили окружающие пальмы и свалили их в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Но короткоухие в темноте обошли врагов с тыла и сбросили их самих в горящий ров.

Все ханау-ээпе были истреблены. Символы их могущества — моаи — сбрасывали с пьедесталов, работы в каменоломнях прекратились. Это эпохальное для острова событие произошло, вероятно, как раз вскоре после открытия острова европейцами, ибо в конце XVIII в. стоящих на постаментах истуканов моряки уже не видели.

Однако к тому времени деградация общины стала необратимой. Большинство лесов было уничтожено. С их исчезновением люди лишились стройматериалов для изготовления хижин и лодок. А поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, жизнь на острове Пасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был опять начавший набирать обороты каннибализм.

Впрочем, с последним довольно успешно боролись миссионеры, обращая туземцев в христианство. Но в 1862 г. на остров вторглись перуанские работорговцы, которые взяли в плен и увезли 900 человек, в том числе последнего короля. Они же уничтожили часть статуй, после чего с острова бежали и многие аборигены, и жившие там миссионеры.

А завезенные пиратами болезни — оспа, туберкулез, проказа — сократили численность и так небольшого населения острова до сотни человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей уникальной цивилизации, которую местные жители помещали в центре мира.

Об острове Пасхи с его знаменитыми каменными истуканами знают практически все, кто интересуется загадками древней истории нашей цивилизации. Огромные каменные статуи, до сих пор не расшифрованная письменность кохау ронго-ронго, загадочные птицелюди, якобы обитающие в подземельях острова, - это только некоторые из тайн небольшого клочка суши, затерявшегося в безбрежном океане.

Загадка Земли Дэвиса

Почти на протяжении двух столетий испанские, английские и голландские мореплаватели бороздили просторы Тихого океана, надеясь открыть «Терра инкогнита аустралис » - «неведомую Южную землю». Однако вместо «большого приза» - предполагаемого внушительного материка - они становились первооткрывателями десятков и сотен островов самого различного размера, как необитаемых, так и населенных. В неудачах никто не видел особой трагедии, океан был настолько велик, что надежда открыть на его просторах нечто более значительное, чем заурядный остров, оставалась еще долгое время.

В 1687 году на поиски Южного материка отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле с довольно любопытным названием - «Удовольствие холостяка». От берегов Южной Америки Дэвис направил свой корабль к островам Галапагос. Примерно в 500 морских милях от берега Чили он открыл низкий песчаный остров, в 20 милях к западу от которого виднелась довольно протяженная и высокая полоса суши. Удивительно, но Дэвис не стал обследовать открытые им земли, а продолжил свой путь, видимо, надеясь найти что-либо более значительное.

Так возникла загадка «Земли Дэвиса», ведь после флибустьера и команды его корабля этих земель больше никто не видел. Открытые Дэвисом острова не раз пытались отыскать, но все попытки оказались тщетны. Был ли это мираж, или открытые Дэвисом острова за короткое время погрузились в водную пучину? А может, флибустьер не очень точно определил координаты обнаруженных им земель и позже его острова были открыты другими мореплавателями?

Каменные статуи изумили голландцев

Именно при поисках Земли Дэвиса голландским адмиралом Якобом Роггевеном был открыт знаменитый остров Пасхи. В апреле 1722 года, в Пасхальное воскресенье, три голландских фрегата приблизились к ранее неизвестному европейцам острову, который адмирал Роггевен, командующий флотилией, назвал островом Пасхи в честь святого дня. С первого взгляда было ясно, что к Земле Дэвиса этот остров никакого отношения не имеет. Голландцы были поражены увиденными на берегу гигантскими каменными статуями, часть которых к тому времени уже была повалена.

Роггевен записал в судовом журнале:

«Эти каменные статуи сначала привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной».

Фридрих Беренс, спутник Роггевена, сделал любопытное наблюдение, касающееся жителей острова. Туземцы, по его свидетельству,

«колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни».

Такие различия в цвете кожи могли говорить о заселении острова с нескольких направлений, хотя, исходя из его размеров, это было маловероятным.

Увы, первая же встреча с европейцами окончилась для островитян трагедией: голландцы решили примерно наказать их за мелкие кражи и расстреляли несколько человек. В последующие годы на остров все чаще заходили корабли, их визиты обычно оканчивались для его жителей эпидемиями болезней, насилием и прочими несчастьями. Самое страшное произошло 12 декабря 1862 года, когда на остров нагрянули перуанские работорговцы, они увезли с острова 1000 самых здоровых мужчин и женщин. После протестов общественности оставшихся в живых (всего 100 человек!) вернули на остров, однако они привезли с собой оспу. Из 5000 островитян уцелело всего 600 человек! Умершие унесли с собой в могилу и разгадку многих тайн острова.

Последний фрагмент затонувшего материка?

А тайн на острове предостаточно! Английский этнограф Макмиллан Браун в своей книге «Загадки Тихого океана», посвященной Пацифиде, большое внимание уделил острову Пасхи. По его мнению, данный остров являлся последним фрагментом затонувшего материка, на котором сохранились памятники культуры исчезнувшей цивилизации. Браун называл остров своеобразным «мавзолеем» королей и знати, когда-то царствовавших на Пацифиде. В каменных истуканах он видел скульптурные портреты самых знатных жителей поглощенного водой материка. Ученый обращал внимание и на до сих пор не расшифрованную письменность кохау ронго-ронго, существовавшую на острове.

Браун полагал, что последними фрагментами Пацифиды были острова, открытые Дэвисом, которые затонули в период между 1687 и 1722 годами, когда Роггевен нашел в этом районе только небольшой остров длиной всего 22 и шириной 11 километров. Этнограф полагал, что катастрофа, разрушившая Пацифиду и отправившая ее на дно океана, произошла внезапно. Об этом по его мнению, их продолжение в результате катастрофы оказалось под водой.

Английский ученый, как и другие сторонники Пацифиды, указывал на наличие на ряде островов Океании развалин древних построек и даже каменных изваяний. Например, на Маркизских островах обнаружены довольно крупные статуи, чем-то напоминающие изваяния острова Пасхи. Даже на крошечном острове Питкерн найдены каменные скульптуры. Может, правы исследователи, считающие острова Океании осколками Пацифиды?

Остров нераскрытых тайн

Увы, согласно данным геологов, остров Пасхи никогда не был частью материка, правда, когда-то из-за извержения вулкана часть острова затонула, но назвать ее очень большой нельзя. Несколько лет назад на этом загадочном острове побывал со своей группой известный российский исследователь профессор Эрнст Мулдашев. Ему удалось сделать на острове ряд любопытных открытий. Ученый, например, изучил загадочные пещеры острова, в которых уже погибло около 60 исследователей. Если верить местным жителям, в этих пещерах живут таинственные птицелюди.

В интервью журналисту «АиФ» об одной из таких пещер Эрнст Мулдашев рассказал следующее:

«Эта пещера находится на высоком обрывистом берегу острова. Прямо из обрыва начинается труба, уходящая вглубь прибрежного холма. Диаметр её составляет около 1,5 метра. На сломах заметно, что стены трубы изготовлены из материала, похожего на керамику, серого цвета, толщиной около 20 см. В местах поворота трубы видны дополнительные вставки из того же материала. На стенках трубы кое-где выгравированы непонятные иероглифы, а также изображения птицелюдей».

Поразительно, но такую трубу из искусственного материала и такими параметрами вряд ли могли создать аборигены острова Пасхи!

Самое интересное, что заползший в пещеру Эрнст Мулдашев в глубине трубы увидел красные светящиеся глаза, тут его напарник закричал о многочисленных странных шарах, буквально облепивших профессора. Их он увидел на экране цифровой камеры. Исследователи поторопились покинуть пещеру; выбравшись из нее, они почувствовали сильную слабость и долго приходили в себя. Красные глаза в глубине трубы однозначно говорили о том, что рассказы о птицелюдях имеют под собой какую-то основу, в пещерах острова явно обитают некие загадочные существа.

По данным Эрнста Мулдашева, на острове сейчас 887 каменных истуканов, изготовленных из вулканического туфа, причем самый большой из них достигает высоты 22 метра (с 7-этажный дом!) и весит 300 тонн. Исследователь считает, что каменных статуй было изготовлено гораздо больше, об этом говорят валяющиеся на острове обломки истуканов. Представляется крайне важным наблюдение Мулдашева о том, что постаменты статуй, так называемые аху, выполнены из очень твердой породы, выходов которой на острове не наблюдается. Значит, этот камень добывался где-то вне острова?

Не слишком ли много загадок и странностей для такого небольшого островка? Как на нем оказались люди разного цвета кожи, зачем островитяне проделывали гигантский объем работы по изготовлению, перемещению и установке огромных каменных статуй, зачем им нужна была письменность, что за птице-люди обитают в подземельях острова? На все эти вопросы гораздо легче ответить, если считать, что остров Пасхи на самом деле является осколком Пацифиды. А может, так оно и есть?

Тур Хейердал

«Меня интересуют темы по археологии - история раскопок, описание и фотографии находок. В. Карельский, г. Иваново».

Скульптуры у подножия вулкана Рано Рараку наполовину ушли в почву.

Археологи нашли неизвестный ранее тип статуи.

Обсерваторию на вершине вулкана Рано Као окружали культовые сооружения с высеченными на выходах лавы изображениями птицечеловека.

Первые поселенцы превосходно владели техникой обработки базальтовых глыб. Этот тип кладки был самым ранним на острове Пасхи.

Коленопреклоненная статуя на острове Пасхи (Ранний период).

Коленопреклоненная статуя в Тиауанако (Перу).

Раскопки опровергли предположения, на острове нет почвенного слоя.

Подъем статуи. Статуя почти выпрямлена.

«Интересуюсь историей народов, археологией»,- пишет тов. Бессонова из Перми.

Рассказать о древних циклопических сооружениях просит В.Пулатов (г. Одесса).

Писем, в которых наши читатели просят систематически публиковать в журнале статьи по истории и археологии, очень много. Мы помещаем отрывок из статьи известного зарубежного исследователя Т. Хейердала о его раскопках на острове Пасхи. Полностью статья будет напечатана в книге «Наука и человечество. 1963».

Основные массивы суши, окаймляющие Тихий океан, были заселены древними выходцами из Азии задолго до того, как первые мореплаватели вышли в центральную часть Тихого океана на поиски неведомых океанских островов. Располагая простейшими мореходными средствами, древний человек с азиатского континента проник через Индонезию на юго-восток - в Австралию и Папуа-Меланезию, а через район Берингова моря на северо-восток - в Северную, потом Центральную и Южную Америку. Это происходило за много тысяч лет до нашей эры. Так выходцы из Азии заселили все побережье Тихого океана задолго до того, как были созданы корабли, способные воспользоваться ветрами и течениями или противостоять им, господствующим в бескрайних просторах исполинского океана, который охватывает половину окружности земного шара.

Последней обширной областью, которую заселило человечество, был мир океанских островов в центре огромной водной равнины. Незадолго до нашей эры суда аборигенов устремились в эту часть океана, доставляя первооткрывателей на все необитаемые острова, где они и жили в безопасности и изоляции до тех пор, когда европейцы обнаружили путь в Америку, а затем с ветром и течениями устремились открывать, или, вернее, вновь открывать, острова Великого океана.

Самым уединенным из этих островков был тот, который его первые обитатели назвали Те-Пито-о-те-Хенуа - «Пуп Земли», а Роггевен, европеец, открывший его вновь в 1722 году, перекрестил в остров Пасхи - в честь дня, когда приплыл сюда. Подойдя близко к берегу, голландцы, к своему удивлению, увидели людей, которых посчитали примитивными представителями культуры каменного века. Эти люди лежали ничком на земле, головой в сторону восходящего солнца. Перед огромными человекоподобными изваяниями были зажжены костры. На головах величественных идолов были водружены грандиозные цилиндры из красного камня. Сотни таких скульптур возвышались над безлесным островом, где не было видно даже деревьев, которые могли бы быть использованы для транспортировки и подъема изваяний.

Этих смиренных идолопоклонников и их вездесущие громадные монументы окружала лишенная растительности каменистая равнина с редкими клочками возделанной земли, где росли бататы и бананы. Над ними возвышались поросшие тралом и папоротником склоны потухших вулканов, мертвые кратеры которых были единственными на острове хранилищами пресной воды. Со всех сторон островка в море обрывались отвесные скалы, на которые обрушивался прибои; под ними было очень мало мест, пригодных для высадки на берег.

Созданный еще до появления на Земле человека подводным вулканическим извержением, этот клочок суши одиноко поднимался из пучины океана на пути течений, вечно движущихся от Южной Америки - в 2 тысячах миль отсюда к востоку, мимо ближайшего населенного островка - в 1 600 милях к западу, и оттуда к берегам Азии - еще за 7 тысяч миль.

Естественно, перед учеными и вообще широкой публикой встал вопрос: каким образом на этот в высшей степени изолированный островок первоначально попала цивилизация?

Косвенным способом к решению этой проблемы приступили в конце прошлого столетия, начав изучение устных преданий островитян. В первой половине нашего века состоялось первичное археологическое обследование острова, и началось изучение местного населения, его культуры и языка.

К началу второй половины нашего столетия на острове Пасхи все еще не проводилось ни систематических археологических раскопок, ни сбора проб для пыльцевого анализа. Такое упущение со стороны ученых объясняется тем, что речь идет об исключительно бесплодном острове, на котором, казалось бы, не могло накопиться достаточно гумуса, чтобы скрыть следы древних культур. Исследователи считали, что из-за отсутствия почвы не в чем производить раскопки. Кроме того, удаленное положение острова Пасхи заставило ученых прийти к выводу, что выходцы из Азии могли попасть на него лишь в последнюю очередь и, следовательно, срок его обитаемости должен быть короче, чем у любого другого тихоокеанского острова.

Оба эти предположения не казались автору статьи обоснованными. В 1937-1938 годах, проводя исследования на Маркизских островах, я обратил внимание на то, как в результате деятельности человека и его домашних животных островок Мотане уже в историческое время превратился из покрытого густым тропическим лесом в лишенный почти всякой растительности, кроме травы. Пока на острове Пасхи не были проведены палеоботанические исследования, мы не могли судить, был или нет на острове лес до появления европейцев.

Далее, поскольку выходцы из Азии заселили все окаймляющие Тихий океан материки до прибытия человека на остров Пасхи, нельзя было с уверенностью утверждать, что первое трансокеанское плавание па остров Пасхи непременно происходило наиболее длинным путем, против пассатов и идущих на запад течений, а не кратчайшим путем - из близлежащей Южной Америки, с попутными ветрами и течениями. Если же люди двигались из Южной Америки, то очень вероятно, что остров Пасхи встретился им раньше других; в таком случае он обитаем сравнительно давно.

До наших раскопок на острове Пасхи в 1955-1956 годах здесь побывали только две археологические экспедиции. В составе первой - частной английской экспедиции 1914 года под руководством миссис К. Рутледж - не было профессиональных археологов, и они не пытались проводить стратиграфические раскопки. Тем не менее популярная книга путевых очерков К. Рутледж изобилует важными наблюдениями и была до недавнего времени главным источником сведений об археологии поверхностных слоев острова Пасхи.

В 1934 году на остров прибыла франко-бельгийская экспедиция, но француз-археолог в пути скончался, и единственный оставшийся археолог А. Лавашери сосредоточил свои усилия на изучении петроглифов. Одновременно французский этнограф А. Метро проводил этнографические наблюдения над современными островитянами. Кроме того, изучением археологии поверхностных слоев и этнографии занимался миссионер-капуцин С. Энглерт, живущий на острове Пасхи с 1935 года.

Не располагая данными для научной датировки, первые исследователи острова Пасхи чисто умозрительно заключили, что на этот уединенный восточный форпост человек мог попасть не раньше XII века (Метро), XIII века (Лавашери), XIV века (Рутледж) или XVI века (Энглерт).

Не было единогласия и в решении знаменитой загадки острова Пасхи. Рутледж и Энглерт утверждали, что на острове есть следы культурной стратификации (напластований) и что древние каменные сооружения можно разделить на два типа. Они пришли к выводу, что на этот клочок суши попали одна за другой две различные культуры, и видели подтверждение этому в местных легендах. Возражая им, Лавашери и Метро говорили, что на острове нет никаких признаков стратификации, что местная археология однородна, что на острове была только чисто полинезийская культура. Легенды пасхальцев они отвергали, заявляя, что они нарочно сочинены, чтобы объяснить происхождение большого рва - того самого рва, который, согласно преданиям, вырыли люди для огромного оборонительного костра. Метро и Лавашери считали ров природным образованием.

Огромные инженерные работы, проведенные первыми обитателями острова Пасхи, поразили воображение Рутледж, и она заключила, что проблема остается загадочной. Однако Метро решил загадку просто. Он предположил, что полинезийцы, привыкшие к резьбе по дереву, прибыв сюда с лесистых островов на западе, не нашли на безлесном острове Пасхи дерева и поэтому перешли на обработку камня, очень быстро развили самую совершенную в мире технику мегалитической кладки (мегалиты - древние сооружения из больших камней) и воздвигли самые большие скульптуры из всех, созданных каким-либо из неолитических народов Земли.

Не было единого мнения и о том, как древние скульпторы транспортировали и поднимали исполинские изваяния, для чего создавались эти идолы и почему пасхальцы не поклонялись полинезийским богам Тане и Тангароа, а исповедовали совершенно иную религию, а также почему они не применяли общеполинезийских изделий.

Было очевидно, что поверхность острова Пасхи не может поведать всей истории драматических событий и хитроумных замыслов, осуществленных на самом уединенном в мире острове. Чтобы глубже проникнуть в загадку и поискать скрытые ключи к таинственному прошлому пасхальцев, я решил привезти на остров группу квалифицированных археологов и провести первые стратиграфические раскопки; несмотря на господствующее убеждение, что на острове нет почвенного слоя, я надеялся что-нибудь найти под поверхностью. Важной задачей было исследование стратификации архитектуры, а также сбор в ключевых точках острова образцов угля для радиокарбонового анализа.

На бесплодном острове Пасхи нет ни единого ручья, но дождевая вода скапливается в трех потухших вулканах - Рано Као, Рано Рараку и Рано Орои. Много веков ветер сносил в открытые кратерные озера пыльцу островной растительности; изучение наслоившейся здесь, хорошо сохранившейся ископаемой пыльцы должно было помочь реконструировать историю пасхальной флоры. Для этого по краям озер Рано Као и Рано Рараку был заложен ряд скважин глубиной до восьми метров. Впоследствии образцы были исследованы и определены профессором У. X. Селлингом, руководителем палеоботанического отдела Национального музея естественной истории в Стокгольме.

Исследование пыльцы показало, что когда - еще до нашей эры - на здешние берега впервые ступил человек, безлесный ныне остров Пасхи был покрыт деревьями и кустарниками многочисленных видов. На острове были ручьи, и поверхность пресных кратерных озер еще не была затянута водной растительностью, вокруг озер высились пальмы и девственный лес.

Но вот явился человек. Изучая пыльцевые образцы, мы видим, как первичный лес был сведен, а озерную гладь стали постепенно занимать появившиеся только теперь водные растения. С прибытием человека впервые по берегам пресных водоемов был посажен полигонум-типично южноамериканское растение, которое жители Анд и пасхальцы применяли как лекарственное. Вместе с ним на остров попал чрезвычайно важный камыш тотора, также типично южноамериканское пресноводное растение, не известное ни в Старом Свете, ни на других тихоокеанских островах. С их появлением флора острова начала резко меняться. Оба растения быстро распространялись и вскоре частично покрыли большинство кратерных озер плавучим ковром.

Одновременно люди начали жечь первые на острове костры, и немного спустя растительность стала исчезать. Впервые с чистой до тех пор почвой и остатками пыльцы смешиваются частицы золы. Они свидетельствуют об ограниченных лесных пожарах, которые устраивали пришельцы, чтобы расчистить участки для жилых построек и культовых сооружений. Исконный лес исчезал, его место занимали причудливые храмы и монументы из долговечного камня. Эти сооружения, позднее разрушенные или перекрытые другими, дали нам в руки самые надежные ключи для изучения уровня культуры первых островитян и последующей локальной эволюции.

Четверо археологов нашей экспедиции - Э. Н. Фердон, У. Меллой, А. Шельсволд и К. С. Смит - начали с раскопок жилья и культовых платформ. И все они, независимо друг от друга, обнаружили чередование двух различных культур с различной архитектурой и различными религиозными воззрениями. На смену этим культурам пришла война и период упадка-это было непосредственно перед появлением на острове Пасхи первых европейцев. Датировка по радиоуглероду показала, что человек пришел на остров Пасхи по меньшей мере на тысячу лет раньше, чем предполагала современная наука.

Три последовательно сменяющие друг друга периода в археологии острова Пасхи были названы: Ранний, Средний и Поздний.

Ранний период

Люди, которые первыми достигли острова Пасхи, явно прибыли из области, где занимались не столько резьбой по дереву, сколько обработкой камня. Они валили деревья, чтобы добраться до скальных пород. Эти первые поселенцы уже были искусными каменотесами. Они превосходно владели техникой обработки огромных глыб твердого базальта. Плиты в кладке, имевшие квадратную, треугольную или многоугольную форму, тем не менее прилегали друг к другу так плотно, что между ними нельзя было просунуть лезвия ножа. Раскопки показали, что этот тип кладки был на острове Пасхи самым ранним, а не поздним, не завершением местной эволюции, как заключил умозрительно Метро.

Эта совершенная мегалитическая техника не была известна ни на одном из тысяч тихоокеанских островов, лежащих дальше на запад. Такое совершенство, такую технику и стиль мы видим только в специализированной каменотесной культуре древнего Перу- на материке, который является ближайшим соседом острова Пасхи на востоке. Назначение пасхальских сооружений было скорее эстетическое или культовое, чем функциональное, и последующие поколения островитян то ли не могли, то ли не хотели развивать своеобразное высокое искусство ранней пасхальской эпохи.

Первые поселенцы использовали свое умение для сооружения огромных платформ наподобие алтарей, необходимых для солнечного культа. Традиционно выложенный, гладко полированный фасад был очень точно астрономически ориентирован по отношению к точке восхода солнца в пору летнего солнцестояния или равноденствия.

Интерес к движению солнца проявлялся и в том, что на вершине Рано Као, самого высокого на острове вулкана, первые пасхальцы соорудили солнечную обсерваторию, специально приспособленную для того, чтобы отмечать годовое движение солнца. Эта обсерватория была совершенно занесена землей, и мы обнаружили ее во время раскопок, которыми руководил Фердон. Обсерваторию окружало культовое сооружение с солнечными символами, высеченными на выходах лавы. Пасхальские ритуалы сопровождались возжиганием костров. Считается, что солнечный культ и солнечные обсерватории не характерны для полинезийской культуры,- они также более всего типичны для древнего Перу как инкской, так и доинкской поры.

В солнечной обсерватории, а также на расчищенных и выровненных площадках позади широких, астрономически ориентированных мегалитических платформ ранние обитатели острова Пасхи воздвигали крупные человекоподобные каменные скульптуры. Эти скульптуры заметно отличались от более внушительных бюстов, которые позднее прославили остров и были неизвестны науке, пока раскопки не обнаружили их существования. Вот один тип: небольшая, сплющенная четырехугольная голова с неглубоко вырезанными чертами лица - огромными выпученными глазами, надутыми щеками, изогнутыми бровями, переходящими в У-образный нос. Второй, не менее традиционный тип: прямоугольная колонна, на сторонах которой намечалась рельефом человеческая фигура во весь рост, с короткими ногами и руками, опущенными так, что пальцы встречаются ниже пупа. Третий тип: реалистическое изваяние коленопреклоненного человека, сидящего на пятках; руки лежат на коленях, овальное лицо с козлиной бородкой обращено в небо.

Ни на одном другом острове не было таких скульптур, зато все три типа характерны для Тиауанако - культового центра солнцепоклонников доинкского Перу.

Четвертая, последняя разновидность послужила прототипом больших изваяний следующего пасхальского периода. Эта разновидность представляет чисто местный стиль и эволюцию, близких ей изваяний нет ни на, материке, ни на других островах.

Пока еще мы не знаем точно, когда именно человек впервые увидел лесистые берега острова Пасхи. Но карбоновая датировка показывает, что около 380 года искусные военные инженеры руководили обширными работами, создавая мощное оборонительное сооружение на его восточной оконечности. Окаймленный отвесными скалами, полуостров Поике был отрезан от остальной части острова специально вырытым рвом глубиной в 12 футов, шириной около 40 футов и длиной почти в 2 мили. Гравий и земля, выброшенные из рва, образовали защитный вал с проходами для контратак. Если отбросить предположение, что первые поселенцы острова Пасхи готовились обороняться против врагов, которые могли отправиться за ними в погоню через океан, остается только заключить, что остров был заселен задолго до того, как начались столь обширные работы.

Этот занесенный песком ров прежние экспедиции, не проводя раскопок, сочли естественным понижением местности, хотя пасхальские предания настойчиво указывали, что ров был вырыт легендарными «длинноухими» для обороны.

Нам и сейчас очень мало известно об этих первых обитателях острова Пасхи, но мы знаем, что они принесли с собой высокоразвитую культуру, которая, естественно, сложилась вне острова и которая должна было прослеживаться в окружающих областях. Как мы уже видели, эта привезенная извне культура Раннего периода была очень своеобразной, отличной от других известных нам тихоокеанских островных культур.

Средний период

Около 1100 года, как показывает карбоновая датировка, первоначальной пасхальской культуре внезапно пришел конец. Некоторые из древних храмов и другие сооружения, в том числе солнечная обсерватория, были надолго оставлены и пришли в запустение. Но затем они были вновь заняты людьми и перестроены по иному плану, с применением совершенно иной техники кладки. Причина этого перерыва пока неизвестна. Возможно, на время этого междуцарствия весь остров был покинут людьми, а может быть, местные войны сократили население Раннего периода, так что осталась лишь кучка людей, обитавших в удаленных районах. Во всяком случае, после долгого перерыва прежние сооружения были заняты иной культурой, с другими религиозными представлениями; началось то, что мы называем вторым, или Средним, периодом в истории пасхальских культур.

В начале этого периода стали изготовляться огромные каменные изваяния, которые впоследствии привлекли к маленькому тихоокеанскому островку внимание всего мира. В эту эпоху основным стремлением и фанатической страстью пасхальцев стало вытесывание исполинских изображений предков, которые водружались на поднятых над уровнем земли родовых гробницах.

Изваяния Среднего периода отличаются чрезвычайно длинными, отвислыми ушами, возрождающими в памяти легендарных «длинноухих», которые, по словам пасхальцев, создавали эти статуи, пока не были почти поголовно сожжены в уже упомянутом оборонительном рву во время войны с «короткоухими». Сейчас на острове живет лишь один род, члены которого считают себя прямыми потомками «длинноухих»,- это род Атанов. Их происхождение подтверждают все островитяне, а также генеалогические исследования Энглерта.

Способы работы «длинноухих» скульпторов были сокровенной родовой тайной, которая передавалась от отца к сыну на протяжении двенадцати поколений. Благодаря хорошим, дружественным отношениям нашей экспедиции с пасхальцами секрет был нам открыт. Он подвергся проверке в практических экспериментах. По указаниям старшего из братьев Атанов была изваяна, перевезена и установлена на пьедестал одна статуя. Археологические исследования в сочетании с рассказами пасхальцев и нашими опытами позволили воссоздать методы работы ваятелей Среднего периода.

Статуи вытесывали прямо на склонах кратера с помощью грубо изготовленных рубил из твердого андезита; для облегчения работы породу поливали водой из сушеных тыкв. Под рыхлым, выветренным поверхностным слоем порода была очень твердой, и для изготовления статуи средней величины требовалось около года. В каменоломнях обрабатывались мельчайшие детали лица, рук, тела скульптуры вплоть до полировки ушных украшений и длинных изысканных ногтей. Но спина оставалась незавершенной до последнего момента и соединялась с каменным ложем наподобие киля.

Наконец, отделив спину, великана с помощью катков и канатов спускали вниз по крутому склону. При этом часто приходилось преодолевать обрывистые террасы и ниши, возникшие в результате предыдущих работ. Статую временно устанавливали где-нибудь у подножия вулкана. Для этого в накопившемся слое щебня из каменоломен вырывали уступ или яму, куда ставили ногами статую, поддерживая ее канатами в вертикальном положении. Теперь скульпторы впервые могли приступить к обработке спины. Ее обтесывали и полировали так же тщательно, как остальные части фигуры. Спереди статую не украшали никакими узорами: просто торс. Зато на спину часто наносили рельефные символы - дугу, напоминающую радугу, одно или два кольца.

Предание говорит, что пасхальских скульпторов, первооткрывателей острова, называли ханау-эпе - «длинноухие» - за их обычай удлинять мочки ушей, подвешивая к ним большие диски. Предков теперешнего населения в отличие от них называли ханау-момоко - «короткоухие».

На протяжении карау-карау, то есть двухсот лет, «короткоухие» смиренно трудились на «длинноухих», участвуя в строительстве огромных сооружений. Появились большие аху; из каменоломен Рано Рараку на могилы, принадлежавшие преимущественно «длинноухим», доставляли псе более крупные изваяния. Хотя между двумя народами происходили смешанные браки, всего лишь шесть из многих сотен скульптур на аху - с короткими ушами, у всех остальных мочки удлинены: они явно изображают «длинноухих».

Далее предание говорит, что двухвековой период мирного сотрудничества кончился, когда «длинноухие» заставили «короткоухих» очистить весь полуостров Поике на востоке от камней. Работа была уже завершена, и Поике в отличие от всего острова, черного от обломков лавы, сплошь покрылся зеленой травой, тогда «короткоухим» приказали точно так же очистить остальную поверхность острова. Но тут пришел конец их долготерпению. Все их племя, объединившись, восстало и загнало «длинноухих» на полуостров Поике, где те укрылись за длинным оборонительным рвом, который они наполнили хворостом, чтобы можно было зажечь костер, если «короткоухие» пойдут в атаку.

Предательство, совершенное старухой из племени «короткоухих», которая была замужем за одним из «длинноухих», позволило отряду «короткоухих» обойти ров, в то время как другие имитировали атаку с фронта. Пока «длинноухие» поджигали оборонительный костер, на них неожиданно напали с тыла и всех сбросили в огонь. Из взрослых мужчин пощадили только одного, Оророину; ему было разрешено продолжать род «длинноухих».

Если верить преданию, это произошло двенадцать поколений тому назад; специалисты по генеалогиям считают, что это должно было быть около 1680 года. Имена потомков Оророины сохранились до наших дней, вплоть до уже упомянутой ныне живущей семья Атанов, которых пасхальцы считают единственными происходящими по прямой мужской линии от столь могущественного прежде народа «длинноухих».

Между тем европейцы долго принимали занесенный песком ров на Поике за природное образование, и предание о костре не пользовалось доверием, пока наша экспедиция не произвела там раскопки. Исследование показало, что это-искусное сооружение человеческих рук. Вдоль всего рва найдены уголь и зола от огромного костра; радиокарбоновый анализ позволил датировать образцы примерно 1676 годом, что отлично совпадает с яркими преданиями пасхальцев.

Небольшой островок в южной части Тихого океана, территория Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Речь идёт о острове Пасхи . Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи, которые представляют из себя гигантские каменные головы…

Всего странных статуй на острове Пасхи насчитывается 997. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и статуи острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица - всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи в среднем не более 5 тонн. Такой малый вес обусловлен материалом из которого сделаны все моаи.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые статуи оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно - в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения "моаи", некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно - это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена

Удивительно и то, что в 1770 г. статуи еще стояли, Джеймс Кук, побывавший на острове в 1774 год, упоминал лежащие статуи, до него никто ничего подобного не замечал.

В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати "моаи", расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно - с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему "белым" пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи "моаи" в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Островитяне выращивали бананы, таро, сладкий картофель, сахарный тростник, тутовник. Кроме кур, на острове были также крысы, прибывшие с первыми переселенцами.

Период изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Идол в полный рост.

Кропотливая работа археологов и палеонтологов показала, что примерно за 30 000 лет до прибытия людей и в первые годы их пребывания остров вовсе не был таким пустынным, как сейчас.

Субтропический лес из деревьев и мелколесья возвышался над кустарниками, травами, папоротником и дерном. В лесу росли древесные маргаритки, деревца хаухау, из которых можно делать канаты, и торомиро, которое пригодно в качестве топлива. Имелись также разновидности пальм, которых сейчас нет на острове, но раньше их было так много, что подножие деревьев было плотно укрыто их пыльцой.

Они родственны чилийской пальме, которая вырастает до 32 м и диаметром до 2 м. Высокие, без ветвей, стволы были идеальным материалом для катков и сооружения каноэ. Они также давали съедобные орехи и сок, из которого чилийцы делают сахар, сироп, мед и вино.

Относительно холодные прибрежные воды обеспечивали рыбную ловлю только в нескольких местах. Основной морской добычей были дельфины и тюлени. Для охоты на них выходили в открытое море и применяли гарпуны.

До прихода людей остров был идеальным местом для птиц, т. к. у них не было здесь никаких врагов. Здесь устраивали гнездовья альбатросы, олуши, фрегаты, глупыши, попугаи и другие птицы - всего 25 видов. Это было, вероятно, богатейшее гнездовье во всем Тихом океане.

Музей в Париже

Примерно в 800-х годах началось разрушение лесов. Все чаще стали встречаться слои древесного угля от лесных пожаров, все меньше становилось древесной пыльцы и все больше появлялась пыльца от трав, приходивших на смену лесу.

Не позже 1400 г. пальмы исчезли окончательно, причем не только в результате вырубки, но и из-за вездесущих крыс, которые не давали им возможности восстановиться: дюжина сохранившихся остатков орехов, сохранившихся в пещерах, имела следы изгрызенности крысами. Такие орехи не могли прорасти. Деревья хаухау не исчезли полностью, но их уже не хватало на изготовление канатов.

В 15-м веке исчезли не только пальмы, но и весь лес целиком. Он был уничтожен людьми, которые очищали участки для садов, вырубали деревья для постройки каноэ, для изготовления катков под изваяния, для отопления. Крысы поедали семена. Вполне вероятно, что птицы вымирали из-за загрязнения цветов и уменьшения урожая фруктов.

Произошло то же, что происходит везде во всем мире, где уничтожают лес: исчезает большинство обитателей леса. На острове исчезли все виды местных птиц и зверей. Была выловлена и вся прибрежная рыба. В пищу пошли мелкие улитки. Из рациона людей к 15 в. исчезли дельфины: не на чем было выходить в море, да и гарпуны не из чего было делать. Дело дошло до каннибализма.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.

Постоянно растущее население изводило леса быстрее, чем они могли восстанавливаться; все больше места занимали огороды; почва, лишенная леса, родники и ручьи высыхали; деревьев, которые тратились на транспортировку и подъем статуй, а также на строительство каноэ и жилищ, оказалось недостаточно даже на приготовление пищи.

По мере уничтожения птиц и животных наступал голод. Уменьшалось плодородие пашен из-за ветровой и дождевой эрозии. Начались засухи. Интенсивное разведение курей и каннибализм не решили проблемы с продовольствием. Подготовленные к перемещению статуи с запавшими щеками и видимыми ребрами - свидетельство начавшегося голода.

При нехватке еды островитяне больше не могли содержать вождей, бюрократию и шаманов, которые осуществляли управление обществом. Выжившие островитяне рассказали первым посетившим их европейцам, как на смену централизованной системе пришел хаос, и воинственный класс победил наследственных вождей.

На камнях появились изображения копий и кинжалов, изготовленных воюющими сторонами в 1600-е и 1700-е гг.; они и сейчас разбросаны по всему острову Пасхи. К 1700 г. население составляло от четверти до одной десятой своего прежнего количества. Люди переселились в пещеры, чтобы прятаться от своих врагов.

Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.

По мере того, как перед исследователями проявлялась картина упадка цивилизации острова Пасхи, они спрашивали себя: - Почему они не оглянулись, не осознали происходящего, не остановились, пока не было слишком поздно? О чем они думали, срубая последнюю пальму?

Вероятнее всего, катастрофа произошла не внезапно, а растянулась на несколько десятилетий. Изменения, происходящие в природе, для одного поколения были не заметны.

Только старики, вспоминая годы своего детства, могли осознать происходящее и понять угрозу, которую несет уничтожение лесов, однако правящий класс и каменотесы, боясь потерять свои привилегии и работу, относились к предупреждениям точно так же, как и сегодняшние лесозаготовители на северо-западе США: "Работа важнее леса!".

Деревья постепенно становились меньше, тоньше и менее значимыми. Когда-то была срезана последняя плодоносящая пальма, а молодые побеги уничтожали вместе с остатками кустарников и подлеска. Никто не заметил гибели последней молодой пальмы.

Мягкий климат острова Пасхи и вулканическое происхождение должны были бы сделать его райским уголком, вдали от проблем, одолевающих остальной мир, однако первым впечатлением Роггевена от вида острова было как от опустошенной местности, покрытой высохшей травой и выжженной растительностью. Не видно было ни деревца, ни кустиков.

Современные ботаники обнаружили на острове только 47 видов высших растений, характерных для этой местности; в основном это трава, осока и папоротники. В список входят также два вида карликовых деревьев и два вида кустарников.

При такой растительности обитатели острова не имели никакого топлива для согревания в холодную, влажную и ветреную зиму. Из домашних животных были только куры; не было летучих мышей, птиц, змей или ящериц. Нашлись только насекомые. Всего на острове жило около 2000 человек.

Сейчас на острове живет около трех тысяч человек. Из них только 150 человек — чистокровные рапануйцы, остальные же — чилийцы и метисы. Хотя опять-таки не совсем понятно, кого именно можно считать чистокровными.

Ведь еще первые высадившиеся на острове европейцы с удивлением обнаружили, что жители Рапануи — полинезийское название острова — этнически неоднородны. Знакомый же нам адмирал Роггевен писал, что на открытой им земле жили белые, смуглые, коричневые и даже красноватого оттенка люди. Их язык был полинезийским, относящимся к диалекту, изолированному примерно с 400 г. н. э., и характерному для Маркизских и Гавайских островов.