Одно из чудес света александрийский маяк. Всемирная история в лицах. Интересные факты о Александрийском маяке

Седьмое чудо света находится в Египте на берегу Фаросского залива - знаменитый Александрийский маяк отсчитывает свою историю с образования города Александрии, который был выстроен в 332 году до н.э. римским полководцем Македонским: завоеватель за время своей военной карьеры назвал в свою честь около 17 городов, но только Александрия в Египте сохранила свои достопримечательности до наших дней.

Строительство

1. Фаросский маяк был возведен в дельте Нила - военачальник тщательно выбирал место для нового города Александрии, и именно здесь были развернуты первые строительные площадки поблизости от озера Мареотис. Македонский предполагал, что грандиозный по высоте маяк должен стоять на берегу двух больших гаваней. Одна из них планировалась как порт для торговых кораблей, пришедших из стран Средиземноморья, а вторая гавань обслуживала суда, идущие по течению Нила.

2. Новым правителем Египта стал Птолемей: к тому времени Македонский умер, оставив после себя цветущий и перспективный портовый город. Новая власть решила продолжить дело завоевателя и установить маяк, который впоследствии стал седьмым чудом света. По ночам и при ненастной погоде 120-метровый мощный маяк освещал морские пути торговым и пассажирским кораблям, направляющимся в гавани.

3. При строительстве Александрийского маяка, фото остатков фундамента которого можно увидеть в сети, использовали систему сигнальных огней. Настоящим зодчим, который немало сделал для появления в Александрии этого масштабного сигнального сооружения и фактически руководил строительством, считается инженер из Книдии - Сострат. Больше 20 лет ушло на возведение Фаросского маяка, который вошел в историю как наиболее высокое здание античного мира. Чтобы обеспечить рабочую площадку строительными материалами, соорудили дамбу.

4. Внутри маяка архитекторы расположили целых три отдельных яруса. На первом, имеющем квадратную форму, были установлены в углах статуи морских обитателей - тритонов. В этом помещении размещались охранники и обслуживающие маяк рабочие. Также здесь были устроены кладовые с топливом и продуктами.

На среднем ярусе постройка имела восьмиугольную форму, при этом строителям удалось сориентировать грани по местным направлениям ветров. Наверху строения располагались статуи и оригинальные флюгеры.

Верхний ярус имел строго цилиндрическую форму и был украшен колоннами, а под конусообразным отражающим куполом был устроен источник освещения. Наверху маяка расположили статую Исиды, которую считали покровительницей торговцев и мореплавателей. Мощный свет мастерам удалось спроецировать посредством сложной системы зеркал - это были вогнутые металлические листы, которые превосходно отражали огонь, горящий на самом верху башни.

5. Ученые до сих пор спорят по поводу способа доставки топлива на Фаросский маяк. По одной версии, дрова подвозили упряжки мулов по надежным спиралевидным лестницам. Вторая легенда гласит, что топливо поднимали на древнем лифте по шахте, расположенной вертикально внутри сооружения. Свет, который давал маяк с высокой башни, был хорошо заметен даже на расстоянии 48 километров до гавани.

6. В подземной части находились серьезные запасы продовольствия и воды для гарнизонной охраны, поскольку конструкция служила крепостью, защищающей бухты и морские подступы в город. Фото фундаментаАлександрийского маяка сохранило очертания ограждения, сквозь бойницы которого стрелки охраняли гавань.

Судьба сооружения

В 16 веке седьмое чудо света было практически полностью уничтожено землетрясением. Маяк успели запечатлеть на отчеканенных в Риме монетах старого образца. Судить о масштабах постройки современные ученые могут лишь по руинам и сохранившимся древним документам.

Султан Кайт-бей спустя век после разрушения башни выстроил на том месте военный форт. В середине 90-х прошлого века ученые обнаружили на дне Александрийской гавани останки легендарного маяка. Когда-то инициативные группы планировали заняться реконструкцией маяка, но египетские власти отказались финансировать эти сомнительные проекты. Сейчас на острове Фарос только старинная крепость Кайт-бей охраняет руины античной башни.

Туристам и путешественникам со всего мира можно не только увидеть живописные фото Александрийского маяка, но и посетить остатки фундамента на берегу бухты в Египте. Руины башни до сих пор привлекают любителей исторических мест и античной архитектуры. Приобретая по вполне доступным ценам туры в Египет у специалистов из бюро путешествий сайт, туристы получают уникальную возможность побывать в различных странах и даже посмотреть на знаменитые достопримечательности.

Фаросский маяк получил свое название из-за острова, на котором он находился, — Фароса. А позднее на этом месте раскинулся город Александрия . Отсюда и его второе имя. Маяк входит в список всем известных «семи чудес света». И как большинство из них, Фаросское строение не дожило до наших времен.

Маяк был построен в 3 веке до нашей эры. Имя его создателя долгое время оставалось неизвестным. Как потом выяснилось, архитектором был некий Сострат Книдский. Он сам подписал свое творение, вырезав на одной из сторон маяка упоминание, что посвящает свою работу «богам-спасителям ради мореходов». Но Сострат зачем-то потом замазал надпись штукатуркой. И только когда спустя несколько веков слой смеси отвалился, мир узнал правду.

Фаросский маяк строился почти 20 лет. В результате получилось действительно величественное сооружение. Его высота составляла 117 метров. И на тот момент это было самое высокое здание в мире. По своей архитектуре маяк состоял из трех башен, поставленных друг на друга и на единое массивное основание. Самой маленькой и самой просторной башне располагался военный гарнизон. Там же жили рабочие, которые обслуживали здание. Второй уровень – это техническое помещение. И наконец, макушка сооружения – сам маяк. Он представлял собой цилиндр, в котором по ночам горел огонь, помогающим мореплавателям благополучно причалить к бухте.

И венчало все это великолепие внушительная статуя бога Посейдона – владыки морей. Высота скульптуры, если верить документальным свидетельствам, была не менее 7 метров.

Как работал Фаросский маяк

В работе над маяком Сострат применил самые передовые технологии того времени. В верхней части башни он установил зеркала из бронзы, которые отражали свет от костра и многократно его усиливали. Свет был настолько яркий, что мореплаватели видели его за 50 километров от острова. Маяк служил ориентиром и днем. Во-первых, его было отлично видно благодаря высоте строения. А во-вторых, те же самые зеркала отлично отражали солнечный свет.

Помимо этого на маяке были еще три статуи, которые служили не только украшением. Так, одна из них постоянно указывала на солнце, а ночью опускала руку. Другая скульптура фиксировала направление ветра. А третья подсказывала путешественникам время, отбивая каждый час. К сожалению, сегодня невозможно сказать, как были устроены эти статуи. Сохранилось лишь внешнее описание.

Как это ни парадоксально прозвучит, но в разрушении маяка виноват сам маяк. Дело в том, что для его работы требовалось очень много дров, которые доставлялись на вершину сооружения по специальному спиральному пандусу. А после рабочие выбрасывали золу в море. И спустя почти 15 столетий дно у острова настолько засорилось, что причаливать к нему было опасно. Соответственно, мореплаватели стали искать другие маршруты, а маяк, оставшись без дела, стал разрушаться. Бронзовые зеркала переплавили, а камни, из которых было построено сооружение, растащили на другие нужды. Окончательно добило «чудо света» мощное землетрясение, которое стерло его с лица земли.

Современный Фаросский маяк

Сегодня сохранился лишь подвальный этаж Фаросского маяка. И он полностью встроен в современную базу египетского флота Кайт Бей. Туристам, которые посещают Александрию, могут еще показать несколько обломков, которые не так давно были подняты со дна моря. Не исключено, что на глубине покоятся и другие фрагменты, но операция по их поиску и подъему слишком тяжелая и дорогая, поэтому в данный момент этим почти никто не занимается.

Но зато есть и хорошие новости. Правительство Египта не так давно решило заново отстроить Фаросский маяк и создать его точную копию. И учитывая современные темпы строительства, гигантское сооружение может появиться уже через несколько лет. И тогда это станет одной из главных достопримечательностей не только Александрии и Египта, но и всего мира.

К сожалению, землетрясение практически полностью уничтожило здание, но, несмотря на это желающих посмотреть на маяк не стало меньше.

Александрийский маяк относится к одному из семи чудес света. По-другому маяк называют Фаросским, из-за своего расположения на острове Фарос на берегу Александрии в Египте. Свое название город получил от императора Александра Македонского. К месту расположения города он подошел очень продуманно. Поначалу покажется необычным, что Македонский выбрал не дельту Нила, где проходят два важнейших стратегических пути. Однако если бы Александрию построили на реке Нил, то вредные пески и ил забили бы его гавань. Таким образом, был выбран самый лучший вариант, ведь на город возлагались большие надежды.

Македонский планировал создать здесь крупнейший торговый город, куда будут доставляться товары со всего мира. Ну и само собой для такого важного центра требовалась гавань. Многими известными проектировщиками того времени был создан проект, по которому возвели дамбу, соединяющую остров и с материковой частью. Таким образом, было получено две гавани, принимающие корабли и со стороны Нила, и с моря.

Мечта императора сбылась только после его кончины, когда на трон взошел Птолемей I. Это он сделал из Александрии самый крупный торговый город-порт во всей Греции. С ростом и развитием мореплавания, остров все больше стал нуждаться в маяке. Его сооружение обезопасило бы плавание кораблей в море, а также привлекло больше продавцов и покупателей.

Среди скудного ландшафта маяк выделялся бы своими огнями, создавая мощный ориентир для потерявшихся. По мнению историков, Александр Македонский планировал также сделать из маяка оборонительное сооружение на случай атак с моря. Поэтому в планах было возведение огромного дозорного пункта.

Строительство Александрийского маяка

Само собой возведение столь масштабного объекта требовало больших финансовых и трудовых ресурсов. Найти их в такое трудное время было непросто. Но Птолемей решил эту проблему, приведя из завоеванной Сирии огромное число евреев, ставших рабами на стройке. В это время происходит еще несколько важных для государства событий. Птолемей подписывает мировое соглашение с Деметрием Полиоркетом и празднует смерть кровного врага Антигона.

В 285 году до н.э. во главе с архитектором Состратом Книдским начинается возведение Фароса. Для увековечения своего имени, архитектор создает надпись, гласящую, что он строит это здание для моряков. Сверху надпись была перекрыта плиткой с именем Птолемея. Однако тайна в наше время была раскрыта.

Структура маяка

Александрийский маяк имел три яруса прямоугольной формы со стороной в 30,5 метров. Грани нижнего яруса были четко повернуты в определенные стороны света. Высота его составляла 60 метров. Нижний ярус по бокам украшался тритонами и использовался рабочими в личных целях. Здесь же хранили запасы горючего и еды.

Средний ярус строился в форме многоугольника, грани которого были направлены к ветрам.

Третий ярус напоминал цилиндр и выполнял непосредственно роль светила. На верхушке находилась семиметровая скульптура Исиды-Фарии, которую мореплаватели почитали как свою хранительницу. По некоторым источникам наверху была статуя Посейдона, но доказан этот факт не был. Здесь была создана сложная конструкция зеркал, которая ощутимо усиливала дальность света. Топливо на маяк поступало по специальным пандусам, которые перевозили мулы. Именно для удобства перемещения и была построена дамба. Александрийский маяк помимо своей прямой обязанности выполнял функцию обороны города. Здесь находился военный гарнизон. Для полной безопасности вокруг маяка возвели толстые стены и небольшие башни.

В целом все сооружение в высоту составляло 120 метров, став высочайшим в мире.

Судьба маяка

Спустя тысячелетие сооружение стало разрушаться. Произошло это в 796 году во время мощнейшего землетрясения. От величественного сооружения остались развалины 30-метровой высоты.

Позднее с обломков построили военный форт Кайт-Бей, внутри которого сейчас находится несколько музеев? музей морской биологии и исторический музей.

Первый (нижний) ярус маяка с квадратным основанием напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Башни были сориентированы по сторонам света. Высота яруса достигала примерно шестидесяти метров. Плоская крыша нижнего яруса служила основой для второго яруса. Здесь же на крыше были установлены статуи тритонов. Внутри первого яруса размещался гарнизон, охранявший маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы воды и еды на случай осады.

II (средний) ярус

Второй (средний) ярус с восьмиугольным основанием возвышался еще на сорок метров. Внутри второго яруса предположительно был сооружен пандус, по которому поднимали топливо для сигнального огня на третий (верхний) ярус.

III (верхний) ярус

На третьем цилиндрическом ярусе были установлены колонны, поддерживающие купол маяка. На площадке среди колонн разжигали сигнальный огонь. Свет сигнального огня отражался и усиливался целой системой отполированных бронзовых пластин.

На куполе маяка была установлена огромная золотая статуя Посейдона. Складывалось впечатление, что Посейдон охранял Фаросский маяк , пристально вглядываясь в свои морские просторы.

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.