Кто построил казанский. Казанский Кремль: краткое описание и основные достопримечательности Кремля. Внутренняя отделка собора

История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.
Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

(ЕГРОКН)
объект № 1610053000 (БД Викигида)

Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая . Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки .

Ханская цитадель (Арк ) была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав» , протока, соединявшая реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами.

Андрей Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные).

Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи (дюрбе). Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора.

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне. Башня занесена в список сорока падающих башен мира. Её отклонение от вертикали составляет 2 метра. Отклонение произошло по причине проседания фундамента в одной части. На сегодняшний день падение башни остановлено.

Дворцовая (Введенская) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утверждённому в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объёмов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объёмов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Ныне здесь находится Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.

Президентский дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор К. А. Тон , автор проекта Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского , одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками, возможно, схожими с архитектурой ханского дворца. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь).

В советский период в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров Татарской АССР. В настоящее время является резиденцией Президента Республики Татарстан .

Мечеть Кул-Шариф

Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе, фундамент церкви св. Киприана и Иустинии.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлёвской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым , который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещениями. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлёвской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Комплекс пушечного двора

Ансамбль пушечного двора состоит из четырёх корпусов. Здесь располагался один из крупнейших в России заводов по изготовлению и ремонту артиллерийских орудий. Казанский пушечный завод внёс свой вклад в победу русского оружия в войне 1812 г. После пожара 1815 г. завод прекратил своё существование . Недавно тут открыли Музей Оружия - Дух Воина.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.

Архиерейский дом

Манеж

Строевой манеж для проведения учений Казанского военного училища построен в 1880-е по проекту 1881 г., выполненному в Петербурге. Инженерное решение кровли здания позволило перекрыть значительную площадь (18 х 56 метров) однопролетными стропильными конструкциями. После проведенной в 2003-2006 гг. реставрации в здании предполагается устроить хранилище и читальный зал Музея древних книг и рукописей .

Здание гауптвахты

Находится в юго-восточном углу, направо от главного въезда Спасской башни. Здание построено в 19 веке на месте, где с 18 века находился каменный цейхгауз - склад военного имущества при губернской канцелярии, стоявшей рядом. Архитектура здания предельно аскетична.

Утраченные здания и сооружения Казанского кремля

  • Колокольня XVII века Благовещенского собора (уничтожена в 1928 году, имела 5 ярусов и служила местом хранения самого большого колокола дореволюционной Казани),
  • Преображенский собор (взорван в 1930-х годах);
  • Колокольня с храмом св. Варвары в нижнем ярусе (уничтожена после 1917 года),
  • Церковь св. Киприана и Иустинии.

Археологические исследования Казанского кремля

Основу археологическим изысканиям положили в XIX веке казанские краеведы профессор КГУ (ныне КФУ) Н. П. Загоскин и П. А. Пономарев, исследовавшие котлован на месте строящегося корпуса Юнкерского училища. Значительные археологические раскопки были проведены в 1920-х годах. Н. Ф. Калининым и Н. А. Башкировым. Систематические исследования ведущиеся с 1971 года под руководством Л. С. Шавохина и А. Х. Халикова позволили определить стратиграфию культурных отложений. В 1990-х годах был проведен ряд археологических исследований, в частности не подтвердивших версию о том, что Благовещенский собор якобы был построен на месте главной мечети ханства: каких-либо археологических фундаментов периода Казанского ханства под собором выявлено не было.

По результатам археологических раскопок основание города относится к 1005 году.

В 1240 году разрушена до основания монголо-татарарами. В 1399 году снова разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. С середины XV Казань - столица Казанского ханства. Летом 1552 года взята штурмом русской армией во главе с Иваном Грозным. В 1774 году сожжена войском Емельяна Пугачёва. В 1804 году в Казани открыт университет.

Сказаний и легенд о возникновении Казани сложено немало. Название города одна из легенд объясняет так: "Люди, первыми появившиеся на этом месте, брали воду в реке и упустили казан. Реку, где их казан утонул, стали звать Казанкой, а город, основанный на её берегах, получил название Казань".

Одним из самых ранних письменных упоминаний Казани является документ, в котором сказано: "Бысть же на Каме реке старый град, именем, Брягов, оттудо же прийде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обретя на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми Царь вознагради на месте том Казань". Наиболее достоверна такая версия: название города произошло от слова тюркского происхождения "казан", в переводе "край, предел, граница". Казань - место на краю земли, город на границе.

Среднее течение реки Казанки в древние времена было заселено булгарами - тюркоязычными племенами. Они пришли с Урала, низовий Волги и Дона и создали в этих землях булгарское государство. Здесь скрещивались торговые пути Запада и Востока. Булгары торговали пушниной, рыбой и ремесленными изделиями с Ираном, Хорезмом, Византией и Русью. На Волге по всему торговому пути они основывали города, а недалеко от устья Ками располагалось место большой ярмарки. Столицей Волжской Булгарии был Великий город, называвшийся также Булгар.

В 1236-1240 годах Волжская булгария была завоёвана монголо-татарами и Великий город был разрушен до основания. Захват городов и неудачные выступления против завоевателей вынудили часть булгар уйти в новые места. Булгарский принц Алтынбек, один из немногих спасшихся после разгрома Булгарии, избрал местом своего пребывания Казань, небольшой город на берегах реки Казанки, к северу от бывшей столицы. В поисках более удобного и выгодного места Казань трижды переносили, и в XIV веке она становится центром обширного княжества. Казанские князья даже чеканили собственную монету "новый булгар".

В 1399 году Казань была полностью разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. Восстановили город ко второй четверти XV века на одном из холмов. Там впоследствии был поставлен казанский кремль, в котором располагались дворец ханов и мечети. С середины XV века Казань становится столицей Казанского ханства, его экономическим и политическим центром. Между Казанским ханством и Русью в то время существовали тесные экономические связи, нарушаемые военными действиями. Ханы совершали разорительные набеги на русские земли, особенно после 1445 года, когда престо Казанского ханства занял хан Махмутек. В ответ московские князья водили рати в казанские земли, а в 1487 году великий князь Иван III захватил Казань и посадил на престо угодного ему Мухамед-Эмина.

Город Казань лежит на левом берегу Волги, в 7 верстах от берега, в ровной местности, на небольшом холме; вокруг города протекает река Казанска, от которой и город и вся область получили своё название. ...Этот город, подобно всем расположенным на Волге городам, окружён деревянными стенами с башнями, и дома в нём также деревянные; но кремль этого города хорошо защищён толстыми каменными стенами, орудиями и солдатами. Великий князь отрядил в кремль не только воеводу, но и назначил в город ещё особого наместника, которые должны были управлять жителями и править суд. Город населяют русские татары.

Область казанская, простирающаяся налево от Волги к северу почти до Сибири, а на восток до страны ногайских татар, была раньше татарским царством. Так как это царство было очень могущественно и могло выставить в поле до 60 000 человек, то оно вело с русскими мяжкие кровавые войны и иногда принуждало их платить себе дань; однако в конце концов татары были покорены царскою державою.

А. Олеарий "О городе Казани и о том, как Казань подпала под власть московитов"

Казань была столицей ханства, которое в середине XV века почувствовало себя достаточно сильным, чтобы стать независимым от Золотой Орды; только сперва город располагался вовсе не там, где теперь, а выше по течению Казанки, вёрстах в двадцати от её слияния с Волгой. История Казани на протяжении всего пятнадцатого столетия сводится к изнурительной борьбе между татарами и русскими, а затем к убийствам туземных правителей русскими или русских правителей туземцами. Именно об этих временах повествует невнятное, но чрезвычайно распространённое предание о царице Сююнбеке. Подобно тому, как на Кавказе все замки построены царицей Тамарой, в Казани есть дворец царицы Сююнбеке, башня царицы Сююнбеке, могила царицы Сююнбеке. Такой почести обыкновенно удостаивают народы своих последних суверенных правителей.

В августе 1552 года Иоанн IV, для нас Иоанн Грозный, которого ни один историк не догадался ещё назвать Иоанном Храбрым, переходит Волгу во главе многочисленной армии и становится лагерем на обширной равнине, простирающейся от Волги до моря, в том месте, где ныне высится памятник русским, павшим во время штурма второго октября.

Штурм этот был ужасен: русские вошли через брешь от взрыва бомбы, подложенной в подкоп под кремлём царским инженером Россмойбоком. За каждый дом и за каждую улицу сражались с ожесточением, которое вкладывают и в нападение и в защиту враждебные по духу народы враждебных рас и религий.

Прямо в день взятия Казани Иоанн приказал построить из готового сруба, привезённого им с собой, маленькую деревянную церковь, и за шесть часов её сложил всю целиком от основания до маковок. В ней отслужили благодарственный молебен и панихиду за русских, павших в этом сражении.

Церковь эта, по всей вероятности, была воздвигнута там, где ныне высится каменный монумент. Сожжённая в 1774 году Пугачёвым - казаком, который пытался выдать себя за Петра III и которого, показывая народу, возили по Москве в железной клетке, Казань была вновь сожжена в 1815 году. Пожар уничтожил двадцать две церкви, три монастыря и три пятых города.

Вот чем объясняется то обстоятельство, что Казань с её восточными воспоминаниями и исламом - совершенно русский город, в нём девятьсот восемьдесят улиц, десять мостов, четыре тысячи триста домов, пятьдесят восемь церквей, четыре собора, четыре монастыря, десять мечетей, две гостиницы для путешественников, семь трактиров, два кабака, пятьдесят две тысячи двести сорок четыре жителя, из которых пятнадцать тысяч магометан, а остальные христиане: православные, раскольники или протестанты.

Увиденная с дамбы, Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым кремлём, которого никогда не достигали никакие пожары, и колокольнями своих шестидесяти двух церквей, она являет собою зрелище самое фантастичное.

Однако более всего поражает величавая и вместе живописная громада памятника русским, павшим при штурме; установленный в 1811 году, он, на мой взгляд, не может быть отнесён ни к какому из известных архитектурных стилей, а его низкие мрачные очертания полностью соответствуют назначению погребального монумента, каковое задавалось архитектору.

А. Дюма "Путёвые впечатления в Россию"


Казань строилась по типу средневековых городов - крепость и посад. Центром города был кремль с высокими дубовыми крепостными стенами. Внутри кремля находились каменные дворцовые строения, мечети, мавзолеи. Росла Казанть быстро и к концу XV века стала самым крупным городом на Средней Волге. В начале XVI века период мирной жизни города был снова нарушен и набеги возобновились. Особенно частыми они стали, когда ханский перстол Казани захватил ставленник Турции, брат крымского хана Сахиб-Гирей. В 1521 году он уступил престол Сафа-Гирею. Казань превратилась в орудие борьбы с Русью, направляемое из Турции. Постоянные набеги татар на Русь сделали Казань объектом притязаний со стороны Москвы. В XVI веке московские воеводы постоянно ходили военной ратью на Казань, а летом 1552 года к городу двинулась 150-тысячная русская армия во главе с Иваном Грозным. Уже осенью, второго октября, Казань взяли штурмом и Казанское ханство окончательно было присоединено к Москве.

Иван Грозный сразу же повелевает приступить к восстановлению разрушенного города. Сюда царским указом направляются лучшие русские мастера, которым наказано " весне в Казани новый град Казань камен делати". Внешний облик города существенно изменился. В нём появились Благовещенский собор и Спасская надвратная башня, дома местной администрации, бояр, воевод и духовенства. Город постепенно начал заселяться русскими "переселенцами", служилыми людьми и купцами из Москвы, Новгорода, Пскова, Костромы и других городов. В 1555 году была утверждена Казанская архиепископия. В Казань прибыл избранный архиепископ Гурий и другие священнослужители.

Оставаясь важным в стратегическом отношении городом, Казань XVI-XVII веков напоминала военный лагерь. По кремлёвским и посадским стенам днём и ночью ходили дозоры, мосты на ночь поднимались, ворота проезжих башен запирались, а ключи от них хранились лично у воеводы.

К концу XVII века с продвижением границ Русского государства на восток Казань теряет значение крепости, превращаясь в крупный административный и торговый город. В 1708 году Казань становится центром обширной губернии. В XVIII веке это уже крупный и богатый город, чему способствовало положение посредника в торговле между востоком и центром России. Уже с начала века здесь начинает активно развиваться промышленность. В 1714 году в Казани была основана суконная мануфактура, а в 1718-м судоверфь.

В 1774 году Казань осадили войска Емельяна Пугачёва. Восставшим удалось занять весь город, кроме кремля. Пугачёвцы сожгли Казань. Город нёс урон не только от бунтов. Бедой были и пожары, которые почти полностью выжигали центр и слободы вокруг него.

Большим событием, подчёркивающим значимость города, стало открытие в 1804 году Казанского университета.

К середине XIX века в Казани проживало около 60 тысяч жителей разного вероисповедания: более 30 тысяч православных, 15 тысяч не православных (из них около тысячи католиков и протестантов), 4 тысячи старообрядцев и 10 тысяч мусульман.

XX век Казань встретила промышленно развитым торговым городом. Здесь работали более 120 заводов и фабрик, дававшие продукцию на четыре миллиона рублей ежегодно. Товары отправлялись в путь через три пристани на Волге и реке Казанке.

Казанский кремль расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки . Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (XII-XIII вв.), второго (XIV-XV вв.) и третьего городищ (XV-XVI вв.); построенный из волжского известняка и кирпича кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая (быв. Ивановской, по близлежащему Иоанно-Предтеченскому монастырю) и зданию Гостиного двора (ныне музей РТ) . Общая площадь кремля составляет 1500 квадратных метров, окружность 1800 м. Южная стена Кремля с пятью башнями выходит на Площадь Тысячелетия - вид на Кремль с этой площади является самой распространённой «визитной карточкой» города. Кремль имеет богатую подсветку в тёмное время суток.

История

Древнейшая история кремля

До наших дней не сохранилось письменных свидетельств возникновения кремля, но по официальной версии город Казань был основан в начале X века . В начале своего существования Кремль именовался Керман (тат. Кирмән ). Какие-либо письменные источники на этот счёт отсутствуют.

XII-XIV вв. Булгарская крепость

Наиболее ранние археологические находки были найдены в северной части кремля, ближе к Казанке, там где находилось древнейшее булгарское укрепленное поселение и позднее, в течение столетия, крепость Казанского ханства. Исследователи расходятся относительно датировки деревянных крепостных сооружений древнейшего периода: некоторые полагают, что булгарское торговое поселение было укреплено уже в X веке, другие - только в XII веке. Относительно характера укреплений ученые также расходятся, одни полагают, что каменные стены частично были возведены уже в XII веке, другие полагают, что лишь в XV или в XVI веке, после реконструкции кремля по указу Ивана Грозного псковскими зодчими. Со 2-й половины XIII века до 1-й половины XV века Кремль превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды: в 1236 году монгольские орды во главе с Батыем вторглись в пределы Волжской Булгарии и разорили ее столицу Булгар , а в 1240 году Булгария, как и русские княжества, окончательно оказалась в подчинении Золотой Орды . Часть булгар бежала в районы речки Казанки и основали Иски-Казань, город в 45 километрах от Казани. В 1370 году булгарский князь Хасан заложил основу крепости на месте современного Казанского кремля, служившей резиденцией булгарских князей до 1445 года.

XV - первая половина XVI века. Ханская крепость

Памятный знак у фундамента ханского мавзолея рядом с башней Сююмбике

Ханская цитадель была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие ворота, Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», проток, соединявший реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищенной юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» - каменные). Соборная мечеть Кул-Шариф имела по преданию 8 минаретов. Есть все основания предполагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре , где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора. Тезицкий (тезик араб. - купец) ров отделял ханскую цитадель от южной части, где застройка была деревянной. Здесь селились приближенные хана и находилось кладбище. При мечетях находились медресе и мавзолеи.

Вторая половина XVI века. Строительство каменного кремля псковскими зодчими

Архитектура башни

Башня состоит из 7 ярусов: первые три яруса в плане квадратные и имеют открытые галереи-гульбища, остальные четыре - восьмиугольные. Башню завершает 6-гранный кирпичный шатер (высота 58 метров или 34 сажени 6 футов), который до 1917 года был увенчан двуглавым орлом, покоившемся на золоченом «яблоке» (по преданиям казанских татар в шаре были заключены важные документы, связанные с историей и культурой татар). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. В нижнем ярусе башни - сквозной проезд. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересеченные посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками» . Стены кирпичные, раствор известковый, фундамент покоится на дубовых сваях. С 1917 до 1930-х - российский герб заменили полумесяцем, в 1930-х полумесяц убрали, в 1990-х полумесяц вновь водрузили на башне.

Дворцовая церковь

Дворцовая (Введенская, освящена с 1859 в честь Сошествия Св. Духа) церковь

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры. Под ред. С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева» авторы склоняются к версии, что Дворцовая церковь «поставлена на месте, где в период Казанского ханства стояла мечеть Нур-Али», однако эта версия опирается на поздние источники (экспликации к плану города 1768 года, где храм указан как «церковь, обращенная из мечети») и является одной из гипотез истории Введенской (освященной в 19 веке в честь Сошествия св. Духа) церкви.

Введенская церковь была сильно повреждена пожаром 1815 года и долго простояла в руинах. По приказу Николая I , посетившего Казань в 1836 году, церковь была восстановлена по «высочайше» утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая при Губернаторском дворце. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа. Новый храм точно воспроизводил конструктивную схему и стилистические особенности прежней Введенской церкви, архитектурными аналогами которой в Казани можно считать разрушенные Введенский собор Кизического монастыря , и Воскресенский собор - Новоиерусалимского монастыря («Архиерейской дачи»), также имевшие крытые арочные галереи и ступенчатую схему объемов. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа с приделом св. мученицы царицы Александры занимал только второй этаж, на первом этаже размещался придел во имя Николая Чудотворца, храмовая икона в который была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.

Чередование 4 и 8-гранных объемов, сама ступенчатая структура церкви, созвучна ступенчатой архитектуре башни Сююмбике, превосходя дозорную башню по богатству убранства декора.

Губернаторский дворец

Президентский (быв. Губернаторский) дворец

Дворец казанского губернатора расположен в северной части кремля, на том месте, где в древности находился дворец казанских ханов, а в XVIII веке - обер-комендантский дом. Здание построено в 40-е гг. XIX века в т. н. псевдовизантийском стиле . Проект «дома военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор А. К. Тон , автор проекта Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Дворец состоит из главного корпуса и примыкающей со двора циркумференции служб. Постройкой дворца руководил направленный из Петербурга архитектор А. И. Песке, отстраивавший Казань после городского пожара 1842 года. Отделка интерьеров проходила под руководством архитектора М. П. Коринфского, одного из архитекторов комплекса «Казанского императорского университета». Центр главного фасада - ризалит, завершенный фронтом с тремя килевидными арками. Здание имеет два крыльца на 2-х ордерных колоннах с арочными дверными проемами. Первый и второй этажи разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Фасад в плане представляет полукруг и имеет проезд во внутренний дворик дворца. В эклектическом декоре здания сочетаются элементы русского классицизма (членение коринфским ордером, рустовка 1 этажа, общая симметрия), барокко (раскреповка антаблемента над пучками колонн главного ризалита, характер фронтонов портиков) и древнерусского зодчества (висячие гирьки спаренных арок окон 2 этажа, килевидные закомары центрального ризалита, характер фигурных опор арочного подвесного перехода в Дворцовую церковь). В советское время в здании находился Президиум Верховного совета и Совета Министров ТАССР.

Здание присутственных мест (губернской канцелярии)

2-этажное здание губернаторского правления - присутственных мест - расположено по правую сторону главной кремлевской улицы и Спасской башни. Проект составлен В. И. Кафтыревым, который был в 1767 году направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного комиссией Санкт-Петербурга и Москвы после большого пожара в Казани в 1765 году. Главным был второй этаж, куда высшие чиновники и важные посетители поднимались по парадной лестнице, и где располагался зал «аудиэнции» перед «судебной палатой» - центральный зал с 4 окнами. К ней примыкали «секретная» и «секретарская», в остальных комнатах сидели «приказные служители». Здание имеет подвальный этаж со сводчатыми помещения. Для проезда в протяженный двор между зданием присутственных мест и восточным пряслом кремлевской стены, здание имеет два сквозных проезда, делящих здание на 3 секции. С северной стороны к зданию примыкает здание бывшей Консистории.

Благовещенский собор

Благовещенский собор и колокольня в начале XX века

Построен в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально был почти в 2 раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Свод покоится на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля столпах. Купола собора в 16 веке имели шлемовидную форму. В конце 16 века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенных папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора.

В XVIII и XIX веке ряд переделок радикально изменил облик собора, в особенности вид с западной стороны. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в виде так называемой «бани» в стиле украинского барокко . Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная в 1694 году при митрополите Казанском Маркелле. К 1821 году Христорождественский храм сильно обветшал и техническая комиссия предложила на его месте построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Казань в 1836 году, предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив собор на запад. По проекту казанского губернского архитектора (1834-1844) Фомы Петонди (1794-1874) собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо XVIII века. Эта реконструкция сделала собор более удобным для молитвы, однако сильно изменила его первоначальный гармоничный облик. С тех пор экстерьер собора не изменялся, если не считать разрушения построенного по проекту Ф. Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной коммунистами в 1928 году великолепной 5-ярусной колокольни XVII века, хранившей самый большой колокол Казани. Вес его составлял 1500 пудов (около 24570 кг).

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

Преображенский собор Спасского монастыря в начале XX века

Основан в XVI веке св. Варсонофием . Сохранились братский корпус в северной части монастыря; кирпичная ограда с восточной стороны монастыря, реконструированный в формах XIX века храм Николы Ратного (служивший чайной в расположенной в советское время здесь военной части); подклет взорванного в 1930-х годах Преображенского собора; фундамент разрушенной после 1917 года монастырской колокольни с храмом св. Варвары в нижнем ярусе.

Здание консистории

Здание духовного ведомства в XIX веке. В советское время в здании размещалось Министерство здравоохранения ТАССР.


Казанская история полна различных моментов: славных и трагичных. Казань была частью Волжской Булгарии, Золотой Орды, Московского царства, Российской империи и CCCР. Сегодня город является важным экономическим и культурным центром новой России.

Казань – это не только главный город Татарстана, а место встречи Европы и Азии, православия и ислама. Это мегаполис с многовековой историей. Наша статья посвящена истории Казани от основания до наших дней.

История названия

Современное Приволжье когда-то было землей Волжской Булгарии. В северной части этого государства и построили крепость, в которой сошлись в один узел торговые караваны из Киевской Руси, Византийской империи и Ближнего Востока. Крепость получила название "казан". Точно так же называли и называют сейчас котел с толстыми стенками. Если такая связь кажется для вас странной, значит, вы ничего не слышали об основании Казани и об истории ее названия.

Одна из легенд гласит, что населенный пункт назвали в честь реки Казанки. Есть и более прозаичное объяснение: сын местного правителя захотел набрать в речке воды и уронил туда свой котелок.

По альтернативной версии появления названия города считается, что на месте постройки населенного пункта зарыли казан, символизирующий собой благополучие и достаток. Есть и совсем сказочная версия основания Казани. Колдуны велели залить в котелок воду, казан установить в телегу и зажечь под емкостью огонь. Воз при этом должен был ехать. Там, где вода закипела, и решили основать город.

Казань в составе Волжской Булгарии

История Казани тесно связана с историей Волжской Булгарии, исторического государства в Среднем Поволжье и бассейне Камы. Это государство возникло на рубеже 9-10 веков. Население Булгарии состояло из поволжских угров и финнов и тюркоязычных племен, которые проникали в этот край.

Булгары вначале были кочевниками, но затем перешли к оседлому способу жизни. Северный кордон Булгарии примыкал к речке Казанке – там и возникла крепость Казань. В цитадели находился относительно небольшой гарнизон, основной задачей которого была охрана важного участка Великого Волжского Пути.

В советское время историки держались теории, согласно которой Казань основал хан Улу-Мухаммад. Произошло это в конце 1 части 15 века.

Будто бы раньше здесь была Старая Казань, или на татарском – Иске-Казан. Считалось, что Старая Казань находилась на месте татаро-булгарского поселения, что возле населенных пунктов Русский Урмат и Камаево.

В 70-х годах прошлого века в ходе проведения раскопок перед дворцом губернатора археологи выявили напластования города, относящиеся к татаро-монгольскому периоду.

Казанcкое ханство

С 1438 года история Казани стала неотделимой от истории Золотой Орды, одного из самых могущественных государств всех времен и народов. В этом году цитадель, выстроенная булгарами, пала под натиском войск хана Улу-Мухаммеда. Волжская Булгария становится частью золотоордынского государства.

Постепенно город отстроился и даже развился, став важным экономическим центром новой державы. В этом время здесь стремительно развивалось гончарное, кожевенное ремесло, изготовление оружия. Казань имела налаженные экономические отношения с Турецким государством, Московским царством и Крымским Ханством.

Экономическому благосостоянию Казани благоприятствовало подходящее географическое расположение города на перекрестке торговых караванов, соединявших разные державы и цивилизации. В Казани даже чеканились свои монеты, на каких указывалось и место чеканки: "Булгар аль-Джадид", другими словами "Новый Булгар".

Взятие Казани

Расцвет Казани совпадает с увеличением мощи русского княжества. Длительная борьба между ними за господство в регионе заканчивается взятием Казани армией Ивана IV. Случилось это в 1552 году. Для Казани взятие стало тяжелейшим бедствием: завоеватели снесли немалую часть города, а местных переселили на Кабан-озеро. Такое переселение дало старт развитию .

Казань в составе Русского государства

Таким образом, после 1552 года начинается новая история города Казани, теперь в Московском царстве, а позднее – в Российской империи и СССР.

По распоряжению Ивана IV здесь начинается возведение белокаменного . Правитель Московии инициирует целое переселение: из других русских населенных пунктов сюда переводились кустарных дел мастера, торговцы, простолюдины, а также дворяне, попавшие в опалу к царю.

В 1708 году населённый пункт стал главным городом большой губернии. Во времена Петра Первого здесь построили суконную мануфактуру и кожевенную фабрику, а также адмиралтейство, которое занималось выпуском судов разного типа. В 1722 году сюда приезжает сам император.

В 18 столетии в Казани возникают деревянные мостовые, а через местные речки строят мосты. 3 мая 1749 года в истории Казани случилось огромное ЧП: из-за мощного пожара пострадала Старо–татарская слобода, а также остальные районы. Затем Лука Конашевич, местный епископ, попытался выгнать татар из их района. Для этого он начал строить в слободе семинарию.

Татары переселились с территорий, которые прилегали к семинарии. Это дало начало новому району города – Ново-Татарской слободе. Позже Епископ Лука пострадал от своего же решения: императрица Елизавета Петровна перевела его в Белгород.

В 1766 году прошла реформа местной власти: городом стала управлять муниципальная дума. Царица Екатерина II издала во многом либеральные относительно города указы. Так, она отменила действовавшие до нее ограничения на возведение национальных публичных зданий и мечетей из камня, издала декрет "О терпимости вероисповеданий". Благодаря этому в Казани ее и до сих пор называют царицей-бабушкой.

В 1774 году началось восстание Емельяна Пугачева, которое непосредственным образом затронуло и город. Войска повстанцев зашли в Казань. Под контролем правительственных войск остался лишь Кремль. Однако после того, как в Казани случился сильный пожар, Пугачеву пришлось отдать приказ воинам выйти из города. Спустя три дня его войска были разбиты на Арском поле.

В 18–19 столетиях Казань стремительно меняется. Здесь появляются:

  • омнибусы, в России тогда их почти не было (1854);
  • газовое освещение (1874);
  • освещение с помощью электричества (1897);
  • трамвай (1899);
  • телеграф (1859);
  • телефон (1881);
  • водопровод (1874).

Казань в XIX–XX веках

История Казани 19 столетия сопряжена с открытием целого ряда образовательных учреждений общегосударственного уровня и с значительными открытиями в сфере науки.

В 1804 году открыли Казанский университет. Он стал 3 во всей империи по значению и времени основания. Длительный период ВУЗ также был наиболее восточным в стране. В 1844 году Карл Клаус, профессор местного университета, открыл хим. элемент рутений. Он был окрещен в честь империи.

В 1841 году тут начал свою деятельность институт благородных девиц, а в 1858 году – женское училище с духовным уклоном.

В середине 19 столетия здесь возникает Училище для незрячих деток. В данном помещении сегодня находится вторая муниципальная инфекционная лечебница.

В 1859 году муниципальные власти открыли в Казани Мариинскую Первую казанскую женскую гимназию. Учебное заведение получило уровень училища первого разряда.

1874 году отметился началом работы местного Ветеринарного института, который прославился своими научными экспериментами.

В 1875 году здесь основывают Реальное училище, а в 1905 – Коммерческое. Те, кто закончил реальное училище могли идти дальше учиться исключительно в политехнический ВУЗ. С 1901 году в Казани имеется собственная обсерватория.

В 1890 году в Казани возникло еще одно учебное заведение технического характера – Химико-технологическое училище. Наиболее известным выпускником училища стал Сергей Миронович Киров. Будущий революционер был сиротой, поэтому за его образование платило одно из благотворительных обществ. Уже после октябрьской революции, в 1919 году на основе училища создали КПИ – Казанский политех.

В 20 столетии город выдержал немалые испытания. Казань "породила" не одного революционера. 2 марта 1917 году главным выборным органом Казани сделался здешний совет солдатских и рабочих депутатов. Новая власть "демонтировала" должность губернатора – его обязанности стал исполнять специально назначенный красный комиссар.

В 1918 году белая и красные армии воевали не только за сам населённый пункт, но и за золото империи, которое оказалось в городе, а затем пропало без следа.

27 мая 1920 года – это дата появления Татарской АССР. Главный город новоиспеченного территориального образования – город Казань. 30-е годы 20 столетия ознаменовались бурной промышленной революцией. Население Казани резко возросло, а сам мегаполис разросся на север от Казанки.

Во времена Великой Отечественной Войны в город переводят большое количество предприятий, эвакуируют ученую элиту державы. До Великой Победы здесь была Академия Наук СССР, Конструкторские бюро и различные НИИ.

Активный рост населенного пункта продолжался и в мирное время. Так, в 1979 году число жителей перевалило за 1 миллион человек. К Казани добавили окружающие поселки, в частности, Юдино и Дербышки. Планировка мегаполиса практически стала радиально-круговой. В Казани возникли два очень крупных спальных района: Новое Савиново и Горки.

Казань получила статус одного из наиболее крупных речных портов в стране, здесь построили новый аэродром.

Казань сегодня

Современная история Казани началась в 1990 году., когда мегаполис стал главным городом Татарстана. В 2008 году Казань была объявлена 3 столицей РФ, "столицей отечественного спорта" и "общемировой столицей татар".

В 2005 году в мегаполисе с огромным размахом был отмечен миллениум. К празднику построили метрополитен, мост Миллениум, новоиспеченный ипподром, "Татнефть-Арену" и иные важные сооружения.

Казань приобрела статус важного отечественного центра туризма, а Кремль – памятника ЮНЕСКО. В мегаполисе открыли отделение , Институт культуры. Тут систематически проводят Мировой татарский конгресс.

В 2013 году здесь прошла летняя универсиада, а в 2015 – Чемпионат по водным типам спорта. В следующем, 2018 году Казань будет одним из городов, которые примут ЧМ по футболу.

Казань сегодня – это современный населённый пункт с древними корнями. Тут есть на что посмотреть и есть где и как роскошно отдохнуть. Приглашаем вас в Казань!