Итальянский язык, италия, самостоятельное изучение итальянского языка. Тайная вечеря в миланской церкви санта мария делле грацие Церковь на карте

Санта-Мария-делле-Грацие - средневековая церковь, известная благодаря фрескам Леонардо да Винчи. Туристы приходят сюда, чтобы увидеть знаменитую "Тайную вечерю". Фреска, расположенная в трапезной, должна была создавать впечатление, что Христос и апостолы обедают вместе с монахами. Роспись имеет достаточно большой размер, апостолы изображены на ней в полный рост. Фреска начала разрушаться еще при жизни Леонардо да Винчи, за всю свою историю она неоднократно подвергалась механическим повреждениям и неумелым попыткам реставрации. Самая масштабная реставрация началась в 1980 году и длилась почти 20 лет. В результате удалось восстановить все, что было возможно: в настоящее время для сохранения фрески в помещении созданы специальные условия. Для того чтобы увидеть "Тайную вечерю", необходимо заранее подать заявку и забрать билет за полчаса до назначенного времени. В трапезную пускают не более 30 человек одновременно и всего на 15 минут.

Сама церковь, являющаяся частью доминиканского монастыря, также заслуживает внимания. Она строилась в стиле поздней готики начиная с 1469 года под руководством Гвинифорте Солари, позднее ее достраивал мастер Донато Браманте - это он снабдил здание портиком с коринфскими колоннами. Да Винчи создал не только фреску, но и расписал подвратный медальон, на котором изобразил по бокам от Мадонны заказчика работы, Лодовико Сфорца, и его супругу.

С середины XVI до конца XVII века в церкви постоянно шел ремонт, в результате здание украсили фрески Феррари и Серано. В 1943 году трапезную церкви разбомбила англо-американская авиация, однако "Тайная вечеря" чудом не пострадала. В 1980 году монастырский комплекс вместе с церковью Санта-Мария-делле-Грацие был признан первым в Италии памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.



"Тайная вечеря" работы Леонардо да Винчи

Время работы: церковь Санта-Мария-делле-Грацие работает с понедельника по пятницу с 7:00 до 12:00, с 15:00 до 19:00; в субботу и воскресенье с 7:30 до 12:15 и с 15:30 до 21:00. Фреску "Тайная вечеря" можно увидеть со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:45.

Стоимость билетов: вход в церковь осуществляется бесплатно.
Чтобы посмотреть на фреску "Тайная вечеря", необходимо совершить предварительное бронирование (комиссия 1,5 евро) на сайте www.vivaticket.it . Стоимость полного билета составляет 6,5 евро.

Адрес: Piazza Santa Maria delle Grazie, 2 Milano 20123 Italy

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, расположенная в самом сердце Милана (Milano), значительный архитектурный памятник и один из символов католической веры, неразрывно связана с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», написанной на стене ее трапезной.
Церковь была включена в 1980 году в Список Всемирного наследия (World Heritage List) как один из лучших образцов искусства Возрождения, значение которого подчеркивается исключительной работой да Винчи, выдающегося представителя творческого гения человека.Милан, перекресток важных политических социальных и экономических событий, сыграл решающую роль в делах всего полуострова. Здесь, в 1460 году, граф Гаспаре Вимеркати, командующий ополчением Франческо Сфорца, подарил доминиканцам часовню с фреской, изображавшей Богоматерь, прозванную «Милостивой» (делле-грацие), затем была построена одноименная церковь и монастырь.
Работы начались в 1463 году по проекту и под руководством Гуинифорте Солари (Guiniforte Solari): строительство монастыря было завершено в 1469 году, а открытие церкви состоялось лишь 1482 году.
Позже, по приказу Лудовико Моро, который намеревался использовать ее как семейную усыпальницу, церковь была перестроена.
Эта реконструкция приписывается Браманте (Bramante), в ходе ее было создано великолепное обширное пространство, добавлены крупные полукруглые апсиды, величественный купол, покоящийся на поясе прямоугольных колонн, удивительной красоты внутренний двор и трапезная.

Превосходная архитектура церкви и «Тайная вечеря» Леонардо в трапезной стали истинными символами Милана эпохи Возрождения, открывшими новую эру в истории европейского искусства.
Вдоль боковых стен церкви расположены по семь квадратных капелл с каждой стороны, построенных Солари, за исключением последней часовни слева, посвященной Богоматери Милостивой.
После строительства здания наиболее важные семьи Милана стали покровителями капелл, что позволяло использовать их в качестве семейных усыпальниц, и пригласили для украшения часовен выдающихся художников: в капелле Святой Екатерины (Cappella di Santa Caterina) находятся скульптуры Антонелло да Мессина, капеллы Поклоняющейся Богоматери (Cappellа della Vergine Adorante) и Святого венца (Cappellа di Santa Corona) расписаны фресками Гауденцио Феррари.
Три монастырских корпуса располагаются вокруг двора, с северной стороны ограниченного стеной церкви, в то время как вдоль трех остальных сторон проходит портик с колоннами, завершенными готическими капителями с небольшими волютами.
В сторону портика выходит древняя капелла Богоматери Милостивой (Cappella delle Grazie), зал капитула, локуторий - помещение для приема посетителей, и библиотека, работа Солари.
Южная сторона полностью занята трапезной, где расположено «Распятие», одно из самых крупных произведений миланского художника Донато Монторфано (Donato Montorfano), а также знаменитая «Тайная вечеря».
«Ченаколо» (Cenacolo), или «Тайная вечеря», считается одним из самых известных и важных произведений Леонардо да Винчи и является единственной из дошедших до нас монументальных работ художника.
Картина основана на Евангелии от Иоанна, речь идет о моменте, когда Иисус объявляет, что будет предан одним из своих апостолов.
Леонардо располагает всю сцену в помещении, где на первом плане мы видим длинный стол, в центре которого выделяется пирамидой одинокая фигура Христа с разведенными руками.
Вокруг Христа апостолы разбиты на четыре разные, но симметрично уравновешенные группы, каждая из которых включает по три фигуры. Перспектива и расположение персонажей создают эффект присутствия, зрителю кажется, что он непосредственно участвует в Тайной Вечере Иисуса и переживает этот драматический момент.
При написании фрески по заказу Лудовико Моро Леонардо да Винчи использовал технику темперы, позволявшей наиболее полно проявить его творческий гений, но она не смогла противостоять перепадам погоды, и состояние фрески всегда вызывало беспокойство.
В 1943 году бомбы, сброшенные с англо-американских самолетов, повредили церковь и монастырь Санта-Мария-делле-Грацие: трапезная была полностью разрушена, но стена с «Тайной вечерей» устояла, благодаря специально устроенной защите из мешков, наполненных песком, и до сих пор является символом глубокой веры католиков Милана.

Строилась с 1469 г. по законам поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Но уже в 1492 г. Браманте перестроил церковные хоры и мощный купол; стрельчатые арки и крестовый свод в продольном нефе еще содержат элементы поздней готики, в то время как центральная постройка в восточной части несет черты раннего Ренессанса. В конце левого бокового нефа - вход в капеллу с изображением «Мария-делле-Грацие». Клуатр церкви был также возведен по проекту Браманте.

Тайная вечеря

В трапезной (отдельный вход с левой стороны церкви) находится одна из самых знаменитых картин мира - «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Посещение только по предварительной заявке.
Тел.: 199 199 100;
Из-за рубежа 00 39/02 89 42 11 46.

Леонардо работал над фреской, занимающей северную стену трапезной, с 1495 по 1498 г. На картине - сцена, когда Иисус Христос сообщает апостолам, что вскоре кто-то из них предаст его. Знаменито это произведение прежде всего поразительной композицией и психологизмом в изображении апостолов. Фреску реставрировали семь раз. В результате последних реставрационных работ -они продлились 20 лет и закончились в середине 1999 г. - очевидной стала изначальная игра света: кажется, что на картине он струится из западного окна трапезной. «Распятие» на южной стороне создано в 1495 г. Донато да Монторфано.

Санта-Мария делле Грацие по праву считается самой красивой церковью Милана эпохи Возрождения, в которой, к тому же, хранится знаменитый шедевр Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”

Санта-Мария делле Грацие - главная церковь доминиканского монастыря в западной части Милана.

Церковь построена на участке, который подарил доминиканскому ордену граф Вимеркати в 1463 году. Строилась Санта-Мария делле Грацие с 1469 года по законам поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Но тут явился Лодовико Сфорца и спутал все карты: ему, видите ли, приспичило именно здесь устроить свой фамильный мавзолей. Срочно вызванный Браманте снес первоначальную полукруглую апсиду и соорудил на ее месте огромный куб с тремя апсидами и куполом, а также прицепил к краснокирпичному зданию типично ломбардского вида портик с коринфскими колоннами. Леонардо же написал специальный подвратный медальон, изображающий Мадонну в центре и Лодовико с супругой по бокам. Супруга, кстати, в скором времени умерла и была похоронена здесь же, в Санта-Мария делле Грацие.

Герб Сфорца на стене церкви

С 1557 года здесь проходили заседания инквизиционного суда; в результате со второй половины XVI века до конца XVII в церкви шел непрерывный ремонт, результатом которого явились фрески Феррари с искушениями Христа и эпическая вещь Серано, изображающая избавление Милана от чумы Мадонной. На фото - потолок церкви Санта-Мария делле Грацие

А в конце XIX века, когда историки раскопали, что Леонардо во время работы над “Вечерей” обитал в доме Ателлани напротив церкви, архитектор Порталуппи отрыл во дворе остатки винного погреба, по легенде, подаренного Леонардо благодарным заказчиком.

Как уже говорилось выше, в трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире - “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи. 15 августа 1943 г. трапезную разбомбила англо-американская авиация, однако фреска Леонардо чудом не пострадала. Посмотреть на “Тайную вечерю” довольно непросто: пускают только тех, кто предварительно заказал экскурсию по телефону и явился за билетом за полчаса до назначенного времени, причем не больше 20 человек одновременно и не дольше чем на 15 минут.

В 1980 г. весь монастырский комплекс Санта-Мария делле Грацие объявлен памятником Всемирного наследия - первым в Италии.

Адрес: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 20123 Milano, Italy. Время работы: ежедневно с 07:00 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00); для посещения зала с "Тайной вечерей" необходима предварительная запись, каждые 15 минут формируются группы из 25 человек. Стоимость посещения 14 EUR. Как добраться: церковь расположена между станциями метро "Conciliazione" и "Cadorna" (линия М-1).

Санта-Мария-делле-Грацие - хранительница "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Гении не умирают! Покидая тело, частичка души продолжает жить в их бессмертных шедеврах. Леонардо да Винчи - тайна за семью печатями, наиболее загадочная личность в многовековой истории человечества. Его боготворили и ненавидели, считали ангелом и демоном, не понимали, но не восхищаться не могли. По сей день едут, летят, спешат в Милан миллионы желающих, выстаивают невероятную очередь у церкви Санта-Мария делле-Грацие , мечтая увидеть "Тайную вечерю" - уникальное детище знаменитого художника, увековечившего самое страшное предательство на Земле и проявление безграничной любви.

Рождение обители мира и покоя

Все началось с земельного участка, расположенного в тихом районе, отдаленном от оживленной, суетливой столицы Ломбардии. Его подарил ордену доминиканских монахов граф Вимеркати (1463 г.). Братья по вере решили там построить монастырь с церковью, названной в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Милующая". Воплотить задуманное в реальность взялся известный архитектор Гвинифорте Солари, занимавшийся возведением собора Дуомо. К 1469 г. выросли монашеские жилища, приступили к строительству базилики в стиле поздней готики, однако, закончить не довелось. Что послужило причиной? Финансовым меценатом слыл деспотичный, находящийся на вершине властной пирамиды Лодовико Сфорц, прозванный за темный цвет кожи Моро, одержавший власть после гибели племянника, произошедшей при довольно таинственных, непонятных обстоятельствах. Каковы мотивы щедрой благотворительности? Верил, что помогая инокам, сократит время пребывания в чистилище, покинув бренный мир. Но правитель захотел видеть искусство, отражавшее его мощь. Для осуществления художественных замыслов избрал монастырское святилище. Существует другая версия: женившись на 15-летней Беатриче д’Эсте (1491 г.), властелин загорелся идеей обустроить там фамильную усыпальницу. Перестройку доверил Браманте (1492г.). Оформление церковного интерьера возложил на лучших живописцев, скульпторов. Результат - трехнефный храм из красного кирпича длиной 63 м, шириной 30, представляющий в основании крест правильной формы. Световые потоки проникают сквозь множественные чередующиеся круглые, арочные окна, декорированные светлым мрамором. Часть прежнего сооружения снесли, пристроив большущий куб с тремя апсидами. В строение гармонично вписывается портик с коринфскими колоннами, на фасаде - герб семьи Сфорца. Ступенчатую постройку венчает, как бы парящий над ней, расписной купол, расположенный напротив ризницы с кружевным орнаментом. Над входными воротами - медальон. На нем - Богородица в окружении супружеской герцогской четы. Отсутствие гигантских размеров не делает здание менее величественным. Перед восторженными посетителями - настоящая жемчужина на службе у рая.Настенной росписью занимались популярные местные мастера живописи. Здесь - изумительные труды Донато Монторфано, Бернардо Дзенале, Гауденцио Феррари, отображающие жизненные эпизоды Спасителя. Небольшой кусочек мрамора на сводах сохраняет фамилию Браманте. Полностью перестроенную трапезную Моро велел украсить Леонардо, обессмертив тем собственное имя. Повелитель торопился, постоянно подгоняя зодчего, работая, как одержимый, словно боялся не успеть, напоминая человека, коему судьбой отпущено мало времени. Так и вышло. Полюбоваться достижениями пришлось не более года.Несчастья возникли со смертью жены. Застав супруга у любовницы, 22-летняя беременная женщина, убитая изменой, отправилась помолиться в часовню, потом посетила трапезную, где гениальный флорентинец упорно трудился, стоя на строительных лесах. Она молча наслаждалась работой, признав ее чудом. Уходя, промолвила, что грезила дождаться завершения, но, видимо, не суждено. Маэстро попробовал возразить, но прикрыв изящными пальчиками ему рот, она печально прошептала: "Храни вас Бог!" В сердце творца закралось чудовищное предчувствие, не обманувшее его. Тем же вечером в присутствии мужа, мучавшегося угрызениями совести, родив мертвого малыша, бедняга умерла. Овдовевшему мужчине свалившаяся внезапно утрата, заставшая врасплох, была непомерно тяжелой. Думал, не переживет постигшего горя. "Что имеем - не храним, потерявши, плачем", - гласит пословица. Осознание, как правило, приходит слишком поздно.Испытывая нечеловеческие муки, Моро понял: юная, схожая с пламенем хрупкая принцесса, почти ребенок, увлекаясь литературой, художеством, наделена была твердым характером, острым умом, оказалась намного сильнее его, играла немаловажную роль в государственных делах. Любя по-своему, считал ее путеводной звездой. Когда глядела влюбленно, слегка полунасмешливо, рождалось желание легонько отшлепать шаловливую смуглянку и сразу же зацеловать, но это не мешало заводить фавориток, хотя догадывался о безумной ревности. Похоронили ее в храме пред алтарем. Две недели провел затворником, завесив окошки траурной тканью. Надевая черный плащ, ежедневно устремлялся к могиле. Будучи суеверным, не сомневался, что любимая унесла с собой удачу. Так и случилось. Могущество, еще недавно так крепко удерживающееся, утекало, словно морской песок сквозь пальцы, растворялось, как мираж. В 1499 г. город захватили французы, Сфорца взяли в плен. Через два года Людовик XII, проявив милость, приказал освободить узника из темницы. Когда пред ним распахнулись тюремные врата, изношенному телу уже было не помочь. Протянув руки к свету, будто желая обнять раздолье, залитое солнцем, словно подкошенный, рухнув наземь, он скончался. Их общую с Беатриче гробницу с двумя лежащими изваяниями в полный рост поместили в картезианский монастырь Павии (изготовитель Кристофоро Соляри). Санта-Мария не стала семейным пантеоном, как планировал, зато сохранила потомкам редчайшее диво титана живописи эпохи Возрождения, превзойти которое не удалось никому.

Создание легендарной фрески

Да Винчи, внебрачное дитя, не сумел получить достойного образования. В 14-летнем возрасте талантливый с детства мальчишка приехал во Флоренцию, устроился подмастерьем к замечательному ваятелю, художнику Андреа Верроккьо, познакомившего его с религиозным искусством. Наставник, увлекавшийся чаще скульптурой, не научил юношу методике расписывания стен. Зарекомендовав себя превосходным портретистом, превзошедшим даже Верроккьо, он купался в лучах славы. Полученный от Лодовико ответственный заказ мог вознести на небывалую высоту или уничтожить. 2 года умелец готовился к воспроизведению психологического сюжета, обязанного совпадать с евангелическим текстом, донося достоверно происшедшую некогда трагедию. Подолгу задумывался, изучал Библию, знакомился с подобными полотнами, выполненными за 100 лет до него. Изображение должно было соответствовать давней строгой традиции: верующие, вкушающие пищу, размещались по одну сторону стола, беспрекословно соблюдая гробовое молчание. Наконец, закипела работа. Сначала помощники удалили старую штукатурку, заменив свежей. Фреску исполняли по влажной основе, тогда она сохранялась веками. Новатору захотелось применить неведомый доселе метод, воспользовавшись масляными красками. Для этого наложили иную грунтовку, состоящую из разных пластов. Первый, для связки, содержал кальций с магнием. Следующий, со свинцовыми белилами, - для усиления яркости. Он отдал предпочтение написанию по сухой поверхности, чтобы творить не торопясь, обдумывая каждую мелочь. Иногда с раннего утра до глубокой ночи не выпускал кисть, порой замирал часами у своего создания, задумавшись, оценивая, или, прибавив пару мазков, исчезал, не появляясь несколько суток. Так продолжалось 3 года. Особенно не получался образ Иуды, хотя непрерывно искал его, бродя по злачным улочкам, присматривался, подмечал, запоминал. От зари до заката следовал за миланцами, привлекавшими внимание необычностью манер, отличительной внешностью, странноватыми повадками. Папа Лев X с ехидством кидал в его адрес: "Никогда ничего не сделает, ибо размышляет о конце, не приступая к началу". Когда после жалобы аббата заказчик предъявил претензии, маэстро в порыве гнева пригрозил, что напишет отступника именно с него, после чего досаждать перестали. В итоге нашел решение проблемы, отказавшись представлять изменника отъявленным злодеем. Показал находившегося в глубочайшем духовном кризисе философа, осужденного отыгрывать злосчастную роль, опорочившую его на веки вечные. И вот длительный творческий процесс завершен. Нанесены окончательные штрихи, убраны вспомогательные конструкции, на суд многочисленной публики, заполнившей до отказа мастерскую, впервые предстал во всем великолепии законченный титанический труд.

Первозданный вид произведения

То, что открылось зрительскому взору, не поддавалось никакому описанию. Картина исполинских размеров (4,5 х 9 м), занимающая северную стенку столовой, изображающая последнюю пасхальную трапезу Иисуса с апостолами накануне его ареста римскими воинами, была самим совершенством, не похожим ни на какое украшение.
Глядя на нее, возникало ощущение, что драматическое событие из Священного Писания происходило именно здесь и сейчас. Особенно поражала иллюзия существующего позади сидящих пространства, заставляющего ощутить себя буквально внутри него, почувствовать участником свершающейся драмы. Сила воздействия на присутствующих была просто ошеломляющей. Никому до этого, да и после, не удавалось добиться столь высочайшего мастерства. Действующие герои повернуты к зрителям. Главными являются Учитель, находящийся по центру, и предавший его ученик. Их сходство заключается в том, что оба знают, что произойдет, но не меняют ситуацию. Автор отобразил основной момент - реакцию каждого персонажа на произнесенные Господом слова: "Один из вас предаст меня". Услышанное внесло смятение, вызвав различные эмоции у последователей, о чем красноречиво говорят мимика, жесты. Христос - спокойный, готов достойно нести тяжкий крест ради искупления чужих грехов. Он сидит на фоне окна, за которым пейзаж и простор преобразуются в несуществующий еще нимб. Глаза смотрят вниз, левая рука возложена ладонью вверх, означая внутреннее принятие воли Отца Небесного. Справа - тройка сторонников, среди коих - Иуда, не отсоединенный от остальных, только затемненный лик выдает падшую душу, отмеченную грехопадением. К груди прижимает мешочек с серебряниками, оказавшимися дороже Сына Божьего. Он опрокидывает солонку - верный знак беды. По вытянутой шее, вздувшимся венам угадывается повесившийся до наступления рассвета грешник.Петр, привстав, решительно настроен узнать имя предателя, зажал нож, приготовившись покарать преступника. Им же смельчак отсечет ухо стражнику, пришедшему арестовать Творца. Смиренный облик Иоанна, прикрытые веки намекают о неспособности к активным действиям. Да Винчи стремился через движения выразить душевную сущность каждого. Людские группки, наслаиваясь друг на друга, накаляют страсти, создают контраст между эмоциональным откликом сотрапезников. Вот - Фома, указывающий пальцем в небеса, будто произнося: "Всевышний не допустит этого". Рядом - Филипп, сведя руки вместе, демонстрирует безмерную преданность, Симон в недоумении развел их, выражая сомнение: "Такого быть не может". Большое впечатление производит объемность фигур, они воспринимаются живыми. На противоположной стороне - сцена распятия (создатель Тинторетто), служащая как бы продолжением библейского сюжета. Ведь злодеяние привело к казни. Если бы Господь поднял опечаленный взгляд, узрел бы себя распятого следующим днем. Не нашлось на планете таланта, сумевшего столь убедительно передать факт, описанный Евангелием. Восхитительное творение, принесшее создателю фееричный триумф, подписано не им. Вверху красуется личный герб, инициалы заказчика. Французский король, увидевший драгоценность, настолько поразился, что просил перевезти ее совместно с перегородкой во Францию, что было невозможно. Она сделалась неотъемлемой частицей предначертанного места, что было преимуществом и одновременно трагедией.

Превратности планиды

К сожалению, бесценное сокровище уже с момента появления было обречено. Только идеальные условия сберегли бы ему жизнь, но фундамент строения, стоящий на высоких грунтовых водах, подмывался. Проникающее внутрь испарение из кухни скапливалось, сдерживаемое масляной пленкой, вызывая грибок. Краска лепестками отслаивалась, опадала. Эксперимент, испробованный великим изобретателем, с треском провалился. Вернувшись, он пытался всячески восстановить, спасти драгоценный уникум, но не смог найти способ остановить запущенный процесс тления. Эксклюзивное творение медленно погибало, находясь в плачевном состоянии, о чем заметил спустя столетие наблюдавший его английский мемуарист Джон Эверин. Иноки, посчитав его безнадежно испорченным, расширили внизу дверь, изничтожив фрагмент со ступнями Господа. Вскоре картина покрылась плесенью, водичка слезинками стекала на пол. В XVIII в. к природному ущербу добавился человеческий разрушительный фактор. Наполеон, захвативший Милан, устроил здесь конюшню со складом. Грубые солдаты, не способные оценить прекрасное, бесчинствовали, швыряли каменья, выцарапывали кинжалами святым посланникам очи, уродовали с такой любовью выписанные одежды. Лишь вмешательство Бонапарта прекратило безобразие. Дверной проем заложили кирпичами. Замурованная фреска практически пропала. Безграмотные реставраторы нанесли существенный вред, накладывая краску слоями, как коржи слоеного пирога, склеивая осыпающиеся кусочки густым клеем, разглаживая горячими валиками поверхность, до неузнаваемости искажая неумелым ретушированием лица. Мучительные испытания принесла Вторая мировая война. При бомбардировке столовую разрушила попавшая туда бомба. Видно, свыше не позволили исчезновению росписи. Стенка с ней уцелела. Без крыши над головой, обдуваемая ветрами, заливаемая дождями, она героически выживала три года.

Возрожденная через века

Картина сумела дойти до нас, пройдя сквозь столетия, выстрадав, заслужив право на жизнь, подаренную ей группой реставраторов, возглавляемой синьорой Пинин Брамбиллой Барчилон. Опытные специалисты восстанавливали медленно, 21 г., придерживаясь девиза "не навреди". Первостепенная задача - приостановить дальнейшее разрушение, затем убрать множественные наслоения различных временных периодов, оставив только созданное маэстро. Бывало, за день очищали участок размером равным почтовой марке. В результате осталось всего 30% от первообраза. Приняли решение написать заново фрагменты, не поддающиеся возрождению, акварелью более приглушенных тонов, дабы дать возможность зрителям отличить части подлинника. Разработали сложную систему стабильного микроклимата в зале, обеспечив надлежащей вентиляцией, тщательной фильтрацией воздуха для удаления излишков влаги, пыли. 28 мая 1999 г. шедевр снова открыли для просмотра. После публикации "Кода да Винчи", сочиненного Дэном Брауном, разошедшегося тиражом порядка 10 млн. экземпляров, феноменальное произведение мастера стало центром внимания паломников с разных уголков планеты. Роман прочло много читателей, гораздо больше тех, кто познакомился лично с росписью, искаженной трактовкой писателя, взорвавшей христианскую традицию. Сочинитель бестселлера высказывается о таинственном смысле, заложенном якобы художником, изобразившем вместо любимого ученика Марию Магдалину. Между ней и Богочеловеком модернист углядел зашифрованную латинскую букву "V", говорящую о женском начале. Совместно обе фигуры представляют литеру "М", указывающую на спутницу Христа, по сути, его жену.Многие поверили умозаключению постмодерниста, историки единогласно категорически отвергли его. Куда же тогда исчез 12-тый апостол? Ежедневно за трудом живописца наблюдал монастырский приор, не допускающий малейших отклонений от толкований Нового Завета. И последнее: абсолютная идентичность соединенных ликов Иоанна с Мадонной - доказательство, что они основываются на едином портретном эскизе. А если и была какая-то тайна, Леонардо навеки унес ее с собой в вечность. Входя сюда, посетителям позволено всего за 15 отведенных минут рассмотреть, полюбоваться, сравнить запечатленные памятью копии с оригиналом. Умирая мучительной смертью, воскреснув сегодня, преобразившись, "Тайная вечеря", являясь не более чем воспоминанием о былом величии, вновь рассказывает жаждущим старинную историю Святого Писания, в который раз ставя человечество пред выбором: жить с Богом в душе или идти тропой лжи, ненависти, предательства.