История строительства лувра. Лувр (Париж) - подробная информация о музее. История приобретения коллекций Лувра

- (Louvre), в Париже, первоначально королевский дворец; возведён на месте старого замка в XVI XIX вв. (архитекторы П. Леско, К. Перро и др.), с 1791 художественный музей; богатейшее собрание древнеегипетского, античного, западноевропейского… … Энциклопедический словарь

- (фр. Louvre). Старый королевский дворец в Париже, выстроенный в 1204 году, занятый ныне художественными и разными другими редкостями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛУВР древний королевский дворец… … Словарь иностранных слов русского языка

В Париже, первоначально королевский дворец; возведен на месте замка в 16 19 вв. (архитекторы П. Леско, К. Перро и другие), с 1791 художественный музей; богатейшее собрание древнеегипетского, античного, западноевропейского искусства … Современная энциклопедия

- (Louvre) в Париже, памятник архитектуры и музей, одна из архитектурных доминант исторического центра города. Первоначально королевский дворец на месте замка начала III IV вв. (1546 XIX в., архитекторы П. Леско, Л. Лево, К. Перро и др.;… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 музей (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Замечательнейшее из парижских общественных зданий, как посвоей громадности и архитектуре, так и по заключающимся в немдрагоценным коллекциям. Название этого здания произошло от некогданаходившегося здесь Волчьего леса (Luparia, Louverie), в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЛУВР - лист учёта времени работника … Словарь сокращений и аббревиатур

- (Louvre) памятник архитектуры в Париже; первоначально королевский дворец, затем художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира. Строился на месте замка начала 13 14 вв. В 1546 74 П. Леско возвёл дворец в формах… … Большая советская энциклопедия

- (Louvre) бывший дворец франц. королей, с 1793 художеств. музей, одно из величайших художеств. хранилищ мира. Наз. Л. происходит, вероятно, от позднелат. lupara места сбора охотников на волков. Сооружен на месте воздвигнутого в 13 в. королев.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Лувр , Резько И. (ред) , Богато иллюстрированное подарочное издание в твердом переплете с трехсторонним золотым обрезом. Один из величайших музеев мира - Лувр - открывает перед вами свои двери, приглашая взглянуть на… Категория: Миниатюрные издания
  • Лувр , Резько И. (ред) , Лувр - архитектурно-историческая жемчужина Парижа и один из величайших музеев мира. Богатейшая коллекция Лувра представляет собой уникальную всеобщую историю искусств: от Древнего Востока до… Категория:
Блистательный Париж. История. Легенды. Предания Чекулаева Елена Олеговна

Лувр

Лувр

Более 700 лет насчитывает Лувр, ранее - средневековая крепость, потом дворец королей Франции и сегодня - всемирно известный музей.

Средневековая крепость была построена Филиппом Августом в конце XII века. В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре, кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца.

Строительство Лувра началось в конце XII века, а закончилось во второй половине XIX. Работы по его перестройке продолжаются до настоящего времени.

Король Филипп Август перед тем, как отправиться в Третий Крестовый поход, приказал заложить крепость для защиты западного подступа к Парижу. Лувр был задуман как оборонительное сооружение, а не как королевская резиденция. Само слово «Лувр» происходит, как полагают, от слова «lower» - крепость на языке франков. Древний Лувр Филиппа Августа представлял собой громадное сооружение, центральную башню которого окружали еще двадцать три мощных башни, не считая многочисленных башенок.

Постепенно Париж заселялся за крепостной стеной. Король Карл V вынужден был строить новые укрепления. Перестройку Лувра он поручил архитектору Реймону де Тамплю, прославившемуся своим умением в геометрии. Лувр превратился в королевскую резиденцию, надежно защищенную крепостной стеной. Часть крепости была приспособлена под королевские покои, в одной из башен разместилась королевская библиотека. Башня, которая носила название «Книжной», находилась на том месте, где сейчас находится так называемая «Часовая башня»

Виктор Гюго писал о жизни королей в Лувре, что она была намного проще, чем, казалось, должна быть. На доме, где жил король, помещались голубятни, в садах выращивались овощи, и никакой особой роскоши не было. Лувр времен Карла V походил на сказочный замок.

При короле Франциске I в 1546 году началась перестройка Лувра, определившая его современный облик. До этого, по установившейся традиции, французские короли жили вне Парижа.

Франциск I дал обет перенести свою постоянную резиденцию в Париж, так как именно этот город внес большую часть выкупа за него, когда он находился в плену.

На этот раз перестройку Лувра поручили архитектору Пьеру Леско, чье имя до сих пор носит левое крыло дворца.

Перестройка шла в стиле эпохи Возрождения. Скульптурные изображения божеств, гениев Славы, Войны и Мира, военные атрибуты и трофеи, так же, как и фриз - созданы Жаном Гужоном, которого не зря называли французским Фидием.

Король Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы по украшению Лувра. При нем на фасаде Лувра появляется королевский вензель с короной. На некотором расстоянии от начальной буквы имени короля «Н» (Henri) - изображения двух полумесяцев, расположенных таким образом, что если их приблизить к «Н», то получится или буква «С», или буква «D». Это начальные буквы двух женских имен, дорогих Генриху II: его жены Екатерины Медичи и возлюбленной Дианы де Пуатье.

В Малой галерее Лувра находится «окно Карла IX». Предположительно из него в ночь святого Варфоломея 23 августа 1572 года король собственноручно стрелял в гугенотов.

Гугеноты, приглашенные во дворец и предварительно обезоруженные, оказались в мышеловке - все выходы из Лувра были закрыты и они были лишены возможности защищаться. В ужасе они бросились внутрь дворца, стараясь спастись от верной гибели... В эту ночь кровь потоками текла по ступеням дворца, и стены Лувра были красными от пролитой крови. По собственному признанию Карла IX, всю жизнь его мучили кошмары - «эти искалеченные тела, эти обезображенные, покрытые кровью лица».

В Лувре при Карле IX был построен парк-зверинец. Его наследник Генрих III любил наблюдать из окон своих покоев кровавые бои животных, например, львов с собаками-догами. Зверинец просуществовал до того дня, пока Генриху III не приснился сон, что он будет растерзан животными. В тот же день всех животных по приказу короля перестреляли.

Во дворце существует не только «окно Карла IX», но и «лестница Генриха IV». Смертельно раненного во время прогулки короля привезли в Лувр и положили у лестницы, на том месте, где сейчас вход в службы хранения музея. Король пришел в себя на несколько минут, ему дали глоток вина. Он открыл на секунду глаза, чтобы сразу же закрыть их навсегда.

В XVI веке вход в Лувр был разрешен всем -при непременном условии быть прилично одетым и обязательно передвигаться пешком. Верхом имели право въезжать только принцы крови, королевская семья въезжала верхом или в каретах.

В этом же веке нижний этаж Большой галереи был отдан под мастерские ремесленникам. Одно время там располагалась мануфактура гобеленов, там же был устроен Монетный двор, который посетил Петр I во время своего пребывания в Париже.

При сыне Генриха IV, Людовике XIII, продолжившем «грандиозный замысел» своего отца, Лувр окончательно потерял вид средневекового замка и увеличился почти в четыре раза.

Под руководством архитектора Лемерсье строится здание, симметричное крылу Пьера Леско (сейчас эта часть Лувра носит название Сюлли).

Королевские вензеля на фасаде здания, прилегающего к крылу Сюлли, указывают период, когда была построена эта часть Лувра: переплетенные буквы «L» и «А», начальные буквы имен Людовика XIII и королевы Анны Австрийской, буквы «L» и «МТ» - Людовика XIV и королевы Марии-Терезии.

Во время правления Людовика XIII его премьер-министр кардинал Ришелье выделил в Лувре специальные покои своему другу и советнику Теофрасту Ренодо, издателю первой в истории газеты, которая так и называлась «Газета», вероятно, пото му, что стоила так же дешево, как и в Венеции. В начале XVII века в Венеции самая мелкая монета называлась «gazetta» и на нее можно было купить уличный листок, который и стал называться газетой.

После смерти Людовика XIII Лувр был уже не средневековым замком, но он еще полностью не стал королевским дворцом и длительное время представлял собой обширную, наполовину заброшенную стройку.

Король Людовик XIV не любил Лувра, там он не чувствовал себя в безопасности. В надежде оградить себя от народных бунтов он начал строить Версаль. Но прежде чем окончательно покинуть Лувр, он распорядился продолжить работы по его реконструкции.

Под руководством архитектора Луи Ле Во заканчивается строительство Квадратного двора.

Что же касается парадного входа, он должен был быть соответственно оформлен. Проекты по украшению фасада, представленные архитекторами Луи Ле Во, Жаком Ле-мерсье и Франсуа Мансаром, приняты не были. Специально из Италии приглашается кавалер Джованни Лоренцо Бернини, знаменитый архитектор, один из создателей собора Святого Петра в Риме.

Его проект не понравился королю, но никто, даже сам Людовик XIV, не рискнул сказать об этом итальянцу. Король необычайно почтительно относился к кавалеру Бернини. Великий архитектор предложил снести все, что было построено до него, и заново перестроить фасад.

Чтобы не обидеть приезжую знаменитость, была устроена даже церемония закладки первого камня. Затем Бернини отправили домой, предварительно осыпав почестями и наградами.

В конечном результате утвердили проект Клода Перро, медика по образованию и любителя архитектуры, брата известного сказочника Шарля Перро. Началось строительство колоннады, но вскоре оно опять прервалось. Людовик XIV все свое внимание уделял постройке королевского дворца в Версале.

Лувр в это время превратился в своего рода общежитие. В нем поселились не только придворные, но и разного рода неизвестно откуда взявшиеся люди. Обширные внутренние помещения были приспособлены под квартиры, дворцовые стены прорублены для отвода дымовых труб. Квадратный двор заполнился разными пристройками, лавочками и кабаками, там сушилось белье и дымились трубы.

Одновременно в Лувре жили поэты, ученые, писатели...

Академия художеств начала устраивать ежегодные выставки работ в салоне королевских дворцовых покоев, и с того времени до наших дней подобные выставки стали называться Салонами.

Наконец работы по перестройке Лувра возобновляются.

В 1664-1674 годах возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра. Восточный фасад называют «колоннадой Лувра» из-за мощного ряда сдвоенных колонн «большого ордера». Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ. Колоннада протянулась на 173 метра.

Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца.

Со стен «Галереи Аполлона» в Лувре на нас взирают французские короли. На лице Короля-Солнца (портрет работы Ш. Лебрюна) - презрительная гримаса. То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении - портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин «первого живописца короля» Ш. Лебрюна представляет собой довольно скучные образцы академического классицизма.

Инициативы короля Людовика ХР/ способствовали формированию художественной коллекции Лувра. В 1662 году по распоряжению министра Ж.-Б. Кольбера из простой мастерской красильщиков шерсти в предместье Парижа была создана «Королевская мануфактура меблировки» или мануфактура Гобеленов, где производились не только тканые ковры - шпалеры, но и мебель, мозаика, изделия из бронзы. С 1664 года действовала мануфактура Бове, с 1665 - Обюссон, с 1624 - Савоннери. На рубеже XVII-XVIII веков французское искусство, по впечатлениям современников, создавало ощущение безудержной роскоши и великолепия. Огромные «картинные» гобелены с пышными бордюрами - гирляндами цветов и фруктов, эмблемами и картушами, с вплетенными мерцающими золотыми и серебряными нитями, занимали все стены. Они не только соответствовали характеру интерьеров «Большого стиля», но задавали им тон. Главным художником мануфактуры Гобеленов был Ш. Лебрюн. Самая знаменитая серия шпалер по его картонам - «Месяцы, или королевские замки» (1666), в которой Лебрюн успешно соединил классический стиль Рафаэля с барочной пышностью Рубенса. С 1668 по 1682 год серия из двенадцати ковров повторялась семь раз. Прославились и другие серии, также по картонам Лебрюна, «История Людовика XIV», «Стихии, или Времена Года», «История Александра Македонского». Такого обилия шедевров декоративного искусства Франция еще не знала.

Во время Второй Республики была сделана попытка превратить Лувр в Народный дворец.

Император Луи Наполеон III, решив завершить строительство Лувра, поручил работу архитекторам Луи Висконти и Лефюэлю. Считается, что строительство Лувра было закончено в 1857 году.

Королевский дворец стал музеем в 1793 году, после революции, хотя французские короли всегда охотно показывали свои коллекции. Вход в Лувр был открыт для широкой публики. В Большой галерее, «которая длиннее и огромнее всех галерей на свете, - писал в 1790 году Н.М. Карамзин, - ...должен быть королевский музей, или собрание картин, статуй, древностей, рассеянных теперь по разным местам».

В настоящее время в Луврском дворце размещено несколько музеев, или отделов: Древнего Востока, Египта, греческих и римских древностей, мировой скульптуры и живописи.

Луврский дворец в течение веков не прекращал увеличиваться в размерах, но был мало приспособлен для экспозиции и хранения произведений искусства.

В 1983 году был принят проект его реконструкции по превращению его внутренних помещений из дворцовых в музейные, представленный американским архитектором китайского происхождения Мин Бэем, создателем Национальной галереи в Вашингтоне и Художественной в Бостоне. Внешний вид архитектурного ансамбля Лувра существенно изменился - появилась Большая пирамида. По словам архитектора Мин Бэя, «пирамида может быть понята и оправдана только как видимая на поверхности часть подземной архитектуры, вызванная необходимостью перестройки Лувра в музейных целях. Она представляет собою зримый венчающий элемент “погребенной архитектуры”, как купол здания, подчиняющийся внутренней и неопровержимой логике».

Коллекция Лувра включает экспонаты, датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций. Этим подтверждается энциклопедичное предназначение музея.

Окруженная фонтанами, Пирамида архитектора Мин Бэя у входа в новый музей явилась очень небольшой частью уникальных работ по обновлению и расширению.

Дорога была проложена под землей, сад Карусель переобустроен, а террасы, покрывающие улицу Лемон, ера, образовали целый участок, примыкающий к садам Тюильри, которые также были полностью реконструированы.

По решению президента Франсуа Миттерана 5000 служащих министерства финансов из северного крыла Лувра были переведены во дворец Берси (в восточной части Парижа). В результате высвободились 22 000 кв. м выставочной площади, и началась вторая стадия проекта. В день двухсотлетия луврского музея, 18 ноября 1993 года, Франсуа Миттеран торжественно открыл Крыло Ришелье. В нем хранятся уникальные коллекции: французских скульптур и экспонатов, относящихся к восточной Античности и Исиусству ислама; особенно интересны те произведения, которые создавались при дворе Хорсабада.

Один из залов Лувра

Мона Лиза

Первый этаж посвящен прикладному искусству, на втором этаже размещается фламандская и датская живопись, которая хорошо смотрится благодаря новому естественному освещению. На этом же этаже начинается галерея французских художников.

Однако полная программа обновления Великого Лувра не закончена. Особенностью ее остается многократное расширение площади. С одной стороны, предполагается переустройство галерей музея, с другой - размещение различных музейных научных и образовательных служб в луврском дворце.

Загадка улыбки Моны Лизы

Одной из причин завораживающего воздействия знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, помимо загадочной улыбки, является ее взгляд, который направлен на зрителя, под каким бы углом к картине он ни находился.

Как сообщает газета «Кларин», ссылаясь на английскую «Ивнинг стандард», к такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она что-то спрашивает у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли.

По информации «Кларин», недавно ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что на портрете изображена была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Об этом еще во второй половине XVI века написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари. Существовали и другие версии на этот счет.

Согласно одной легенде, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Д’Эсте, подругой - написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра «Джоконду», чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни.

Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.

Исследования американцев

Кристофер Тайлер и Леонид Концевич из научно-исследовательского института глаза в Сан-Франциско уверены, что тайна знаменитого произведения Леонардо да Винчи кроется в нас самих. Улыбка Моны Лизы в целом нейтральна. Как же получается, что люди, стоящие перед портретом, находят в ней и очарование, и иронию, и насмешку над наблюдателем, и сдержанную радость и даже легкую грусть. Откуда такое разнообразие эмоций в ничего не значащем вроде бы выражении лица?

Все дело в психологии нашего восприятия, говорят исследователи, и в спорадических шумах, которые возникают в нашей «видеосистеме». Это колебания в числе фотонов, попадающих в отдельные клетки сетчатки, непосредственная ложная активация абсорбирующих пигментов, шумы в работе нейронов, которые несут визуальные сигналы в мозг.

В результате картинка чуть искажается и кажется нам тем более разной и живой, чем больше времени мы на нее смотрим. А ведь посетители галереи именно этим и занимаются - подолгу стоят перед картиной, пытаясь разгадать ее тайну. И обманывают сами себя.

Ученые для проверки версии создали программу, которая вводила случайный визуальный шум - эквивалент снега, замеченного на ужасно настроенном телевизоре, в изображение полотна да Винчи. Случайные пятнышки, естественно, чуть меняли мелкие детали в ее улыбке. Они спросили 12 человек, как они оценили получающееся выражение лица Моны Лизы. И получили массу оценок - от «грустного» до «счастливого».

Возможно, говорят исследователи, Леонардо знал об этом эффекте человеческого восприятия. Это одно из объяснений, почему его живопись настолько проникновенна.

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лувр Лувр – замечательнейшее из парижских общественных зданий, как по своей громадности и архитектуре, так и по заключающимся в нем драгоценным коллекциям. Название этого здания произошло от некогда находившегося здесь «Волчьего» леса (Luparia, Louverie), в котором стоял

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Лувр Лувр (Louvre), памятник архитектуры в Париже; первоначально - королевский дворец, затем - художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира. Строился на месте замка начала 13-14 вв. В 1546-74 П. Леско возвёл дворец в формах ренессанса; скульптурный декор

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

06. Лувр и окрестности Один из величайших музеев мира, Лувр (Louvre), стоит на Правом берегу Сены, чуть западнее Сите. С XVI века, когда крепость, некогда охранявшая подступы к средневековому городу, стала королевской резиденцией, кварталы к западу и северу от дворца превратились

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Лувр Около 1200 года Филипп II Август возвел здесь мощную крепость с донжоном и назвал ее Лувром. Начиная с 1546 года, когда Франциск I приказал снести старую рухлядь и поставить на ее месте дворец, каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял к нему новые строения, как,

Из книги Блистательный Париж. История. Легенды. Предания автора Чекулаева Елена Олеговна

Лувр. Дворец Лувр считается одним из самых больших королевских дворцов в мире. Замок Лувр, построенный при короле Филиппе-Августе в конце XII века, представлял собой массивную центральную цитадель в окружении стен и башен, он был частью городских укреплений.Резиденцией

Из книги Музеи Парижа автора Калитина Нина Николаевна

V ВЕК ЛУВР-РИВОЛИ Париж, столица франков Станция Лувр-Риволи внешним обликом оправдывает свое название: она украшается нарядами дворца. Не бывшей крепости и даже не роскошной королевской резиденции, а музея, который выставляет, в частности, красоты в камне и на полотне,

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

XVI ВЕК ПАЛЕ-РОЯЛЬ - МЮЗЕ ДЮ ЛУВР Свет и тени Ренессанса Когда поднимаешься на улицу со станции метро Пале-Рояль - Мюзе дю Лувр, достаточно взглянуть на стоящую у выхода «беседку Полуночников», чтобы понять: мы будем говорить об искусстве. Построенная на площади Колетт в

Из книги автора

Лувр Более 700 лет насчитывает Лувр, ранее - средневековая крепость, потом дворец королей Франции и сегодня - всемирно известный музей.Средневековая крепость была построена Филиппом Августом в конце XII века. В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался,

Из книги автора

Из книги автора

Ювелир из Одессы обманывает… Лувр В 1890 году в Одессу приехал молодой ювелир Рухомовский. Он был очень талантлив и мог мастерски выполнить любую работу. Например, он изготовил миниатюрный гроб из золота и положил в него золотой скелетик. Скелетик состоял из 167 подвижных

В 1190-1202 годы, за-щи-щав-шей под-сту-пы к острову Си-те (от неё со-хра-нил-ся т. н. Ниж-ний зал, около 1230-1240; ны-не от-дел «Сред-не-ве-ко-вый Лувр»). В 1364 году под руководством Р. дю Там-п-ля, ар-хи-тек-то-ра ко-ро-ля Кар-ла V Муд-ро-го, Лувр был рас-ши-рен и пре-об-ра-зо-ван из кре-по-сти в ко-ро-лев-скую ре-зи-ден-цию. По-сле сно-са кре-по-ст-но-го дон-жо-на в 1527 году на-чал-ся дли-тель-ный про-цесс воз-ве-де-ния ны-неш-не-го зда-ния на мес-те по-сте-пен-но раз-би-рае-мых среденевековых час-тей. В 1546 оду Фран-циск I на-зна-чил главным ар-хи-тек-то-ром но-во-го ко-ро-лев-ско-го двор-ца П. Лес-ко, ко-то-рый на мес-те среденевекового западного кры-ла воз-вёл но-вое (1548-1556), в сти-ле французского Ре-нес-сан-са, ук-ра-шен-ное скульп-тур-ным де-ко-ром Ж. Гу-жо-на и став-шее пер-вым эле-мен-том бу-ду-ще-го Квад-рат-но-го дво-ра Лувра (Cour Carrée). При Ген-ри-хе II на-ча-лось воз-ве-де-ние южного кры-ла, при-мы-каю-ще-го к западному кры-лу, и па-виль-о-на Ко-ро-ля в мес-те их пе-ре-се-че-ния. При Ген-ри-хе IV был со-став-лен ге-не-раль-ный план, пред-по-ла-гав-ший уве-ли-че-ние пло-ща-ди Лувра в 4 раза; на-ча-лось строи-тель-ст-во Боль-шой га-ле-реи (1595-1610, ар-хи-тек-то-ры Б. А. Дю-сер-со, Ж.II А. Дю-сер-со и Л. Ме-те-зо), свя-зы-ваю-щей Лувр с не-дав-но по-стро-ен-ным двор-цом Тю-иль-ри (с 1564 года, архитектор Ф. Де-лорм; сго-рел в 1871 году). По-сле дли-тель-но-го пе-ре-ры-ва в ра-бо-тах Лю-до-вик XIII в 1625 году вер-нул-ся к осу-ще-ст-в-ле-нию ге-не-раль-но-го пла-на. В 1639 году Ж. Ле-мер-сье уд-во-ил западное кры-ло Лес-ко и воз-вёл Па-виль-он ча-сов (Па-виль-он Сюл-ли); к 1652 году Ле-мер-сье и Л. Ле-во соз-да-ли ук-ра-ше-ние внутренних апар-та-мен-тов; в 1660-1664 годы Ле-во за-вер-шил Квад-рат-ный двор, про-длив южное кры-ло Лес-ко и по-стро-ив северное и восточное кры-лья, а в 1668 году бы-ли сне-се-ны по-след-ние час-ти средневковых строе-ний.

Оформ-ле-ние вос-точ-но-го, вы-хо-дя-ще-го в го-род, фа-са-да Лувра вы-зва-ло ост-рую дис-кус-сию, к его про-ек-ти-ро-ва-нию в 1665 гду при-вле-чён итальянский архитектор Дж. Л. Бер-ни-ни, чьи пред-ло-же-ния, од-на-ко, бы-ли от-верг-ну-ты в поль-зу про-ек-та, раз-ра-бо-тан-но-го со-вместно Л. Ле-во, Ш. Леб-ре-ном и К. Пер-ро. По-след-ний счи-та-ет-ся ав-то-ром по-стро-ен-но-го в 1667-1672 годы фа-са-да с 3 ри-за-ли-та-ми и за-клю-чён-ной ме-ж-ду ни-ми во 2-м яру-се ко-лон-на-дой со сдво-ен-ны-ми ко-лон-на-ми - про-грамм-но-го па-мят-ни-ка французского клас-си-циз-ма XVII века.

В свя-зи с пе-ре-ез-дом ко-ро-лев-ско-го дво-ра в Вер-саль в 1674 году стро-ительные ра-бо-ты в Лувре бы-ли при-ос-та-нов-ле-ны, а его по-ме-ще-ния за-ня-ты различными уч-ре-ж-де-ния-ми (в 1692 году ту-да въе-ха-ли Ака-де-мия над-пи-сей и изящ-ной сло-вес-но-сти и Ко-ро-лев-ская ака-де-мия жи-во-пи-си и скульп-ту-ры, с 1699 года про-во-ди-лись вы-став-ки Са-ло-нов). Строи-тель-ст-во во-зоб-но-ви-лось толь-ко в 1756 году при Лю-до-ви-ке XV , ко-гда бы-ли за-вер-ше-ны кры-лья Квад-рат-но-го дво-ра, а Восточная ко-лон-на-да ос-во-бо-ж-де-на от за-кры-вав-ших её при-стро-ек. Не-смот-ря на то, что в даль-ней-шем к Лувру про-дол-жа-ли при-страи-вать-ся но-вые час-ти, его об-лик был оп-ре-де-лён клас-си-ци-стическими по-строй-ка-ми XVII века.

Судьба которого тесно переплетается с историей страны. Стоит отметить, что Лувр - это не только архитектурный памятник, бывший дворец французских королей, но и один из самых известных музеев, самый большой в мире по количеству выставленных произведений искусства. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов: барельефы из ассирийских дворцов, египетская живопись, античная скульптура… список можно продолжать и продолжать.

Место расположения Лувра

Открыт Лувр ежедневно. Попасть сюда можно двумя путями. Самая популярная (и самая красивая) дорога - с улицы Риволи. Она проходит через знаменитую стеклянную пирамиду, построенную в конце XX века. В этой пирамиде, объединившей отдельные части дворца, располагаются холл, гардероб, магазины и залы для временных выставок.

Второй путь проходит через станцию метро Palais Royal Musee du Louvre. Через подземный переход посетитель попадает в Зал Наполеона - это уже территория музея.

Особенности архитектуры и интерьера:

В последние годы Лувр не только постоянно реставрируется, но и дополняется новыми элементами. Музей вообще стал гораздо более доступным для посетителей. Внутренние помещения расширены, появилась возможность выставить многое «из запасников». Также здесь появился отдел «Средневековый Лувр».

В 1989 году во дворе Лувра была создана стеклянная пирамида, ставшая настоящим украшением сада де Тюильри. Сооружение связывает дворец с новыми залами. Автор пирамиды - американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи. Высота строения 21 метр, окружает его фонтан. Рядом еще две пирамиды поменьше.

У Пи получилось то, что не удалось наполеоновским архитекторам. Построенная в 1806-1808 годах между Лувром и Тюильри триумфальная арка Карузель разочаровала императора. Теперь Триумфальный путь обзавелся достойной заменой - пирамидами Пея, олицетворением симметрии.

Заканчивается пирамида гигантской аркой, которая в ясную хорошо видна из центра города. Ночью пирамиду подсвечивают, днем в ней отражаются .

К западу от Лувра находится площадь Карузель, на которой некогда стояла одноименная арка. Бронзовая колесница на арке - копия коней, отлитых греческим скульптором в III веке до нашей эры. Позади арки начинался сад Тюильри. Уменьшенная копия теперь хранится в Лувре.

Внутренние помещения дворца оформлены с большим изяществом. Наибольший интерес представляют зал Кариатид и галерея Аполлона. Зал Кариатид считается одним из старейших помещений в Лувре. Сейчас здесь выставлены античные скульптуры. Зал Аполлона получил свое название в честь античного бога, который изображен на трех панно, вывешенных в этом зале. В 1661 году это помещение очень сильно пострадало от пожара. Но было отреставрировано, и сейчас посетители видят его таким же, каким он был и несколько сот лет назад.

Еще в XVI веке по приказу Екатерины Медичи вокруг дворца, рядом с Лувром, был разбит сад. Генрих VI дополнил его оранжереей (сейчас на ее месте находится Музей Оранжереи). В центре сада - небольшой пруд. Вокруг - металлические стулья, на которых любят отдыхать туристы после обхода залов Лувра. В конце сада, со стороны Елисейских Полей, стоит национальная галерея Же-де-Пом. На выходе к площади Согласия установлено колесо обозрения, с которого открывается панорама Парижа.

История Лувра

Лувр - это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. В архитектуре дворца отразилась более, чем 800 летняя история Франции.

У историков до сих пор нет единого мнения о том, откуда заимствовано название дворца. Одни считают, что произошло оно от слова «леовар», которое на языке саксов означает «укрепление». Другие убеждены, что есть связь с французским словом «louve» («волчица»), сторонники этого мнения доказывают, что на месте дворца стояла королевская псарня, где натаскивали собак для охоты на волков.

История Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил крепость, которая защищала Париж от набегов викингов с запада. Средневековая крепость впоследствии превратилась в шикарный дворец. Первым здесь обосновался Карл V, переехавший сюда с Сите (бывшая резиденция королей), подальше от бунтовщиков, буквально вырезавших у него на глазах друзей и приближенных. Начиная с 1528 года, когда Франциск I приказал снести старую «рухлядь» (как он сам называл прежний дворец) и поставить на ее месте новый, каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял новые строения - как, например, Екатерина Медичи, супруга Генриха II, пристроившая к Лувру дворец Тюильри. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные переделки, в основном, сохранился до настоящего времени.

В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, и Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе, автор колоннады на площади Святого Петра в Риме Лоренцо Бернини предложил премьер-министру Людовика XIV Кольберу снести старое здание и построить на его месте новое. Несмотря на большой соблазн, король все-таки решил оставить дворец.

После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. В годы великой Французской революции залы дворца использовались для размещения национальной типографии, академии, а также в качестве частных квартир для обеспеченных французов.

Современный вид замок приобрёл в 1871 году. В мае этого же года Учредительное собрание постановило собрать в Лувре «памятники науки и искусств». 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и окончательно превратилась в музей. Торжественное открытие музея состоялось 18 ноября 1793 г. В то время экспонаты занимали лишь один квадратный зал и часть примыкавшей к нему галереи. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400 000 экспонатов.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены.

Лувр сегодня

Когда-то королевская резиденция сейчас стала известным во всем мире музеем. В Лувре представлено 198 экспозиционных залов: Античный восток, Античный , Античная , Этрусская и Римская цивилизации, Живопись, Скульптура, Графика и предметы искусства со Средних веков до 1850 года и т. д.

Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, которую он начал составлять в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV. В XIX - XX веках луврская коллекция расширялась за счет приобретения шедевров на художественных выставках и многочисленных частных пожертвований. Сейчас в коллекции 400 000 экспонатов.

Именно в Лувре хранятся всемирно признанные шедевры: «Джоконда», «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», «Рабы» Микеланжело, «Психея и » Кановы и др. В крыле Сюлли (вокруг «Квадратного Двора») наверху можно осмотреть произведения французской живописи от Пуссена и Лоррена до Вато и Фрагонера.

Первый этаж посвящен прикладному искусству: здесь собраны тысячи образцов мебели, предметы интерьера, блюда, вазы и т. п. В крыле Ришелье и в трех его крытых дворах живопись из-за освещения располагается на самом верху. Художественные ремесла представлены в экспозиции первого этажа, а французская скульптура расположена на цокольном этаже.

Фонд музея непрерывно обновляется и пополняется: активно работают «Общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, а также частные лица, способствующие комплектованию собрания. К числу недавно поступивших экспонатов относятся археологические находки из раскопок «Средневекового Лувра». Самая замечательная из них - шлем короля Карла VI, найденный в виде осколков и искусно восстановленный.

Осуществляется и перераспределение коллекций между разными музеями Франции. В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д’Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала. Туда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 по 1914. Более поздний этап развития искусства, начиная с фовистов и кубистов, представлен в центре Жоржа Помпиду, открытом в 1977.

Обойти выставку за один день просто невозможно, поэтому многие возвращаются сюда по нескольку раз.

Залы Лувра оборудованы новейшей техникой, особенно это касается системы охраны, которая делает музей самым надежным хранилищем исторических ценностей. На сегодняшний день Лувр признан самым популярным музеем. В 2000 году здесь побывало 6 миллионов человек, причем подавляющее число посетителей - иностранцы.

- (Louvre), в Париже, первоначально королевский дворец; возведён на месте старого замка в XVI XIX вв. (архитекторы П. Леско, К. Перро и др.), с 1791 художественный музей; богатейшее собрание древнеегипетского, античного, западноевропейского… … Энциклопедический словарь

ЛУВР - (фр. Louvre). Старый королевский дворец в Париже, выстроенный в 1204 году, занятый ныне художественными и разными другими редкостями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛУВР древний королевский дворец… … Словарь иностранных слов русского языка

ЛУВР - в Париже, первоначально королевский дворец; возведен на месте замка в 16 19 вв. (архитекторы П. Леско, К. Перро и другие), с 1791 художественный музей; богатейшее собрание древнеегипетского, античного, западноевропейского искусства … Современная энциклопедия

Лувр - (Louvre) в Париже, памятник архитектуры и музей, одна из архитектурных доминант исторического центра города. Первоначально королевский дворец на месте замка начала III IV вв. (1546 XIX в., архитекторы П. Леско, Л. Лево, К. Перро и др.;… … Художественная энциклопедия

лувр - сущ., кол во синонимов: 1 музей (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Лувр - замечательнейшее из парижских общественных зданий, как посвоей громадности и архитектуре, так и по заключающимся в немдрагоценным коллекциям. Название этого здания произошло от некогданаходившегося здесь Волчьего леса (Luparia, Louverie), в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЛУВР - лист учёта времени работника … Словарь сокращений и аббревиатур

Лувр - (Louvre) памятник архитектуры в Париже; первоначально королевский дворец, затем художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира. Строился на месте замка начала 13 14 вв. В 1546 74 П. Леско возвёл дворец в формах… … Большая советская энциклопедия

ЛУВР - (Louvre) бывший дворец франц. королей, с 1793 художеств. музей, одно из величайших художеств. хранилищ мира. Наз. Л. происходит, вероятно, от позднелат. lupara места сбора охотников на волков. Сооружен на месте воздвигнутого в 13 в. королев.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Лувр , Резько И. (ред) , Богато иллюстрированное подарочное издание в твердом переплете с трехсторонним золотым обрезом. Один из величайших музеев мира - Лувр - открывает перед вами свои двери, приглашая взглянуть на… Категория: Миниатюрные издания Купить за 556 руб
  • Лувр , Резько И. (ред) , Лувр - архитектурно-историческая жемчужина Парижа и один из величайших музеев мира. Богатейшая коллекция Лувра представляет собой уникальную всеобщую историю искусств: от Древнего Востока до… Категория: