Белая башня. Долговая башня александра лунева Месторасположение Государственного Музея-Заповедника «Царское Село»

1821-1827, архитектор А. А. Менелас.

Белая башня возвышается вблизи правого крыла Александровского дворца на территории так называемого "зверинца". Сооружение спроектировал и построил архитектор Адам Адамович Менелас (Adam Menelaws) в 1821-1827 годах в псевдоготическом стиле. Первоначально здесь, на восточном бастионе Зверинца, находился люстгауз - небольшой парковый павильон с куполом, созданный в 1750-1752 годах по проекту архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. Бастион, ров и часть сохранённых конструкций люстгауза были включены Менеласом в новый комплекс Белой башни.

Высота башни - донжона (главной башни средневекового замка) 37,8 метра. Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила своё название. Вокруг башни разбили садик, и весь комплекс огородили чугунной решёткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка. Кроме того, по проекту выдающегося русского поэта Василия Жуковского (воспитателя наследника Александра Николаевича), рядом с воротами-руиной возвели предмостное укрепление - земляную крепость, в плане повторяющую восьмиконечную звезду (согласно фортификационному учению известного французского инженера XVII столетия, маршала Франции Себастиана де Вобана).

Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проёмы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проёмов располагаются ниши со статуями. Над вторым ярусом поднимается высокий четырёхгранный столп, скупо прорезанный оконными проёмами и завершённый зубчатым парапетом.

В декоре фасадов башни строгость гладких белых стен оттенена богатством пластического убранства. Чугунные скульптуры рыцарей отлиты на Александровском заводе по моделям Василия Демут-Малиновского. Четыре чугунных льва fotki.yandex.ru/next/users/amskhalaya/album/228011/view... на террасе изготовлены по модели К. Ландини. Облик рыцарей с национальными чертами англичанина, немца, француза, а также древнерусского витязя напоминал о странах-участницах Священного союза, основанного по идее Александра I по окончании наполеоновских войн.

В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: росписи исполнили Джованни-Батист Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс, паркеты выполнил мастер Михаил Знаменский.

Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности, а в конце XIX - начале XX века отсюда снимались панорамные виды Царского Села для почтовых открыток. Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге.

Стоящая рядом декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жильё. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.

Башня использовалась детьми императора Николая I - великими князьями Александром, Николаем, Михаилом и Константином. И в дальнейшем, на протяжении всего своего исторического существования павильон оставался местом игр, воспитания и образования царских детей. Здесь они брали уроки рисования, занимались гимнастическими упражнениями, обучались фортификации. Установленный на обзорной площадке телескоп служил для практических занятий по астрономии.

В 1830-е годы на семи площадках вокруг башни были размещены характерные для своего времени гимнастические снаряды и спортивные игры: кегельбан, дорожка для бегания в виде лабиринта, гигантские шаги ("столб с вертлюгом для бегания вокруг"), различные виды качелей и каруселей, бревно для эквилибрирования, снаряды для прыжков и подтягивания, мачта с полным корабельным оснащением и верёвочными лестницами, окружённая "сеткой для прыгания" (аналог батута). Когда императорская семьи отсутствовала, Белая башня была доступна для публики.

Высота сооружения сыграла отрицательную роль в её судьбе в военное время: она использовалась фашистами в качестве наблюдательного пункта для корректировки обстрела местности, и поэтому сама стала мишенью. В 1941-1944 годах верхний этаж был полностью разбит советской артиллерией, сильно повреждённые стены постепенно обрушились до террасы.

Решение о восстановлении было принято лишь в 1980-е годы, тогда же институт "Спецпроектреставрация" и архитектор Ирина Павлова подготовили проект воссоздания павильона. Спустя ещё десятилетие, в 1990-е, было воссоздано историческое объёмно-пространственное решение башни; архитектура фасадов, включая балконы и террасы, столярные заполнения, элементы металлического декора и скульптуры рыцарей и львов; выполнена черновая отделка интерьеров. При реконструкции здания в соответствии с противопожарными нормами вместо единственной винтовой лестницы, соединявшей ярусы, была устроена двухмаршевая с деревянными ступенями на металлических косоурах. Восстановлены ворота-руина и мост через ров. В 2000-ом реставрационные работы были снова приостановлены и окончательно завершены в 2012 году. Башня открыта после ремонтно-реставрационных работ 10 октября 2012 года

В процессе ремонта была восстановлена система водоотведения, в цокольном этаже произведена консервация исторической кирпичной кладки стен, сводов, включая фрагменты, сохранившиеся от люстгауза Зверинца и узкого коридора в толще стены (так называемой потерны); отреставрирована сохранившаяся часть кованой винтовой лестницы, по замыслу Адама Менеласа объединявшей все ярусы башни; отремонтированы подлинные металлические печи.

Воссоздание элементов декора помещений выполнено по фотографиям начала ХХ века. В Гостиной восстановлен лепной плафон, мраморный камин, наборный паркет из берёзы, дуба и ореха и резной дубовый плинтус. В Кабинете - лепной декор плафона и наборный паркет. В помещениях, изображений которых не сохранилось, восстановлена штукатурная облицовка стен, лепные карнизы, установлен щитовой дубовый паркет.

Также воссоздана историческая планировка участка внутри бастиона. На специально распланированных площадках в 2013 году предполагается разместить аналоги спортивных снарядов, использовавшихся великими князьями в XIX веке. На бруствере появятся реплики 12 пушек XIX века, неподалеку от бастиона - в планах восстановление земляной крепости - кронверк "Звезда", очертания которой сохранились за воротами-руиной.

Комплекс "Белая башня" - памятник культурного наследия федерального значения в ГМЗ «Царское Село». В комплекс входят: павильон «Ворота-руина», павильон «Белая башня», Бастион Зверинца юго-восточный со рвом (остатки), ограда комплекса, земляная крепость-кронверк "Звезда".

История строительства комплекса

К концу XVIII века, когда пышность придворного быта уже отходит к прошлому, прекращаются и царские охоты. постепенно приходит в запустение, слезает позолота с и люстгаузов, постепенно вымирают звери… С по год ломаются стены и бастионы . Были сломаны все бастионы, кроме восточного. Бастион, на котором была построена башня, был сохранен по воле Императора и подновлен в году

Люстгауз - (нем. Lusthaus) парковый павильон в виде крупной беседки, обычно с богатым фасадным декором.

От старого расстрелиевского люстгауза сохранились фундамент и старинная потерна, Адам Менелас включил их в основу павильона.

Поте́рна (фр. poterne) - подземный коридор (галерея) для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Вид потерны изнутри - длинный коридор с переборками на входе и выходе. Потерны часто находились в скрытом месте, что позволяло оккупированным приходить и уходить незаметно.

Прототипом пятиярусной Белой башни со стрельчатыми окнами, по мнению Е. Ренне, явился английский замок Кэрис-брук. Вопрос о прототипах Белой башни и нуждается в дальнейших исследованиях историков архитектуры. Готический стиль в архитектуре характеризуется выгнутостью форм - поднимающиеся ввысь мощные стрельчатые арки, высокие башни, шпили и т. п. В построении зданий главную роль играет система столбов и подпорок, с перекинутыми между нами остроконечными стрельчатыми арками. Наиболее яркое выражение готический стиль нашел в co6opaх Франции, Англии и Германии.

Готические павильоны Александровского парка построены одновременно с перепланировкой значительней части парка по типу английских пейзажных парков. Распространение этих парков также связано с увлечением романтизмом. Их особенностью является такое подражание естественному пейзажу, в котором не чувствовалась бы рука человека. Павильоны и искусственные развалины должны были являться художественным дополнением к пейзажу и подчеркивать его романтичность. Среди всех готических павильонов Царского Сел Белая башня наиболее любопытна по своему содержанию. Она чрезвычайно ярко отражает увлечение рыцарством.

Башня-замок возвышается внутри бастиона на просторной площадке. Бастион был подновлен в году

Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила свое название. Вокруг башни разбили садик, и опоясали по внешнему периметру бастиона рвом с водой. Весь комплекс огородили .

Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися к верху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проемы и арка главного входа прорезают стены, причем количество окон с каждым этажом становится больше.

Это архитектурное соружение было связано с актуальной политической ситуацией. На тот момент это был Священный Союз . Лучше всего это отражено в скульптурном убранстве Белой башни. В ее основании стояли сделанные скульптуры рыцарей, представляющие англичанина, француза, немца и русского - представителей союзных государств. Часть фигур одета в средневековые доспехи французских рыцарей, другие - в латы и кольчуги русских воинов XI - XIII веков.

Существует предположение, что доспехи рыцарей Белой башни для В. И. Демут-Малиновского были выполнены по эскизам , а русские витязи были вооружены по образцам, предоставленными Олениным».

У подножия террасы Белой башни установлены четыре чугунные скульптуры львов, отлитые по модели К.Ландини в 1825 г. и установлены по углам террасы у Белой башни, три из них утрачены в 1941-1944 гг.

Следующим ярусом поднимается высокий четырехгранный столп, скупо прорезанный оконными проемами и завершенный зубчатым парапетом.

Большую сложность вызвала необходимость изменения винтовой лестницы башни - по современным требованиям противопожарной безопасности ее оставить было нельзя. Реставраторы сохранили на первом этаже фрагмент старинной металлической винтовой лестницы, а дальше была возведена новая металлическая маршевая лестница с деревянными проступями:


При этом лестничное помещение было выгорожено из исторических объемов. Это .

Интерьеры Белой башни

  1. В стилобате башни, на первом этаже находились столовая и буфетная, в них лепные потолки, на стенах живописное изображение букетов цветов и фруктов, работы худ. Додонова, мебель ясеневая, тут же хранились бумажные ширмы, на которых наклеены рисунки мужских и женских мод, вырезанные их можного журнала 20-х годов XIX в.

После реставрации на первом ярусе башни находятся и помещения для персонала, и зал, в котором демонстрируются старинные отопительные системы-


В комнате четыре окна и одна дверь выхода на балкон, откосы дверей и окон из светлого дерева с богатой резьбой, лепные потолки, по стенам .

Предназначением для игр и учебных занятий детей объясняется и несколько театрализованный характер отделки и убранства интерьеров, и всеми отмечавшаяся «курьезность живописи».

Откосы, двери и окна сделаны также из дуба и украшены богатой резьбой, изображающей фрукты и цветы. Стены комнаты покрыты росписью работы худ. Бернаскони, посвященной темам крестовых походов. Изображения средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами, перемежаются с орнаментами, состоящими из щитов и крестов. Такая тематика росписи, напоминающая о средневековых военних экспедициях на Восток для установления торговых путей, была особенно близка Николаю I, проводившему в то время захватническую политику на Ближнем Востоке (война с Турцией за Босфор и Дарданеллы).

Два старинных зеркала в резных рамах и два камина из белого мрамора (мастерская А. Трискорни) с зеркалами, тоже в богатых рамах. Зеркала имели по-готически заостренную формы, мебель дубовая с плетенкой. С лепного потолка спускались декоративные фонари, заканчивающиеся дубовыми резными чехлами. Ярким акцентом в интерьере были желтые с малиновым шторы.

  1. Далее винтовая лестница вела на 4 этаж в комнату, называвшуюся .


Дубовые наличники и откосы дверей украшены резьбой из виноградных и дубовых листьев к желудей. По углам - две резные колоссальные тумбы-колонны с разными рыцарскими бюстами наверху.

Руина представляет из себя разбитую ядрами часть стены замка около его главных ворот. Ворота иммитируют крепостной въезд с подъемной Над аркой помещалась лепная композиция с геральдическим щитом. В ней были устроены квартиры для прислуги Его Величества и конюшня.

Декоративная руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Они стилизованы под крепостные ворота с имитацией опускающейся решетки. Двухэтажные пристройки к башням использовались под жилье. Здесь до 1941 года жили сотрудники пушкинских дворцов-музеев.

Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.

В ансамбль Белой башни входит и и перекинутые, окаймляющий бастион ров с водой, которую Менелас провел подземными трубами из Детского пруда.

Фортификационная земляная крепость - кронверк "Звезда"

За воротами, насколько видно, видны остатки земляного укрепления, на постройке которого наглядно обучались фортификации августейшие сыновья Императора Николая Павловича - великие князья , и . Они занимались на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. В качестве предмостного укрепления по проекту воспитателя наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II), согласно учению знаменитого военного инженера Франции XVII столетиямаршала Вобана , была и возведена эта земляная крепость, в - шанец с зубчатыми откосами, покрытый дерном, которую они строили на протяжении 1841-1845 гг. под руководством учителя фортификации Ф. Ф. Ласковского.

По составленным на уроках чертежам и измерениям, они сами рыли рвы, строили укрепления, мосты, расставляли орудия и учились стрелять из пушек. Здесь же часто проходили у мальчиков уроки ручного ремесла: «долбил доску для ворот нашей крепости в Царском Селе», «пилил ворота», «долбил мост», «работал на крепости и штурмовал ее с нашими мальчиками», - частые записи в дневниках великих князей. В день рождения у наследника сына Николая 8 сентября 1843 г. великие князья Николай и Михаил собственноручно салютовали в честь племянника: «Сегодня у Саши родился сын Никса, очень миленький. После молебна мы стреляли с нашей крепости из двух орудий 101 выстрел».

Спортивный городок у стен башни

Внутри бастиона на площадке летом ставилась , вокруг нея натягивается сетка для прыгания. - высокая корабельная мачта со всеми снастями и веревочными лестницами, окруженная у основания натянутой на столбы сеткой для прыжков. На ней великие князья Николай и Михаил под руководством учителя гимнастики Л. И. Линдена упражнялись в лазании, а великий князь Константин вместе со своим дядькой Ф. С. Лутковским учился выполнять необходимые моряку приемы.

«Были на сетке и примеряли марсель, великий князь сам привязывал парус и продевал все снасти, что, как казалось, очень его занимало, и он усердно работал», - отмечал Ф. С. Лутковский. Возле гимнастической площадки для детей был разбит небольшой огород, на котором они сами сажали рожь, деревья, рыли маленькие водоемы для поливки саженцев, учились варить картофель под руководством роты Дворцовых гренадер. Эти заслуженные георгиевские кавалеры были приставлены к императорским детям для присмотра и содержания в порядке игровых площадок, обучения детей столярному мастерству, ружейным приемам, искусству барабанного боя. Он и устраивали для детей фейерверки, ухаживали за собаками, рассказывали истории из военной жизни и нередко позировали для портретов на уроках рисования. «В Царском Селе живет унтер-офицер, который не должен делать ничего иного, кроме как обучать маршировке маленьких великих князей. Он точно также пожизненно на казенном счету. У мачты в саду, на которую карабкаются великие князья, всегда стоит на посту матрос. И он тоже пожизненно зачислен на казенный счет», - отмечал приехавший в Россию в 1839 г.

Здесь летом, во время отсутствия Высочайшего двора, парк был открыт для публики, собиралось множество детворы.

Очень часто по воскресеньям мы ходили «на сетку» в Александровский парк. Сетка представляла из себя большой квадрат из прочной рамы, на которой туго была натянута сетка из веревок, с такими ячейками, чтобы не могла провалиться нога ребенка. На сетке можно было прыгать, валяться, но тебя только подбрасывало. По середине сетки стояла настоящая мачта с настоящим такелажем и рангоутом…

Мы любили лазать по вантам, спускаться на руках, и я однажды обжег себе ладони, слишком стремительно спускаясь вниз. Множество ребят ходило на сетку, но никогда не было слышно, чтобы там случилось какое-нибудь несчастье. Присматривали за ребятами «на сетке» несколько матросов Гвардейского экипажа.

Целые дни мы проводили на воздухе и, только вечером, усталые, перед ужином, приходили домой. Если вечер был хороший, то и после ужина мы долго играли на дворе, не обращая внимания на комаров. Заслышав звуки пения: «Отче наш…», доносившееся из 2-го стрелкового батальона, и музыку «зари», мы отправлялись на покой, кто на сено, кто в караулку. (Андреев И. Детство дворцового мальчика. Воспоминания церковного старосты . Литературная обработка текста и подготовка к публикации Николая и Марины Коняевых)

Башня-телеграф

«В 4 ч. мы пошли обедать к сестрицам и после бегали в горелки и ходили на башню, где устроили телескоп, чтобы смотреть на комету. После чая в залах и чтения в 9 ч. мы с сестрицами отправились на башню смотреть комету, но ничего не видели», - писал в своем дневнике цесаревич Александр Николаевич. С 1839 г. для астрономических наблюдений дети императора стали ездить в новую .

Режим работы

Часы работы: 10 – 18; касса до 17

Выходные дни: понедельник, вторник

Для посетителей без предварительной записи павильон открыт в среду, четверг и пятницу с 10:30 до 17:00 (без творческой мастерской по изготовлению гравюр); в субботу с 13:00 до 17:00 и в воскресенье с 10:30 до 14:00 (с творческой мастерской по изготовлению гравюр).

Интерактивная программа «В гости к рыцарю» для посетителей с детьми (без предварительной записи) проводится по субботам в 10:30 и воскресеньям в 14:30.

Cтоимость

Взрослые - 120 руб.
Студенты (кроме студентов ВУЗов РФ), члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, курсанты, военносл. ср. службы, пенсионеры по возрасту (граждане РФ и Республики Беларусь) - 60 руб.
Учащиеся (без посещения гравюрной мастерской, со среды по пятницу) - 50 руб.
Учащиеся (с посещением гравюрной мастерской, суббота-воскресенье) - 150 руб.

Билет на интерактивную программу «В гости к рыцарю» (без предварительной записи только по субботам в 10:30 и воскресеньям в 14:30):
Школьник - 200 руб.

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Царское Село. Александровский парк. Глава «Белая башня» книги «Пушкин. Дворцы и парки»;

Не менее удачным, чем Шапель, было другое парковое сооружение, воздвигнутое Менеласом,- Белая башня. Менелас начал ее в 1821 г. В создании Белой башни он показал себя большим художником, чувствующим красоту средневековой готической архитектуры.

Менелас создал не отдельно стоящее сооружение, а целый комплекс, связанный в единое целое общностью замысла. [Проектные чертежи Белой башни в ГЭ-ОР, №№ 12974, 12908, 12966, 17953-954. История постройки Белой башни освещена в небольшой работе А. Андреевской «Детское Село. Белая башня». Л., 1929. ] Его основой явился бастион старого Зверинца, единственный из четырех избежавший разборки. Стены бастиона и глубокий ров, наполненный водой, ограждали территорию, в центре которой высилась Белая башня. Одна из стен бастиона примыкала к монументальным воротам в виде руины крепостного сооружения.

Башня была окрашена в белый цвет, отчего и получила свое название. Она заменила находившийся здесь с середины XVIII века старый растреллиевский люстгауз - небольшой барочный парковый павильон, увенчанный куполом.

По высоте Белая башня превосходила другие парковые сооружения, такие, как Шапель, Башня-руина у Орловских ворот, Арсенал. Ее высота составляла 37,81 метра.

Во внешнем оформлении фасадов Белой башни Менелас использовал готические мотивы.

Характерную для готических сооружений устремленность ввысь он подчеркнул членением башни на три яруса. Широкие лестницы вели на низкую террасу, служившую основанием для кубического массива первого этажа. Террасу украшали отлитые из чугуна скульптуры лежащих львов, как бы преграждавших подступы к башне - «дому рыцаря».

Высокая четырехгранная башня завершалась зубчатым готическим парапетом. В первом ее этаже располагались два помещения - буфетная и столовая. Стены столовой украшала роспись - букеты цветов в корзинах, написанные художником Додоновым в 1827 г. Чугунная лестница связывала эти помещения с верхними ярусами. Из пятого яруса башни лестница вела на верхнюю площадку - крышу башни, откуда открывался вид на парки, окрестности города Пушкина и далекий Ленинград.

В годы войны Белая башня подверглась почти полному разрушению. Сохранилась в полуразрушенном состоянии только нижняя часть здания. Но искусственные руины у Белой башни почти не пострадали.

Две круглые Башни-руины соединены между собою переходом, прорезанным высокой полуциркульной аркой ворот. К башням примыкают симметричные двухэтажные пристройки - службы, использовавшиеся под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен стрельчатыми арками придают зданию готический характер. Это - ворота средневекового замка, перенесенные в пейзажный парк.

Кирпичная кладка стены бастиона, вплотную примыкающей к одной из башен, выветрилась, местами она покрылась мхом. Глубокий ров опоясывает бастион и доходит почти до ворот между башнями. Посетитель, приблизившийся к воротам, видит перед собой мост, как бы переброшенный через ров. В действительности это не мост, а декоративное сооружение: ров не продолжается далее, в сторону парка, и поэтому не было необходимости в сооружении моста.

По земляным откосам рва растут молодые клены. Их ярко-зеленая, густая листва скрывает обомшелые стены бастиона. Но особенно хорош Этот уголок парка в дни листопада, когда золотые листья кленов медленно падают и ложатся на черное зеркало канала.

Саша Лунев широко прославился 5 лет назад, когда залез в долги, чтобы купить старую водонапорную башню и кучу проблем вместе с ней. Теперь он со своей башней - живая всероссийская и даже всемирно известная достопримечательность Томска. Во сколько обошлась такая популярность, что потерял и приобрел радиодиджей, а также зачем мечте бизнес-план - расспрашивал Андрей Остров.

У всех есть странные желания, но не все их реализуют. Жить в башне из 6 этажей, конечно, интересно, но довольно неудобно. Откуда взялась эта идея? Из детства?

Все мы родом из детства, это правда. Я вырос рядом, за железнодорожным переездом на улице Мокрушина, в обычном многоквартирном доме. Это мой район, но башня все-таки возникла в моей жизни случайно в 2012 году, когда мэрия Томска в очередной раз попыталась сдать в аренду свое имущество хотя бы за 20 тысяч рублей в месяц. Это сооружение строилось вместе с Транссибом: паровозы должны были подходить сюда по железнодорожной ветке и заправляться водой.

Башня давно стала не нужна железнодорожникам и ее передали городу. Путей к ней так и не проложили, насколько я знаю, так что она осталась стоять одна на берегу Томи: вид с шестого этажа просто шикарен.

Какое-то ИЧП «Голубой огонек» в 90-е взяло башню в аренду и построило на месте угольного склада рядом с ней чебуречно-шашлычную, но «Огонек» потух и башня оказалась никому не нужна. А я тогда как раз искал себе жилье. Надо еще понимать, каким юным и сильным я был в то время…

Синдром Бени Крика? «Если бы к небу и к земле были приделаны кольца, вы схватили бы эти кольца и притянули бы небо к земле»?

Да! В 23 года я, выпускник никому не нужной и потому исчезнувшей специальности «Государственное регулирование национальной экономики», купил себе свою мечту - красную Audi TT - и гонял на ней по Томску. Я был уверен, что могу всё! Мои бизнес-проекты были успешны, к концу нулевых я продал TOMTEL созданную на Телецентре домашнюю компьютерную сеть DаNеt за очень вменяемые деньги.

Скажем так, мой партнер смог купить две хороших квартиры после выхода из бизнеса. А я поехал в Италию, куда-то еще. Рассчитывались с нами поэтапно, в течение года, но я все равно чувствовал себя богатым человеком, начинал новые проекты, все получалось, и вот в этом состоянии всемогущества я нашел башню или она нашла меня… Мне казалось, я все посчитал: надо вложить в башню миллион рублей и можно начинать жить. Но вкладывать такие деньги в арендуемое имущество было бессмысленно. Я захотел стать собственником.

Вложился в мечту

- Выяснилось, что это долгая дорога: требовалось решение Городской думы, потом аукцион… Но я же был всемогущ и очень торопился. Мне казалось, что охотников на такой лакомый объект будет очень много… В конце концов чтобы провести аукцион, мне пришлось договориться со своим товарищем, чтобы он тоже в нем поучаствовал. Он поднял цену, я перебил - и всё! Башня моя! 1 января 2013 года я пришел к ней с лопатой и потратил день, чтобы откопать ее от снега…

- Нашел «мое сокровище»…

Почти. Я, конечно, понимал, что башня в не очень хорошем состоянии, но действительность оказалась еще хуже. Памятник регионального значения «ремонтировался» один раз - в 1982 году застеклили окна. За прошедшие годы провалился один из 8 сегментов шатровой кровли. Труха вместо досок, грибок на гниющих балках, разруха полная. Денег к тому времени у меня уже было не так много.

Но я ничего не боялся. В молодости мы же часто говорим себе: я что-нибудь придумаю! Иногда придумывается, иногда нет… В общем, тогда я начал занимать деньги. Теперь рассказываю, как не надо поступать ни в коем случае. Полтора миллиона рублей для покупки башни были полностью заемными.

К тому времени я уже закрыл в банках порядка 7-8 кредитов, у меня была безупречная кредитная история и мне с удовольствием давали в долг. К тому же у меня было словесное обещание одного из томских банков открыть мне кредитную линию под залог башни: если в ходе ремонта растет стоимость башни - растет объем кредитования. Я был полон самых радужных надежд и даже не задумывался иногда, где и на каких условиях беру потребительские кредиты: 30 %, 40 %...

Уже осенью 2013-го «что-то пошло не так». Все мои доходы уходили на выплаты по кредитам, а ремонт в башне резко затормозился. Я много чего делал сам: выгреб отсюда 8 тонн мусора, поднимал наверх двухтавровые балки, бетон для перекрытий, кирпичи для стен… Я был худой, сильный, но и затраты росли как снежный ком: только стоимость проекта восстановления выросла в 10 раз, не говоря уже об инструментах и материалах.

Я прибежал в банк, который обещал дать мне кредит под залог собственности, но кредитный специалист банка потребовала документы. «Памятник? - спрашивала она. - Подписывали обязательство восстановить? Ну… Нам, конечно, надо его посмотреть… Тысяч 400 сможем вам дать». Я надеялся как минимум на 2 миллиона.




В 2014 году я заистерил и стал брать кредиты на погашение кредитов: так нельзя делать абсолютно точно. В 2015-м состоялся мой личный дефолт: отказ платить по обязательствам. Это очень сложно пережить.







- То есть никакого бизнес-плана не было. Но расходы же ты считал?

У меня все записано: в компьютере висит такой огромный чудо-файл. За 5 лет расходы на восстановление башни и пристройки к ней на месте угольного склада и бывшей шашлычной составили около 3,5 миллионов рублей. А в 2014 году я заистерил и стал брать кредиты на погашение кредитов: так нельзя делать абсолютно точно. В 2015-м состоялся мой личный дефолт: отказ платить по обязательствам. Это очень сложно пережить. Тяжело сказать себе накануне возраста Христа: ты не платежеспособен и загнал себя в такую ситуацию, из которой надо выбираться годами. Хорошо, что нашелся частный кредитор, который выдал мне 2 миллиона рублей под 12 % годовых под залог башни. Фактически он меня спас. Потому что башню могли отобрать в любой момент, и тогда все пошло бы прахом.

Моя цель делает меня счастливым

- Возможно, стоило бросить эту затею и жить дальше? Нельзя же быть рабом башни и положить на нее жизнь.

Я так не могу. Прежде всего потому, что не могу подвести людей, которые меня спасли. Но главное - оглядываясь на свою 35-летнюю жизнь, я понимаю, что башня - это самое значительное, что я сделал и делаю до сих пор, и бросить ее - означает лишиться цели, каких-то ориентиров по жизни. Когда занимался провайдингом в «нулевые», я немало видел людей, которые начинали успешный бизнес и на каком-то этапе им казалось, что жизнь уже удалась, можно ею наслаждаться и в этом и заключается смысл существования. Они переставали работать над собой, просто переставали работать, а рынок стал меняться, трансформироваться, и сегодня эти люди смотрят на себя, как ослик Иа: жалкое зрелище. Они употребляют алкоголь каждый день на осколках империи, их еще пока зовут старые заказчики, но и они заканчиваются.

У меня есть коллега, у которой сбылись все девичьи мечты: она вышла замуж за обеспеченного москвича, живет в столице, родила ребенка, у ребенка няня, она ездит по морям-волнам, а счастья нет. Вон идет мой сосед снизу - глубоко несчастный человек. Он бесцельный алкоголик, и некоторое время назад мы спасали его от тюрьмы, потому что он нашел чужие кредитные карточки и за три дня пропил 120 тысяч рублей. Причем не помнит, как он это сделал. Я не хочу туда, вниз, к нему. На самом деле я богатый и счастливый человек, потому что у меня есть цель, мечта.

То есть ты поддерживаешь мысль о том, что богатый человек не тот, у которого много денег, а тот, у кого много долгов?

У меня действительно нет денег, это сильно облегчает мое общение с кредиторами, банками, коллекторами. Когда они приходили, звонили, пугали, писали ужасы с фейковых аккаунтов - я просто разводил руками. Все, что у меня есть, - это башня, и она в залоге до 2023 года. Меня пугали уголовным преследованием за финансовое мошенничество: якобы я нарочно брал кредиты, зная, что не смогу их отдать. Я отвечал: ок, посадите меня, но быстрее деньги к вам от этого не вернутся.

- Но ты же не банкрот официально?

Нет, я не банкрот. Мой личный дефолт наступил раньше, чем было узаконено банкротство физических лиц. В один ужасный день я не смог платить банкам и честно им признался в этом. Они подали в суд и, естественно, выиграли иски ко мне. Как только решения судов о взыскании с меня долгов вступили в силу, я сам пришел к своему районному приставу. С тех пор у меня нет своей машины, нет кредитных карт, закрыт выезд за границу, а многие банки вообще отказываются открывать мне счета. Башня к тому времени уже была в залоге у частного лица и осталась со мной.

- Ты очень спокойно об этом рассказываешь…

Если ты честно признался себе в собственной несостоятельности, проговорил это вслух, становишься спокойнее. Правда, если бы у меня была заначка, я бы прятал ее, думал, не отдать ли часть особо настырным коллекторам, - я бы с ума сошел. Я знаю таких несгибаемых людей, которые рассыпались в один миг. Они, как ежик в анекдоте, были сильные, но хрупкие. Однажды коллекторы поняли, что у меня правда ничего нет. После всех наездов, угроз позвонила очень вежливая женщина и спросила, не хочу ли я купить свой собственный долг за 10 % от его величины. Я сказал, что это великолепное предложение, но денег у меня, правда, нет. Тогда она сказала, что у меня, возможно, есть друзья, которые могут купить мой долг и сочтут это инвестицией. Такие друзья нашлись. Но даже после таких дружественных инвестиций мой суммарный долг - около 4,5 миллионов рублей. При оптимистичном сценарии я, работая фактически завхозом в фирме, выкручусь года за 3-4.

Кто, если не я?

- Расскажи, каким будет твой первый день без долгов?

Вряд ли такой день вообще теперь наступит, чтобы я проснулся и подумал: ха! Я никому и ничего не должен. Когда я закончу с башней, начну заниматься улицей 19-й Гвардейской Дивизии, потому что рядом со мной переполненная мусорка, водоколонка без канализации и грунтовая дорога в непросыхающих лужах. Никто кроме меня этим заниматься не будет - окрестные жители атомизированы: один живет за 3-метровым забором, дальше - метеостанция, вокруг которой ничего делать нельзя, и детская спортивная школа. Никому, по большому счету, этот участок улицы не нужен. А мне нужен. Я продолжаю ходить по кабинетам.

Мне сейчас предлагают замостить улицу плиткой, снятой во время реконструкции площади Ново-Соборной. Но плитку надо на что-то класть, нужна спецтехника и бордюры по 300 рублей за погонный метр, а это минимум 90 тысяч рублей… Кроме того, история с башней стала катализатором совершенно других вещей. Я начинаю новый проект на радио «Сибирь». Ко мне приезжают люди из других городов и стран и иногда не просто посмотреть. Сейчас вызревает проект с Екатеринбургом, и уж там точно будет бизнес-план, а кредитов не будет.

- Все-таки я так и не понял: жизнь взаймы - это зло или добро?

Пистолетом и добрым словом можно добиться, как известно, гораздо большего, чем одним добрым словом. Вот кредиты - это пистолет. Можно убить себя, а можно пса, который нападает на твою девушку. Каждый решает сам, и это решение должно быть взвешенным. Нельзя брать кредит просто потому, что банк прислал вам СМС-ку.

5. Белая башня

Внутри единственного сохраненного бастиона оставшегося от ограды зверинца, на месте разобранного люстгауза, возвышается доминанта Александровского парка - .
Высота башни 37,8 метра. Башня и весь комплекс сооружений вокруг неё были построены в 1821–1827 гг. по проекту архитектора А. Менеласа. Территория комплекса предназначалась для игр и обучения сыновей императора Николая I (великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина), занимавшихся на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. На последнем этаже башни находилась мастерская придворного живописца, дававшего уроки рисования императорским детям.

Белая башня некоторое время использовалась для связи по оптическому телеграфу с караульным дозором на башне, стоявшей у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге.
Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе.
Во время Великой Отечественной войны башня служила наблюдательным пунктом для фашистов и в свою очередь хорошим ориентиром для защитников Ленинграда. Белая башня подверглась почти полному разрушению, целым остался только первый ярус.

Восстановление этого памятника началось только в 1990-х годах. Были выполнены работы по восстановлению пространственных очертаний башни, фасадов, черновая отделка помещений. В 2000 году работы были заморожены и возобновились только в 2011 году!
В октябре 2012 года восстановленный комплекс Белой башни открылся для свободного посещения. В восстановленных помещениях башни теперь работает детский центр ГМЗ «Царское Село».
В летнее время на башне открыта смотровая площадка, с которой можно рассмотреть Царское Село с высоты птичьего полёта. На смотровую площадку пускают только с экскурсоводом, группами по 5-15 человек. Зимой и в плохую походу выход на смотровую площадку закрыт.

Стоимость посещения Белой башни в Александровском парке

Стоимость билетов для взрослых -150 рублей, для пенсионеров, учащихся и студентов - 80 рублей. Для посетителей младше 16 лет – бесплатно!
Экскурсии для индивидуальных посетителей с выходом на смотровую площадку проводятся только с 12:00 до 17:00 (среда - воскресенье).
Администрация ГМЗ «Царское Село» как всегда идёт навстречу посетителям и, наверное, именно поэтому график работы Белой башни настолько удобен, что доступ в неё для работающих жителей города в будние дни фактически закрыт.
Зато по субботам и воскресеньям в 14.30 в Белой башне проводятся мастер-классы для детей с родителями (по предварительной записи по телефону 466-80-12).

Расписание мастер-классов в Белой башне

6. Фонарь архитектора Максимова

За современной границей Александровского парка, напротив Фёдоровского собора у Ковшового пруда, находится небольшое кирпичное сооружение, отдалённо напоминающее церковную звонницу. Случайному прохожему вряд ли откроется смысл этого сооружения, сиротливо притулившегося среди раскинувшихся ветвей дикой яблони.
Это необычная постройка - фонарь, построенный в неорусском стиле архитектором В.Н. Максимовым для последнего царя. Известно, что Николай II в районе 1909-1910 гг. заказал проект фонаря и часовни в память о святой равноапостольной великой княгине Ольге. Часовню предполагалось построить у подъезда к Федоровскому собору, с противоположной от фонаря стороны Ковшового пруда, но полностью проект реализован не был, а вот фонарь стоит до сих пор.

Современное состояние царского фонаря, давно растерявшего всю штукатурку, но чудом устоявшего, представляет собой немой укор администрации города, музейщикам и церкви. Фонарь не числится ни в каких фондах, никому не интересен, всеми забыт и продолжает медленно разрушаться под сияющими куполами Фёдоровского собора.